Слово пастыря. Одиночество и единство

5 ноября 2022 г.

Иерей Сергий Гришанов, клирик Христо-Рождественского собора г. Липецка.

– Обращали ли мы внимание на то, что когда к нам начинают относиться хорошо, комплиментарно окружающие люди, то мы сразу начинаем думать: за что они так хорошо к нам относятся? И мы в большинстве случаев находим в себе добрые примеры, или качества души, или способности и таланты, за которые к нам так хорошо относятся, нас любят, хвалят. И редко мы задумываемся о том, что человек может в нас вообще этих качеств не видеть и не замечать, а может хорошо к нам относиться потому, что он сам человек большого сердца и большой души. Потому, что он сам человек хороший, а не потому, что я хороший.

И вот представим себе, когда вы с кем-то общаетесь, вы создали миф о себе, а вам вдруг этот человек говорит, что он и не замечал в вас этих качеств, что он вас любит потому, что вы его брат во Христе. Вы бы огорчились, может, даже обиделись, раздражились на этого человека. А он же к вам хорошо продолжает относиться. Интересно, почему так получается? А получается это потому, что весь ход нашей жизни, мышления, рассуждений вращается вокруг своей оси, как волчок. Вот мы запустили волчок, раскрутили его, и он вращается вокруг своей оси. Так и я вращаюсь вокруг своей оси, внутри самого себя, со своими мыслями, чувствами, скорбями, проблемами, радостями, увлечениями, способностями. Все внутри себя вращаюсь.

К кому мы хорошо относимся? К тому, кто признает мое право на это «самовращение» вокруг самого себя, к тому, кто волей или неволей вовлекается в круг вращения вокруг моего «я», к тому, кого я вовлекаю. Того мы считаем добрым, интеллигентным, замечательным, хорошим человеком. Христос сказал про нас в этом контексте, что мы, как язычники, которые любящих их любят.

То есть тот, кто ко мне хорошо относится, кто ценит меня именно как личность, мое «я», кто вовлекается во вращение вокруг моего «я», – тот добрый, а тот, кто ломает эти стереотипы, пусть он даже очень по-доброму, милостиво ко мне относится, – он кажется мне каким-то не таким, что-то неправильное в нем есть, я бы такого человека избегал.

Слышали такое выражение: одиночество вдвоем? Это выражение относится к супругам, которые не достигли единства или утратили его и остались как бы в капсуле каждый, не соприкасаясь друг с другом. Это одиночество вдвоем выглядит уродливо, когда мы смотрим на семью, но когда мы смотрим на общество, на Церковь, то эти вещи мы порой не замечаем. А на самом деле мы все глубоко внутренне одинокие в той общности, в которой мы находимся. Мы одинокие в своем эгоизме и в своей самости. Мы одинокие не потому, что нас кто-то не принимает, а потому, что мы из-за этой круговерти, из-за этого вращения вокруг самого себя, этих мыслей, чувств вокруг самого себя не можем выйти за пределы самого себя, за пределы этой внутренней оболочки, мы становимся одинокими в своей большой христианской семье. В этом корень очень многих проблем, трудностей, страданий человеческих, потому что человек страдает от того, что его не понимают, к нему не так относятся, как бы он хотел, не принимают его таким, с его слабостями, а может, и не слабостями, а способностями и талантами.

И в этом случае редчайшее исключение составляет тот, кто задает себе вопрос: принимаю ли я другого человека таким, какой он есть, с его слабостями, с его талантами, с его отношением к самому себе? Нет, это очень редко так бывает. Может, разве что в моменты покаяния, в моменты, когда мы пересматриваем свою жизнь. Но в основном мы думаем о себе. Почему к нам так относятся, почему здесь нас не отметили, почему на нас не так посмотрели, почему несправедливость, почему этого повысили, а меня не повысили? Это бесконечный рой какой-то обиды, мелкой зависти, огорчений…

Но есть сильные личности, которые до таких мелочей, как огорчение, не опускаются. Они просто перешагивают через других, через их чувства, через их самость, через их эгоизм, топчут их, и таким образом они получают свое внутреннее удовлетворение. И каждый из нас может несколько человек таких назвать в своем окружении. Но это тоже не относится к тому, о чем говорил Христос. Если мы возьмем священническую молитву, в 17-й главе Евангелия от Иоанна сказано: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21). Нет, это не про этих людей, которые перешагнули через другого, и не про тех, кто сам в себе замкнулся и переживает свои скорби, свою обиду. А все Евангелие говорит о единстве, все Евангелие говорит о том, что нужно выйти из себя навстречу другому. Нужно остановиться в этой круговерти и забыть о себе. Это крайне сложно, это невыносимо сложно. Кто не пробовал этого, то кажется, что все достаточно просто, но когда человек поставил перед собой эту задачу и с Божией помощью пытается делать шаги в этом направлении – это подвиг, о котором сказал Господь: отвергнись себя. Об этом речь. Отвергнись себя, то есть отделись от себя, совлеки с себя свое «я», самость, эгоизм.

Это как змея вылезает из своей кожи, пролезая сквозь щель или какую-то теснину. И в этом смысле мы совершенно не правы, когда мы от других этого требуем. Ведь особенность в том, что мы к себе это не примеряем чаще всего. Теорию-то мы все знаем, мы все сейчас подкованы, книги духовные читали, в Интернете умные статьи читали. И мы сразу видим неправду другого человека, видим, что он эгоист, что он в себе самозамкнут, что он не хочет открыться навстречу мне. А мы требуем этого от него. Но можем ли мы от другого человека требовать подвига? Потому что отвергнуться себя, совлечься – это подвиг. И в этом смысле мы можем применить это только к самому себе. Увидеть, что это подвиг, а способен ли я к этому подвигу? И увидеть в себе неспособность к этому подвигу.

И хотя мы не способны к этому подвигу, но весь строй духовной жизни Церкви говорит нам о том, что мы как христиане и как личности можем реализоваться только в союзе с другими, в единстве с другими. И мы призываем людей, чтобы они шли в храм. Мы слышали, что Господь по этому поводу сказал: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. То есть Господь Cам призывает нас к единству. Вспомним Книгу Деяний апостолов, где апостол говорит: у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа. И они продавали свои имения, приносили и полагали все к ногам апостолов, и уже апостолы все разделяли. И вспомним в этом контексте в какой-то мере и себя, в лице Анании и Сапфиры, первых христиан, которые продали участок земли и утаили часть. И как апостол Петр сказал слово, и умерли они, и муж, и жена. Многие ужасаются этому. Ужасаются, что за их грех, такой вроде бы небольшой, а мы ведь согрешаем очень часто, они подвергнуты были смерти. Но убил их не Господь и не апостол Петр своим словом; можно сказать, что убил их грех, убила их самость, их эгоизм, потому что они хотели войти в то общество, где все были одно сердце и одна душа, где все были едины. При этом они хотели остаться сами по себе, со своими страстями, со своим эгоизмом, как бы внутри себя самозамкнутыми, но находиться в этом обществе. И это был очень жесткий пример для всей первой Церкви.

Мы тоже во многом подобны этим первым христианам, Анании и Сапфире, потому что мы постоянно хотим остаться закрытыми в себе, мы выстраиваем рубежи, мы обороняемся от окружающих, но другого пути, только как стать беззащитным перед Богом и человеком, – нет.  Стать без этой хитиновой оболочки, как моллюск без оболочки, нежный, ранимый. А это без помощи и благодати Божией невозможно. Но с помощью Божией это будет являться именно тем настоящим крестоношением, когда мы отвергаемся себя, своей самости, берем крест и идем навстречу Христу.

И в контексте этого разговора хотел бы вспомнить об одном человеке, Георгии Великанове, это не тот Павел Великанов, которого мы все знаем. Это человек, алтарник, который писал статьи, рассуждал о единстве, и очень хорошо рассуждал, и он говорил почти теми же словами, которыми говорю сейчас я. Но этот человек на деле, на примере явил то, что он декларировал. Он однажды вытаскивал с железнодорожных путей пьяного бомжа, который артачился, а приближался поезд. И Георгий погиб, спасая этого человека, причем этот человек остался жив, а Георгий погиб под колесами поезда, спасая пьяного бомжа. Когда он умер, его супруга в его бумагах нашла большой трактат о единстве, который не был напечатан и издан. Там он говорил, что нужно забыть себя и пойти навстречу ближнему, с Божией помощью.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать