Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

3 мая 2023 г.

– Радостно, что после 40 дней поста мы 40 дней празднуем Светлое Христово Воскресение. В чем величие этого события, без которого наша жизнь не была бы наполнена радостью и смыслом?

– Радостно-то радостно, Вы правы, но на деле оказывается, что нам, грешным, не только поститься 40 дней сложно (мы постоянно ропщем, жалуемся друг другу, что трудновато, стоит запах шашлыка, хочется попробовать чего-нибудь), а, оказывается, сложно и 40 дней праздновать.

Вы подчеркнули замечательную симметрию и красоту: 40 дней поста возмещают 40 дней празднования. Некоторые из нас устают уже в первый день Пасхи, когда объедаются на разговении скоромной пищей, когда наваливается дичайшая усталость за весь период Страстной седмицы и трудной ночной службы.

Особые подвижники выходят на дни Светлой седмицы участвовать в протяженном праздновании Пасхи. Ведь весь период седмицы в церковном календаре, в богослужебном уставе представлен как единый день, как одна служба. Человек, если он не был на ночном богослужении, имеет возможность прийти хоть во вторник, хоть в пятницу и застать ту же неимоверную радость, так же пройти крестным ходом вокруг храма.

Поэтому герои нашего времени – это люди, которые приходят в храм на Светлой седмице. Но и они зачастую приходят уставшими, на радостные крики священнослужителей «Христос воскресе!» отвечают утомленно.

Сразу видна наша человеческая природа и наша немощь – как человеку ни устрой, ему всегда будет плохо. Нет солнца – грустно, плохо, растения не растут, холодно. Вышло солнышко – теперь жарко, надо переодеваться, «я сгорю, нужно воду пить». Разные внешние обстоятельства – например, погода, перемены в экономике или политике – лишний раз подчеркивают нашу слабость.

Церковь не случайно придумала такое празднование – нарочитое, длительное. Это как раз для нашего немощного человеческого тела и души очень важная составляющая, которая подчеркивает главную суть праздника Воскресения – победу Жизни над смертью.

Христос, воскресая, дает нам удивительный дар – спасает человеческий род, выводит из шеола – места, где пребывали все (и праведники, и грешники), тех людей, кто отозвался на Его Божественный призыв, кто жил праведно, кому хочется продолжать существовать с Богом и Спасителем, впервые открывая двери Небесного Царствия. Христос, разрушая ад, прокладывает человеку дорогу в небесные вечные обители. Это торжество нельзя передать словами.

Одно дело, когда мы празднуем события двунадесятых праздников, сопереживаем тем основным участникам, кто в них задействован, празднуем память святых (небесных покровителей города, или своих личных, или храма). Но вся эта радость не сравнится с той радостью, которая отражает суть нашего учения, нашей веры. Именно из-за этого празднования мы называем себя христианами. Именно потому мы весь остальной год готовимся к Пасхе, почитаем ее за самый главный праздник.

Ведь это не просто праздничный день – это сверхсобытие, новость, которая поразила весь мир, то, чего не было еще никогда: умалившийся Бог, дошедший до образа человека в прямом смысле, ставший Сам Человеком, заканчивает Свою жизнь на земле, добровольно взойдя на крест, претерпев страшные и несправедливые мучения, страдания. Его душа, покидая тело, отправляется в ад – там-то и совершается Его победа.

Может быть, слышали поговорку: сила Божия в немощи совершается. Даже на нашем распятии Он мертвый. Казалось бы, человек должен сказать: «Какой ужас! Носить на себе мертвого Человека, носить на себе страшное орудие римской казни, накладывать его на себя руками, крестить еду, людей!»

Но в том-то и дело, что этой немощью, слабостью, страданием и позорной смертью, без оружия, Христос обезоружил смерть. Против лома, говорят, нет приема, если нет другого лома. Христос использовал оружие смерти против ее самой.

Недаром мы поем в пасхальную ночь, в Светлую седмицу и на протяжении всех 40 дней празднования Пасхи, что Христос, воскреснув из мертвых, смертью смерть попрал. Эта победа, – победа жизни над смертью, победа вечной Жизни над жизнью временной и суетной.

Это наша надежда, главный постулат нашей веры, не просто какой-то праздник, который внешне сопряжен с обрядами, куличами, пасхами, яйцами, вербочками, красивыми улыбками детей, шоколадными яйцами, брызгами святой воды. Это принципиальное событие, которое поменяло всю нашу сущность.

Мы, люди, рождались смертью и умирали в нее, не имели никакой возможности после греха наших прародителей пребывать в райских обителях и разговаривать с Господом так, как это делали наши святые предки. Теперь эта возможность не просто появляется – она проявляется.

Это подчеркивается и длиной празднования, и огромной торжественностью, принципиальным подходом к изменению служб, какой-то динамикой. Если заметили, Пасхальное богослужение очень динамично – священник и дьякон практически бегут по храму, хор быстро поет.

И много раз за одну службу, находясь в храме, прокричим: «Воистину воскресе!» Хотя, казалось бы, зачем? Ведь эта новость уже сказана, и мы ответили. Зачем «Господи, помилуй» 40 раз в церкви, зачем «Воистину воскресе» 50 раз? Но когда человек рад, он не может сдержать в себе эти эмоции.

Конечно, мы привыкаем к разному, взрослея, умудряемся выделить нашу эмоцию бровью, взглядом, полуулыбкой, но маленький ребенок так не умеет. Если у него великая, настоящая радость, вы об этом услышите, в какой бы комнате большого дома или где бы на улице ни находились: «Мама, мама, смотри! Папа, бабушка, смотри!»

Он еще 50 раз это прокричит, покажет свой рисунок, или улитку, которую нашел, или необычный камушек, потому что для него это радость, которая затмевает все остальное, что есть в жизни.

Мы вроде взрослые люди, христиане, понимаем, что это праздник исторический по времени – каждый год Пасха. Но если мы действительно верующие люди, то каждый раз Пасха затмевает в наших глазах все остальное.

Апостол говорит: если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. А мы верим, что Христос воскрес, чувствуем это, видим, какую благодать принесло это спасительное, невероятное действие – невозможно его осознать до конца человеческому  мозгу, но мы чувствуем невиданную радость, великолепный подъем, который наполняет каждого человека.

Весь храм громогласно возглашает «Воистину воскресе!», дружно поет песнь «Воскресение Христово видевше» – не «празднующе», не «слышавше», а «Воскресение Христово видевше поклонимся святому Господу Иисусу». Эта манера празднования буквально вынуждает нас бросить все земные дела, отложить житейское попечение и вновь уделить время самому главному.

Да, мы ждем это раз в год. Настало главнейшее событие, которое каждый раз должно и нас воскрешать с Господом, наши души буквально отрывать от того земного, к чему мы прикипели, пристрастились. Больно отрывать – а что делать? Надо отрывать себя от грехов, страстей, пороков, ведь если мы хотим быть причастниками благодати Божией, нам необходимо стремиться к Небу.

Именно поэтому часто на куполах храмов кресты могут содержать «лодочку» – это не знак полумесяца и победы над исламом, это символическая лодка апостолов, но это еще и якорь. У нормальных людей якорь внизу, в земле, потому что им нужно остаться на земле. Они боятся, что корабль уйдет в море.

А мы православные христиане, вне нормы этого земного мира – мы закидываем якорь в Небо, чтобы житейское море суеты не накрыло нас волнами и не унесло вместе с пасхами, куличами, яйцами, пасхальными кроликами от самой главной темы, самого главного события – Воскресения нашего Господа и Бога, даровавшего каждому из нас жизнь вечную.

– После Своего Воскресения Господь изменился? Он перестал быть прежним?

– Мы читаем в Священном Писании обрывочные сведения на эту тему, но можем определенно сделать вывод: мы видим, что ученики видят гроб пустым, понимаем, что Христос воскрес полностью, вместе со Своим телом.

То тело, в котором Он родился от Пречистой Девы Марии, которым жаждал и хотел пить, ходил по земле Галилейской, Иудейской, благословлял и исцелял, плакал и смеялся, воскрешается и становится принципиально другим.

Мы видим, что Иисус в состоянии проходить через закрытые двери, Он подобен призраку, от чего так сильно испугались Его ученики, потому что подумали, что духи злобы поднебесной пытаются издеваться над ними, копируя их Учителя.

В то же время, чтобы успокоить Своих учеников и доказать им, что все в порядке, что Он не привидение, Иисус спрашивает: «Есть что поесть?» И с радостью разделяет скромную трапезу – из печеной рыбы, медовых сот пчел. Он это делает не потому, что голодный (Его новое тело не нуждается в этом) а для успокоения учеников.

Они видят, что это все Тот же Иисус Христос, их Божественный Учитель, Который пришел вместе с ними вкусить плода – вина, винограда, еды принесенной, а значит, все как было, «Господь с нами».

Уже в первое время после события Воскресения, когда у учеников еще остается шок, житейская печаль, Господь вдохновляет и поддерживает Своих верных рабов тем, что является им неоднократно, часто, беседует с ними, дает наставления. И ученики не чувствуют себя потерянными и одинокими.

– Завтра Церковь чтит память жен-мироносиц. Кем они были и почему мы вспоминаем их буквально сразу после Пасхи?

– Это православный женский день. Должна же быть у нас своя альтернатива празднику 8 Марта. Зная все исторические и идеологические предпосылки мартовского праздника, не очень поддерживаем его суть, потому что, во-первых, надо знать историю (в Интернете полно информации), во-вторых, как правило, это время поста, поэтому все корпоративы и прочие празднования не соотносятся у православных христиан с этим днем. Однако же мы не видим ничего такого в том, чтобы хоть 8 марта, хоть 10-го, хоть 15 июля пойти и купить своим любимым женщинам по цветочку, обнять и поцеловать их.

Но для себя хотим поздравить женщин принципиально в день жен-мироносиц, потому что в этот день сама Церковь особенным образом выделяет память святых женщин, она их объединяет вместе и называет очень интересным словом – «мироносицы». Эти женщины своей жизнью несут мир, но называются так не поэтому. Они несут миро – специальное благовонное вещество. Это слово имеет разные значения. Мы знаем, что миром называют жидкость, которую источают чудотворные иконы или мощи, мы знаем, что есть святое миро, которое варится и освящается Святейшим Патриархом в Москве, затем рассылается в каждый приход Русской Православной Церкви, как бы далеко он ни находился, для таинства Миропомазания, которое совершается вместе с таинством Крещения как ребенка, так и взрослого.

И вот миро в те времена – тоже драгоценный материал, который использовался по-разному. Его могли покупать в качестве благорастворителя воздуха. Людям нравился запах. Поэтому могли брать большой алавастр, который стоил огромных денег (буквально годичную зарплату человека), в нем делались дырочки, и человек вдыхал аромат.

В данном случае важно понимать, что миро, как и другие масла, благовония, было связано с погребением. Мы знаем, что тело Иисуса было похоронено Его учениками и Его Матерью в пятницу. Это происходило в спешке, накануне празднования шабата – субботнего дня, который был особенным, соединялся с празднованием пасхи.

Хоронили торопливо и выполнили только самые важные действия для погребения любимого Человека. А тело, особенно тело наставника, всегда было принято умащивать различными маслами, благовониями, чтобы оно как можно дольше не источало скверный запах, как можно лучше сохранилось.

Для жен-мироносиц это проблема. Они пережидают субботу по домам, и как только наступает утро, как только закон разрешает, они бегут ко гробу, прихватив с собой все эти драгоценные сосуды. Здесь надо задуматься – такая вера, такая любовь к Богочеловеку! Всю субботу им не давала покоя эта мысль. Да, они горевали, но понимали, что неправильно проводили Учителя, не отдали Ему последнее, что могли.

И вот они бегут и не задумываются, как они выглядят. А выглядят они очень подозрительно. Откуда может бежать человек рано утром после субботы, особенно женщина? Для консервативного восточного мышления того времени это было странно. Мы даже видим, что они особо не задумываются, кто же отвалит от входа в гроб огромный камень. Они говорят об этом уже по дороге. Эти женщины вознаграждаются Христом за свою удивительную, искреннюю, глубокую и очень деятельную любовь к Нему.

Во-первых, вопрос с камнем решается очень просто. Стражник ангел уже восседает и охраняет пустой гроб, пока человеческие земные стражники валяются в ужасе от увиденного, и говорит мироносицам удивительные и трогательные слова: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес… пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите.

Эти женщины запомнились нам великим подвигом – утренним хождением ко гробу (это символизирует и наш крестный ход в пасхальную ночь), тем, что не пожалели денег на миро, на масла; вероятно, принесли с собой какие-то дополнительные инструменты. И, конечно, у них особая роль в оглашении этого праздника, в торжественном сообщении всем об этой великой новости.

Наверное, Господь знал, что для женщин характерно скорее всем сообщать новости. Ведь как апостолы реагировали? Мы знаем – они вступают в спор, им нужна точность, доказательность. А женщины эмоциональны, и они бегут, рассказывают о том, что видели, что пережили. Это настолько поразительно!

Господь знает, что и как сделать. И если апостолам потом поручает организовать общины, продумать, как они будут устроены, поставить епископов, то женщинам тоже отводится очень важная роль в распространении этой главной новости о Воскресении Христа. Об этом очень быстро даже при отсутствии Интернета узнает вся та область.

– А как люди реагировали?

– Не знаю. Представьте себе: Вам сообщают такую новость. Это для нас сейчас звучит привычно. Хотя до сих пор найдутся люди, которые не станут отвечать: «Воистину воскресе!» А тогда это вызывало шок у людей неподготовленных. Они, вероятно, расспрашивали: «Что это значит? Как это воскрес? Где Он теперь? А кто вы? А как это все называется? А для чего это произошло? Ого, Сам Бог! А мы и не знали…»

Конечно, такое трепетное, заботливое отеческое устроение через женщин не может остаться в Церкви без внимания. Возникли замечательные добрые традиции вручать женщинам по цветочку, петь «Многая лета», благодарить их за труд. Ведь, к сожалению, в наших храмах по большей части присутствуют женщины.

Мужчины никак не могут дойти до храма – у них 150 причин: то что-то болит, то стыдно, то нужно бежать по своим делам, то в гараже мужики ждут. А женщины тащат на себе всё – и хозяйственные вопросы, и какие-то послушания от священников, и пение, и чтение, и разбор корзин, и мытье полов.

Поэтому женщины – один из основных двигателей современной церковной жизни. Замечательно, что в эту светлую, трогательную, радостную неделю можно поздравить прекрасный пол, который по милости Божьей продолжает радовать и друг друга, и нас всех.

Понятно, что этот день не станет общенародным – ведь всегда найдутся люди неверующие, которые скажут: «Я к этому никакого отношения не имею». Но все радостнее и радостнее видеть, как люди церковные перестают громко праздновать 8 Марта и с большим интересом обращаются к своему церковному празднику.

Ведь по-прежнему для большинства женщин это шок – они очень удивляются, когда слышат отдельные молитвы за себя, когда им дарят цветы или книжки, смущаются. Но со временем они вливаются в приход и уже не задают такие вопросы – они знают, что помощь, особенно женская, всегда пригождается: просфоры испечь, ребенка помочь крестить, уборку в храме сделать, цветами украсить плащаницу или икону… Как много на этих хрупких плечах!

В советское время было даже выражение «белые платочки» – так называли бабушек, которые еще с дореволюционного времени носили платочки. Именно они отстояли нашу культуру, нашу Церковь. Да, они были не особо грамотными богословами, не могли что-то рассказать доходчиво, но они сохранили через пасхальные яйца, через куличики, через вербочки именно то, чем мы так дорожим, за что так тревожимся.

Об этом мы еще немало будем разговаривать в нашей стране после особого указа президента о духовно-нравственных ценностях, когда будем обсуждать, откуда они берутся. Для христианина это очевидно – из заповедей Христа, из Его земной жизни, из Его наставлений Своим ученикам и нам.

– В этот же день мы прославляем не только жен-мироносиц, но и тайных учеников Христовых. Хотелось бы о них сегодня тоже вспомнить.

Да, мы видим, что не все ученики бросили свои дела и последовали за Иисусом. Это кажется не очень правильным. Например, Никодим приходит к Нему ночью, так как, занимая высокую должность в еврейской иерархии, боится, что его перестанут уважать, слушать. Он был одним из начальников еврейских, учитель Израилев, как его Спаситель называет. Очень важно – это был человек из руководящего состава. Он по своим земным представлениям боялся потерять почет, должность.

Мы видим и второго ученика – Иосифа Аримафейского, который был очень богатым человеком. Он вообще в Евангелии особо не упоминается и появляется только тогда, когда Христос нуждается в его помощи. Иосиф, член совета, был тайным учеником Христа, чтобы его не сняли с высокой должности, но не стал участвовать в судилище страшном, на котором осудили Христа.

Но его высокое положение пригождается, когда он идет к Понтию Пилату и, будучи облеченным властью в еврейском обществе, просит его отдать тело Иисуса. Простой человек получил бы отказ – тела государственных преступников было принято выбрасывать в общую могилу. Еще чего – хоронить тех, кого такой страшной казнью казнили!

Но Пилат, может быть, чувствуя угрызения совести, может быть, из уважения к высокому положению просящего отдает тело. Иосиф с Никодимом своими руками снимают Христа с креста, облачают в белые одежды. И Иосиф жертвует удивительную вещь! Немногие из нас готовы нуждающемуся человеку отдать свою квартиру: «А я где буду жить?» А вот Иосиф отдает свою гробницу.

Понятно, можно сказать: «Ну и ладно, новую купит». Нет, гробницы в то время стоили целые состояния, и очень трудно было дважды за жизнь накопить на этот большой гроб. Иосиф, будучи состоятельным человеком, заготовил склеп для всей своей семьи, который отдал, понимая, что для Учителя должно быть только все самое лучшее.

Не нам ли это пример? Подобно мироносицам пуститься в путь, не задумываясь о мелочах, шествовать и славить Христа, подобно тайным ученикам стараться не скрывать по возможности свою веру и свое отношение, но всеми своими талантами, даже, казалось бы, тем, что мешает исповедовать Бога и жить по христианским нормам, быть полезными Богу – в самых маленьких делах.

А Он говорит: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. У Бога нет других рук, кроме человеческих. Если Он хочет нам помочь, то посылает нам каких-то людей. А если мы хотим кому-то помочь, не надо ждать – надо брать и делать. Тогда мы уподобимся Его удивительным тайным ученикам и радостным женам-мироносицам, не все имена которых мы и знаем, которых Церковь так дивно почитает.

Поздравим всех наших дорогих сестер во Христе с этим дивным праздником, пожелаем  всем такой же красоты, мира, добра, тепла в душе и, конечно, Божьей благодатной помощи во всех благих трудах.

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Игорь Лунёв

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать