«Слово» (Санкт-Петербург). О Божественной литургии

17 июня 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
 Литургия в переводе с греческого означает «общее дело», то есть дело не только одних священнослужителей, но и всех верующих, собравшихся в храме за богослужением. Очень важно понимать смысл всех священнодействий и молитвословий, совершаемых в храме. О некоторых из них мы сегодня поговорим с настоятелем храма святых мучеников младенцев Вифлеемских в Санкт-Петербурге священником Максимом Устименко.

– Какие священнодействия совершаются во время проскомидии?

– Само слово «проскомидия» греческого происхождения и переводится на русский язык как «приношение». Связано это с тем, что в древности все вещества для таинства Евхаристии (да и не только для Евхаристии, но и вообще все) христиане приносили из дома. Литургия – общее дело, поэтому христиане, приходя в место собрания, в храм Божий, приносили все для того, чтобы поделиться этим со своими ближними. При храмах устраивались особые помещения, которые назывались жертвенники. Туда приносили хлеб и вино для таинства Евхаристии, восковые свечи для освещения храмов, елей, который также использовался в лампадах для освещения храмов, фимиам, а также вещи, пищу, которыми нужно было поделиться с бедными людьми.

Сейчас у нас по традиции позднего византийского времени сложился следующий чин совершения проскомидии: отбираются пять просфор и берется некоторое количество вина и воды. Священник ставит на жертвеннике сосуды, дискос, на который возлагается святой хлеб, берет чашу, звездицу, покровцы, берутся приборы (лжица и копие), лжицей будут причащать во время литургии, а копием разрезают просфоры.

«Просфора» означает «приношение». Из первой просфоры вырезается Агнец – так называется эта просфора. Агнец (Агнец Божий) с особыми словами из Книги пророка Исаии вырезается и возлагается на дискос. В чашу вливается вино, смешанное с водой. Затем из других просфор вынимаются частицы в честь Божией Матери, святых (насчитывается девять чинов святых), затем в честь живущих членов Церкви и усопших. Поэтому на литургии, как бы на дискосе, предстает вся Церковь: Христос, Божия Матерь, Иоанн Предтеча и все святые, живые и усопшие. Все собраны во имя Христово на одной литургии, все вместе пребывают.

Таков символизм вещества (хлеба и вина), который приготавливается на проскомидии до начала Божественной литургии. Сейчас  на практике проскомидия совершается во время чтения часов. В некоторых Церквах (например, на Балканах, в Болгарской, Сербской)  часы совершенно не прочитываются, просто священник молча в алтаре совершает проскомидию, приготавливает вещество для таинства. Но изначально в древности проскомидия оканчивалась примерно во время пения Херувимской песни, и это указывает на то, что во время архиерейского чина, после облачения, архиерей читает молитву проскомидии, а затем, во время Херувимской песни, покрывает Святые Дары. Молитва, которая читается после того, как совершен Великий вход, называется молитвой приготовления, или молитвой проскомидии. В более старых Служебниках так прописано.

А в западной литургии до сих пор сохраняется древний порядок, когда исполняется особое песнопение – офферторий. Люди, которые знакомы так или иначе с классическими произведениями, литургическими (например, Иоганна Себастьяна Баха или Моцарта), знают, что есть такое особое произведение. Именно в этот момент переносятся Святые Дары в алтарь. У нас постепенно акцент с Херувимской песни в проскомидии сместился до начала Божественной литургии, хотя фактически историческая память об этом до сих пор сохраняется, потому что молитва приготовления – молитва проскомидии – читается после Херувимской песни и до начала пения Символа веры, до начала служения анафоры.

– Во время литургии совершаются великая, малая и сугубая ектении. Что это такое и чем они отличаются?

– Слово «ектения» в переводе с греческого означает «распространение, протяжное моление». То есть диакон или, при его отсутствии, священник, от лица всей Церкви, возглашает то, о чем мы сейчас будем просить Господа. Скажем: «В мире Господу будем молиться». И народ отвечает своей молитвой: «Господи, помилуй». «О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся». И народ говорит свою молитву Господу: «Господи, помилуй». То есть  сначала идут прошения, призыв (о чем мы просим), а затем произносится сама молитва: «Господи, помилуй»;  или: «Подай, Господи»; или трижды произносим «Господи, помилуй!»

Отсюда есть разные ектении. Скажем, великая ектения насчитывает одиннадцать или даже более прошений. Есть сугубая ектения, когда мы сугубо говорим трижды «Господи, помилуй!» Или просительная ектения, когда мы у Господа что-то просим и на каждое прошение, которое возглашается диаконом от лица всей Церкви, говорим: «Подай, Господи». Или малая ектения, когда присутствует только одно прошение или два. Но при этом мы не должны забывать, что во время ектении священник обязательно читает молитву.

В древности все эти молитвы произносились вслух, сейчас мы слышим только окончание молитвы. Например: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Или возглас священника: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Эти возглашения – лишь окончание молитвы. Священник их прочитывает тайно, или в полголоса, или про себя. Но в древности все эти молитвы завершали наши общие прошения от лица предстоятеля, священника.

Таким образом, ектения и молитва – это то, о чем просит вся Церковь вместе – в лице ее диакона (служителя), предстоятеля и всего народа Божия, который собран вместе, в момент Божественной литургии или богослужения вечерни, утрени. Потому что только эти службы и таинства церковные имеют ектении. Такие богослужения, как повечерие, имеют ектении, прошения небольшие, только в самом конце.

– Во время службы диакон или чтец несколько раз возглашает: прокимен, глас такой-то. Что такое прокимен?

– Очень многие понятия уходят глубоко в историю Церкви. Сейчас в русских храмах все певцы поют по нотам. Есть возможность ноты переписать, размножить, отксерокопировать или каким-то иным образом их распространить. Но в древности было не так. Книги, в том числе богослужебные, были очень редкие и дорогие. Как правило, на один большой храм могла быть только одна книга. Нотной записи тоже еще не было. Были определенные способы передачи мелодии. Как правило, певцы очень многое заучивали наизусть, и чтец (только у него в руках была книга) возглашал то, что сейчас поется, затем хор, соответственно, на определенный мотив начинал петь.

Слово «прокимен»  означает «предшествующий», то есть это стихи псалмов, которые предшествуют чему-либо. Например, прокимен перед Апостолом: «Прокимен, глас 1: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Слова «прокимен, глас 1» служили сигналом для хора, затем те слова произносил чтец, которые хор в качестве антифона или респонсория (повтора) будет произносить вслед за чтецом. Или, скажем, аллилуарий – это тоже прокимен, только перед чтением Святого Евангелия. Его тоже нужно было возгласить и таким образом дать знак певцам, что сейчас будет петься. Или прокимен, который поется на вечерне перед чтением паремий. Это были изменяемые части богослужения, поэтому певцам нужно было напомнить то, что сейчас изменяется и что они сейчас должны пропеть. То есть изначально это был технический термин, который сейчас закрепился  в виде красивой, благочестивой, древней традиции – сохранять строй литургии со времен Древней Церкви.

– Иногда человеку очень сложно простоять всю службу в храме, особенно пожилым людям. Когда можно и когда нельзя садиться на литургии?

– Что касается сидения во время богослужения, конечно, в русской традиции мы всегда стоим, но если нет физической возможности стоять, то позволяется и посидеть. Например, архиерейские богослужения сохранили наибольшее количество элементов древней службы. Поэтому архиерей, после великой ектении, во время пения антифонов, псалмов «Благослови, душе моя, Господа», или «Хвали, душе моя, Господа», или праздничных псалмов – восседает на кафедре на середине храма, для этого ему даже специально поставляется седалище. Как раз во время пения псалмов можно было сидеть. При этом, когда начинают петь гимн «Единородный Сыне», – епископ встает, поэтому вставала вся Церковь. Во время Апостола епископ, священники  сидят в алтаре. Поэтому здесь сидела и вся община, как скажем, во время чтения паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечерне и на литургии, так как в древности на литургии тоже читался Ветхий Завет, его отрывки. Но во время Евангелия обязательно все стояли. Во время перенесения Святых Даров на великом входе также все вставали, встречая как бы Самого Христа. Или во время изнесения Евангелия на малом входе – обязательно вставали. Во время анафоры, конечно, никто не сидел, когда совершалась Евхаристия: все либо просто стояли, либо стояли на коленях, слушая молитвы Святой Евхаристии.

Все эти моменты богослужения до сих пор сохраняются. И до сих пор мы можем во время литургии: во время антифонов – сидеть, во время третьего антифона – стоять, во время Апостола сидеть, затем на каких-то ектениях сидеть, по немощи, особенно пожилые люди или дети. Но в основном стараемся в храме стоять со страхом Божиим.

– Во время службы мы молимся за своих близких, подаем за них записки. Но встает вопрос: в чем разница заказываемых молитв?

– Разница, наверное, не в молитве, а в том, какую возможность человек имеет, чтобы пожертвовать на храм, на общее дело, потому что все в храме существует благодаря нашим пожертвованиям. Мы знаем, что проскомидия, например (когда на дискосе представлена вся Церковь, вынимаются частицы о здравии), наверное, самый важный момент литургии. Но в отношении пожертвований, как правило, это самое недорогое. В то же время, например, ектении могут быть для нас дороже. При этом мы прекрасно знаем, что не все прихожане могут пожертвовать большие деньги... Самое главное, чтобы к записочкам была присоединена наша собственная молитва о здравии наших близких или об их упокоении (если они ушли в мир иной).

– Спасибо, отец Максим, что разъяснили нам такие важные богослужебные понятия.

Напоминаю, что на сайте slovotv.ru, даже в условиях самоизоляции, вы можете посмотреть все предыдущие выпуски программы «Слово».

Ведущая Екатерина Соловьева

Записала Людмила Кедысь 

Показать еще

Время эфира программы

  • Воскресенье, 09 мая: 08:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​