Слово о вере. Насколько важно для человека понимать, ради чего он живет

13 октября 2020 г.

– Сегодня мы с вами поговорим о том, насколько важно для человека понимать, ради чего он живет, что у него в жизни является главным, как приобрести духовную радость и не потерять душевного мира. У замечательного святителя Феофана Затворника, перенесение мощей которого празднуется 29 июня, есть удивительное выражение, которым он обозначает цель и смысл человеческой жизни: «Уж как же иначе человеку и жить, как не так, как он устроен». Здравые представления о том, как устроен человек, вернейшие указания на то, как следует жить.

Порой мы живем неправильно именно потому, что не всегда знаем, как устроены. Нет, мы сегодня не будем говорить о физиологии и анатомии человека. Мы будем говорить о человеке вообще.

Как же он устроен? Неужели в нем есть только мышцы, системы пищеварения и кровоснабжения, костная ткань и нервная система? Нет. Кроме телесной природы каждый из нас имеет еще и бессмертную душу, которая должна быть одухотворена Духом Божиим.

Откуда мы об этом знаем? Из священных текстов Божественного Откровения. «И вдохнул Бог в человека дыхание жизни». Всякая душа живится, то есть оживляется Духом Божиим и является одной из частей каждого человека: успешного и бедного, больного и здорового, юного и старого. Дыхание своей жизни Бог дает каждому человеку.

Так, по учению святителя Феофана, которого мы сегодня вспоминаем, человек трехсоставен и состоит из духа, души и тела.

Несколько слов о самом святителе, удивительном учителе XIX века. Он родился в семье священника, окончил гимназию, духовное училище и Санкт-Петербургскую духовную академию, был направлен в Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Его труды удивительны и полезны, поэтому я бы хотел, чтобы вы обратили на них свое внимание. Во время служения в Русской духовной миссии он руководил многими направлениями деятельности и изучал языки: славянский, русский, немецкий, французский, арабский, итальянский и древнегреческий. Образованность и большой багаж мудрости позволили ему читать труды святых подвижников благочестия первых веков в подлиннике, в рукописях. Кроме всего прочего, его назначают еще и настоятелем храма в Константинополе, где он примиряет враждующих, находя удивительные методы одухотворения живущих там христиан и представителей других конфессий.

Святитель Феофан ценен тем, что он, изучив всю доступную ему святоотеческую литературу, изложил нам понятным языком глубокую духовную суть, по которой человек может выстроить свою земную жизнь. Его литературное творчество заставляет нас обратиться к его бесценным трудам именно потому, что он прожил духовную жизнь сам, пройдя все этапы духовного совершенствования.

В конце своей жизни, после многих ступеней от послушника до епископа, он просится в затвор, как бы на покой. Однако это время не стало для него телесным покоем. Он занимается литературной деятельностью, пишет много различных книг, выпускает толкования на псалмы и на послания святых апостолов, делает перевод «Добротолюбия». Также святитель издает замечательную книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Я советую всем, кто имеет такую возможность, обязательно ее прочитать.

Видите, оказывается, духовная жизнь существует, и без настроя к ней не подступить. Многие люди не живут духовной жизнью. Они говорят: «Нам достаточно, что мы едим, спим и размножаемся». Но ведь так живет животный мир, а человек устроен по-другому. Если мы поймем, как устроен человек, мы поймем самую главную истину: как ему правильно жить. Так, если ты признаешь, что у тебя есть душа, то ты не бездушное существо, а одухотворенное. Ты существо, у которого есть внутреннее сокровище духа.

Об этом писали многие писатели и поэты. «Душа не здешних нив жилица». Или: «Но выше просится душа».

Николай Заболоцкий пишет:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Мы часто говорим о существовании души: разговоры по душам, душа с душою говорит, от всей души. Иногда мы полагаем руку на грудь и говорим: «Вы знаете, прямо до души, до самого сердца». Да, даже в область сердца человек полагает руку, как бы обозначая сущность своего внутреннего мира. Если мы говорим о душе и считаем, что она есть у каждого, то почему мы ею не занимаемся? Почему мы не очищаем ее? Почему мы ее не освящаем и не одухотворяем?

Чем же одухотворяется душа? Она одухотворяется духом веры.

Итак, мы перешли к третьей ступени лестницы устроения человека. Эта ступень является для каждого человека первой. Когда Бог сотворил человека, Он сотворил его по Своему образу и подобию. У человека все было правильно: духовные ценности, вера в Бога и общение со своим Создателем и Творцом были на первом месте. На втором месте были душевные потребности, на третьем – потребности тела.

После грехопадения все перевернулось с ног на голову. Перевернулось так, как переворачивается пирамида: если ее перевернуть на острие, она какое-то время балансирует, но ее падение неизбежно.  Так и человек: до какого-то времени он пытается сохранить равновесие в своей жизни, но рано или поздно падает, если не понимает смысла собственной жизни на Земле.

Святитель Феофан провел в затворе 21 год. Он отвечал людям, которые ему писали, порой отправляя по сорок писем в день. Еще он много писал для будущих поколений. Еще одна его удивительная книга, раскрывающая суть и цель человеческой жизни, – это «Начертание христианского нравоучения».

Неправильно подчиняться только желаниям тела – тому, чего мы хотим. У человека есть душа, состоящая из ума, воли и чувств. То, что связано с волей, умом или чувствами, является свойствами души каждого из нас. Так, мы получаем удовлетворение, когда читаем, размышляем или говорим на интересные темы.

Дух человека, по учению святителя Феофана, тоже включает в себя три составляющих: жажду Бога, боязнь оскорбить Его и совесть. Совесть может угрызать, мучить, не давать спать и пробуждать ночью. Совесть – свойство не телесное и не душевное, она является духовной составляющей каждого из нас. Поэтому говорят: поступай по совести, чтобы твоя душа тебя не мучила.

Еще одной составляющей духа наряду с совестью святитель Феофан считает жажду Бога, поиск своего Творца. Душа просится выше, не удовлетворяясь ничем земным. Один святой сказал: «Господи, я ни в чем не успокоюсь, пока не найду Тебя». И в конце долгой жизни он убедительно сказал: «Я уже, Господи, не боюсь Тебя, я Тебя люблю, потому что нашел Тебя».

Как бы хотелось посоветовать всем нам не заглушать жажду Бога, заложенную в каждом человеке, и совесть. Есть люди, которые заглушают голос своей совести вином и блудом. А ведь победа из побед – это победа над собой. Порой нам не хватает времени, сил и даже желания об этом задуматься. А задуматься нужно.

В 1894 году, в день праздника Крещения Господня, Феофан Затворник отошел в мир вечности. Он отошел, но оставил нам замечательные труды. Дорогие братья и сестры, почитайте что-то для души.

Я желаю вам мира духовного, пусть каждый из нас выберет всю целостность своего бытия. Целостная личность, человек – это не только тело или душа, а дух, душа и тело. Давайте же начнем жить по-человечески. Храни вас всех Господь!

Записал Анатолий Головатский 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​