Слово пастыря. О возможном и невозможном

31 декабря 2022 г.

В студии прот. Сергий Косых, настоятель храма в честь прп. Сергия Радонежского г. Липецка.

– Мы с вами продолжим разговор о возможном и невозможном. В прошлый раз мы говорили о том, что пророк Иона, один из малых пророков, получил повеление от Господа идти в Ниневию и проповедовать в этом городе, ибо, как сказано, злодеяния этого города дошли до Господа.

Иона противился этому повелению, потому что ему было неприятно общение с язычниками, и он понимал, что если Господь направляет его в этот город, то Он желает спасения этим людям, чего не желал Иона. Чисто по-человечески его можно понять, ибо он, как сын своего народа, мягко говоря, не любил язычников и не хотел им никакого спасения. Более того, он еще размышлял сам с собой, что если даже они покаются, то покаяние их будет не действительным, а показным. Если Господь не приведет в исполнение приговор, то это будет повод смеяться над Иеговой, а это для пророка было равносильно смерти, он никак не мог позволить того, чтобы язычники смеялись над Богом.

Но Господь сказал, что когда человеческое вмешивается в Божественное, то получается плохо. Ведь Господь сказал всем: Я есмь путь и истина и жизнь. И если человек не идет этим путем, путем жизни, то он, естественно, попадает на другой путь, где испытания, искушения. Вспомним одну из таких притч, когда один человек возвращался из Иерусалима в Иерихон. И на этом пути из Иерусалима в Иерихон на него нападают разбойники. Они ограбили его, избили его жестоко, так что он остался еле жив, бросили его на дороге и ушли. Господь не случайно упоминал этот путь: из Иерусалима человек шел в Иерихон. Иерусалим – это как бы город духа, город Бога; город, где молитва; город, где храм Божий. А Иерихон – это город торговый, там, где всё для плоти. Так вот, движение от духа к плоти – это не то движение, по которому надо идти. Ибо Господь говорит, что плоть и кровь Царства Божия не наследуют. Поэтому на этом пути жди неприятностей.

И вот Иона (а, как говорится, ничто человеческое ему не чуждо) все-таки решил воспротивиться повелению Бога и не идти в Ниневию. А про Ниневию сказано было, что город этот великий у Бога, на три дня ходьбы. Здесь мне хотелось бы пояснить, что значит три дня ходьбы. Ниневия застраивалась необычным образом, дома располагались по периметру, вдоль крепостных стен. А средняя часть города, сердцевина, оставалась свободной для пастбищ и полей, для возделывания каких-то культур, то есть Ниневия была очень хорошо подготовлена к осаде. Есть поля, где можно стада пасти, и есть место для посевов. Так вот, если человек в среднем может проходить где-то 30 километров в день, то три дня ходьбы – это 90 километров. Но если представить, что Ниневия – это почти круг, то диаметр такого круга был бы 30 километров, а это большой город.

Не хотел Иона туда идти, решил избавить себя от посольства в Ниневию, не хотел спасения язычников. Он пришел на берег моря, нашел корабль, который плыл в противоположную сторону. Если идти к Ниневии надо было на северо-восток, то он хотел плыть в Фарсис, это территория современной Испании, а это северо-запад, то есть в противоположном направлении. Не туда, куда Господь сказал. Такой был его выбор, хотя ему Господь сказал четко и ясно.

Он сел на корабль, но, видимо, путь к кораблю его сильно утомил, поэтому Иона спустился в трюм и там заснул. Корабль вышел в море, и началась сильная буря. Корабельщики, люди опытные, поняли, что это очень опасная буря. Каждый из них стал молиться, язычники молились каждый своему богу, кто поклонялся огню, кто морю, кто воде, кто луне, кто солнцу. Но результата от этой молитвы не было. Решили, что, может, кто-то из них виноват в этой буре? Они бросили жребий, и жребий выпал на Иону. А где Иона? Начали искать, нашли его в трюме спящим. Разбудили и спрашивают: «Ты вообще кто? Мы погибаем из-за тебя, жребий пал на тебя». Это один из древних приемов узнать, кто виноват. Иона сказал: я Еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу. Это произвело сильнейшее действие на язычников. Если они поклонялись кому-то или чему-то, то этот еврей поклонялся Богу всей вселенной. «Чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу». Они испугались и говорят: «Что нам делать? Из-за тебя эта буря, так жребий показал». Иона, чувствуя свою вину пред Богом и пред этими людьми, понимая, что они тоже могут погибнуть, сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас.

Вот здесь проявление человеколюбия к язычникам. Он знал, что из-за него это все происходит, поэтому он так и сказал людям. Но корабельщики понимали, что он не просто согрешил, но что он посланник Бога вселенной и взять и выбросить его за борт будет опасно. Поэтому они приняли все меры для того, чтобы как-то высадить его на берег. Они старались, гребли против волн, против ветра, чтобы приблизиться к берегу и высадить его. Но это не удавалось. Тогда они стали обращаться к Богу, Иегове, и сказали: Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную. Они подошли к Ионе и бросили его за борт, в море. И действительно, как только корабельщики бросили Иону в море, оно утихло. Не только стих ветер, но и волны, само море успокоилось, а корабельщики понимали, что это чудо. Даже после того, как ветер стихает, море еще долго не успокаивается. А тут оно успокоилось. Это тоже знамение. Они упали на колени и стали возносить молитвы Иегове, тому Богу, Которому поклонялся Иона. Принесли жертву на корабле и дали клятву. И как говорит иудейское предание, они, когда вернулись домой, приняли веру евреев, то есть стали прозелитами иудейства.

В заключение я расскажу две притчи, одна библейская, а другая церковная, поучительная. Первая притча из Священного Писания. На поле была посеяна пшеница, и когда работники, которые сеяли пшеницу, устали и прилегли отдохнуть, в это время пришел дьявол и посеял в это же поле плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

То есть до времени в каждом из нас происходит борьба между тем, что хочет плоть, и тем, что хочет дух. Дух стремится к Богу, плоть же никогда не насытится, поскольку судья всем действиям плоти есть дух Божий, и его невозможно насытить, как можно насытить плоть.

А другая притча церковная и тоже поучительная. Один старик решил своему внуку поведать житейскую мудрость. Он сказал, что в жизни каждого человека происходит борьба, напоминающая борьбу двух волков. Один волк символизирует добро, мир, радость, долготерпение, благость. А другой волк – злобу, ненависть, гнев. А мальчик спросил: «Дедушка, а какой же волк побеждает?» – «А тот волк, которого ты кормишь».

И если мы в своей жизни стараемся поступать по-Божьему, то каким бы нам ни казалось невыполнимым то, к чему нас призывает Господь, мы должны знать, что это сказал Бог, и если мы будем делать так, то у нас есть продолжение нашей жизни.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать