10 сентября 2024 года Святейший Патриарх Кирилл посетил Санкт-Петербургский государственный университет, где совершил чин малого освящения университетского храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые Николай Михайлович, Дмитрий Анатольевич! Дорогие братья и сестры!
С особым чувством я освящал сейчас эти стены университетского храма, который был закрыт, потому что власть, некогда руководившая нашим народом, провозгласила, что никакое светлое будущее в нашей стране невозможно, пока в ней сохраняются «религиозные предрассудки». Вопреки всей истории развития человеческой цивилизации эта совершенно нелепая идея вначале овладела сознанием интеллигенции, а потом стала проникать и в народную среду. Однако эксперимент, связанный с попыткой построения «самого справедливого общества за всю историю рода человеческого» провалился. Намерения были хорошие, но ничего не получилось. Потому что камень, который отвергли строители, был во главу угла (см. Мф. 21:42), сказано в слове Божием. Тот самый камень, положенный во главу угла, есть признание людьми присутствия Бога в их жизни и жизни всей цивилизации.
В свое время, начиная с эпохи Возрождения и позже, бурное развитие естественных наук поставило под сомнение само существование Бога. Связано ли существование вселенной с каким-то особым божественным актом, или, может быть, все произошло само по себе? Еще будучи совсем юношей, я тоже колебался вместе со своими соучениками, друзьями. Это было время всплеска атеизма или, как мы теперь говорим, хрущевских гонений. Но меня никогда не оставляла простая мысль, простое логическое заключение: ничто ведь не происходит само по себе. Если взять любую сторону человеческой жизни, всегда есть некое начало. А если есть акт творения, то всегда есть творец. Существуют разного рода гипотезы о происхождении животных, совершенно недоказуемые, но всегда невероятно сложно было объяснить, откуда человеческий дух, откуда нравственная система ценностей.
Знаю, как на этот вопрос отвечает нерелигиозная мысль: это процесс эволюции, в том числе интеллектуальной. Нет! Еще в глубочайшей древности, и Библия приносит нам это свидетельство, у людей была способность отличать добро от зла, существовал определенный нравственный кодекс. А если бы не существовал, то человечество вряд ли сохранилось бы.
Вот эти простые умозаключения приводят большинство людей к тому, что не может всё это быть на пустом месте. Ну не может всё это быть от молекулы, которая неведомым образом, пронесясь через космос, опустилась на нашу планету и размножилась здесь, на этой планете, до появления человеческого разума. Что лежит в основе этой гипотезы? Вера, потому что всё это недоказуемо. Значит, когда человек говорит: «Я в Бога не верю, я верю в науку», он и в науку не верит. Потому что человек неверующий не может верить, не может доверять.
Но если продолжить эту мысль, то ведь она имеет отношение не только к познанию, не только к философскому осмыслению жизни, но и к нашей повседневности. Отчего разрушаются браки? Отчего разрушается дружба? Отчего разрушается любовь? Именно оттого, что человек неспособен узреть во всем руку Божию и себя поставить под Божий закон. Потому что только Божий нравственный закон делает человека человеком, а никакая философия, никакая дисциплина и никакая идеология таковым его не делает.
Радуюсь тому, что могу сказать эти слова именно в университетском храме, сознавая, что сам факт того, что сейчас происходит в этих стенах, также свидетельствует о Божественном присутствии в нашей жизни. Если бы еще тридцать-сорок лет назад сказали бы о том, что такое событие возможно, мало кто в это бы поверил. Но вопреки всем силам, которые были брошены на разрушение веры, вера в Бога живет в сердцах человеческих. И покуда она будет жить, человек останется человеком, он не оскотинится. Потому что никакая философия не может удержать человека от зла — человека от зла удерживают страх Божий и Божественное присутствие в его сознании, в его жизни.
Дай Бог, чтобы никогда больше никакие философии, никакие политические диктатуры неспособны были произвести самый страшный, опасный разлом в жизни людей — оторвать веру от знания, науку от религии, религию от культуры. И надеемся, что наш народ, прошедший через такие тяжелейшие испытания и на самом себе испытавший губительность всех этих лжезнаний, ложного гносиса, как говорили древние, может стать тем народом, который даст пример другим, что сейчас и происходит. Очень многие мыслящие люди на Западе с удивлением открывают для себя опыт России. Дай Бог, чтобы этот опыт действительно вошел в плоть и кровь нашего народа и сумел оплодотворить, в том числе, языческую неплодящую церковь, то есть все те цивилизации, которые Бога отвергают.
Желаю всем вам помощи Божией — профессорам, преподавателям, студентам. Очень надеюсь, что Санкт-Петербургский университет останется твердыней и силой, развивающей нашу национальную российскую науку. И одновременно очень надеюсь, что и сей храм никогда не станет экспонатом в этом здании, но пребудет местом молитвы и реального духовного опыта людей, которые здесь работают, учат и учатся.
Благословение Божие, мои дорогие братья и сестры, да пребывает со всеми вами, с вашими родными, близкими, вашими семьями и, конечно, с вашими студентами и учениками.
В память о сегодняшнем событии хотел бы преподнести для сего храма этот замечательный образ Христа Спасителя. Когда будете прикладываться к этому образу, каждый будет молиться о себе, но прошу вспоминать и имя вашего Патриарха, который нуждается в вашей молитве и вашей духовной поддержке. Храни вас всех Господь!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
У книжной полки. Петр Алеут, cвятой эскимос
Божественная литургия 6 октября 2024 года
Церковный календарь 6 октября. Преподобные жены Ксанфиппа и Поликсения
Православный словарь. Нечаянная радость
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!