Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

8 марта 2023 г.

– Иногда слышишь такое пожелание: поститесь постом приятным. В чем смысл, в чем посыл?

 – Это слова стихиры. Мы в первый день собираемся на утреннее богослужение. Лишенный возможности причаститься, человек внезапно оказывается в монастырском состоянии духа, потому что утреннее богослужение состоит из целого цикла суточных богослужений, обильно снабжается чтением Псалтири и многочисленными земными поклонами. Практически в самом конце вечерни (которая относится уже ко вторнику) в понедельник мы слышим стихиру третьего гласа о том, что «постимся постом приятным, благоугодным Господеви». Это очень важно. В этих стихирах нас вдохновляет Святая Церковь на то, что мы занимаемся не каким-то непонятным делом, а сознательно на себя налагаем определенные трудности, и не ради того, чтобы нас похвалили или чтобы мы себе галочку поставили: какие молодцы, что можем поститься. Все это для того, чтобы что-то поменять.

В идеале человек должен проводить пост таким образом, чтобы после поста не с радостью вернуться к тому, что было до поста, а сохранить это ощущение и поведение даже в те дни, когда Церковь что-то празднует и позволяет нам свободно питаться и развлекаться. Представьте себе, что человек пошел на курсы этикета. Учится три месяца у профессиональных педагогов. Они учат его правильно держать чашку, пользоваться столовыми приборами, следят за осанкой, объясняют, как с французского переводятся какие-то наименования. И этот человек два или три месяца ведет себя культурно, прилично, а потом, как только получает сертификат, бежит грызть семечки, выплевывая шелуху в потолок: наконец-то это закончилось.

Конечно, если человек идет учиться, он потом должен реализовать в своей жизни те уроки, которые получил. Конечно, он не будет сидеть с семьей и пользоваться всеми приборами: от рыбных до специальных ножей для масла. Но он в нужной ситуации сможет правильно себя повести. Так и пост. Если мы после поста возвращаемся к тому же состоянию, какие были, – это значит, что пост не удался. В пост мы должны привыкнуть к новой жизни, получить радость и удовольствие от ограничений. Это чрезвычайно важно.

И очень важно увидеть пост гораздо глубже. Например, в среду стихи начинаются уже с другого. Там сказано, что пост не только «ошаяние брашен», но дальше целый список: дело воздержания, дело доброделания... Конечно, есть очень конкретные вещи, сказано: «нищих напитаем, бездомных укроем, кров им дадим». Это не просто то, когда я сознательно не ем какой-то продукт. Не в этом пост. Пост глубже. Условно говоря, наша бессмертная душа находится здесь как в командировке. У нас есть билет, и мы знаем, что придет для него время. Правда, билет без даты и времени. По этому билету Создатель примет обратно нашу душу в мир вечный. А здесь мы находимся в командировке.

Допустим, нас с вами условно отправили в Таиланд или в какую-нибудь азиатскую страну, где свой язык, своя культура, и сказали: «Это твоя длительная командировка». Естественно, мы с вами привыкнем говорить на этом языке, питаться кислой и острой пищей, наслаждаться морем. Но кто-то будет помнить, что это командировка, и у него будет всегда стоять собранный чемоданчик (или он будет его поэтапно собирать). А кто-то порвет билет и скажет: «Да я же здесь навсегда». Он очень глупо поступит, потому что все равно придется возвращаться. И тогда он бегом будет набирать какие-то случайные вещи – подобно человеку, который в дорогу собирается за полчаса.

То же самое с нашей душой. Мы не должны забывать, что здесь мы гости. На этой земле, мы только гости. Каждая литургия начинается со слов: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа». Мы напоминаем себе, что мы – граждане неба. А если мы граждане неба, то наш чемоданчик туда должен быть собран. Чемоданчик очень условный, ведь мы туда не телом попадем. Как голыми родились, так голыми и умрем. Мы туда попадем нашей бессмертной душой, которая может за это время жизни чему-то научиться. Она должна научиться. Чему? Скромности, смирению, воздержанию, послушанию, терпению, прощению, неизменной бесконечной любви. А мы ничего этого обычно душе не даем. Мы говорим: пей, ешь, веселись. И фактически матрасной иглой нашу душу привязываем к телу. Очень плотненько пришиваем толстыми нитками.

Как ей больно будет потом отходить от тела, когда она за всю свою жизнь только и привыкла, что развлекаться, надмеваться, получать то, что ей нравится... Причем это обычно не то, что нравится душе, а то, что нравится телу. Посмотрите на рекламу вокруг, почитайте ценники, проспекты в городе, там все очень просто. Тело хочет есть, тело хочет спать, хочет наслаждаться, красиво выглядеть и отдыхать, лениться, ничего не делать. На этих пяти столпах стоит жизнь всего современного человека. Мы работаем, работаем, работаем, потому что нам нужно заработать деньги. А потом тратим их на наш кров, на еду для себя и семьи, удовольствие, развлечения… Деньги закончились.

Хорошо, что появились «Пушкинские карты», какие-то бесплатные экскурсии в музей. Сейчас человек редко выделит что-то из своего бюджета, чтобы сходить посмотреть картины в галерею, новую постановку какой-нибудь классической пьесы. Время ушло. Кино – это да. Подписка на современный канал – это очень удобно, но этот комфорт портит человеку жизнь. Потому что фактически человек приучает не к тому свою душу, печется о земном, а не о небесном. Становится похож на белочку или хомяка в колесе, который бежит, бежит, а зачем бежит – не знает.

Ничего в этом мире нет вечного. Человек не смог изобрести вечный двигатель. Все, на что мы уповаем, рано или поздно закончится, кроме нашей бессмертной души, которую ждет встреча с Богом, чтобы определить, где же ей пребывать до Второго Пришествия: в обителях Господних либо в страшном месте, где ненавидят Бога и добро, где пребывают те, кому не хочется испытывать наидобрейшие, наилучшие чувства; те, кто любит зло, ненависть.

Мы каждый раз говорим: «Нет, это не про меня». Пойдите на улицу, спросите любого человека: хочет он в рай попасть или в ад? Он скажет: «В рай». Потому что представляет себе рай как протестантские брошюры, когда люди в красивых пиджаках и нарядных вечерних платьях с коктейлями обнимаются со львами и улыбаются. Нет. Давайте спросим себя: «Что будет в раю?» В раю будет чрезвычайно скучно. Там будет молитва, воздержание, послушание. Там будут Бог, Его Пречистая Матерь, святые праведники, которые вместе с сонмом ангельским будут громко славить Его святое имя.

Там нет Интернета, нет телефонов, нет любимой газеты и телепередачи. Не на кого будет прикрикнуть, нечего будет вкусненького съесть. Об этих наших привязанностях красиво говорится в одном гимнографическом произведении (о котором, я так подозреваю, мы сегодня еще поговорим): «мы себя оплели любосластными стремлениями». Любосластное стремление – это все, чем мы занимаемся в жизни. Нам бы повкуснее, покрасивее, побыстрее, поудобнее, помягче, попроще, пожирнее. И вот это все различное «по» опутывает нас в кокон, как паук свою жертву, муху, чтобы она не смела дернуться, а он смог ее спокойно слопать.

Так и нас духи злобы поднебесной аккуратно и плавно опутывают. Порой даже это незаметно, потому что мы с радостью помогаем им всякой житейской чепухой и суетой. Наверное, только пост может помочь человеку очнуться от этого сна, этого анабиоза, паучьего яда, который заставляет жертву не двигаться. Может помочь осознать то, что мы все запутаны грехами, прегрешениями, скверными привычками, жуткими страстями. Мы себя родним с этим, хотя говорим, что мы рабы Божии. Но мы рабы греха, страсти, тления.

А все-таки мы же когда-то назывались христианами. Когда принимали таинство Крещения. Сознательно принимали это высокое знание, это «тезоименитое жительство», о котором поется в тропаре Христу. Ведь христианство должно держаться не просто на нашем устроении мысли, но на наших делах и поступках. Когда, как не в пост, мы начинаем задумываться, анализировать, что с нами происходит.

Сегодня, когда прошла уже почти неделя, мы можем сделать определенный вывод: «У меня проблемы с молитвой. Я никак не могу смиряться. Мне на ногу наступили, и я такое человеку высказал!» Диагноз у нас уже есть, пора лечиться.

 – Вы совершенно верно сказали, что первые дни Великого поста уже прошли. Они были очень важными и сосредоточенными. Сосредоточиться помогали вечерние богослужения, на которые многие пришли. И, к сожалению, тот, кто не смог, наверное, многое потерял.

– Великопостные богослужения чрезвычайно важны для человека. Ведь те, кто посещает храм только по субботам и воскресеньям, теряют практически всё. Потому что, придя в храм в субботу вечером или в воскресенье утром, вы не почувствуете поста. Да, священники будут в фиолетовых облачениях, но богослужение будет точно таким же. Напевы, все содержание будет стандартным, праздничным. Потому что Церковь заботится о своих чадах и дает им выходные. Суббота и воскресенье – выходные дни, когда нет сугубого, специфически сложного постового моления. А в будни все черное.

Что значит черный цвет? Почему священники ходят в черных подрясниках, рясах? Это отречение от какого-либо цвета. Когда я выбираю цвет, я вкладываю какой-то смысл в это. Раньше одежда по цветам измерялась своей дороговизной. Более простой материал никаким особым цветом не обладал. Если материал был багряный, красный, то все понимали, что это стоит очень больших денег. Сейчас этого нет, но ряса напоминает священнослужителям, монахам, что они не интересуются модой. Не следят, какие запонки, какой фирмы рубашка, какого покроя пиджак, куплен он или сшит по тебе. Если в повседневном облачении есть некая символика, то тем более в пост мы оказываемся в черном облачении, подчеркивая, что нас это не интересует. Мы остаемся один на один с собой. Грустными, скорбными постовыми напевами и длинным чтением молитв, Псалтири, постоянными земными поклонами настраиваем себя на волну самоанализа.

Да, это тяжело. Многие работают, и утренние богослужения выстаивать сложно. А вечером, вы правильно заметили, храмы полнятся народом. Потому что в первые четыре дня первой седмицы Великого поста, за Великим повечерием читается особенный канон. Он выделяется не только своей структурой, но даже способом произнесения. Этот канон принадлежит епископу Андрею Критскому.

Святитель Андрей – автор достаточно многих канонов. Мы просто не представляем, как часто с ними сталкиваемся на песнопениях великих двунадесятых праздников. Просто этот канон стал самым известным, во многом, наверное, благодаря тому, что он писался не специально для Церкви, а скорее был личным гимнографическим творением. Старея, пожилой человек, пусть и священнослужитель, анализировал свою жизнь и плакал о своих грехах. Но так как он был талантлив и был церковным гимнографом, он делает это красиво: здесь мы просто не можем не удивляться поэтике, высоте стиля и слога. Он не просто оплакивает свои грехи, а творчески анализирует Священное Писание. Это тоже нам урок.

Мы должны Великим постом взяться за книги: если мы не читали Евангелие, пора сделать  это немедленно. Если читали, но как попало, без толкования, нужно сесть и прочитать от начала до конца и еще понять, что это значит, что говорил Спаситель в той или иной цитате. Если мы уже давно читали Евангелие или его знаем, то прекрасно, настало время Ветхого Завета.  Может быть, и рано брать человеку Библию полностью, а особенно в полноценном изводе на синодальном языке, достаточно взять детскую Библию или Библию для семейного чтения, чтобы хотя бы понять сюжетную линию. Ведь не зная этого, молиться за Каноном Андрея Критского практически невозможно. Там сплошь и рядом десятки имен и событий, которые будут непонятны человеку, не знающему     сюжетов Ветхого Завета: Рувим, Ной, Авраам… Тут же это перемешивается с  событиями Нового Завета: говорится о хананеянке, о самарянке, о кровоточивой женщине, вспоминается блудница. 

И раз за разом автор канона призывает нас проанализировать, вспомнить те события (не просто прочитать: «Понятно, Авраам, отец веры и праведник, тут он доверился Богу; Ной построил ковчег, а Лот убежал в Сигор», а понять, как это касается нашей жизни, нашей души). И каждый раз делает вывод: поступил праведник так, а ты, душа, так не поступаешь; поступил негодяй так, и ты, душа, так поступаешь.

Нам, конечно, предстоит важнейшая подготовительная работа, особенно тем людям, кто  по какой-либо причине не был  на этой неделе на чтении Канона Андрея Критского  и почему-то пропустил его чтение дома, хотя мы знаем  такую благочестивую традицию: если человек не успевает на службу, он старается прочитать  канон самостоятельно. Сейчас стало очень много трансляций, и мне приходится очень часто сталкиваться с тем, что люди говорят: «Посмотрю, как раз в Москве начинается в шесть, у нас в десять, лягу на диванчик и послушаю, как красиво поет хор мужского монастыря». Но все-таки тут есть разница.  Посмотреть и послушать здорово, но молиться правильно, конечно, своими словами.  Делать это лучше в своем храме, особенно если есть такая возможность. Я знаю, что многие храмы, в том числе Новосибирской епархии, устраивают прямые трансляции  если не всех, то значимых богослужений, чтобы человек имел возможность не потерять связь со своим приходом, слышать родную, знакомую речь священника, чтецов. Но даже если не так, гораздо лучше взять самому текст, может быть, даже на русском языке для лучшего понимания, и вдумчиво помолиться. Не случайно многие века этот канон читается всей Церковью в начале Великого поста. Он не может не настроить нас на самоанализ, мы начинаем работу над собой. Нужно сначала поставить себе диагноз, и мы ставим его.  Да, мы видим, что наша душа где-то ленная, где-то болящая, где-то еле тлеющая верой. Мы понимаем, что нам необходимо исправить, и знаем, что мы исправим в следующий раз.

В конце месяца на пятой седмице Великого поста мы вновь будем слушать те же самые  слова  канона, но уже не в разбивке на четыре части, а полностью заутреню перед Великим Четвергом канона. В среду пятой седмицы вечером также в храмах за торжественным богослужением священнослужители будут читать этот канон, теперь уже полностью. У людей будет возможность вновь вдумчиво помолиться Господу словами великого гимнографа. Есть замечательная традиция: помимо стояния со свечками люди берут тексты, читают с телефонов или книг, вдумчиво следят за тем, что читает священник. Это не просто чтение мимо ушей, а надо, чтобы оно исходило из нашего сердца. Наша душа вместе с душой святителя Андрея горюет о том, как она далека от той правды и истины, к которой зовет Спаситель, как хочет к ней пристать. Поэтому Мариино стояние (так оно называется в народе) нас еще ждет впереди. Постарайтесь обязательно прибыть в этот день в храм, помолиться дома удивительными словами, которым уже так много лет, но своей актуальности они не теряют и поныне.

– Сегодня праздничный день, мы чтим память великомученика Феодора Тирона. Вчера состоялся  молебен, освящалось коливо. С какими событиями это связано?

– Если мы уже сказали о вечерних богослужениях, то утренние богослужения поста особо не отличаются друг от друга: в будние дни не положено совершать Божественную литургию. В понедельник, вторник и четверг первой седмицы, когда остальные люди не имеют возможности просто причаститься. Представьте себе, как наши предки горько переживали, что не могли причаститься, а у нас люди порой причащаются гораздо реже, и мы уже не чувствуем, что что-то потеряли. Естественно, особо среди всех недель выделяются среда и пятница, потому что мы имеем возможность участвовать в  богослужении под названием литургия Преждеосвященных Даров. Накануне, в воскресенье, были заготовлены Дары, мы причастились, и Дары остались еще на среду и пятницу.

Но на первой седмице в пятницу служба действительно еще длиннее, потому что после радостного причащения люди присутствуют на молебном пении святому великомученику Феодору и освящается коливо. Эта замечательная традиция поддерживается во всех храмах.

В пятницу утром начинается память святого, которая продолжается и сегодня. Великомученик Феодор был прозван Тироном, потому что от латинского слова это означало «рекрут». Он был военным человеком. И в то время император пытался всех призвать к тому, чтобы христиане перестали возносить жертву одному Христу, а спокойно поклонились прочим идолам. Конечно, многие христиане восстали против этого, и в полку, где служил Феодор, тоже оказались христиане. Они не могли пойти на сделку со своей совестью.  За это Феодор сильно пострадал: сначала его отправили на неделю подумать, когда он вслух громко исповедовал Христа. И через неделю он не передумал, его обвинили, что он якобы сжег языческий храм-капище, что считалось страшным  преступлением для верующих, навесили на него много дополнительных дел, осудили на казнь. Он пребывал безо всякой еды в темнице, его поддерживал Господь.  Сам Христос являлся Феодору, вдохновляя Своими словами и благодатью.

Почему великомученик? Потому, что не одним днем закончились мучения: какими страшными орудиями ни издевались над Феодором, он вместе с остальными православными мучениками – христианами так и не предал свою веру и принял мученическую казнь.  А через 50 лет случилось великое чудо, когда император Юлиан Отступник решил унизить православных христиан и на первой неделе Великого поста  отдал приказ окропить идоложертвенной кровью все продукты на всех рынках. Согласно решениям Первого Апостольского Собора (в Книге Деяний это описано), христианин должен воздерживаться от употребления в пищу идоложертвенного и удавленного. Нам нельзя употреблять в пищу кровь и означенные вещи. Естественно, такая еда осквернила бы христиан. Но христиане не знали об этом, они могли перекреститься, съесть это, и все было бы в порядке. Но Милосердный Господь видел, что это могло смутить тех людей, кто смотрел на христиан со стороны. Тогда случилось чудо: великомученик Феодор явился во сне патриарху Евдоксию, архиепископу Константинопольскому, сообщил ему о готовящейся провокации: «Соберите пшеницу, замочите с имеющимися плодами и замесите. Это весьма калорийное блюдо спасет вас на первой неделе Великого поста».

И мы следуем этому древнему рецепту. Конечно, в каждом храме он свой.  Мы замачиваем пшеницу, варим и вместе с орехами, различными фруктами делаем удивительно вкусную кашу, которая освящается. Нам порой хватает маленького стаканчика, чтобы насытиться! Так мы примерно понимаем, что люди в этой пшенице с медом действительно находили утешение в посте.  Уже столько тысяч лет прошло, а мы продолжаем следовать этой замечательной традиции. Это очень хорошая тенденция, дай Бог, чтобы мы не забывали, нашим детям, внукам передавали память о Священном Предании, которое не всегда записывается, но передается со словом, с делом и даже со вкусом колива.

– Завтра большой праздник – Торжество православия. В чем его смысл, что будем праздновать?

– Да, человек приходит в храм и не понимает: где пост? Потому что праздничные нарядные ризы, торжественное пение хора… Так вышло, что в IX веке закончились долгие и муторные исторические моменты (иконоборчество). Святую Христову Церковь очень много лет трясло: люди пытались добиться правды, которую они по-человечески пытались получить от Бога, и долго спорили, как же Христос пришел к нам, Бог Он, или человек, или Богочеловек. А как правильно называть Его Матерь: Богородица или Христородица? А как же мы будем относиться к Духу Святому?  Очень долго шли различные споры, появлялось множество лжеучений. И Церковь на своих Cоборах отстаивала чистоту святой веры. На последнем Поместном Соборе, который получил авторитет Вселенского, было осуждено иконоборчество, когда люди пытались высмеять сложившуюся традицию писать на досках и фресках изображения святых угодников Божиих, Самого Господа и Его Пречистой Матери, чтобы молиться им.  Благочестивый царь Михаил со своей матерью императрицей сделал важный шаг. Поставил точку в истории с богоборчеством. Церковь не только радуется иконам, хотя после литургии по особому чину выкладываются иконы Спасителя и Божией Матери, но и восхваляет всю красоту нашего вероучения. 

Мы слышим, что воспевается вечная память всем, кто потрудился на благо Церкви Христовой по всему миру. Поется «Многая лета» тем, кто еще жив, продолжает сподвижничать апостолам в деле просвещения народов: благовествованием Евангелия,  Царствия Христова. А в кафедральных соборах, и у нас в Вознесенском кафедральном соборе, завтра за архиерейским богослужением будет возглашена анафема. Это известное всем слово, многие думают, что это церковное проклятие. На самом деле оно обозначает, что человек сам своей жизнью, своим учением вывел себя из паствы, церковного собрания. Анафема воспевается атеистам, тем, кто не верит в Бога, кто борется с иконами и прочим.  Хотите подробностей, приходите завтра в Вознесенский собор после литургии и услышите этот удивительный редкий и красивый чин.  

Ведущая Инесса Титова

Записали Елизавета Агина и Ольга Седенкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать