Слово пастыря. Будьте как дети

17 сентября 2022 г.

Протоиерей Сергий Косых, настоятель храма в честь преподобного Сергия Радонежского, г. Липецк:

– Я думаю, многим известна поговорка: за деревьями не увидели леса. Это о чем? О том, что за деталями, чем-то второстепенным, может быть, даже важным, существенным, люди не заметили, не увидели, не оценили главного. У известного нашего писателя и баснописца Ивана Андреевича Крылова есть замечательная басня по этому поводу, она называется «Любопытный». Один человек посетил кунсткамеру, этакий своеобразный музей редкостей, и был поражен увиденным, рассказывает своему приятелю, что там так много интересного, что не пересказать. От его любопытного взгляда не скрылись даже такие мелкие экспонаты, как «бабочки, букашки, козявки, мушки, таракашки» (это слова из басни). Даже такие мелкие, размер которых был меньше булавочной головки. Приятель его спросил: «А ты слона видел?» – «А он там?» – «Да, там». – «Ну, братец, виноват, слона-то я и не приметил».

Я эту басню и поговорку вспомнил незадолго до начала нового учебного года, когда родители приводили в храм своих малолетних детей, в основном первоклашек, чтобы дети исповедовались, причастились, помолились на специальном молебне. Приходили не только первоклассники, но и учащиеся старших классов, студенты, преподаватели, учителя, чтобы получить благословение перед началом нового учебного года, чтобы этот год был плодотворным. И здесь речь не только о знаниях по различным предметам, а их десятки. Это, конечно, важно – знания, для этого и люди приходят в учебные заведения, чтобы обогатить себя знаниями, и речь не только об оценках, которые тоже важны, но это всё детали, это второстепенное.

А что же главное? А главное, чтобы за всем этим многообразием предметов, тем, теорем, формул, суждений и так далее мы научились осознавать, что мы живем в мире Божием, что у этого мира (видимого и невидимого) есть Творец, а мы – Его дети, и без Него мы не можем делать ничего.

В Священном Писании есть такие слова, что на всем видимом написано свидетельство о невидимом. Чтобы увидеть невидимое, Творца мира, мы и приходим в храм, может быть, до конца и не понимая цель нашего посещения. Как-то ученики спросили Господа: «А кто больше в Царстве Небесном?» Господь призвал дитя, поставил его посреди Своих апостолов и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, то не войдете в Царство Небесное». Но это как – взрослому человеку быть как ребенок? Прежде всего, быть похожим на детей хотя бы тем, чтобы быть послушными и незлобными. 

Есть евангельский пример детского послушания Господу со стороны апостола Петра. Когда Господь пришел со Своими учениками в Капернаум, то к Петру подошли собиратели дидрахм и спросили у Петра: «Учитель Ваш не даст ли дидрахмы?» Петр говорит: «Да». А дидрахма – это своеобразный налог в пользу храма, его платили все мужчины Израиля, достигшие 20-летнего возраста независимо от их материального достатка один раз в год. И когда Петр пришел в дом, где был Господь, Господь предварил вопрос Петра Своим вопросом: «Симон, как тебе кажется, цари земные берут налог со своих сынов или с посторонних?» Петр говорит: «С посторонних». – «Значит, сыны свободны? Чтобы не вводить их в соблазн, возьми удочку, пойди на море и первую рыбу, которая тебе попадется, возьми и, открыв у нее рот, найдешь там статир. Заплати за Меня и за себя». Господь этим показал, что Он Сын Божий, Он свободен, как и цари земные, от налога, но чтобы не ввести людей в соблазн, что Он Сын Божий (апостол Петр и все мы – по благодати тоже сыны Божии; мы должны это понимать, когда обращаемся к Господу с молитвой «Отче наш»), Он велел Петру взять удочку и поймать рыбу.

Для профессионального рыбака Петра, который удочкой рыбу не ловил, а ловил сетями, слова Христа за пределами его понимания. Тем не менее апостол так и сделал – это пример детского послушания.

Но есть другой пример: непослушания и неверия. Как-то к Господу подошел богатый юноша и обратился к Нему со словами: Учитель благий, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Господь говорит: Что ты называешь меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Хотя, конечно, этот богатый юноша обратился правильно, назвав «Учитель благий», но Господь (как Сердцеведец) видел несоответствие внешнего внутреннему содержанию, тот хоть и обратился к Господу правильно, но сам Его за Бога не считал. Как сказано у апостола Марка, Господь даже полюбил этого юношу и не оставил без ответа его вопрос: что сделать доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Господь говорит: «Заповеди соблюди». Юноша говорит: «Какие?» – Не убий, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша сказал: «Все это сохранил я от юности моей. Что еще недостает мне?

Мы видим, насколько был самоуверенным его ответ, какая высокая самооценка. Если бы юноша действительно был учеником Христа и слушал, что говорил Господь Своим ученикам и другим, кто был рядом с Ним, он бы никогда не ответил: «все это я сохранил от юности моей». Господь нам говорит: Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду. Кто же скажет брату своему „рака” (то есть пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу). А кто скажет на брата своего „безумен”, тот подлежит геенне огненной. И еще Господь сказал, что даст человек ответ за всякое праздное слово. И еще Господь говорит: «Сказано „не прелюбодействуй”, Я же вам говорю, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем». Юноша оценивал свою жизнь именно так? Нет, конечно. Потому и высокая самооценка.

Тем не менее Господь опять не оставил его без ответа. Он сказал так: Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, раздай нищим и будешь иметь сокровище на Небе. Приходи ко Мне и следуй за Мной. Услышав такие слова, юноша отошел от Господа с печалью, потому что у него было большое имение, и он, как богатый человек, хотел, чтобы то, что он имел, было с ним всегда. Но Господь говорит: то, что ты сейчас имеешь,  к жизни вечной не имеет никакого отношения. Имение твое продай и будешь иметь жизнь вечную. Не поверил юноша, поэтому отошел с печалью. Ученики еще спросили: Господи, а кто же тогда спасется? Господь сказал: Человекам это невозможно… но все возможно Богу.

А теперь притча, которая называется: «Корабль, потерпевший крушение». Один монах провинился перед своими братьями в монастыре, и братья его прогнали. Он пошел в другой монастырь к опытному старцу, поведал свою печаль, у старца какое-то время пожил, а потом старец говорит: «Возвращайся в свой монастырь». Монах пошел в свой монастырь, братья опять его не приняли, прогнали. Он вернулся к старцу, говорит: «Братья меня не принимают». Тогда старец говорит: «Опять иди в свой монастырь и скажи: «Корабль потерпел крушение, потерял почти все, что имел, с большим трудом нашел пристанище. Вы хотите, чтобы он потерял оставшееся?» Братья, когда это услышали, сменили гнев на милость (это пример детской негневливости) и приняли своего брата.

Закончить эту встречу я хотел бы словами Евангелия от Матфея, где Господь говорит: Я с вами во все дни до скончания века. Будем верить или сомневаться? Будем верить, проявив детское послушание, ибо слово Божие вечно живо и будет с нами всегда. Всего вам самого доброго, да хранит нас всех Господь.        

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 03 декабря: 02:45
  • Воскресенье, 04 декабря: 07:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать