И они, будучи устыжены совестью, один за другим уходили, а Христос обратился к женщине: «Женщина, где обвинители твои? Видишь, никто не осудил тебя, и Я не осуждаю тебя». И действительно, женщина посмотрела в разные стороны и увидела, что из тех, которые сейчас волокли ее за волосы, никого не осталось. Она была одна и напротив нее только стоящий Христос. Приведя это место из Евангелия, молодой человек в разговоре с митрополитом Антонием сказал: «Это место я не могу спокойно читать». И тут Антоний Сурожский спрашивает у него: «Скажи, а где здесь ты? Где в этом эпизоде, который ты сейчас мне рассказал, твое место? Ты среди кого? Среди тех, которые осуждают грешников и приводят их к ногам? Или ты в лице той грешницы, которая просит у Христа помощи? Или ты просто среди зрителей, что окружали эту сцену и просто наблюдали за происходящим?»
Я начал наш разговор не случайно с этого диалога юноши с митрополитом Антонием. Мне хотелось бы, чтобы каждый из нас читал слово Божие, потому что если мы не будем сегодня читать Евангелие, а будем читать новости, WhatsApp, соцсети – мы такого с вами начитаемся, что вообще про Бога забудем. Мы вообще забудем про заповеди, ведь Евангелие не просто книга. Как сказал о ней Наполеон, когда потерпел поражение под Москвой и после страшного и позорного поражения возвратился в Париж: «Библия – это не просто книга, это живая книга, и всякий отворачивающийся от нее ею же и наказывается». Мы не должны с вами отворачиваться от Священного Писания. Есть такие замечательные слова, которые мне очень нравятся:
Возьми, читай святую книгу Бога,
Пойми душой спасенья словеса,
И всякая пройдет в тебе тревога,
И сердцем ты увидишь небеса.
Поверь, когда преклонны будут лета,
Душевных волн прокатится волна,
Оставишь ты все книги; только эта
С тобой навек останется одна.
В конце жизни многие люди все эти новости, книги, газеты, журналы оставляют. Перед переходом в мир вечности человек хочет об этой вечности больше узнать, у него не было времени почитать о Боге, о Царствии Небесном, о рае, аде, в который он может попасть. И как же от него избавиться? Ведь эта книга о спасении, о том пути, идя по которому, человек может наследовать рай. Но человеку некогда, современный человек очень занят, у него очень много проблем, но среди этих проблем мне хотелось бы обратиться ко всем вам с просьбой: находите, дорогие, время для прочтения Евангелия. И если спросить каждого из нас, какое в Евангелии наше любимое место, что бы сказали мы? Лично я отвечаю на вопрос митрополита Антония Сурожского: «Мое любимое место, когда Христос идет по морю, по воде к Своим ученикам». Я хочу сегодня напомнить всем вам это удивительное событие, участниками которого давайте мы с вами окажемся на эти несколько минут.
Христос очень часто говорил с людьми, общался с ними, исцелял их, учил их. И вот после очередного дня проповеди о спасении душ человеческих Христос отпускает Своих учеников на другую сторону Генисаретского моря. Он еще долго беседует с ними, до самого вечера, а потом поднимается в горы, чтобы помолиться Богу Отцу. Будучи Сыном Божиим, Он общается со Своим Небесным Отцом, а потом уже поздно ночью, в четвертую стражу, как сказано в Евангелии, идет по морю. А в это время на море разыгралась страшная буря, ветер, шторм, волны. Я хочу обратить ваше внимание на время, в которое приходит к ученикам Христос: это четвертая стража.
У израильтян до завоевания Израиля римлянами разделялось время караула ночной стражи на три части, а при власти римлян уже разделялось на четыре стражи. Почему Христос пользуется этой терминологией, уже когда есть власть Рима? Израиль разделял время стражи на четыре периода: с 18 до 21 часа, с 21 до 00 часов, с 00 часов до 3 часов утра и с 3 до 6. Христос идет к ученикам в четвертую стражу, это ориентировочно около 4 часов утра, когда еще темно. Вопрос: а почему Христос идет так поздно? Учеников буквально терзает морская волна, буря и шторм. Почему Он не придет раньше на помощь Своим ученикам? Хотя нужно вспомнить о том, что Христос, находясь в лодке с учениками, уже попадал в бурю, но Он спал на корме, Он был совсем близко, рядом, и тогда ученики усомнились. А теперь Христос хочет, чтобы они укрепились во время скорби и тревоги в терпении и уповании на своего Создателя. Вот почему дает время на испытание Своим ученикам и не сразу, не вдруг спасает их, а дает возможность им побороться с этой стихией мира.
Очень важное толкование. Что это за стихия мира? Для христиан это время испытаний, которое грядет на Церковь. Мы не будем жить с вами в штиле, мы будем с вами погружаться все больше в состояние волнения этого житейского моря, поднимающиеся над нами волны житейских страстей и пороков, бури и наветов зла на Церковь, а лодка, в которой были ученики, есть образ Церкви. Именно тот, кто будет в Церкви, будет с Христом; к этой лодке (к Церкви) придет Христос. Не замедлит. Он даст возможность нам испытать себя в терпении, уповании, в перенесении скорбей, бури и шторма этой временной земной жизни, но Он придет к нам. И мы живем этой верой.
И вот когда Христос в четвертую стражу подходит к Своим ученикам, они сначала пугаются, приходят в изумление, думают, что это призрак, но Христос говорит им: «Не бойтесь, это Я». И Петр, усомнившись, говорит: «Господи, если это Ты, позволь мне пойти к Тебе по водам». И Христос говорит ему: «Иди». Петр переступает через борт лодки, а вода его держит. Вы представляете: человек наступает на море и не тонет, он делает шаг, другой, третий и вдруг видит набегающую волну и ветер (противный, написано в Евангелии, то есть встречный), оборачивается и тут же начинает тонуть. И когда он тонул, закричал: «Господи, спаси меня, погибаю!» Христос подходит к нему, протягивает руку и, извлекая его из воды, говорит: «Зачем ты усомнился, маловерный?» Ведь шел, пока верил, а как усомнился – начал тонуть.
Потом вошел в лодку, и сделалась великая тишина на море, что ученики снова говорили: «Кто это, что и ветры, и море повинуются Ему?» Это наш Христос, это наш с вами, дорогие христиане, Христос, Который вводит нас в период испытаний. И по толкованию святых отцов мы знаем, что четвертая стража – это четвертый период истории человеческого рода. Первый период, первая стража от Адама до Ноя, вторая – от Ноя до Моисея, третья – от Моисея до рождения Христа (то есть это наш период земной жизни). И четвертая стража, четвертый период – это время гонений на Церковь. Это гонения и преследования и снова возвращение к тому страшному презрению всех, кто будет верить во Христа, потому что власть антихриста не будет терпеть Христовой радости, веры и любви. Вот почему мы входим в этот период и должны быть готовы к нему через это евангельское благовестие. И потому Второе Пришествие Христово будет. Он успокоит всю боль, и Он победит всех царей.
И отвечая на вопрос, где в этом евангельском благовестии, которое я сейчас рассказал, я сам, я бы сказал: я с Петром, я в лодке. Я иду по морю, я сомневаюсь, я иногда отчаиваюсь, иногда не верю, но я с ним иду и возглашаю к Тебе, Господи: спаси меня, погибаю без Тебя. И я искренне верю и надеюсь, что Христос, подойдя и ко мне, как к утопающему Петру, протянет руку и скажет: «Зачем ты усомнился, маловерный?» Ведь шел, пока верил (когда ты строил храм, когда вокруг тебя было столько прихожан, ведь шел), а как только начал сомневаться, словно пошел ко дну... И вот пусть сердце каждого из нас успокоится, умиротворится, потому что Христос Тот, Который успокаивает все вокруг нас, но и внутри каждого из нас – в душе. Я хочу пожелать вам чаще читать Евангелие, переживать не просто судьбы тех людей, о которых там рассказывается, а ставить себя рядом с теми людьми, которые вам ближе, ближе вашему сердцу. Вот тогда действительно это слово Божие оживет в нашем сердце, и оно не только оживет, оно оживотворит нашу душу и поможет нам пройти сквозь все штормы и бури этого житейского моря. Храни вас Христос и Пресвятая Богородица.
Записала Елена Чурина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!