Слово. Жизнь Пресвятой Богородицы после крестной смерти Спасителя и Его Воскресения

12 августа 2020 г.

 Повтор от 4 сентября 2019 г.

Беседа со священником Максимом Устименко.

О земной жизни Пресвятой Богородицы мы знаем из Священного Писания и Священного Предания. В Православной Церкви существует целая череда Богородичных праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение…

Но мы так мало знаем о жизни Пресвятой Девы после смерти Спасителя и Его Воскресения. Именно об этом сегодня поговорим с настоятелем храма в честь святых мучеников младенцев Вифлеемских в Санкт-Петербурге священником Максимом Устименко.

– Евангелие повествует о том, что Иисус Христос, претерпевая крестные страдания, поручает Свою Мать заботам Своего любимого ученика Иоанна Богослова. Где после смерти и Воскресения Спасителя жила Богородица и каково Ее участие в утверждении молодой христианской Церкви?

– Да, конечно, это очень интересный вопрос, поскольку Священное Писание достаточно ограниченно рассказывает нам о Божьей Матери. Мы очень немного сведений находим. Во-первых, конечно, это Благовещение, описанное в Евангелии от Луки, посещение Девой Марией святой праведной Елисаветы. Затем это события, связанные с Рождеством Христовым – само рождение Христа, поклонение пастухов, Сретение, поклонение волхвов, бегство в Египет и возвращение, 12-летний Отрок Иисус в храме Иерусалимском.

Затем в Евангелии от Иоанна описывается первое чудо на браке в Кане Галилейской, которое было совершено по просьбе Матери Божьей. В Евангелии от Луки описывается эпизод, когда к Иисусу в дом, где Он проповедовал, приходят Его Мать и родственники, и Спаситель произносит такие слова: «…кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

И затем как раз то, о чем Вы говорите: Матерь Божья стоит у креста Своего Сына вместе с другими женами, которых мы называем мироносицами, и вместе с Иоанном Богословом. Матерь Божья и жены-мироносицы, как и все ученики Христа, прибыли в Иерусалим на праздник пасхи. Но здесь происходит вот эта трагедия – распятие Сына Божьего на кресте. По всей видимости, Матерь Божья вместе с женами-мироносицами и погребает Своего Сына. Плащаница, погребение, плач Божьей Матери…

И затем как бы всё. Единственное, о чем нам повествует Книга Деяний святых апостолов: перед событиями Пятидесятницы, когда одиннадцать учеников были вместе, с ними были некоторые галилейские женщины – и среди них Мария, Матерь Иисуса. Но церковное Предание для нас закрепило присутствие в жизни ранней Церкви Той, через Кого воплотился Сын Божий.

На иконах Вознесения и Пятидесятницы – Сошествия Духа Святого на апостолов – в центре мы видим Матерь Божью, Пречистую Деву. Таким образом, Матерь Божья стала у истоков Церкви и находилась в ее сердце. Понятно, что когда апостолы начинали проповедовать Евангелие о Христе, Матерь Божья была жива на земле. Цель их проповеди была – донести весть о Воскресении, о победе над грехом и смертью, а не затрагивать тему Той, через Кого совершилось Боговоплощение.

Мы говорим, что у Церкви есть два источника Божественного Откровения – Священное Писание и Священное Предание. Причем православный взгляд на эти два источника следующий: Священное Писание само является частью Священного Предания. И Священное Предание для нас сохраняет вот что: Матерь Божья была поручена Иоанну Богослову у креста, и с тех пор до конца Своих дней Она жила вместе с ним.

Ученики очень долгое время жили в Иерусалиме или в Галилее, поэтому считается, что Матерь Божья долгое время жила в Иерусалиме, но потом, когда Иоанн Богослов был отправлен в Эфес, Она последовала за ним и жила в Эфесе. Даже более того, в Эфесе долго сохранялись как место почитания развалины дома; считалось, что это дом Божьей Матери. Возможно, Она была с Иоанном и в ссылке на острове Патмос.

Но незадолго до Своей кончины Она отправляется в Иерусалим, откуда уходит уже в вечность к Своему Сыну. Считается, что всех лет земной жизни Божьей Матери было приблизительно 72 года.

– Правда ли, что те, кто не верил в учение Иисуса Христа, покушались на жизнь Пресвятой Богородицы?

– Священное Предание сохраняет память о том, как незадолго до Своего успения Матерь Божья стала очень часто посещать Гефсиманский сад. Там был погребен Иосиф Обручник, Ее названный муж, там были погребены Ее родители Иоаким и Анна. Мы знаем, что Матерь Божья и Иосиф Обручник жили в Назарете; это Галилея, то есть это достаточно далеко от Иерусалима.

Но достаточно взглянуть сейчас на окрестности Иерусалима, на восточную стену, где расположено огромное иудейское кладбище и огромное мусульманское кладбище. И в те древние времена люди, которые жили в пределах земли Израильской, даже в Галилее, стремились к тому, чтобы быть погребенными у этой восточной стены. То есть уже в древние времена там были обширные кладбища.

Считали, что Мессия, Посланник Божий, придет именно в то место. Поэтому все усопшие воскреснут, чтобы встретить Посланника Божьего; значит, нужно быть погребенным у этих стен. И вот родители Девы Марии и Ее названный муж Иосиф Обручник были погребены с восточной стороны Иерусалима в Гефсиманском саду.

Она стала посещать это место, где упокоились Ее близкие люди. Она возжигала там фимиам и Сама желала уже воссоединиться со Своим Божественным Сыном. Мы знаем из Священного Писания, а именно из Книги Деяний апостолов и из посланий апостола Павла, что у христианской Церкви было много гонителей, преследователей. Некие враги христиан заметили, что Та, Которая была очень важна среди учеников Иисуса Христа, посещает это место, молится там, плачет, возжигает фимиам, и донесли об этом властям Иерусалима.

А духовные власти Иерусалима – это были первосвященники храма. И за Божьей Матерью установили слежку, чтобы Ее схватить. Но ангел Божий ограждал Ее, скрывал, и Она беспрепятственно приходила на это святое место, и враги христиан, враги Божьей Матери, не смогли Ее схватить, арестовать и причинить Ей какое-либо зло.

– Отец Максим, а что символизирует ветвь, которую Архангел Гавриил вручил Пресвятой Богородице за три дня до Ее успения? Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– Конечно, это опять-таки из области Предания. Но ветви финиковой пальмы имели некое символическое значение в той восточной культуре, если мы обратимся к такому событию, как Вход Господень в Иерусалим, когда люди, встречающие Христа, въезжающего на ослике в Иерусалим, постилают перед Ним свои одежды и ветви финиковых пальм.

Ветви финиковой пальмы постилали или держали в руках, когда встречали царя с победой, то есть это некий символ победы. И поскольку Архангел Гавриил вручает Деве Марии ветвь из райского сада, то одновременно эта ветвь означает и чистоту Божьей Матери. Считается, что эту пальмовую ветвь несли ученики перед носилками с Ее смертным одром (поскольку по традиции иудеи хоронили, помещая тело на носилки) как символ победы, чистоты и райского блаженства.

И поскольку Архангел Гавриил вручает Ей перед смертью пальмовую ветвь, мы обращаемся и к событию Благовещения, хотя в Евангелии эта ветвь не упоминается. А в церковной иконописной традиции мы видим, как Архангел Гавриил предстает Деве Марии: он держит либо пальмовую ветвь, либо цветок лилии – опять-таки как символ чистоты.

Но это уже достаточно поздние взгляды на событие Благовещения и на событие Успения, и пришли они к нам в православие и православную иконографию через Запад, где всегда особое внимание уделялось непорочности, чистоте и так далее.

– Что означает выражение «удел Пресвятой Богородицы»? Вообще сколько таких уделов существует?

– Когда апостолы, ученики Иисуса Христа, начали свою проповедь и собирались выйти за пределы Израильской земли – за пределы Иудеи, Самарии, Галилеи,  они бросали жребий, кому какая земля достанется для проповеди. И вот Матери Божьей в наследство, в удел, где Она должна проповедовать, досталась Иверия. Но поскольку Она должна была последовать за Иоанном Богословом, то вместо Нее туда отправился апостол Андрей Первозванный.

Мы знаем из Предания, что апостол Андрей посетил и Грузию, и Крым, и даже пределы нашей Русской земли. А Матерь Божья последовала в Эфес. И там Она пожелала навестить на Кипре одного из учеников Иисуса Христа Лазаря, который был незадолго до Входа Господня в Иерусалим воскрешен четверодневным из мертвых. И вот когда Она отправилась на корабле из Эфеса, на море разыгралась буря. Корабль отнесло к Халкидикам, на территорию современного Афона, где Она также проповедовала, обратила к вере во Христа местных жителей.

Поэтому первым уделом Божьей Матери считается Иверская земля, то есть современная Грузия, а второй удел – Афонская Гора, где находится множество монастырей – грузинских, славянских, греческих. Третьим уделом Божьей Матери считается Киево-Печерская лавра, поскольку первый монастырь на территории Руси после ее крещения был в честь Божьей Матери – это Киево-Печерский Успенский монастырь. Четвертым уделом считается Серафимо-Дивеевский монастырь, где было явление Божьей Матери преподобному Серафиму Саровскому.

Но если мы будем говорить вообще об этих явлениях, то Божья Матерь являлась и преподобному Сергию Радонежскому. И если возьмем всю нашу землю – всю нашу историческую Русь, то это в центре этой земли, в пределах Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Владимира, Суздаля… Древняя Владимирская икона Божьей Матери, которая  была принесена из Византии через Киев в наши земли, в Центральную Россию, считается святыней Центральной России.

Святыни Севера России – две иконы: «Знамение» Новгородская и Тихвинская икона Божьей Матери. Юг России – это Иверская икона. Восток – Казанская икона. И западные земли – Почаевская икона. Таким образом, наша Русь ограждена иконами Божьей Матери как крестом. Поэтому вся земля Российская считается уделом Божьей Матери.

– Отец Максим, спасибо за очень интересную беседу. Думаю, не только я, но и наши дорогие телезрители узнали много нового.

Дорогие телезрители! Своим примером, смирением, любовью, служением Богу Богородица явила нам путь, по которому призваны идти все люди.

Спасибо, что были с нами! До новых встреч!

Ведущая  Екатерина Соловьева

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​