Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

24 мая 2023 г.

– «Христос воскресе!» – говорим мы еще в эти дни, но уже скоро праздник отдания Пасхи и Вознесения Господня на Небо. Что происходило на земле в те сорок дней после светлого Христова Воскресения?

– Мы не знаем доскональных подробностей, потому что в Священном Писании христиане не видят строгой научной литературы. Когда мы используем в своем обучении литературу, подразумеваем, что она досконально сообщает информацию о предмете. Например, учебник истории подробно во всех датах расписывает события с точки зрения автора-составителя. Важны они или нет, показывает ФГОС. Священное Писание не ставит своей целью сообщить нам обо всем, что происходило. Очень много людей, событий, даже глобальных с точки зрения светского мира опускаются в Библии в целом. Даже апостол евангелист Иоанн, заканчивая свою книгу Евангелие, говорит: «Много еще чего происходило; если писать об этом, то не вместит и весь мир написанных книг» (Ин. 21, 25). 

Конечно, в целом Библия сообщает нам самые ключевые моменты, которые жизненно важны для нашего спасения. Естественно, чудес Спаситель совершал гораздо больше. Диалогов и разговоров вел гораздо больше. Мы знаем, что все Евангелие – это три года Его общественной жизни. Практически ничего не упомянуто от момента рождения до начала общественного служения – это тридцать лет. Не мог же Он тридцать лет молчать. Понятно, что какие-то определенные моменты от нас сокрыты.

Один из сокрытых моментов – это то странное, своеобразное, неясное состояние, в котором пребывал Спаситель после Своего Воскресения. Тело Его воскресло вместе с Ним. Мы это видим и знаем – гроб оказался пустым, а одежды были аккуратно сложены, пусты, потому что тело вместе со Спасителем претерпело изменения. Теперь Он пребывает на земле в новом теле, которое, как мы видим по свидетельству евангелистов, может проходить через закрытые двери, не нуждается уже в том, в чем нуждается человеческое тело, т.е. не требует пищи, покоя, отдыха. При этом, чтобы не напугать Своих учеников, чтобы они не подумали, что это какое-то злое привидение, которое по наущению сатаны пытается сбить их с толку, Христос вместе с ними разделяет кушанье. Мы видим, что это успокаивает учеников.

В течение сорока дней Господь регулярно является Своим ученикам – беседует с ними, успокаивает их, отвечает на их вопросы. Естественно, что не все эти встречи в подробностях зафиксированы в Священном Писании. Скорее всего потому, что тех небольших элементов, фрагментов достаточно для того, чтобы понять общий принцип: о чем говорил Своим ученикам воскресший Спаситель. Подробности и тонкости, о которых наверняка спрашивали ученики, – не столь жизненно важны. Понятно, что по житейской части интересно узнать: пока не являлся, где был, как спал, спал ли вообще, с Богоматерью говорил или нет, а с тайными учениками? А те ученики, которые не ученики, но ходили с учениками, видели Иисуса? Чтобы ответить на все эти множественные вопросы, я бы порекомендовал почитать книги по догматическому богословию, часть из них говорит об этом прикровенно. Т.е. полноты сведений, достоверных и четких, мы не имеем, поэтому можем слегка догадываться, что происходило, но при этом однозначно Христа воскресшего мы измерить не можем.

Одно только точно знаем, что по прошествии сорока дней Спаситель возвел на гору Своих учеников, и там, попрощавшись с ними, заповедав крестить народ во имя Отца и Сына и Святого Духа, Он отошел на Небо – вознесся. Откуда и праздник Вознесения. Тогда Он уже окончательно оставил Своих учеников. Он мог бы это сделать и после Воскресения, но не стал, потому что видел, насколько ученикам больно, горько, насколько они потеряны и напуганы. Вроде как закончилось все не очень славно и сладко. Было так много обещающих: какие они обещания давали, как собирались исповедовать Христа, как все потом стыдливо разбежались, прячась по своим домам… Надо было восстановить, вновь вдохновить их. Это, естественно, послужило особым временем, когда вроде как по-прежнему ученики могли общаться со своим Спасителем и Учителем, но уже Он пребывал в другом состоянии.

Момент окончательного прощания наступит именно на сороковой день после Пасхи. В грядущий четверг мы будем праздновать великий двунадесятый Господский праздник Вознесения Господня. Наш кафедральный собор града Новосибирска отпразднует свой престольный праздник – будут совершены большие торжества.

– Завтра Церковь вспоминает важное событие – исцеление Господом слепого от рождения человека. Какое чудо явил Господь тогда?

– Господь очень много в своей жизни исцелял людей – это видно по тому, что апостолы свидетельствуют: множество людей ходило за Ним. Множество людей, что не могли ходить, ожидали Его сидя, стоя, лежа, чтобы Господь, пройдя мимо них, благословил, исцелил их. Поэтому в самом исцелении слепого, может быть, и нет какого-то особенного чуда. Скорее всего, Спаситель еще исцелял слепых. Здесь важно, какого слепого, каким образом, как и где, т.е. важна вся совокупность факторов.

Проходя мимо очередной группы людей, Христос обратил внимание на слепого человека, которого Он спрашивает, хочет ли тот стать здоровым. Достаточно странный вопрос, потому что никто скажет: «Нет, я хочу быть больным». Шутка или нет, это действительно глобальный вопрос. Многих людей устраивает то состояние, в котором они находятся. Я греховный, болен грехом – хочу ли я быть здоровым? Вроде напрашивается ответ «да», но это внешний, публичный ответ, а внутри? Если я хочу быть здоровым, я должен оставить болезнь. А я-то к ней уже привык, это уже часть меня. Многие люди считают, что рай – это такое благодатное место, где будут петь птички, наливать всем вкусный морс и мы будем отдыхать в гамаках, обнимаясь с животными. Рай – это место блаженства тех людей, кто избрал во время своей земной жизни своим сокровищем Господа Иисуса Христа.

Где сокровище ваше, там… и сердце ваше (Мф. 6, 21), – говорит Спаситель. Когда нам дорого сокровище, мы его храним. У нас много денег на счете, мы постоянно проверяем, не исчезли ли они. Если это наличка, мы ее будем под подушкой держать, пересчитывать. Если сокровище – ребенок, то мамочка будет в течение ночи просыпаться: здоров ли, не упал ли, все ли в порядке, не мокрый ли, дышит ли? Потому что это ее сокровище. Если для нас сокровище – Спаситель, тогда мы попадем в небесные обители, где Он пребывает вместе со Своими апостолами, Пречистой Матерью, множеством святых людей…

Если в этой жизни нам очень трудно поститься, не хочется молиться, если нас совершенно не привлекают добрые дела, если мы не собираемся стоять на коленях, как Серафим Саровский, тысячу дней и ночей, – нет никакой гарантии, что мы выберем рай, потому что в нем нам будет скучно. Все те вещи, которые нас интересуют (власть, деньги, тщеславие), – это все пороки, гордыня, которая порождает множество даже самых мелких страстей. Это всё в аду. Человек, опутывая себя на земле пучиной страстей, обрекает себя на то, что в конечном итоге и Господа не выберет. Вот взять грешника и сказать: «Ты готов отказаться от своего греха?» Алкоголик скажет: «Я бросаю, бросаю». Но при этом будет водку к сердцу прижимать, потому что она ему дороже, чем все остальное. Для того чтобы он оставил винопитие, он должен для себя признать, что действительно хочет оставить этот грех, хочет быть здоровым. А это движение требует усилия. Христос говорит: «Если мешает глаз или рука войти в Царствие Небесное – вырви глаз, отсеки руку» (см. Мк. 9, 43). Лучше таким неполноценным войти в Небесное Царство, чем сказать: «Ну, такой я человек, терпите меня, хвалите и принимайте, какой я есть». Не спасемся. Так что в этом, казалось бы, странном вопросе есть свои аргументы. Но как происходит исцеление? Тоже очень специфически. Господь сотворяет брение.

– Что такое брение?

– Он берет грязь (уличный песок), добавляет туда Своей слюны (дети наши так делают калачики и просят нас поесть). Сотворив это брение из земли и собственной слюны, Господь помазывает этой грязью глаза слепого человека. В этом тоже есть житейское проявление воли Божией. Смотрите: Господь может сказать это словом, действием, может прикоснуться Сам, но Он выбирает такой формат, который будет виден и понятен каждому человеку.

Так действует и наша Церковь. Мы понимаем, что человек привыкает к чему-то, выраженному в материальном, телесном эквиваленте. «Спасибо в карман не положишь». Хочешь поблагодарить, что-нибудь принеси. Так и в Церкви нам непонятно: как это – спустилась благодать. Где? Дайте ее. Прямо как у Григория Остера: «Тебе передали привет». Где он? Большой, маленький? Подайте мне. Церковь вводит в таинство обязательное наличие вещества. Для нас так проще. Батюшка помазал крестик маслом – это на нас спустилась милость Божия, Он к нам проявляет милость. Крещение в святой воде. Когда мы хороним человека, освящаем землю. Когда человек причащается или венчается, мы используем вино. Когда он соборуется – масло. Нам нужен какой-то материальный аспект, с помощью которого мы как бы соединяемся с Богом, т.е. какое-то физическое вещество, которое нас соединит с горним, небесным, возвышенным.

Господь на понятном всем окружающим языке лечит, при этом говорит: «Иди, умойся в купели, тогда все будет хорошо». Здесь важна и вторая часть – часть послушания – доделать. У нас многие приходят к врачу, получают совет, потом говорят: «Да они плохо учатся, ничего не понимают, я буду все равно рассасывать гвоздику». Это прекрасно и замечательно – любое народное средство тоже может быть уместным, но все-таки и назначение врача надо исполнять, потому что он заботится о тебе.

И мы видим, как послушный слепой полностью исполняет все предписания Господа и полностью обретает зрение. И не может никто поверить в это, и тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? И тут же об этом узнают начальники церковные, административные, важные еврейские чиновники, и они, конечно, беспокоятся, потому что это очень серьезное чудо, а сотворено оно неблагонадежным человеком, Иисусом, к Которому у них очень много вопросов накопилось.

И вот они пытаются расспросить этого человека, кто он и кто все-таки его вылечил. Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

Иудеи хотят подробностей, а он им ничего больше не может сказать. Тогда идут они к родителям его и спрашивают: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

Вот какое отношение к чуду. Вместо того чтобы поздравить родителей, которые были опечалены тем, что их ребенок не может, как они, видеть мир, на них давят всей административной, властной силой, требуют немедленно признаться, что они тут устроили. И родители испугались, что, если они признают исцелившего их сына как великого пророка, как настоящего Бога, их тут же выгонят из синагоги и лишат всех религиозных привилегий. Поэтому они, полностью соответствуя своей национальности, говорят, что он взрослый, совершеннолетний человек, а потому сам за себя отвечает. Мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

И тогда иудеи вновь бегут за слепорожденным, чтобы спросить еще раз, как звали исцелившего его Человека и что Он хотел от юноши. И тут уже бывший слепой начинает иронизировать над ними: отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

Естественно, они в злобе прогнали его, возмущаясь, что слепой от рождения, ничего не читавший, грамоте не учившийся, слово священное не знающий, их, великих мужей, оскорбляет такими словами.

В этой истории много граней, она сложная и многосоставная. Но ключевой для нас момент здесь тот, что мы можем спросить, как и Его ученики, почему этот несчастный человек, у которого и родители приличные, и сам по себе он неплохой, с детства слепой? Такие вопросы регулярно задают священникам. К нам часто приходят люди и спрашивают, почему Милосердный и Добрый Бог попускает болезни и смерть детей, попускает войны, как Он может видеть и терпеть на Своей земле, которую Он создал, насильников, убийц, маньяков. Почему Он не может это все прекратить? Часть церковной науки, которая как бы защищает Бога, называется теодицея. Конечно, мы это делаем по-детски. Как ребенок защищает своего родителя и говорит, что папа хороший, сильный, так и мы пытаемся объяснить действия Бога, но очень детскими словами, потому что мы, естественно, не можем отвечать за Бога, мы не знаем Его Божественный план, который хранится у Него. И какие-то смерти и болезни нам кажутся ужасно несправедливыми.

Во-первых, любая болезнь может быть не только наказанием от Бога, она может быть и наградой для человека, когда человек, пребывая в болезни, лишает себя возможности навредить себе. Например, человек много курит, и ему посылается болезнь органов дыхания, когда он и дышать-то толком не может. И вот в попытках вылечить себя он и курить бросает, привычка заканчивается. Даже любая простуда, которая нам кажется случайной досадностью, может быть милостью от Бога, чтобы мы, не могущие дать себе выходной, насильно полежали в кровати, уделили внимание своим близким и родным, ответили наконец на сообщение, на которое давно не могли ответить, взяли Евангелие, до которого никак у нас не доходили руки.

Поэтому и к болезни христиане тоже относятся двояко: это не всегда плохо, болезнь может быть и во благо, болезнь может быть и к добру, и к научению. Или, как говорится в данном конкретном случае, – к вящей славе Божией, когда таким путем явилась милость Бога над человеком. И мы знаем множество самых разных чудес, которые по сию пору происходят, когда у человека с подтвержденным онкологическим диагнозом внезапно исчезает опухоль, и врачи ничего не могут понять, они говорят, что это какое-то чудо, так не бывает. Или когда выздоравливают люди, серьезно больные какими-то хроническими болезнями. Просто это не настолько явно и открыто, как творил Господь, но это не значит, что чудес больше не случается. Они регулярно случаются в нашем мире. И самое главное – это возможно нам, потому что мы – верующие, и об этом стоит помнить.

Но духовный вывод из этой истории о слепом, конечно, напрашивается в символической аллегории – слепой обрел зрение. Мы часто на земле живем как слепые, потому что наши глаза не заинтересованы разглядывать внешние горние миры. Мы буквально, как ослик, смотрим только перед собой, и нас волнует свое, бытовое, житейское – чем накормить себя и детей, на какую работу устроиться, где взять деньги, чтобы заплатить за ипотеку, когда поехать на дачу, чтобы посадить картошку. В этом ничего плохого нет, но мы не животные, мы не можем жить только инстинктами, мы не можем иметь своим сокровищем земные блага – деньги, здоровье, другие житейские ценности. Мы – особые существа, в которые Сам Бог вдохнул душу живую, мы должны этой живой душой чувствовать Бога и заботиться о своей душе, которая в отличие от тела – вечная. Ей не нужно все то, чему мы учим наше тело: ни фитнес, ни похудение, ни косметика.

Для души есть навык духовной работы, аскезы, когда она может меняться, она может с собой в вечную жизнь забирать привычки, которыми она обросла на земле. Это может быть привычка лениться, а может быть привычка делать добрые дела, может быть привычка горделиво сравнивать себя с другими или уступать. Это может быть привычка терпеть все и смиряться или же отвечать трехэтажным матом на любую обиду в свой адрес. И человек сам это выбирает. Но он не может выбрать, пока не понимает этого. И подобно этому слепому, многие люди прозревают тогда, когда их касается благодать и милость Божия, подобно той грязи, брению, что коснулось очей слепорожденного.

И особенно те, кто смывает с себя в купели вместе с грязью все лишнее, вместе с купелью крещения входят в Церковь и понимают, осознают, что слишком много времени и внимания в своей жизни уделяли пустым вещам, тому, что в конечном итоге распадется, исчезнет, станет ничтожным. И у них осталось не так много времени, чтобы вложиться в вечное, чтобы сделать инвестиции в вечный клад той, будущей жизни.

Поэтому в Неделю о слепом, вспоминая дивное воскресение Христа, мы понимаем, к чему нас призывает Господь. Мы тоже должны отвергнуть нашу духовную слепоту, и Господь может исцелить нас. Мы говорим: «Господи, если можешь это сделать – я буду Тебе благодарен, я искренне этого хочу. И, прозревая глазами, я готов следовать за Тобой, о Вседержителю Христе!»

Этот удивительный праздник заканчивает череду воскресений, потому что совсем скоро мы уже будем отсчитывать недели не от Пасхи, а от светлого праздника Троицы, Святой Пятидесятницы, которая наступит на пятидесятый день после воскресения Христова.

– А чудо может привести человека к вере?

– Это инструмент, который, как мы видим, Господь очень часто использовал. Однако сам инструмент не всегда может приводить человека к вере. Если человек настроен на этот лад, то для него чудо будет важным и весомым аргументом. А если человек не хочет видеть этого, то какое бы чудо Господь ни творил – человек найдет, как себе его объяснить, он еще плотнее закроет, зажмурит и замажет свои глаза. Поэтому хотелось бы пожелать нашим телезрителям как можно чаще видеть в своей жизни мелкие чудеса, которые Господь посылает нам на самом деле почти ежедневно, просто мы настолько уже к ним привыкли, что считаем это нормой жизни. А чудо – рядом!

– Совсем скоро мы будем отмечать любимый в народе праздник святого Николая Чудотворца. Чем прославился он еще кроме чудотворения? Чем он близок народу?

– Он не был бы чудотворцем в народе, если бы не эти чудеса, которые очень для нас важны. Мы помним, что детские подарки на Рождество, обильная помощь беднякам – это то, чем он прославился. Но для Церкви он не просто  добрый дедушка, который делает добро детям. Это святитель, православный епископ, который отстаивал свою веру, не щадя живота своего. Это человек, который немало потрудился на ниве церковной и управлял тем церковным участком, который был ему вверен. И в конечном итоге сама его жизнь настолько была свята, что мы, находящиеся за множество километров от того места, где он жил, где покоятся его мощи, абсолютно не связанные с теми местами, любим его, и наша любовь к нему искрится и пламенеет.

Это покровитель нашего града Новосибирска, в кафедральном соборе будет праздноваться престольный праздник одного из приделов. И, конечно, все новосибирцы почитают память этого удивительного святителя. Помолимся ему о том, чтобы и наш город, и нашу страну, наш русский народ Милосердный Господь, по молитвам святителя Николая, сохранил в крепости, здравии, единомыслии и чистоте!

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Полина Митрофанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Трансляции богослужений

    Всенощное бдение 20 апреля 2024 года

  • 19 апреля 2024 г. О телеканале

    Выписывайте и читайте «Православную газету»!

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать