Слово пастыря. Об осуждении. Протоиерей Олег Безруких

1 апреля 2023 г.

В студии протоиерей Олег Безруких, доцент кафедры философии, социологии и теологии ЛГПУ.

– Среди вопросов, задаваемых священнику, есть весьма злободневные, волнующие многих людей, и один из них – как избавиться от греха осуждения. Согласитесь, действительно волнующая многих проблема, об этом мы сегодня и побеседуем. И начнем с того, что попробуем разобраться, в чем вред греха осуждения.

Во-первых, когда мы осуждаем другого человека, то смешиваем и самого человека, и его грех в одну кучу, а это неправильно. А во-вторых, когда осуждаем, нам хочется его как-то зацепить, досадить ему, но при этом мы даже и целью себе не ставим изменить человека, сделать его лучше. И поэтому наше осуждение получается совершенно безрезультатным, бесперспективным, человек каким был плохим, таким и остался.

А вот как избавиться от греха осуждения? Для этого нам нужно научиться правильно смотреть на человека. Что здесь имеется в виду? Мы обычно, когда встречаемся, общаемся с человеком, то обращаем внимание на его внешность, на его лицо, на его внешние качества. А вот наша православная вера учит нас смотреть глубже, в суть самого человека. Поясню на примере учения священника Павла Флоренского. В одной из своих бесед он говорил, что если мысленно снять с человека одежду, то мы увидим тело. Если убрать телесную оболочку с человека – то по логике мы должны бы увидеть его душу, человек ведь из души и тела состоит. Но нет, не душу мы увидим, а толстую корочку греха на душе. И вот когда мы общаемся, душа с душой, – мы часто этими корочками друг друга царапаем, раним. Но если эту корочку греха с души соскоблить страданиями, некими жизненными испытаниями, то тогда из-под нее, как говорит отец Павел, вспыхнет яркий свет такой силы, что сможет залить собой все вокруг.

Примерно так же говорил и преподобный Серафим Саровский – если бы волей Божией приоткрылась душа самого ничтожнейшего из людей на земле, то из нее хлынул бы такой свет, что затопил бы всю вселенную. И Иисус Христос говорил, что внутри нас Царство Божие, Небесное, особое содержание – или, по-другому, образ Божий внутри человека. И вот так учит смотреть на человека наша Православная Церковь. Поэтому, когда мы осуждаем человека, то вместе с его деяниями мы осуждаем в нем и то Божественное, что в нем есть.

Итак, нам необходимо правильно смотреть на человека, это поможет нам его не осуждать. Но здесь нужно сделать некоторое уточнение: мы человека как носителя образа Божия – уважаем, ценим, любим, прощаем. А вот его дурные или порой даже мерзкие деяния, его грехи мы ненавидим, с ними мы боремся беспощадно и стараемся помочь человеку от них освободиться.

Это примерно так же, как доктор относится к своим пациентам: врач любит своего пациента, но беспощадно борется с его болезнью. Если попала инфекция в организм, то врач уничтожает все бактерии и вирусы, чтобы сохранить жизнь своего пациента.

Или возьмем другой пример: педагог, конечно, любит своего ученика, но если ученик допустил ошибку в задаче, то учитель ему скажет: «Петя, я тебя люблю, ты для меня очень дорог, но то, что ты написал, – это неправильно, поэтому я это перечеркиваю и ставлю тебе двойку за ошибку».

Когда мы встречаемся с человеком и его грехами, то должны уметь отделить одно от другого, это поможет нам найти правильное отношение и к человеку, и к его грехам. И повторяю: человека мы жалеем, уважаем, а с грехами его стараемся бороться и ему самому стараемся помочь от них освободиться.

Грех осуждения крайне невыгоден для нас с точки зрения веры, потому что он причиняет нам большой ущерб. Предположим, вы добрыми делами, подвигами свою душу окружили как бы некой стеной, и никакой враг пробиться внутрь вашей души не может. Но стоит вам допустить грех осуждения – вы сделали пролом в своей стене, и за эту стену тотчас хлынут враги, а то, что другие участки стены целые, вам уже не поможет. Это как пробитое отверстие в сосуде. Вы хотите сварить суп в кастрюле, а у вас вся вода вытекает.  Сколько бы вы сосуд своей души ни наполняли благодатью, сколько бы ни стяжали Духа Святого – вся благодать уйдет как из дырявого сосуда, потому что не может душа сохранить благодать, если в ней есть грех осуждения.

Была такая история, которую рассказывал святитель Димитрий Ростовский. Некий подвижник, отшельник-пустынник, стяжал к концу жизни такую благодать, что когда он вставал на молитву, видел себя перед распятием Иисуса Христа, как бы переносился через пространство и время в тот день, когда Господь страдал на Кресте. И молитва этого подвижника была необычайно сильная, он плакал о своих грехах, о мире. Но случилось так, что однажды к нему пришел знакомый монах из монастыря и, рассказывая о делах монастырских, поведал об одном монахе, который был ленивым, молиться не любил, трудиться не хотел (и зачем он поступил в монастырь?)... И вот наш подвижник, выслушав эту историю, даже ничего не ответил, он просто вздохнул осуждающе и сказал: «Ох!»

Монах ушел, подвижник, когда наступил вечер, встал на молитву, но что-то в этот раз было по-другому, какие-то грозные облака закрывали небо, там же был Господь, распятый на Кресте, и вдруг Господь обращается к ангелам и говорит: «Уберите от Меня этого антихриста. Он посмел прежде Моего Суда осудить брата своего». И с тех пор больше у подвижника не было той молитвы, которая была раньше. Десятилетиями он стяжал эту благодать и в один миг потерял. Святитель Димитрий Ростовский говорит, что один осуждающий вздох – и все прежде накопленное оказалось впустую, все утратилось. Вот насколько велик грех осуждения и насколько опасен для человека, он может перечеркнуть все наши предыдущие подвиги.

Но порой бывают ситуации, когда нам встречается человек, не совершающий какого-то явного зла, греха, просто он ведет себя как-то непривычно, необычно, не так, как принято, и здесь есть опасность осудить человека ни за что. Дело в том, что все мы люди разные, у нас разные подходы ко многим вещам, или как говорят психологи – у каждого своя апперцепция, то есть особенность восприятия. Помню, когда я начинал занятия со студентами семинарии по догматическому богословию, я им как раз про эту апперцепцию рассказывал и иллюстрировал ее на таком примере: представьте себе красивую девушку (а они все молодые, им легко это представить). И спрашиваю у одного: «У твоей девушки, самой красивой на свете, какого цвета глаза?» – «Зеленые». – «А у твоей, Андрюша?» – «Синие». – «А у твоей, Костя?» – «Карие». Вот вроде бы красивая девушка – одна, а глаза у нее разные. Спрашиваю, какого цвета волосы. Тоже разные: у кого-то блондинка, у кого-то брюнетка, шатенка... Смотрите – понятие о красивой девушке есть, оно одно, а взгляды у всех разные. Это пример апперцепции. 

А если мы даже о знакомых вещах можем по-разному думать, по-разному это представлять, то о Боге, Которого никто никогда не видел,  какие у нас могут быть разные представления! И не только о Боге, но и о многих других вещах. И бывают такие ситуации, когда мы, не понимая другого человека, начинаем его невольно осуждать. Это уже будет называться недоразумением. А чтобы этого избежать, необходимо попробовать хоть на время принять его точку зрения, его глазами посмотреть на ситуацию. И возможно, мы поймем, почему он так непривычно себя ведет, и недоразумение само собой разрешится. И таким образом мы спасем себя от глупого и ненужного осуждения.

Проявив терпение, великодушие к другому человеку, к его точке зрения, мы не только сохраним добрые взаимоотношения с человеком, но и, вполне вероятно, обогатимся новым и весьма полезным для себя опытом.

Итак, мы видим, что грех осуждения действительно тяжелый и опасный для духовной жизни человека, с ним нужно бороться. А какими способами – мы узнали. Нужно правильно смотреть на другого человека, видеть в нем образ и подобие Божие. А чтобы избежать разного рода недоразумений, проявлять определенную гибкость, великодушие, терпимость. И тогда мы с вами можем надеяться услышать очень хорошие, радостные для нас слова Иисуса Христа, относящиеся к тем людям, которые стараются не ссориться, не враждовать, а, напротив, угашать всевозможные конфликты. А один из способов этого – неосуждение близких. Мы можем надеяться услышать от Него: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Чего я вам от всей души желаю!

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать