Родное слово. Введение во храм Пресвятой Богородицы

9 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Продолжается Рождественский пост. Четвертого декабря мы празднуем Введение во храм Пресвятой Богородицы. Расскажите, что это за праздник. Какие события произошли в этот день?

– Практически с первых дней поста Святая Церковь показывает нам, что его истинная суть вовсе не заключается во внешней скорби. Многим кажется, что пост – время не для развлечений и смеха. Это действительно так, потому что мы стараемся удалиться от привязанностей нашего сердца, души к плотскому, земному. Мы бываем зависимы от телевизионных передач, компьютерных игр, смартфонов.

Но Сам Христос осуждает действия фарисеев, которые демонстративно всем показывали, что начинается время поста. Они надевали дряхлые одежды, посыпали головы пеплом, специально стояли на улице и со скорбным выражением лиц молились Господу, показывая, что пришла пора говения.

Христианин, следуя заповеди Христа, должен поститься так, чтобы никто не мог и догадаться, что у него пост. Нет никакого запрета на радость, улыбку, веселье, поддержку близких. Если вас пригласили в гости или на какой-то праздник, то нельзя отказываться, обосновывая свое решение тем, что наступил пост.

Даже в Церкви: казалось бы, мы только что настроились на упорную работу над собой – и уже великий двунадесятый праздник, последний в году – Введение во храм Пресвятой Богородицы (следующий двунадесятый праздник – долгожданное Рождество Христово). Он очень необычный во всех отношениях.

В частности, на вечернем богослужении мы слышим, как Церковь ликует: звучат ирмосы Рождества Христова. Люди, придя в храм, радостно подпевают хору: «Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите…»

Очень важно, чтобы мы не забывали, для чего нужен пост. Сейчас многих смущает то, что во всех магазинах и других общественных местах уже стоят наряженные елки, висят красивые гирлянды и поздравления с наступающими праздниками Нового года и Рождества. Это должно не отвлекать христианина, а, наоборот, помогать настраиваться. Мы, прекрасно помня о том, Кого ждем в гости, стремимся благоукрасить и предуготовить наши сердца и жилища.

Описание события введения во храм Пресвятой Богородицы не содержится в книгах Священного Писания. Мы знаем о нем из Священного Предания. Иоаким и Анна, праведные родители Пресвятой Богородицы, долгое время не могли иметь детей. Мы радостно празднуем Рождество Пресвятой Богородицы, потому что с Ее рождеством наступило новозаветное время.

Мы привыкли считать, что Новый Завет начинается с Рождества Христова, но это не совсем так. Если бы не родилась Его Пречистая Матерь, возможно, были бы другие варианты. Поэтому рождество Пресвятой Девы мы воспринимаем как нечто большее, чем рождение человека, – как начало новой эпохи. Для праведных родителей Пречистой Богородицы Ее рождение было самым большим подарком и праздником, ибо они, несмотря на то, что были богатыми (из царского рода) и уважаемыми в обществе людьми, очень скорбели, так как были бесплодными.

Сейчас тоже есть люди, которые печалятся, что не могут родить ребенка. Но это скорбь индивидуальная, личностная. Даже если близкие об этом знают, человек переживает личную драму из-за того, что не может продлить свой род.

Во времена Иоакима и Анны все верующие евреи помнили об обещании, которое дал Господь людям в раю. Адам и Ева после совершения первого греха (вкушения плода с древа познания добра и зла) не принесли покаяния – и за это были лишены возможности общаться с Богом лицом к лицу, находиться в райском саду.

Господь, прекрасно понимая, что они не смогут сами справиться с пучиной своих бед (у человечества будет, как снежный ком, расти проблема удаления от Бога; подобно барону Мюнхгаузену, ни Адам, ни кто-то из его потомков не сможет сам себя вытащить из греховной жизни), заповедует, завещает людям ожидать Спасителя, Который родится.

Я думаю, Адам и Ева очень удивились, когда увидели, сколько лет пришлось ждать Спасителя. Они надеялись, что Им будет кто-то из их детей или внуков. Общество вслед за прародителями очень долго ожидало пришествия Спасителя в мир. Каждый еврей, будучи исполнителем заповеди Божией плодиться и размножаться, мечтал, чтобы Он родился именно в его семье (это могло быть очень большой честью).

Поэтому, когда о неплодстве Иоакима и Анны стало известно в обществе, вопрос личного отошел на второй план. Люди стали говорить: «Понятно: богатые! У них все хорошо: есть деньги, скот, слуги, дом». Про Иоакима было трудно сказать что-то плохое, потому что он был человеком праведной жизни: богатство его не смущало. Он делился им со своими домочадцами, рабами, знакомыми, занимался благотворительностью, прежде всего жертвуя большие суммы на храм.

Однажды, когда Иоаким пришел в Иерусалимский храм для жертвоприношения, священник не принял у него жертву, сказав ему в лицо то, что давно говорили за спиной: «Если Господь не даровал тебе даже одного ребенка, значит, не хочет. Мы чего-то не знаем, но ты точно грешный и скверный человек».

Иоаким и его супруга Анна очень переживали, потому что чувствовали тяготу общественного мнения. Они обращались в молитвах к Господу, чтобы Он указал им, в чем их неправота. Важно отметить, что Анна, прося у Бога ребенка, сразу обещала Ему: если дитя родится, она посвятит его служению Господу.

Для нас это удивительно: мы рождаем детей прежде всего для себя. Нам важно взять их на руки, погладить, понянчить, вложить свое. Не приходит в голову сказать: «Я рожу ребенка, а потом отдам его бабушкам или няням». Сейчас это немодно и неправильно.

Анна понимает, о чем говорит. Выбирая между бесчадием и неимением возможности общаться с ребенком, но все-таки его наличием, она упрашивает Господа призреть на ее молитву. В Церкви часто употребляется это слово. Не надо путать его со словом «презрение», которое образовано от «презирать» – «не смотреть на человека, отводить взгляд». «Призрение» – «обращение особого внимания на человека». Когда мы просим Господа призреть на нас, имеем в виду именно это.

И вот, спустя определенное время, рождается Пречистая Дева. С каждым днем Анне все тяжелее отпускать Ее. Проходит год. Иоаким спрашивает жену: «Может быть, пора?» Анна отвечает: «Она мала. Давай подождем». Проходит еще один год. Пречистой Деве Марии, будущей Богородице, всего два года. Иоаким вновь напоминает жене об обещании. Проходит еще год. Когда Деве Марии исполняется три года, Иоаким и Анна понимают, что дальше тянуть нельзя: пора ребенка посвящать Богу.

– С каким чувством Иоаким и Анна отдавали свое единственное дитя в храм? Это был приют или школа для девушек?

– Нам неведомы истинные чувства Иоакима и Анны. Мы не можем знать их сердец, но понимаем, что они, как любые родители, волновались и переживали. Иоаким позаботился о своей дочери: сделал все возможное, чтобы расставание с родителями не было для нее, малолетнего ребенка, шоком. Он постарался, чтобы это стало большим и радостным праздником.

Иоаким, будучи обеспеченным человеком, пригласил множество дев, нарядил их в красивые одежды и, вручив каждой свечу, устроил шествие, на которое позвал всех родственников. Для Марии, как и для всего семейства, это был настоящий праздник. Хотя, казалось бы, чему тут радоваться? Вы идете отдавать свою дочь непонятно куда.

Историю праздника можно воспринимать так: Деву Марию взяли – и отдали в храм, а до этого вроде бы никого туда не отдавали. На самом деле была такая традиция: при Иерусалимском храме уже сложилась женская община. В храмовых пристройках жили вдовицы, которые после смерти мужей не видели особого смысла дальше посвящать себя земным делам и уходили служить Господу. Также там жили сироты, которых воспитывали вдовицы. Поэтому будущей Матери Господа, Пречистой Деве Марии, было где жить: Ее поселили не в самом храме, а в строении, подобном гостинице, пансиону.

Во время шествия в град Иерусалим Богородицу сопровождали ангелы. Казалось бы, мы не верим в судьбу. Дальнейшие события (Благовещение и Рождество Господа) произошли только с согласия Пречистой Девы. Это было Ее свободное решение, воля и выбор. То есть Она не была избрана Богом особым образом (так, что не могла ничего изменить в Своей жизни).

Но, понимая, что Господь предуготовил Деву Марию для высокого служения, ангелы Божии сопровождают Ее. Скорее всего Она их видела. Именно поэтому ей было так радостно. У Иерусалимского храма процессию встречали местные жители. Первосвященник хотел взять Младеницу за руку, чтобы ввести в храм по 15 высоким ступеням, но трехлетняя Девочка (самая маленькая из всех присутствующих) Сама взбежала по ним, даже не оглядываясь на родителей.

Здесь говорится не о том, что Она моментально забыла о Своих родителях, а о том, с какой радостью Мария шла к Богу, прекрасно понимая, куда и зачем Она идет. И тут случилось неожиданное. Казалось бы, все должны порадоваться, обняться и разойтись, но первосвященник (сам, может быть, не понимая, что делает) вводит Пречистую Деву в Святая святых Иерусалимского храма.

Для тех, кто плохо знаком с устройством единственного на то время храма, где служили истинному Богу, стоит сказать, что Святая святых – самое священное место в храме. Там в свое время хранился Ковчег Завета. В нем лежали: процветший жезл Аарона, тарелочка с оставшейся непортящейся манной (в память о чуде, которое явил Господь евреям, когда они вышли из Египта), книги бытописателя Моисея. Когда Ковчег был утерян, в Святая святых мог зайти только первосвященник один раз в году (в праздник очищения).

И вот первосвященник  вводит Марию во Святая святых. Я уверен, что собратья его не поняли, наверняка потом задавали множество вопросов. В то время это было удивительно для всех присутствующих.

Но символически все сложилось так, как нужно. Ибо теперь Ковчег Завета, находящийся во Святая святых, не просто красиво украшенный ящик, но Ковчег Живой. Мы называем так Пречистую, потому что Она в Своем чреве хранила Само Слово Божие, как когда-то Ковчег Завета хранился в Иерусалимском храме.

– Как проходила жизнь Пресвятой Девы Марии в приюте Иерусалимского храма? Каковы были Ее послушания? Уже есть свидетельства о том, что ангелы носили Ей небесную пищу. Так ли это?

– Конечно, будучи одной из многих девочек, живших при Иерусалимском храме, Мария соблюдала правила, которые существовали в пансионе. Она выполняла все возложенные на Нее обязанности. Мы точно знаем, что девушки с женщинами занимались рукоделием, ткали. Она достигла в этом немалых успехов.

У будущей Святой Пречистой Матери Божией были Свои привычки. Имея возможность вхождения во Святая святых, Она удалялась туда ранним утром и поздним вечером для особой молитвы. Там, по нашей вере и преданию, Пресвятая Дева напрямую общалась с ангелом. Мы можем подумать, что в Благовещение будущая Пречистая Матерь Божия испугалась Архангела Гавриила, но на самом деле Ее смутило его приветствие: радуйся, Благодатная! …благословенна Ты между женами.

Она уже давно была знакома с Архангелом Гавриилом: он вдохновлял, поддерживал, подбадривал Ее, даже приносил Ей небесную пищу. Поэтому, не испытывая телесного голода, Мария могла делиться своим пайком с другими девочками, за что наверняка снискала их особую любовь.

Любимым занятием Марии было изучение Священного Писания. В то время не было Нового Завета, но те книги, которые когда-то читала Она, и мы сейчас можем прочитать. Это начало Библии, книги Ветхого Завета. Будучи правоверной еврейкой, Пречистая Дева старалась, как и все Ее соплеменники, детально изучать Священное Писание.

По преданию, каждый раз, когда Пресвятая Дева читала о том, что у какой-то Женщины родится Спаситель, Она прерывала чтение и, задумываясь или мечтая, говорила: «Мне бы иметь возможность хотя бы увидеть эту Женщину, завязать Ей сапоги, послужить Ей». Конечно, Мария не могла подумать, что это у Нее родится Спаситель мира, Тот, Кто когда-то весь этот мир и Ее Саму создал.

– Можно сказать, что Введение во храм Пресвятой Богородицы – детский праздник, потому что на иконе мы видим Пречистую Деву в младенческом возрасте. Это, наверное, пример для детей, назидание родителям, как нужно воспитывать своего ребенка. Чему учит этот праздник?

– Вы правильно отметили: когда мы видим на иконе непривычный образ Пресвятой Девы (будучи маленькой Девочкой, Она восходит по ступеням храма вместе с первосвященником), не можем не вспомнить о своих детях, за которых несем ответственность не только перед государством, но и перед Господом Богом.

Мы помним наставление Самого Иисуса Христа, Который говорил, чтобы не препятствовали детям приходить к Нему. Конечно, воспитать детей в вере – очень важная задача. Но большой вопрос: как это сделать? Потому что ребенок восприимчив к каким-то словам или занятиям, но в отличие от взрослых не столько слушает наставления и поучения, повторяет слова святых книг, сколько берет пример со своих родителей.

Мне кажется, уместно вспомнить английскую поговорку, которая гласит: «Не воспитывай ребенка, а воспитывай себя». Если мы будем соблюдать то, что ждет от нас Господь,  а также Святая Церковь (правильно относиться к посту, не забывать о Священном Писании, не расслабляться, а держать себя в ежовых рукавицах, не жалеть себя, наступать на горло собственной песне), дети, взирая на наши усилия, будут учиться у нас. Они будут понимать, что со скорбями, житейскими сложностями, неурядицами или нашими же ошибками мы получаем неизмеримый опыт.

Конечно, дети видят своих сверстников, многие из которых живут совершенно по другим принципам, и им тоже может хотеться большего, лучшего и прямо сейчас. Повкуснее, подороже, того, что помоднее. Важно с самого детства объяснять: все, что мы имеем, к сожалению, временно. Будем следовать заповедям Спасителя и отдавать детей в Его святые руки.

Вспоминая в этот праздник Пречистую Деву Марию, Ее вхождение в храм, будем молить Ее, чтобы Она просила Своего Небесного Сына о милости к нашим детям, чтобы они росли в благоразумии, крепости силы и духа, Отечеству на пользу и родителям в утешение.

– Родители Божией Матери, Иоаким и Анна, поминаются на каждом богослужении. С чем связано такое почитание этих святых людей?

– Это очень важно. Церковь действительно никогда не забывает о своих предках. Если мы посмотрим многочисленные богослужебные тексты, то увидим, что до сих пор поминаются ветхозаветные праотцы, которыми так дорожит еврейский народ: Авраам, Исаак, Иаков…

В миру, когда ребенок хорошо учится, развивает свои таланты, учитель, тренер неминуемо хвалят родителей (отмечают благодарственной грамотой, премией, просто добрым словом), потому что понятно, как получен результат.

Поэтому, когда мы празднуем память какого-нибудь святого, Церковь, естественно, не может не напомнить о том, что он родился не сам по себе, не спустился с неба, это сын или дочь благочестивых родителей.

Церковь подчеркивает: чтобы стать святым, очень важно родиться в благочестивой семье, потому что воспитание, окружение, атмосфера влияют на жизнь человека. Мы, воздавая честь и хвалу Пречистой Богородице, не можем не задуматься о том, что в Ее смирении, долготерпении, скромности, мудрости есть начаток трудов Ее праведного отца, Иоакима, и праведной матери, Анны.

Они всю жизнь положили на то, чтобы ждать свою дочку. Старались окружить Ее любовью, заботой. Иоаким и Анна являются примером современным родителям в плане любви к своему ребенку, но в то же время без привязывания его к себе. Теперь хочется вспомнить арабскую поговорку: «Дети – гости в нашем доме. Нам нужно их принять, напоить, накормить – и отпустить». Это очень важная мысль.

К сожалению, сейчас мы часто встречаемся с тем, что взрослые люди никак не могут отлепиться от своих родителей. Возникают сложности в общении с противоположным полом, женитьбе, рождении детей.

Мы видим, что Иоаким и Анна смогли отпустить трехлетнюю девочку. Это не значит, что они больше никогда не виделись. Скорее всего Иоаким и Анна по очереди приходили к Марии, несколько раз в год навещали Ее. Переживали за Нее, молились Господу. Они сделали все, что должны были сделать.

Нам необходимо уподобиться Иоакиму и Анне. Будем просить, чтобы Господь, по молитвам их Пречистой Дочери и их самих, даровал нам родительскую мудрость, педагогический навык, которого нам всем не хватает. Чтобы плод, результат наших воспитательных трудов в итоге порадовал нас, всю Церковь и, конечно, наших близких.

– Какой отрывок из Евангелия читается за богослужением в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы?

– За богослужениями Богородичных праздников часто читаются известные всем отрывки. На вечернем богослужении мы слышим 4-е зачало Евангелия от Луки, где Пресвятая Дева приходит в гости к Своей родственнице Елисавете, матери Иоанна Предтечи. А за Божественной литургией – казалось бы, не имеющий совершенно ничего общего с личностью Пресвятой Богородицы, отрывок из 54-го зачала Евангелия от Луки, который повествует о том, как Господь пришел в гости к Своим друзьям. Это тоже очень значимый момент: мы узнаем, что, оказывается, у Иисуса Христа были друзья – сестры Марфа и Мария с братом Лазарем. Они, видимо, уже неоднократно принимали Господа у себя в доме.

Мы слышим абсолютно житейский отрывок: Мария села у ног Христа слушать Его наставления, а Марфа, будучи старшей сестрой, неравнодушной к тому, что Иисус может остаться голодным, старалась скорее устроить застолье. Увидев, что Мария сидит у ног Учителя, не желая ничем помочь, Марфа ропщет: «Скажи же ей, пусть она поднимется, чтобы помочь мне».

Надо отметить, что Христос не говорит Марфе: «Брось, оставь эту трапезу. Не занимайся ничем. Только слушай Меня». Он не принижает ее труда, но подчеркивает, что Мария… избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

В самом конце мы слышим то, ради чего читается этот отрывок. Из толпы, которая везде ходила за Христом, звучат слова еврейской женщины: блаженно чрево, носившее Тебя… Это хвала Пречистой Матери Божией. Женщина восхваляет Ту, Которая родила Спасителя. И Иисус отвечает удивительными словами, не умаляя Своей любви к Матери  и значения в спасении рода человеческого Пречистой Богородицы, но напоминая нам о главном: блажени слышащии слово Божие и хранящии е.

Этим Рождественским постом мы можем исполнить заповедь Спасителя, начав внимательнее относиться к посещению богослужений (при возможности и соблюдении санитарно-эпидемиологических норм) и самообразованию: чтению и изучению Священного Писания. Будем бережно хранить слово Божие, не только оставляя его в нашей памяти, но и претворяя в жизнь.

– Я благодарю Вас, отец Александр, за интересную беседу.

– Пусть Господь подаст сил и крепости духа на весь Рождественский пост! С прошедшим праздником!

Ведущая Лилия Ткаченко

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 12 мая: 05:30
  • Суббота, 15 мая: 09:05
  • Среда, 19 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​