Слово пастыря. О смерти и заупокойной молитве

13 августа 2022 г.

Иерей Алексий Шумаков, клирик Христо-Рождественского храма, г. Липецк:

– Братья и сестры, сегодня мы с вами будем разговаривать об очень важной теме, которая для многих является очень грустной, в чем-то противоречивой. Мы сегодня с вами поговорим о таком понятии, как смерть, о таком феномене, как заупокойная молитва, и нашу беседу начнем со слов Священного Писания: Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь (Сир. 7, 39).

Очень часто у многих людей возникает риторический вопрос, зачем и ради чего человек ходит в церковь. У каждого подход при общении с Богом свой – кто-то ходит в храм, потому что ему в храме хорошо, кто-то молится о прощении своих грехов, кто-то ходит попросить у Господа помощи, благословения перед операцией, перед родами, перед каким-то важным событием своей жизни. Если мы с вами внимательно будем слушать те прошения, которые читаются священником или диаконом во время совершения как вечернего богослужения, так и Божественной литургии, мы обратим внимание на их некоторую особенность. И во время вечернего богослужения, и во время Божественной литургии мы можем слышать следующие прошения: священник или диакон от лица людей, обращаясь к Господу, говорит следующие слова: «Исполним молитву нашу Господеви». И дальше идут помимо прошений, о которых мы сегодня говорить не будем, те прошения, на которые следует обратить внимание в нашем сегодняшнем диалоге: «безболезненной, непостыдной, мирной христианской кончины у Господа просим». И хор от лица людей поет: «Подай, Господи». Дальше священник или диакон обращается к Господу еще с одним прошением: «Доброго ответа на Страшном Суде у Христа просим», хор поет: «Подай, Господи». И, как мы уже сказали, эти прошения произносятся за службу по нескольку раз и на вечернем богослужении, и во время Божественной литургии.

Далее, когда священник прочитывает молитву перед святым причащением, выйдя к людям со Святой Чашей, он заканчивает эту молитву следующими словами: «Да будет мне причастие Святых Твоих Христовых Таин во оставление грехов и в жизнь вечную», то есть опять фигурируют слова «в жизнь вечную». Сначала мы говорим: «доброго ответа на Страшном Суде у Христа просим, безболезненной, мирной, непостыдной кончины у Господа просим», а когда причащаемся,  обращаемся к Богу, чтобы Причастие было нам во оставление грехов и, самое главное, в жизнь вечную.

Чтобы нам лучше понять, о чем мы сегодня будем говорить, обратимся к эпистолярному наследию нашего земляка святителя Тихона Задонского. Святитель Тихон в своих трудах «Сокровище духовное, от мира собираемое» пишет следующее: «Братья-предки наши отошли от мира сего и в оный век пошли, и мы туда пойдем. Оставили они мир – оставим и мы, оставили они утехи свои – оставим и мы, оставили они сродников и друзей своих – оставим и мы, оставили они до́мы и весь дорогой убор свой – оставим и мы, оставили они вотчины, деревни свои, оставили они золото, серебро и все свое богатство – оставим и мы, оставили они саны свои и титулы, имена и всю славу свою – оставим и мы. Словом, всё они оставили, и мы оставим всё, ничего они с собой не вынесли, не вынесем и мы ничего, наги они отошли от мира сего, наги отыдем и мы, и отойдем вскоре». Когда «вскоре» об этом никто не знает, есть только фраза, с которой мы начали наш диалог: помни последняя твоя и вовеки не согрешишь. Есть еще слова Священного Писания: никто не знает ни дня, ни часа, когда Сын Человеческий придет (см. Мф. 24, 36).   

Для более понятного осмысления сегодняшней темы мы с вами прибегнем к учебнику русского языка и литературы, который был издан в 1863 году. Там есть интересная притча, которая называется «Друзья». Отец собрал детей за столом и проводит с ними вечером душеполезную беседу. На что нам стоит обратить внимание, потому что раньше в русских семьях была традиция, когда именно глава семьи вечером собирал детей и проводил с ними беседы на душеполезные темы. Смысл этой притчи таков. Один человек жил на острове, который был поручен ему царем для того, чтобы на этом острове развить сельское хозяйство, развить жилые помещения для того, чтобы там наладить (как мы сейчас называем) комфортную, нормальную и достойную жизнь. И пришло время, когда царь прислал следующую весть, чтобы тот человек, который был управляющим на острове, приплыл к царю и дал ему отчет за всю ту деятельность, которую он проводил. И этот человек подумал, что все те люди, ради которых он жил, которым доверял, которые были для него ценными, пойдут его провожать, но никто из них не пошел даже в порт, даже не подошел с ним к кораблю. С ним пошли только близкие родственники и близкие друзья, которые жили с ним на острове, они довели его до корабля, помахали ему рукой, пожелали удачного плавания, поблагодарили его и ушли. И пошли за ним, сели на корабль в опасное путешествие, чтобы поддержать его, те люди, о которых он вообще не думал, не обращал на них внимания, а зачастую даже и не знал об их существовании. И эти люди плыли с ним на корабле до того места, где его ждал император, а когда эти люди вышли, они стали ходатайствовать перед императором о том, чтобы тот проявил милость к своему управителю, они стали рассказывать о том, какой он хороший, сколько много сделал, и в конце концов уговорили императора, чтобы он проявил милость, наградил своего управителя и отпустил его обратно на остров. 

Дети сначала не поняли смысла этой притчи, и отец им объяснил: человек сел на корабль. Что это такое? Это смерть. И поплыл к Господу для того, чтобы Ему дать отчет за свою прожитую жизнь, за те дарования, которые Господь ему дал, за слова, поступки, за мысли, и те люди, которые не пошли за ним, но ради которых он жил, это что такое? Это материальное благосостояние – богатство, деньги, недвижимость, все то, ради чего современный человек очень часто забывает о таком понятии, как душа…

Те люди, которые пошли проводить до корабля управителя, – были его родственники. Родственники проводят нас до могилы, до того места, когда гроб будет опущен в землю, вспомнят нас на 40-й день и, может быть, когда-то еще. А зачастую многих после 40-го дня родственники забывают. И кто же поплыл на корабле с управителем к императору-царю? Поплыли за ним, как объяснил детям отец, его добрые дела, те поступки, которые он совершал при жизни: кому-то помог, кому-то оказал милость. В Священном Писании читаем слова, которые можно отнести к нашему размышлению о Страшном Суде: «Был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Идите в рай Божий к Господу» (см. Мф. 25, 35–37). Господь говорит: «Идите в обители небесные, которые уготованы для вас», а другим людям скажет: «Был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Об этих людях в Священном Писании говорится: «И отойдут те, кто творил добро, в воскрешение жизни, а те, кто творил зло, – в воскрешение осуждения». Эти слова мы читаем в Евангелии от Иоанна в том евангельском отрывке, который читается во время чинопоследования погребения православных христиан.

И, подводя итог всему сказанному, мы для себя делаем следующие выводы. Во-первых, самый основной: для чего человек ходит в православный храм? Из того, что мы слышали, из того, что говорили, из тех прошений, которые читаются на богослужении, мы делаем очень четкий вывод: для того, чтобы свою душу приготовить к встрече с Богом. «Да будет мне Причастие сие во оставление грехов и в жизнь вечную, безболезненной и непостыдной кончины у Господа просим, доброго ответа на Страшном Суде у Христа просим». Почему об этом нужно думать? Почему об этом нужно помнить? По той причине, что никто не знает, когда придет смерть. Каждое богослужение, каждое Причастие, каждая исповедь может в жизни стать последней. Исходя из этого мы говорим о следующем. Чем отличаются живой человек и усопший? Живой, пока ему отведено время, может покаяться, попросить прощения, может изменить жизнь, может приступить к причастию Святых Христовых Таин, может исповедоваться, приступить к таинству Соборования, может творить добро. Усопший этого ничего сделать не может. Святитель Феофан Затворник писал следующее: и умершие живут в сердцах живущих через добрые дела свои. Поэтому добрые дела являются тем фундаментом, который поможет человеку обрести Божию милость.

Когда человек умирает, мы никогда не говорим, что он умер, мы очень часто говорим, что он ушел. Значит, мы верим в то, что душа человека не может умереть. Умерло его тело, пораженное болезнью, разными обстоятельствами, происшествиями, скорбями, и когда человек уходит в вечность, когда умирает его тело, мы начинаем его душу любить еще больше, еще больше этой душе отдавать, очень четко понимая, что без нашей помощи этот человек зачастую не может достигнуть тех райских обителей, о которых мы сегодня говорили. Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь (Сир. 7, 39). Суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13). Вспоминаю слова одного священнослужителя, который уже почил: «Как ты хочешь, чтобы поминали тебя, так поминай других. Как ты хочешь, чтобы тебя хоронили, так хорони других».

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 28 апреля: 07:45
  • Суббота, 04 мая: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать