Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

22 марта 2023 г.

– Продолжается Великий пост. Мы вновь начинаем разговор с родительской субботы. Сегодня – вторая родительская суббота. Будем говорить о поминовении наших близких, которые уже сами ничего сделать не могут, а ждут действий от нас. Мы говорили о важности поминовения за Божественной литургией. А что это за служба – парастас, которая совершается накануне родительской субботы, в пятницу?

– Многие думают, что поминовение усопших ограничивается нарочитым молением о них в храме. За Божественной литургией произносится заупокойная ектения, после нее совершается панихида, когда мы слышим заупокойные песнопения. Многие забывают о том, что предваряет утреннее богослужение – вечернее; за утреней совершается чин – парастас (что означает «предстояние», стояние в молитве перед Богом). Он представляет собой не что иное, как чтение 17-й кафизмы. Кафизма – глава в Псалтири. Мы знаем, что 17-я кафизма связана с заупокойной тематикой. Всегда читаем ее, когда человек умирает. Парадокс заключается в том, что если внимательно возьметесь анализировать текст  кафизмы, вы не увидите ничего связанного конкретно с покойниками, с какими-то страхами, связанными с темой смерти, с упоминанием каких-то загробных милостей или благости. Семнадцатая кафизма, – кафизма радости. Мы знаем, что за вечерним богослужением, за его частью, которая называется утреней, есть самая важная часть – полиелей. Он совершается в субботу вечером, в праздничные дни, когда выпадает память святых, когда мы поем «Хвалите имя Господне. Аллилуйя». Это особое восхваление, ликование о празднике.

На самом деле богослужебный устав разделяет эти два понятия. Он говорит, что в одну часть года нужно петь полиелей, а в другую часть года петь блаженны. Блаженны непорочные в пути – с этих слов начинается 17-я кафизма. И выясняется, что определенную часть года в некоторых монастырях можно услышать пение полностью 17-й кафизмы (сейчас, к сожалению, это ради сокращения службы в приходских храмах не совершается).

Это выражение особой радости. Дело в том, что христиане не видят смысла и нужды горько оплакивать своих усопших родных. Потому что для нас, по слову апостола, «смерть уже не потеря, а приобретение». По нашей вере человек рождается трижды: сначала он рождается от своей матери, в эту земную жизнь, в своем теле; затем он рождается в Боге, когда принимает таинство Святого Крещения; затем каждый из нас рождается, хочет он этого или не хочет, в вечную жизнь, когда переходит от земли – жизни временной, от жизни, к которой мы сейчас с вами имеем непосредственное отношение, к жизни той, которая нескончаемая. К жизни вечной.

Несмотря на человеческую скорбь потери близкого человека, зачастую мы плачем на похоронах не о том человеке, который лежит в гробу, а о нас самих. Потому что нам больно, нам страшно, как мы будем без человека. К кому мы придем с плачем? «На кого ты нас покинул?» – часто плачут в народе. Потому что это наша боль о себе. А о человеке мы радуемся. Он теперь в ином мире, где нет проблем и болезней, где нет печалей. В церковных песнопениях мы так и поем. Человек полностью отошел от суетного, от этого тяжелого мира и перешел в то место, где ему теперь всячески легче, чем здесь, даже с абсолютно бытовой точки зрения.

Поэтому, вспоминая об усопших сродниках, о наших преставившихся православных христианах, Святая Церковь восстанавливает на вечернем богослужении радостное чтение 17-й кафизмы вместе со свечами. Мы радостно вспоминаем о том, что наши сродники уже находятся там, куда нам еще только предстоит попасть.

Правильно Вы заметили – наше поминовение усопших не ограничивается только лишь молитвой. Оно всегда должно быть подтверждено делом. Мы должны приносить милостыню за наших усопших сродников, приносить в храм полезные продукты. Часто можно столкнуться с суевериями, что обязательно нужно приносить печенье или хлеб или четное число чего-то. Это все полная ерунда, потому что мы не жертву приносим какому-то каменному богу. Эти продукты Богу совершенно не нужны, эти продукты – ресурс, который мы можем использовать в социальной деятельности Церкви, даем многодетным семьям батюшек, оставляем для приходской трапезной, в которой кормят сотрудников и детей воскресной школы. И, конечно, это благотворительность в детские дома, нуждающимся семьям, благотворительные обеды. Поэтому нет никакого смысла приносить что-то залежалое, старое, то, что сам не ешь. Надо стараться вспомнить, что любил усопший. Это будет самая лучшая помощь и усопшему на том свете, и, конечно, ныне здравствующим людям, которые нуждаются в нашей скромной поддержке.

– Когда мы говорили о приближении Великого поста, казалось, что он будет длинным, протяженным, а на самом деле уже почти половина пройдена. И следующая неделя – Крестопоклонная. Каково ее предназначение?

– Вы правы. Когда приходишь на первые богослужения Великого поста, кажется, что впереди огромное количество дней и ты обязательно все успеешь. Но стоит сделать парочку земных поклонов, как выясняется, что прошла первая седмица, за ней вторая и мы уже фактически добрались до середины. На самом деле это очень важный момент. Мы видим, что наше восприятие наивное. Мы всегда всё откладываем на потом. У того, кто чувствует сейчас, что прошла уже половина поста, а он так и не начал работать над собой, не отбежал от скверны, а продолжает быть рабом не Господа, но рабом своих страстей и похотей, есть еще достаточно времени, чтобы отбросить земное и пристать к вечному.

 Другая половина людей, которые имеют возможность ходить на постовые службы, имеют горячее желание и все эти дни усиленно проходили в таком постном состоянии  (то есть старались держаться, смирять свою плоть и свою душу), как раз скажут, что почувствовали уже немалое время течения поста, и наверняка поделятся с вами своей любовью. Это не мои слова, из наших священных богослужебных книг. Пост – дело очень трудное, тяжелое, утомительное. Хочется вкусного – а ты себя этого лишаешь; хочется полежать – а ты встаешь; дома дел много – а ты идешь в храм, где можно послушать красивые песнопения, земные поклоны делаешь, Псалтирь нескончаемую слышишь. Это трудное поприще поста нас, падших людей, измазанных грехом и всякой скверной, людей, которые любят все побыстрее, попроще, повкуснее, держит нас в ежовых рукавицах, и если мы не будем иметь поддержку, мы придем в уныние. А так как мы знаем, что унывать нам ни в коем случае нельзя, то Святая Церковь устанавливает в середине поста особую память – эта неделя, день воскресный и вся седмица за ней, называется Крестопоклонной. В субботу за вечерним богослужением мы износим Честной и Животворящий Крест Господень. В каждом храме этот крест за вечерним богослужением выносится на середину храма, где ему совершается торжественное поклонение. Мы делаем земные поклоны с трогательной молитвой «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».

Для чего мы выносим крест? В богослужебных книгах указывается очень живой и интересный пример: путник, который вышел на длительный тяжелый путь и уже устал, изнемог от жары, зноя, нагрузки на ноги, от скарба, который давит на плечи, будет искать какое-нибудь большое тенистое дерево, чтобы спрятаться в его ветках, разложиться под ним в прохладе, получить отдохновение. И тогда, отдохнув под сим деревом, он сможет, имея новые силы, продолжить свой путь. Так и Церковь Честное Животворящее Древо Креста предуготовляет для нас в середине постного подвига, чтобы мы тоже могли к нему прибегнуть и отдохнуть.

Но как отдохнуть? Мы должны взирать на Крест, видеть на нем распятого Спасителя и размышлять: вот висит Спаситель – Творец всего мира и бытия. Он Сам создал все законы, создал землю и человека, теперь висит Сам на дереве, куда Его пригвоздил человек. Он это сделал не потому, что не имел силы или власти. Он это сделал не для того, чтобы какие-то Свои несуществующие грехи омыть. Он это сделал ради каждого из нас – пострадал безвинно.

Мы же (каждый) имеем грехов во сто крат больше, чем думаем о грехе другого человека. Пост нам кажется тяжелым поприщем, но наверняка он не так труден и страшен, как подвиг Спасителя. Наверное, мы можем потрудиться. Это миропонимание, которое выражено в очень простых житейских словах: «Бог терпел и нам велел», – дает возможность и силы немного иначе смотреть на собственное дело, подвиг. Христос, пострадавший на кресте, получает Небесное Царствие и ожидает нас там. И мы, пострадав немножко этим постом, смиряя себя, изменив жизнь, сможем не только вместе с Ним воскреснуть в Пасху вечную, но и получить награду Его Небесного Царствия. Не только пост может облегчить крест, но и всю жизнь нашу, если мы будем внимательно понимать, для чего его износит Святая Церковь. И мы его носим на себе не только в виде зримого изображения, но у каждого есть свой крест – наша жизнь с ее трудностями, скорбями.

Мы, к сожалению, живем в падшем мире, который лежит во зле. Вся наша земная жизнь скорбная, недужная, многострадальная. Мы можем отринуться от нее только тогда, когда будем думать о вечном и горнем. Если будем подпитываться силами от Крестного подвига Спасителя. Вспоминать о том, что Он нам показал пример попрания собственной жизни, наступая на горло собственной песне.

Мы, христиане, понимаем, что все земное бренное, временное. Мы знаем, что до сих пор человечество так и не смогло изобрести вечный двигатель, потому что нет ничего вечного на этой земле. Все конечно. Даже цивилизация рано или поздно завершает свое существование. Поэтому мы должны думать о жизни вечной, к которой мы стремимся, особенно постом, особенно на его середине. О жизни, ради которой мы живем здесь и ради которой претерпеваем все соблазны и искушения от дьявола и его приспешников. Как говорили пустынники, отцы святые: накажи меня, Господи, в этой жизни, но не лиши Твоего Небесного Царствия; награди, ущедри в жизни той. Если мы будем принимать все наши скорби, сложности, житейские дела, недуги, какие-то проблемы, которые постоянно возникают в нашем быту, как нечто нужное и важное, если смиримся с этим положением вещей, но не просто сложим ручки горестно, а будем понимать, что это определенное испытание, которое делает нас сильнее, тогда у нас будет правильный духовный настрой.

Ведь меч, прежде чем  отдать его в руки воину, мы сначала кладем в горячее, потом в холодное, бьем его нещадно кувалдами, чтобы он закалился и не рассыпался в первую же войну. Так и мы закаляемся через сложности, испытания и трудности. Если правильно понимаем, то превращаем наш же недуг и слабость в оружие.

Например, патерики сохранили замечательный рассказ об одном монахе, который  перебирал монастыри. Монастырь, в который он пришел молодым, ему не понравился. Там было всего десять человек, а вместе с ним одиннадцать. И получилось так, что все братья его любили, но один не любил. Все время подкалывал чем-то, унижал. Тогда инок собрался, ушел в другой монастырь. Но там его не любили уже двое. Он ходил, пока не понял, что, наверное, в следующем монастыре его уже вообще никто любить не будет. Тогда он собрался с силами, долго молился и написал в своей записной книжке: «Я терплю свои скорби ради Господа Иисуса Христа». Как только он пришел в следующий монастырь, где действительно никому не полюбился, каждый раз, когда его задевали, случались трудности и он хотел ответить, доставал свою записную книжку, читал – и сразу совершенно по-другому воспринимались реалии жизни.

Конечно, монашеская жизнь не всех нас манит своей чистотой. И в жизни мирской где-то мы не можем сдержаться. Но мы можем пользоваться подобными добрыми советами, если будем воспринимать любую пакость от мира земного не как заговор всех тех, кто нас не любит, а как лишний повод показать нашу добродетельность. Это очень важный момент. Ведь человек – как сосуд, говорили афонские старцы. Его заденешь – чем он наполнен, то из него и польется. Для этого мы и проходим поприще Великого поста. Наполняем себя чистым, светлым, чтобы, когда нас задели, вылить на человека не ушат грязи, а подарить ему благоуханный аромат нашего духовного труда.

Записали Елизавета Агина и Анастасия Гергель

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать