Слово пастыря. Великий пост

12 марта 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
Всех сердечно поздравляем с Великим постом. Потому что Великий пост – это время радости для нас, то время, когда мы можем побольше быть с Богом. Когда и Церковь как наша Мать, и какие-то жизненные обстоятельства, и особенности богослужения, особенности молитвы буквально заставляют нас, порой нерадивых, быть ближе к Богу, когда мы можем насладиться общением с Ним, дабы с радостным сердцем, со свободной, спокойной душой встретить праздник Воскресения Христова.

Говоря о Великом посте, мы, наверное, можем отметить, что в современном обществе взгляд на пост неординарен, неоднозначен. Каждый человек воспринимает его по-своему, считает его личным явлением в своей жизни. И сегодня мы с вами посмотрим, почитаем, изучим – узнаем, как люди в дореволюционной России смотрели на пост, как они старались воспринимать его и как  постились.

Открываем произведения таких авторов, как Шмелев или Никифоров-Волгин, и во многих из них находим очень интересную вещь: оказывается, в дореволюционной России настольной книгой, которую читали Великим постом и дети и взрослые, являлось «Сокровище духовное, от мира собираемое» святителя Тихона Задонского, епископа Воронежского и Елецкого, чудотворца. Святитель Тихон оставил нам огромное эпистолярное наследие. Что значит эпистолярное? Он оставил нам свои письма, свои духовные произведения, в которых основной мыслью, конечно же, является спасение человеческой души.

При этом стоит отметить, что эпистолярное наследие святителя Тихона мы можем называть и педагогическим. Потому что мы не только воспитываемся сами, воспитываем свой внутренний мир, изучая его творения, но и можем воспитывать на этих творениях своих собственных детей, подростков и тех людей, которым нужна определенная духовно-просветительская помощь.

Для тех, кто не знает: святителя Тихона Задонского на Руси называли «русским Златоустом». То есть по богословскому уровню, по глубине писем и книг этого святого сравнивали со святителем Иоанном Златоустом – великим учителем Церкви Христовой.

Открываем творение святителя Тихона Задонского «Сокровище духовное, от мира собираемое». «Есть пост телесный, а есть пост душевный». Смотрите, как интересно: святитель буквально разрезает, разделяет для нас понятие поста. То есть пост, который мы соблюдаем, оказывается, не один, он разделяется на две категории: телесный и душевный.

«Пост телесный – когда чрево постится от пищи». Вот сейчас посмотришь – как легко стало поститься! Заходишь куда-то в столовую, в кафе – и везде надписи: «Постное меню». И говоришь сам себе: «Ну посмотри, как мы стали жить! Постись – не хочу! Столько постных яств, и не простых, а вкусных, изысканных. И если поставить на стол постные блюда, то порой складывается ощущение, что поста и нет – настолько все вкусно, сытно, разнообразно. Или, бывает, человек нажарит себе картошки буквально ведро, съедает всю и говорит: «Ну, это же постный продукт. Я пощусь. А то, что ведро съел вместо тарелочки, – это ладно, все равно не нарушил пост».

А есть пост душевный, и мы, забегая вперед, сами задаем себе вопрос: «Поститься телесно несложно. А поститься душевно: что это такое и сложно ли это?» Ответ мы опять находим у святителя Тихона Задонского: «Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодейства и всякой нечистоты. Изрядный постник – тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия».

То есть о чем говорит нам святитель? Что поститься важно языком. Потому что языком можно убить или воскресить, унизить или поддержать, вылечить человека. Язык – это такой орган, который, кажется, не устает. Он может творить как добро, так и зло. И от языка исходит очень много зла.

«И как же ты, – говорит нам святитель, – постишься телесно, воздерживаешься от пищи, а языком своим не постишься?» (Речь о клевете, осуждении, лести, лжи, празднословии.) «Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа и сердце свое – от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианин, пост душевный?»

Поститься, как говорит нам святитель, нам нужно и так, чтобы руки творили добро. Поститься нужно и сердцем, чтобы в нем не было раздражения, гнева, уныния, отчаяния, ненависти, обид на близких. Чтобы в сердце не было лицемерия, высокоумия, лжи и гордыни. Поститься нужно и ушами, чтобы они не слушали всякую клевету на других людей. В наше время ведь что свойственно человеку (хотя это было и раньше)? Мы слушаем, как другие плохо говорят о ком-то из наших близких или о том человеке, о котором мы вообще не знаем. Тебе про кого-то сказали гадость, а ты этого человека, может быть, не видел; если и видел, не знаешь, а если и знаешь, то знаешь только его внешнее, но не внутреннее. И ты по тому, что тебе рассказали, начинаешь об этом человеке составлять свое мнение. Не слушай плохое, ты не знаешь его. Каждый человек есть образ Божий, у каждого свой внутренний мир, в который никто никогда не сможет окунуться. 

«Видишь, христианин, пост душевный? Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой, – говорит святитель. – Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел, слов – и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают – и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками  пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра <…>. Истинный и прямой пост – воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся глаза твои от худого видения. <…> Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори добро. Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели и будешь всегда перед Богом поститься».

Какие выводы мы с вами можем сделать из того, что мы услышали, изучили, прочитали? Слово о посте проще, чем у святителя Тихона, наверное, очень трудно найти нам, людям, живущим в современном обществе. И мы снова и снова для себя как бы рисуем некий вектор, некую модель поста, осознаем, каким для нас должен быть пост. Пост телесный соблюдать очень просто, и святитель Тихон, заметьте, не уделяет много внимания телесному посту. Но он и не говорит, что не нужно поститься телесно – это нужно, потому что душевный пост невозможен без телесного так же, как телесный без душевного.

Поститься душевно гораздо сложнее. Как поститься душевно? Нужно языком воздерживаться от сквернословия, злословия, осуждения, лжи, раздражения, гнева. Нужно поститься сердцем: выгнать из него зависть, уныние, отчаяние, гордыню, обиды. Нужно поститься глазами: не смотреть на то, как живут другие люди, не смотреть на грехи других людей, помнить фразу преподобного старца Амвросия Оптинского: «Знай себя, и довольно с тебя».

Поститься нужно и ушами: прекратить слушать то плохое, что нам говорят о других людях. Уходить от этих речей, уходить от людей, которые разносят слухи о грехах и слабостях других. Ни в коем случае не делать выводы о другом человеке – мы его не знаем.

Поститься нужно так, чтобы ноги носили нас в храм Божий. А руки нам даны Богом, чтобы они творили добро. И поститься нужно не только 40 дней в году – Великий пост не должен заканчиваться праздником Воскресения Христова. Пост – это явление, которое должно навсегда стать частью образа жизни христианина.

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 26 июня: 07:45
  • Суббота, 02 июля: 02:45
  • Воскресенье, 03 июля: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​