Слово пастыря. Милосердие и сила. Священник Сергий Гришанов

4 марта 2023 г.

В студии священник Сергий Гришанов, клирик Христо-Рождественского собора г. Липецка.

– Сегодня мы поговорим о том, можно ли употреблять силу, принуждение, по-христиански ли это; или христианин – это человек, который пребывает в каком-то благодушном, миролюбивом настроении.

Этот вопрос не новый, ему, может быть, не одна сотня лет, но остро этот вопрос встал в конце XIX века, когда Лев Николаевич Толстой написал свое евангелие и сформулировал идею о том, что злу силой сопротивляться нельзя, невозможно, потому что это противоречит учению Христа. И у него появилось огромное количество последователей среди мыслящей интеллигенции, и доходило до того, что очень многие не хотели брать в руки оружие и защищать страну, потому что считали это делом богопротивным. Нужно сказать, что еще достаточное количество было движений протестантского толка распространено на территории Российской империи, и, как мы знаем, что сейчас, что тогда протестанты были активными пацифистами, они не брали в руки оружие, потому что в буквальном смысле, как они понимали, исполняли заповедь Господа – «не убий».

Такой взгляд на силу, на принуждение породил отклик и в православной среде, и не только в православной, но и в среде философов. Очень широко было распространено и известно произведение философа Ивана Ильина «О сопротивлении злу силой», также у философа Владимира Соловьева есть произведение «Оправдание добра».

Протоиерей Валентин Свенцицкий, который был социологом, впоследствии стал священником, вообще написал трактат «Война и Церковь», но это уже было в начале первой четверти XX века, во времена Гражданской войны; он разбирал вопрос, допустимо ли христианину брать в руки оружие и убивать на войне.

Сегодня мы не будем углубляться именно в тему войны, но, возможно, ее коснемся. Для нас вообще важно, возможно ли христианину занимать активную позицию в каких-то вопросах, когда приходится использовать методы принуждения, может быть, наказания и когда, как кажется на первый взгляд, невозможно исполнить заповедь о любви.

Как нам видится, Господь Иисус Христос действительно говорил о том, что нужно любить врагов, благословлять проклинающих, молиться за обижающих, что если тебя ударили по одной щеке – надо подставить другую щеку, и мы найдем значительное количество мест в Священном Писании, где говорится о том, что не нужно давать сдачи, нужно, наоборот, молиться за тех, кто тебя обижает. Мы знаем заповедь «не убий», переданную через Моисея, и в Новом Завете слышим даже, что гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, и так далее. То есть на первый взгляд создается впечатление, что христианин должен занять пассивную позицию по отношению даже ко злу. Но когда мы начинаем рассуждать, то возникает множество вопросов.

Возьмем Ветхий Завет. Господь сказал через Моисея – «не убий». Но тут же дается заповедь, что если кто-то прелюбодействовал или сам убил, то нужно казнить этого человека. И там множество случаев, когда человек подвергался казни. Возникает противоречие: Бог сказал «не убий» – и тут же повелевает убивать. Мы даже знаем, что когда в Ханаанскую землю пришли евреи, то города стирались с лица земли. Есть ли здесь противоречие? И толкователи дают ответ на этот вопрос: суть убийства именно в том, что человек свой гнев, свою личную неприязнь воплощает в такой крайней форме, как убийство ближнего. Но когда, как это ни страшно звучит, убийство является исполнением закона, как об этом говорит Ветхий Завет, когда это не является личной неприязнью или проявлением гнева или не совершается по какой-то корыстной причине, то это допустимо. Удивительно.

Возьмем Новый Завет. Когда к Иоанну Предтече пришли люди и каялись в своих грехах, омывались в реке Иордан, что он сказал воинам? Он же не сказал им: вложите оружие в ножны и идите с миром по домам. Он им сказал, что довольствуйтесь своим жалованьем, никого не обижайте, не клевещите. Возьмем уже время Деяний апостольских, где апостол говорит о том, что властители, чиновники имеют меч на бедре, чтобы наказывать тех, кто нарушает закон, – и там нет ни слова осуждения.

То есть в первую очередь мы рассматриваем вопрос применения силы не к личным обидчикам, а к врагам Отечества. И известна фраза митрополита Филарета (Дроздова), где он говорил, что надо гнушаться врагов Церкви, сражаться с врагами Отечества, но терпеть и прощать своих личных врагов. И 2000 лет отношение Церкви, мысли христианской именно такое было: если тебя лично обижают, может, даже до смерти – принеси себя в жертву. Но здесь хочется сослаться на слова протоиерея Валентина Свенцицкого, который дискутирует с последователями Льва Толстого, толстовцами, и говорит, в частности, про большевиков: вот если они входят в деревню и, мы знаем, многих женщин насилуют, детей и стариков убивают, то неужели не будет проявлением любви взять в руки оружие, чтобы защитить невинных и несчастных? И может быть, даже убить преступников. И неужели тот последователь Толстого, который будет в буквальном смысле исполнять заповедь Бога «не убий», который будет смотреть как растлевают несовершеннолетних, не является преступником? Хотя он формально исполнил заповедь. И здесь он рассматривает вопрос о том, что когда любовь не является движением сердца, горением сердца, а является формальным исполнением заповеди, то она становится уродливой.

Так и многие заповеди. Когда заповеди не есть дыхание твоей души и движение твоего сердца, а только рассудочное исполнение, то порой исполнение таких заповедей становится уродливым, потому что в них нет никакой любви. И пример этому – когда человек не берет формально в руки оружие, потому что исполняет заповедь, но готов смотреть, как убивают невинных людей.

Но мы хотели говорить не о войне, а о личном отношении к ближнему, к ситуации, когда очень часто человеку приходится принять решение, при котором будет, может быть, даже нарушен его внутренний мир. Апостол сказал в Послании к Римлянам: Аще возможно… со всеми человеки мир имейте (Рим. 12, 18). Но преподобный Исидор Пелусиот говорит по этому поводу: «Иногда бывает это и невозможно, когда дело идет о благочестии, о справедливости, о целомудрии и, просто сказать, обо всех добродетелях».

На ум приходит сразу место из Священного Писания, когда Господь наш Иисус Христос входит в храм и видит продающих, покупающих, весь этот шум-гам, и что Он сделал? Он связал бич из веревок, начал выгонять волов, перевернул столы, рассыпал деньги – здесь нет какой-то слабости. Здесь очень активное отношение к происходящему. И когда Господь говорит про людей, которые не приносят духовного плода, что уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь, или когда Он к фарисеям обращается со словами: змии, порождения ехиднины! – разве здесь нет активной позиции по отношению ко злу? Конечно, есть. И вот протоиерей Валентин Свенцицкий очень интересно говорит по этому поводу: «Да, в глазах Христа отражалась зеленая Галилея. Но в них же была запечатлена и грозная Голгофа. Да, Он трости надломленной не переломил. Но Он же проклинал негодную смоковницу и возвещал, что секира уже лежит у подножия мертвого дерева! В Сыне Божием была Божественная любовь, но не было слабосильной сентиментальности!»

Но есть опасность. Люди, по своей природе страстные, гневливые, которые стремятся возвыситься над ближними, могут воспользоваться советом, мыслью о том, что позиция добра может быть активной, в свою пользу, чтобы унижать ближнего, оскорблять, обижать. И здесь, конечно, будет нарушение заповеди.

Когда мы задаем себе вопрос, как нам сделать правильный выбор, чтобы и не обидеть, и не погрешить малодушием, слабостью, трусостью, то тут очень важна добродетель рассуждения. И здесь, наверное, очень важно применять подход такого рода: если тебя Бог через власть поставил именно на такой пост, на такую должность, где ты по долгу службы обязан применять силу, может быть, благоразумное наказание, то нужно пользоваться этим правом осторожно, с достоинством, чтобы не обижать достоинство ближнего своего, как перед очами Божиими. При этом, если человек по личной слабости будет избегать этого –это уже будет малодушием, трусостью, будет слабостью.

Мы же, прочие люди, у которых нет таких властных полномочий, должны очень осторожно пользоваться той властью, которая дана нам Богом. Мы всегда должны множество раз прикинуть, помолиться, попросить у Господа вразумления, чтобы не во зло использовать ту силу, может быть, силу слова, или физическую силу, или какое-то моральное воздействие, а для того, чтобы принести пользу и не нанести вреда. И вот если мы будем относиться ко всему так, с осторожностью, то и Господь увидит где-то наше смирение, где-то милосердие, может, увидит и наше мужество – и это будет для нас проявлением добродетели и любви к Богу и ближним.

Записала Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 02:45
  • Воскресенье, 21 апреля: 07:45
  • Суббота, 27 апреля: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать