Слово пастыря. Спешите делать добро

29 октября 2022 г.

Иерей Алексий Шумаков, клирик Христо-Рождественского храма Липецка.

– В Священном Писании, когда ко Господу нашему Иисусу Христу обращается один человек, мы читаем следующие слова: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему…. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Человек задает Спасителю вопрос: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Мы вспоминаем слова из просительной ектении, которые в храме священник или дьякон произносит и во время вечерни, и во время утрени, и во время Божественной литургии: «доброго ответа на Страшном Судищи Христове, просим». Перед этим идет прошение безболезненной, непостыдной, мирной христианской кончины. Эти прошения священнослужителем произносятся во время богослужения не один раз. «Исполним молитву нашу Господеви!» Хор поет: «Господи, помилуй!» И дальше прошения, о которых мы уже говорили: «христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном Суде Христовом просим».

Потом, когда священник выходит со Святой Чашей перед тем, как начинать причастие, он читает молитву перед Святым Причащением. Какими словами она заканчивается? «Тело Твое Святое, Господи Иисусе Христе, Боже наш, да будет ми в живот вечный, и Кровь Твоя Честная во оставление грехов». Если все это соединить вкупе, то получается основа, то, ради чего человек посещает Божий дом. Ради того, чтобы приготовиться к жизни вечной. Ради того, чтобы приготовиться к встрече с Богом.

Какой будет эта вечная жизнь, спрашивает человек у Господа в Евангелии? Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель отвечает: заповеди соблюди, и основную заповедь – возлюби ближнего своего, как самого себя. Слово «заповедь» переводится как «закон». То есть Христос говорит: соблюдай этот закон. И чтобы тебе наследовать жизнь вечную, чтобы научиться любить людей, которые рядом с тобой, – научись любить себя. Как интересно: возлюби ближнего своего, как самого себя. То есть, не полюбив определенной любовью самого себя как христианина, не воспитав себя как христианина, очень тяжело научиться любить настоящей любовью то общество, тех людей, которые находятся рядом с тобой.

Очень простой, в контексте данной темы, поучительный рассказ из жизни одного московского священника. Этот священник, ныне здравствующий, очень известный в России в писательских, педагогических и богословских кругах. Священник идет в дом престарелых, послушание у него такое: причащать, соборовать, исповедовать, добрым словом напутствовать тех людей, которые находятся в этом социальном заведении. И вот в одном из московских домов престарелых он причастил очень большое количество постояльцев. Спускается, уставший, собирается уже ехать в другое место по своим делам. В коридоре тишина, и вдруг слышно, как кто-то идет, задыхаясь, такое резкое дыхание, как врачи в таком случае говорят – упала сатурация, уровень кислорода в крови.

Оглянувшись, священник увидел женщину, на вид лет 90, очень пожилая. Белые волосы, одета в белый халат. Она везет тележку, на которой кастрюли с картошкой, супом, хлеб, компот, прочая еда, которую получали жители дома престарелых. Женщина задыхается, через каждую минуту останавливается, потому что ей очень тяжело идти. Видно, что она больна. Священник задает ей вопрос: что Вы делаете? Она отвечает: кормлю своих. Он спрашивает: кого своих? Она отвечает ему: тех людей, которые лежат здесь, в этом месте. А то поставят порой тарелку, положат ложку, хлеб, поставят чай, а человек не может сам это скушать, его нужно кормить, но о нем забывают, от него отходят, и он так и лежит голодный. А до кого-то и не дошли, кого-то забыли, и вот я кормлю своих.

Эта старенькая бабушка называет тех людей, которые находятся в этом заведении, своими. То есть все те, кто находится со мной рядом, все те, кого я вижу, все те, кого слышу, – они мои. Их проблемы – это мои проблемы, их горе – это мое горе и их радость – это моя радость. Священник, удивленный мужеством и неизреченным чувством жертвенности, любви этой бабушки, задает ей простой вопрос: «Не желаете ли Вы причаститься Святых Христовых Таин?» На что старушка отвечает: «Как же я могу, милый батюшка!» Посмотрите, как она называет священника: милый батюшка! И сколько в этих словах добра, любви, милосердия, сострадания, желания отдать себя другому человеку. Она стала отказываться, говорить о том, что она не готова, что она не постилась, что она не молилась, и тогда священник, вопреки всем правилам, на подоконнике разложил требный чемодан, достал Евангелие, Крест, зажег свечу, поставил образа и в коридоре причастил эту бабушку. Он даже не спросил, как ее зовут. Когда он накрывал ее голову епитрахилью и читал молитву, он назвал ее Любовью. Причастившись, она с радостным сердцем, с просветленным лицом пошла дальше творить свой маленький подвиг. Подвиг, о котором никто не знал, о котором она никому не рассказывала. Подвиг, которым она не кичилась, никому не хвасталась... Это все мои, я кормлю здесь своих…

Вот совсем простой рассказ. Какие для современного христианина он дает нравственные выводы? Первое. Как говорится в Священном Писании: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. То есть вы так должны жить, чтобы от вас шел свет добра, свет улыбки, свет радости, и тогда люди, видя это, прославят вашу веру, прославят Отца вашего Небесного.

Второе: ибо суд без милости не оказавшему милости.

Третье. Слова апостола Павла: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать… И как заканчивает апостол свое послание: носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Многие думают, что спастись – это иметь дома много икон. Спастись – это съездить куда-то в монастырь, обязательно искупаться, обязательно поесть в трапезной, обязательно приложиться к чудотворной иконе или мощам. Спастись – это прочитать в день десять или двадцать акафистов. Многие думают, что спастись – это выставлять напоказ свою религиозную жизнь. При этом существует одно «но». Если в этом спасении нет понятия любви, когда каждый ближний становится своим, когда ты живешь ради этого ближнего, –тогда это спасение может быть немного неправильным, потому что в этом спасении нет самого главного. Того, о чем говорит Спаситель: возлюби ближнего своего, как самого себя.

В настоящее время для нас открыты огромные возможности для подвига ради тех людей, которые рядом, и ради тех людей, которые далеко, но нуждаются в этой помощи. Бог каждому человеку дает такую возможность спастись. Как? Назвать всех людей своими и возлюбить их, как самого себя.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать