Слово пастыря. О Святом Причащении. Продолжение

3 сентября 2022 г.

Мне хотелось бы сегодня продолжить беседу о Святом Причащении – таинстве, которое является ключевым в церковной жизни всех христиан.

Часто священнослужителям приходится слышать от людей, которые понимают важность причащения, жалобы, что слишком долгим и порой даже слишком трудным для них является период подготовки к принятию Святого Причастия. Как известно тем, кто уже не раз бывал в храме и причащался, перед таинством Святого Причащения необходима подготовка. В число этой подготовки входит, например, осознание своей жизни, своих ошибок. Обычно этот период некоего самоконтроля завершается исповедью. Как правило, перед причащением верующие Русской Православной Церкви стараются исповедоваться, очистить свою душу от накопившегося греха. И это правильно.

Но к исповеди требуется еще и определенная домашняя молитвенная подготовка. Известно Правило ко Причащению, которое включает в себя чтение особых молитв, канонов (или дома, с семьей, или в храме). Это покаянный канон Иисусу Христу, каноны Божией Матери и ангелу-хранителю. Более усердные люди еще стараются прочесть канон в зависимости от дня недели. Например, канон Николаю Чудотворцу, Иоанну Крестителю или апостолам. Но те три канона священники и миряне обязательно прочитывают перед причащением. К этому добавляется особый канон ко Святому Причащению, а затем еще примерно десять молитв. У некоторых людей чтение этих канонов занимает от получаса до часа и более (кто как научился читать по-церковнославянски). Я уже не говорю о необходимости несколько дней поститься накануне причащения.

Все это в совокупности порой вызывает у людей сожаление: «Я бы чаще причащался, но в моей жизни, очень ритмичной, не хватает времени для того, чтобы прочесть все эти каноны». Можно предложить некоторым людям, живущим в городах, не за один раз все прочесть, а распределить на несколько дней: в один день – один канон, в другой день – другой. Я часто советую так делать, многим становится легче.

Но мы не решаем полностью проблему. Спрашивают, нельзя ли как-то сократить эти молитвы. И даже некоторые «знатоки» говорят, что в первые века христианства этих молитв еще никто не написал, не было Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова и других авторов этих молитв, что люди тогда причащались, не читая таких длинных и утомительных правил. При всей жалости и сочувствии к нашим современникам мне бы хотелось посоветовать им не лениться и либо распределить на какой-то срок это правило, либо найти другие возможности распределить эту нагрузку во времени. Иногда люди по благословению своего духовника заменяли некоторые каноны (когда, например, не было под руками молитвослова) чтением определенного количества раз Иисусовой молитвы. Тем не менее мне бы хотелось посоветовать все-таки каноны и Правило прочитывать. Чем тщательнее подготовитесь ко Святому Причащению, тем больше получите пользы от великой милости Божией. А иначе может случиться то, о чем я бы сегодня хотел рассказать более подробно.

Случилось это еще в VIII веке в Италии, в небольшом городке Ланчано. Там было несколько храмов. И в одном из них, посвященном святому Легонцию (по-нашему это святой Лонгин), греческий священник (его имя не сохранилось) совершал литургию, и его стало охватывать сомнение в истинности слов Иисуса Христа: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет Мою жизнь в себе и во Мне пребывает. И, совершая литургию, священник видел, что приготавливаемые хлеб и вино после освящающих молитв так и остаются в прежнем виде хлеба и вина, и вкус остается тот же самый. И хотя каждому причастнику известно, что помимо вкуса хлеба и вина есть нечто еще более важное и существенное, что мы в себе испытываем и ощущаем после причащения, – удивительные перемены, почему-то этого священника стали смущать мысли, точно ли происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И когда вот-вот должно было наступить преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, он вдруг ощутил в руках не привычный хлеб, а буквально плоть. Он вздрогнул и вскрикнул. Заглянул в Чашу и увидел, что в ней не привычное красное виноградное вино, а алая кровь. На его громкий крик изумления и испуга сбежались монахи, а он со страхом, дрожащими руками показывая на престол, стал со слезами плакать, просить у Бога прощения за свое сомнение.

С тех пор прошло двенадцать веков, а те Плоть и Кровь, которые явились на престоле, так и остаются в этом виде, несмотря на то, что каких-то особых условий для их сохранения в этом храме (а потом и в монастыре, который посвящен теперь уже святому Франциску) никогда не имелось. Кровь сохраняется в хрустальном сосуде. Она от времени свернулась в пять темно-коричневых шариков, а тонкий срез Плоти хранится тоже в прозрачном сосуде. Все желающие из любой страны мира могут приехать и посмотреть на это удивительное чудо, которое Господь сделал для вразумления монаха, страждущего неверием (и, видимо, не только для него, но и для многих других, в т.ч. наших современников, которые допускают сомнения в истинности таинства).

Это не единственный случай, происходивший в истории Церкви. Такие удивительные случаи бывали в Церкви нередко. О них сообщается в житийной литературе. Например, в жизнеописании преподобного Арсения Великого. У него в монастыре был некий монах, который сомневался в том, что хлеб и вино на Евхаристии прелагаются в Тело и Кровь Христовы. И тогда по молитве преподобного Арсения этот монах увидел, что в Чаше буквально Плоть и Кровь человеческие. Но это было ненадолго. Потом вновь прежний вид вернулся Святому Причастию, и тот монах, со слезами раскаявшись в своем грехе неверия, причастился.

О том, что это нередко случалось в Православной Церкви, есть свидетельства в особом документе, который знает каждый священник. Есть указания, как вести себя в каких-то экстремальных условиях: если пожар во время богослужения, вражеское нападение на храм или насекомое в Чашу упало. Наряду с такими случающимися в церковной истории событиями помещается рекомендация, как вести себя священнику, если вдруг у него на дискосе вместо хлеба появилась человеческая плоть, а вместо вина в Святой Чаше появилась кровь. Священнику рекомендуется остановить службу, отложить это все в сторону, не причащаться, начать новое богослужение…

А относительно тех, кто не верил, что в Ланчано совершилось такое чудо, могу сказать, что я сам лично бывал в том храме и видел то, о чем вам рассказываю. Но кто я такой? Большие ученые, специальные комиссии, Всемирная организация здравоохранения в 1970–1981 годах делали тщательнейшие исследования и этих кровяных шариков, и плоти. Выяснилось, что кровь действительно человеческая, она живая, она не рассыпалась в прах, высохнув. То же самое о плоти. Это не что иное, как тонкий срез сердечной мышцы. Там присутствуют и блуждающий нерв, и миокард, и эндокард. И так тонко срезать даже сегодня врачи не могут. Каким образом это чудо случилось тогда в Ланчанской церкви, ведомо только Богу. И само сохранение их на протяжении стольких веков тоже является чудом. Но, главным образом, Господь это чудо делает, чтобы удостоверить скептиков, чтобы они не сомневались в истинности слов Иисуса Христа о том, что хлеб и вино на Евхаристии по Его Божественному благословению становятся Телом и Кровью Христовыми. Ну а чтобы с нами не случилось такой беды, чтобы ради нашего неверия такого не произошло и чтобы мы не испугались, подобно тому монаху-греку в Ланчанской церкви, необходимо вчитываться в молитвы ко Причащению, и они нам помогут наилучшим образом подготовиться, а потом и принять Святые Дары во исцеление души и тела и в жизнь вечную (как об этом говорит священник, давая нам Причастие). Аминь.

Записала Анна Купцова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 28 апреля: 07:45
  • Суббота, 04 мая: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать