Слово о вере. Важность чтения Евангелия

15 сентября 2020 г.

Проповедь протоиерея Александра Игнатова.

– Однажды к митрополиту Антонию Сурожскому подошел юноша и попросил разъяснить ему непонятные места в Святом Евангелии. Антоний Сурожский спросил у него: «Скажи, а какое в Евангелии для тебя самое дорогое и близкое твоему сердцу место, которое  затронуло твою душу?» Этот юноша рассказал ему о том, когда блудницу привели фарисеи-книжники к ногам Христа, а Он не осудил ее и сказал приведшим эту нечестивую женщину, действительно виновную во многих грехах: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень».

И они, будучи устыжены совестью, один за другим уходили, а Христос обратился к женщине: «Женщина, где обвинители твои? Видишь, никто не осудил тебя, и Я не осуждаю тебя». И действительно, женщина посмотрела в разные стороны и увидела, что из тех, которые сейчас волокли ее за волосы, никого не осталось. Она была одна и напротив нее только стоящий Христос. Приведя это место из Евангелия, молодой человек в разговоре с митрополитом Антонием сказал: «Это место я не могу спокойно читать». И тут Антоний Сурожский спрашивает у него: «Скажи, а где здесь ты? Где в этом эпизоде, который ты сейчас мне рассказал, твое место? Ты среди кого? Среди тех, которые осуждают грешников и приводят их к ногам? Или ты в лице той грешницы, которая просит у Христа помощи? Или ты просто среди зрителей, что окружали эту сцену и просто наблюдали за происходящим?»

Я начал наш разговор не случайно с этого диалога юноши с митрополитом Антонием. Мне хотелось бы, чтобы каждый из нас читал слово Божие, потому что если мы не будем сегодня читать Евангелие, а будем читать новости, WhatsApp, соцсети – мы такого с вами начитаемся, что вообще про Бога забудем. Мы вообще забудем про заповеди, ведь Евангелие не просто книга. Как сказал о ней Наполеон, когда потерпел поражение под Москвой и после страшного и позорного поражения возвратился в Париж: «Библия – это не просто книга, это живая книга, и всякий отворачивающийся от нее ею же и наказывается». Мы не должны с вами отворачиваться от Священного Писания. Есть такие замечательные слова, которые мне очень нравятся:

Возьми, читай святую книгу Бога,
Пойми душой спасенья словеса,
И всякая пройдет в тебе тревога,
И сердцем ты увидишь небеса.

Поверь, когда преклонны будут лета,
Душевных волн прокатится волна,
Оставишь ты все книги; только эта
С тобой навек останется одна.

В конце жизни многие люди все эти новости, книги, газеты, журналы оставляют. Перед переходом в мир вечности человек хочет об этой вечности больше узнать, у него не было времени почитать о Боге, о Царствии Небесном, о рае, аде, в который он может попасть. И как же от него избавиться? Ведь эта книга о спасении, о том пути, идя по которому, человек может наследовать рай. Но человеку некогда, современный человек очень занят, у него очень много проблем, но среди этих проблем мне хотелось бы обратиться ко всем вам с просьбой: находите, дорогие, время для прочтения Евангелия. И если спросить каждого из нас, какое в Евангелии наше любимое место, что бы сказали мы? Лично я отвечаю на вопрос митрополита Антония Сурожского: «Мое любимое место, когда Христос идет по морю, по воде к Своим ученикам». Я хочу сегодня напомнить всем вам это удивительное событие, участниками которого давайте мы с вами окажемся на эти несколько минут.

Христос очень часто говорил с людьми, общался с ними, исцелял их, учил их. И вот после очередного дня проповеди о спасении душ человеческих Христос отпускает Своих учеников на другую сторону Генисаретского моря. Он еще долго беседует с ними, до самого вечера, а потом поднимается в горы, чтобы помолиться Богу Отцу. Будучи Сыном Божиим, Он общается со Своим Небесным Отцом, а потом уже поздно ночью, в четвертую стражу, как сказано в Евангелии, идет по морю. А в это время на море разыгралась страшная буря, ветер, шторм, волны. Я хочу обратить ваше внимание на время, в которое приходит к ученикам Христос: это четвертая стража.

У израильтян до завоевания Израиля римлянами разделялось время караула ночной стражи на три части, а при власти римлян уже разделялось на четыре стражи. Почему Христос пользуется этой терминологией, уже когда есть власть Рима? Израиль разделял время стражи на четыре периода: с 18 до 21 часа, с 21 до 00 часов, с 00 часов до 3 часов утра и с 3 до 6. Христос идет к ученикам в четвертую стражу, это ориентировочно около 4 часов утра, когда еще темно. Вопрос: а почему Христос идет так поздно? Учеников буквально терзает морская волна, буря и шторм. Почему Он не придет раньше на помощь Своим ученикам? Хотя нужно вспомнить о том, что Христос, находясь в лодке с учениками, уже попадал в бурю, но Он спал на корме, Он был совсем близко, рядом, и тогда ученики усомнились. А теперь Христос хочет, чтобы они укрепились во время скорби и тревоги в терпении и уповании на своего Создателя. Вот почему дает время на испытание Своим ученикам и не сразу, не вдруг спасает их, а дает возможность им побороться с этой стихией мира.

Очень важное толкование. Что это за стихия мира?  Для христиан это время испытаний, которое грядет на Церковь. Мы не будем жить с вами в штиле, мы будем с вами погружаться все больше в состояние волнения этого житейского моря, поднимающиеся над нами волны житейских страстей и пороков, бури и наветов зла на Церковь, а лодка, в которой были ученики, есть образ Церкви. Именно тот, кто будет в Церкви, будет с Христом; к этой лодке (к Церкви) придет Христос. Не замедлит. Он даст возможность нам испытать себя в терпении, уповании, в перенесении скорбей, бури и шторма этой временной земной жизни, но Он придет к нам. И мы живем этой верой.

И вот когда Христос в четвертую стражу подходит к Своим ученикам, они сначала пугаются, приходят в изумление, думают, что это призрак, но Христос говорит им: «Не бойтесь, это Я». И Петр, усомнившись, говорит: «Господи, если это Ты, позволь мне пойти к Тебе по водам». И Христос говорит ему: «Иди». Петр переступает через борт лодки, а вода его держит. Вы представляете: человек наступает на море и не тонет, он делает шаг, другой, третий и вдруг видит набегающую волну и ветер (противный, написано в Евангелии, то есть встречный), оборачивается и тут же начинает тонуть. И когда он тонул, закричал: «Господи, спаси меня, погибаю!» Христос подходит к нему, протягивает руку и, извлекая его из воды, говорит: «Зачем ты усомнился, маловерный?» Ведь шел, пока верил, а как усомнился – начал тонуть.

Потом вошел в лодку, и сделалась великая тишина на море, что ученики снова говорили: «Кто это, что и ветры, и море повинуются Ему?» Это наш Христос, это наш с вами, дорогие христиане, Христос, Который вводит нас в период испытаний. И по толкованию святых отцов мы знаем, что четвертая стража – это четвертый период истории человеческого рода. Первый период, первая стража от Адама до Ноя, вторая – от Ноя до Моисея, третья – от Моисея до рождения Христа (то есть это наш период земной жизни). И четвертая стража, четвертый период – это время гонений на Церковь. Это гонения и преследования и снова возвращение к тому страшному презрению всех, кто будет верить во Христа, потому что власть антихриста не будет терпеть Христовой радости, веры и любви. Вот почему мы входим в этот период и должны быть готовы к нему через это евангельское благовестие. И потому Второе Пришествие Христово будет. Он успокоит всю боль, и Он победит всех царей.

И отвечая на вопрос, где в этом евангельском благовестии, которое я сейчас рассказал, я сам, я бы сказал: я с Петром, я в лодке. Я иду по морю, я сомневаюсь, я иногда отчаиваюсь, иногда не верю, но я с ним иду и возглашаю к Тебе, Господи: спаси меня, погибаю без Тебя. И я искренне верю и надеюсь, что Христос, подойдя и ко мне, как к утопающему Петру, протянет руку и скажет: «Зачем ты усомнился, маловерный?» Ведь шел, пока верил (когда ты строил храм, когда вокруг тебя было столько прихожан, ведь шел), а как только начал сомневаться, словно пошел ко дну... И вот  пусть сердце каждого из нас успокоится, умиротворится, потому что Христос Тот, Который успокаивает все вокруг нас, но и внутри каждого из нас – в душе. Я хочу пожелать вам чаще читать Евангелие, переживать не просто судьбы тех людей, о которых там рассказывается, а ставить себя рядом с теми людьми, которые вам ближе, ближе вашему сердцу. Вот тогда действительно это слово Божие оживет в нашем сердце, и оно не только оживет, оно оживотворит нашу душу и поможет нам пройти сквозь все штормы и бури этого житейского моря. Храни вас Христос и Пресвятая Богородица.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать