Слово пастыря. Знай свою меру: о духовном здоровье

23 июля 2022 г.

Иерей Сергий Гришанов, клирик Христо-Рождественского собора, г. Липецк.

– В своей практике я очень часто сталкиваюсь с тем, что люди в духовной жизни всеядны, в том смысле, что они без рассуждения подходят к чтению канонов, акафистов, Псалтири, творений святых отцов. Без какого бы то ни было рассуждения они смотрят православные передачи, слушают православное радио, читают какие-то статьи и так далее. И это обилие, просто море духовной информации, духовной пищи порой служит не их обогащению, а внесению в их сердца некого разлада.

Люди подходят и спрашивают: «Батюшка, почему Вы сегодня сказали так? Мы слушали передачу, и в ней батюшка говорил об этом по-другому». Или: «У этого святого отца написано так, а у другого – совсем по-другому». Человек, который, может быть, не обогатился еще внутренне подлинным знанием, знанием своей меры о самом себе, вместо духовного богатства от большого знания получает какой-то внутренний разлад в своем сердце, в самом себе.

Некоторые строгие священники рекомендуют не читать и не смотреть ничего внешнего, а ум и сердце всецело погружать в религиозную литературу и молитву. И достаточно много людей, серьезно относящихся к делу своего спасения, особенно пожилого возраста, так этому и следуют. И что из этого получается? А получается то, что человек становится как бы духовно всеядным.

Давайте посмотрим на нашу обыденную жизнь. Когда мы стараемся питаться здоровой пищей, разве мы едим всё подряд? Нет, конечно. Кто-то спросит: «Мясо – это хороший продукт?» Да, наверное, это продукт хороший. Но если накормить мясом двухлетнего младенца, например, дать ему пять котлет, что с ним может случиться? Пожалуй, придется вызывать ему скорую. Молоко тоже неплохой продукт, но 70-летнему или 80-летнему человеку порой от него тоже может быть не очень хорошо. Оказывается, людям разного возраста, каждому человеку в зависимости от состояния его здоровья, особенностей его организма нужна разная пища.

Так и в отношении пищи духовной. Когда мы говорим о своей духовной жизни, о своей душе, мы считаем, что можем потреблять все подряд, без разбора. Следствием такого неразборчивого отношения к духовной жизни становится то, что сердце человека, его внутреннее, душевное, духовное «я» не развивается, оно остается на одном и том же уровне. А что же тогда развивается? А развивается его умственная составляющая – представление о самом себе, и человек живет в полном отрыве от своего глубинного «я», которое совсем не зреет.

Человек, скрупулезно рассматривая свои грехи, думает: «Надо еще это прочитать, вот это я еще не прочитал, это и это не сделал», – и происходит тотальный отрыв от его внутренней составляющей. И если его спросить: «А хочешь ли ты молиться, хочешь ли ты это читать, желает ли этого твое сердце?» – то он даже может не понять, о чем идет речь, потому что у него есть некая внутренняя схема, которой он слепо следует и которая затмевает собой все: вот так положено, вот так правильно.

Имеет ли это отношение к духовной жизни? Боюсь, что зачастую не имеет. Это имеет отношение к какому-то выполнению внутренних ритуалов, чтобы получить одобрение перед самим собой, когда набирается огромное количество молитвословий – кафизм, акафистов, канонов и прочего. А что происходит потом? Мы в своей жизни неоднократно сталкивались с тем, что у многих людей происходил как бы откат назад – они вообще переставали молиться на долгие месяцы, а порой и годы.

Такая духовная неразборчивость, духовная всеядность при внешнем благополучии, когда человек столько молится, столько читает, смотрит, слушает, порой наносит ему вред, потому что он не пользуется добродетелью, которая именуется рассуждением.

Поясню это на примере. Это было более 20 лет назад. Один мой семинарский товарищ вдруг стал унылым, замкнулся в себе, так что с ним стало сложно общаться. Это его уныние все увеличивалось и увеличивалось, и мы не могли понять, что с ним происходит. Однажды он поехал в Москву, в Данилов монастырь, к известному духовнику отцу Даниилу и вернулся оттуда счастливым, улыбчивым, радостным. Мы спросили: «Егор, что с тобой произошло?» И он ответил: «Знаете, оказывается, мне можно не идти в монашество».

А он надумал себе, что ему нужно быть монахом. Он начитался святых отцов, а там, простите за это современное выражение, звучал такой тренд, что монашество – это замечательно, монашество – это самое главное. И он подумал, что если это самое важное, значит, ему нужно следовать этому самому важному. И чем больше он брал себе это в голову, тем более сильная депрессия его охватывала.

Он поехал к духовнику, мнение которого уважал, и тот ему сказал: «Нет, Егор, не нужно тебе быть монахом, тебе нужно жениться», – и человек в одночасье изменился. Одна поездка сделала человека счастливым. Потом он стал священником, служит сейчас в Пензенской епархии, и у него жена и семь или восемь детей.

Оказывается, то, что мы можем считать самым добрым, способно нам навредить, а мы, православные христиане, особенно миряне, об этом даже не догадываемся. Мы привыкли думать, что вред нам может принести только грех, и только на это мы обращаем внимание. И мало кто из нас понимает, что для нас может быть вредным много молиться, много читать духовной литературы, потому что мы еще не созрели, не дозрели до этого. Наш духовный уровень может быть крайне низким, и в этом нужно себе признаться.

Как же узнать меру, в которую созрел человек? Святые отцы, можно сказать, в один голос говорили, что молиться нужно постоянно, чтобы не было так, что сегодня я прочитаю целую книжку молитв, а затем пять дней не буду молиться вообще. То есть ежедневно нужно читать примерно одинаковое количество молитв (опять же какие-то отхождения от этого возможны), и нужно взять такой минимум молитв, которым ты сможешь молиться каждый день.

Святые отцы советовали молиться столько, чтобы еще хотелось молиться, а не так, чтобы в нетерпении посматривать на часы и листать молитвослов, глядя, сколько страниц еще осталось читать. То есть молиться нужно так, чтобы сердце желало молиться, а когда ты закрываешь молитвослов, чтобы оно не испытывало пресыщения молитвами и не радовалось, что наконец-то все это закончилось.

А что касается духовной литературы, мало кто из нас может правильно ее читать. Братья и сестры, все мы нездоровы, все мы глубоко больны. Наш ум, наша воля, наше сердце поражены грехом вследствие грехопадения, и мы, к сожалению, не можем здраво оценивать ситуацию.

Если бы мы читали святых отцов просто для общего развития, это было бы одно. Но вот человек начинает применять к себе советы святых отцов, например, о великой добродетели – плаче. Вот он прослезился на молитве и подумал: «Наверное, у меня появляется эта добродетель», – и уже ушел мыслями куда-то не туда, не в ту сторону. Он уже начинает искать в себе эти слезы, выжимает их из себя, и это не имеет никакого отношения к этой добродетели.

То есть мы не совсем способны трезво оценивать себя в контексте творений святых отцов. Необходимо очень большое смирение и трезвение, чтобы не применять к себе эти советы, чтобы увидеть свою малую меру, может быть, тот первый уровень, первую ступень, на которую мы только-только взошли. И когда мы, смиряясь, мало-помалу начнем применять к себе советы святых отцов, может быть, тогда они и будут нам полезны. А по-другому они могут быть нам совсем неполезны.

И здесь впору снова задать себе вопрос: где же критерий истины, как определить его в самом себе? Кстати, многие святые отцы говорили: если тебе пришел какой-то добрый, прямо очень хороший, правильный религиозный помысел, но в своем сердце ты чувствуешь сильное смущение, не нужно спешить, нужно подождать – возможно, этот даже правильный помысел не от Бога.

В качестве примера давайте вспомним слова Господа из Евангелия: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим. Я знаю одного человека, правда, теперь он перестал ходить в храм, который, можно сказать, в буквальном смысле слова откликнулся на зов Божий. Одна семья прихожан очень нуждалась в жилье, и этот человек отдал им свою квартиру. Я был этому свидетель. У этого одинокого пожилого человека было две квартиры, и одну из них он переписал на эту семью с пятью детьми.

Казалось бы, какой добрый, замечательный поступок! Но человек слаб, он не удержался, и все кончилось тем, что он забрал назад эту квартиру и еще заставил эту семью заплатить ему несколько десятков тысяч, потерянных им на этой купле-продаже, на риелторе и так далее. Он даже меня заставлял повлиять на эту семью, чтобы они вернули ему эти деньги. Почему же так случилось? Да потому, что он совершил поступок не в свою меру.

Наверное, красной нитью сегодняшней нашей беседы должна быть мысль – знай свою меру. А для того чтобы доподлинно узнать свою меру, в какую мы можем молиться, трудиться, творить милостыню, читать творения святых отцов, нужно просить у Господа нашего Иисуса Христа мудрости, вразумления, нимало не сомневаясь, что Господь пошлет добрый помысел в наш ум и обогатит наше сердце знанием о самих себе.

Записала Людмила Белицкая

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 08 октября: 02:45
  • Воскресенье, 09 октября: 07:45
  • Суббота, 15 октября: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​