– Многие думают, что поминовение усопших ограничивается нарочитым молением о них в храме. За Божественной литургией произносится заупокойная ектения, после нее совершается панихида, когда мы слышим заупокойные песнопения. Многие забывают о том, что предваряет утреннее богослужение – вечернее; за утреней совершается чин – парастас (что означает «предстояние», стояние в молитве перед Богом). Он представляет собой не что иное, как чтение 17-й кафизмы. Кафизма – глава в Псалтири. Мы знаем, что 17-я кафизма связана с заупокойной тематикой. Всегда читаем ее, когда человек умирает. Парадокс заключается в том, что если внимательно возьметесь анализировать текст кафизмы, вы не увидите ничего связанного конкретно с покойниками, с какими-то страхами, связанными с темой смерти, с упоминанием каких-то загробных милостей или благости. Семнадцатая кафизма, – кафизма радости. Мы знаем, что за вечерним богослужением, за его частью, которая называется утреней, есть самая важная часть – полиелей. Он совершается в субботу вечером, в праздничные дни, когда выпадает память святых, когда мы поем «Хвалите имя Господне. Аллилуйя». Это особое восхваление, ликование о празднике.
На самом деле богослужебный устав разделяет эти два понятия. Он говорит, что в одну часть года нужно петь полиелей, а в другую часть года петь блаженны. Блаженны непорочные в пути – с этих слов начинается 17-я кафизма. И выясняется, что определенную часть года в некоторых монастырях можно услышать пение полностью 17-й кафизмы (сейчас, к сожалению, это ради сокращения службы в приходских храмах не совершается).
Это выражение особой радости. Дело в том, что христиане не видят смысла и нужды горько оплакивать своих усопших родных. Потому что для нас, по слову апостола, «смерть уже не потеря, а приобретение». По нашей вере человек рождается трижды: сначала он рождается от своей матери, в эту земную жизнь, в своем теле; затем он рождается в Боге, когда принимает таинство Святого Крещения; затем каждый из нас рождается, хочет он этого или не хочет, в вечную жизнь, когда переходит от земли – жизни временной, от жизни, к которой мы сейчас с вами имеем непосредственное отношение, к жизни той, которая нескончаемая. К жизни вечной.
Несмотря на человеческую скорбь потери близкого человека, зачастую мы плачем на похоронах не о том человеке, который лежит в гробу, а о нас самих. Потому что нам больно, нам страшно, как мы будем без человека. К кому мы придем с плачем? «На кого ты нас покинул?» – часто плачут в народе. Потому что это наша боль о себе. А о человеке мы радуемся. Он теперь в ином мире, где нет проблем и болезней, где нет печалей. В церковных песнопениях мы так и поем. Человек полностью отошел от суетного, от этого тяжелого мира и перешел в то место, где ему теперь всячески легче, чем здесь, даже с абсолютно бытовой точки зрения.
Поэтому, вспоминая об усопших сродниках, о наших преставившихся православных христианах, Святая Церковь восстанавливает на вечернем богослужении радостное чтение 17-й кафизмы вместе со свечами. Мы радостно вспоминаем о том, что наши сродники уже находятся там, куда нам еще только предстоит попасть.
Правильно Вы заметили – наше поминовение усопших не ограничивается только лишь молитвой. Оно всегда должно быть подтверждено делом. Мы должны приносить милостыню за наших усопших сродников, приносить в храм полезные продукты. Часто можно столкнуться с суевериями, что обязательно нужно приносить печенье или хлеб или четное число чего-то. Это все полная ерунда, потому что мы не жертву приносим какому-то каменному богу. Эти продукты Богу совершенно не нужны, эти продукты – ресурс, который мы можем использовать в социальной деятельности Церкви, даем многодетным семьям батюшек, оставляем для приходской трапезной, в которой кормят сотрудников и детей воскресной школы. И, конечно, это благотворительность в детские дома, нуждающимся семьям, благотворительные обеды. Поэтому нет никакого смысла приносить что-то залежалое, старое, то, что сам не ешь. Надо стараться вспомнить, что любил усопший. Это будет самая лучшая помощь и усопшему на том свете, и, конечно, ныне здравствующим людям, которые нуждаются в нашей скромной поддержке.
– Когда мы говорили о приближении Великого поста, казалось, что он будет длинным, протяженным, а на самом деле уже почти половина пройдена. И следующая неделя – Крестопоклонная. Каково ее предназначение?
– Вы правы. Когда приходишь на первые богослужения Великого поста, кажется, что впереди огромное количество дней и ты обязательно все успеешь. Но стоит сделать парочку земных поклонов, как выясняется, что прошла первая седмица, за ней вторая и мы уже фактически добрались до середины. На самом деле это очень важный момент. Мы видим, что наше восприятие наивное. Мы всегда всё откладываем на потом. У того, кто чувствует сейчас, что прошла уже половина поста, а он так и не начал работать над собой, не отбежал от скверны, а продолжает быть рабом не Господа, но рабом своих страстей и похотей, есть еще достаточно времени, чтобы отбросить земное и пристать к вечному.
Другая половина людей, которые имеют возможность ходить на постовые службы, имеют горячее желание и все эти дни усиленно проходили в таком постном состоянии (то есть старались держаться, смирять свою плоть и свою душу), как раз скажут, что почувствовали уже немалое время течения поста, и наверняка поделятся с вами своей любовью. Это не мои слова, из наших священных богослужебных книг. Пост – дело очень трудное, тяжелое, утомительное. Хочется вкусного – а ты себя этого лишаешь; хочется полежать – а ты встаешь; дома дел много – а ты идешь в храм, где можно послушать красивые песнопения, земные поклоны делаешь, Псалтирь нескончаемую слышишь. Это трудное поприще поста нас, падших людей, измазанных грехом и всякой скверной, людей, которые любят все побыстрее, попроще, повкуснее, держит нас в ежовых рукавицах, и если мы не будем иметь поддержку, мы придем в уныние. А так как мы знаем, что унывать нам ни в коем случае нельзя, то Святая Церковь устанавливает в середине поста особую память – эта неделя, день воскресный и вся седмица за ней, называется Крестопоклонной. В субботу за вечерним богослужением мы износим Честной и Животворящий Крест Господень. В каждом храме этот крест за вечерним богослужением выносится на середину храма, где ему совершается торжественное поклонение. Мы делаем земные поклоны с трогательной молитвой «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим».
Для чего мы выносим крест? В богослужебных книгах указывается очень живой и интересный пример: путник, который вышел на длительный тяжелый путь и уже устал, изнемог от жары, зноя, нагрузки на ноги, от скарба, который давит на плечи, будет искать какое-нибудь большое тенистое дерево, чтобы спрятаться в его ветках, разложиться под ним в прохладе, получить отдохновение. И тогда, отдохнув под сим деревом, он сможет, имея новые силы, продолжить свой путь. Так и Церковь Честное Животворящее Древо Креста предуготовляет для нас в середине постного подвига, чтобы мы тоже могли к нему прибегнуть и отдохнуть.
Но как отдохнуть? Мы должны взирать на Крест, видеть на нем распятого Спасителя и размышлять: вот висит Спаситель – Творец всего мира и бытия. Он Сам создал все законы, создал землю и человека, теперь висит Сам на дереве, куда Его пригвоздил человек. Он это сделал не потому, что не имел силы или власти. Он это сделал не для того, чтобы какие-то Свои несуществующие грехи омыть. Он это сделал ради каждого из нас – пострадал безвинно.
Мы же (каждый) имеем грехов во сто крат больше, чем думаем о грехе другого человека. Пост нам кажется тяжелым поприщем, но наверняка он не так труден и страшен, как подвиг Спасителя. Наверное, мы можем потрудиться. Это миропонимание, которое выражено в очень простых житейских словах: «Бог терпел и нам велел», – дает возможность и силы немного иначе смотреть на собственное дело, подвиг. Христос, пострадавший на кресте, получает Небесное Царствие и ожидает нас там. И мы, пострадав немножко этим постом, смиряя себя, изменив жизнь, сможем не только вместе с Ним воскреснуть в Пасху вечную, но и получить награду Его Небесного Царствия. Не только пост может облегчить крест, но и всю жизнь нашу, если мы будем внимательно понимать, для чего его износит Святая Церковь. И мы его носим на себе не только в виде зримого изображения, но у каждого есть свой крест – наша жизнь с ее трудностями, скорбями.
Мы, к сожалению, живем в падшем мире, который лежит во зле. Вся наша земная жизнь скорбная, недужная, многострадальная. Мы можем отринуться от нее только тогда, когда будем думать о вечном и горнем. Если будем подпитываться силами от Крестного подвига Спасителя. Вспоминать о том, что Он нам показал пример попрания собственной жизни, наступая на горло собственной песне.
Мы, христиане, понимаем, что все земное бренное, временное. Мы знаем, что до сих пор человечество так и не смогло изобрести вечный двигатель, потому что нет ничего вечного на этой земле. Все конечно. Даже цивилизация рано или поздно завершает свое существование. Поэтому мы должны думать о жизни вечной, к которой мы стремимся, особенно постом, особенно на его середине. О жизни, ради которой мы живем здесь и ради которой претерпеваем все соблазны и искушения от дьявола и его приспешников. Как говорили пустынники, отцы святые: накажи меня, Господи, в этой жизни, но не лиши Твоего Небесного Царствия; награди, ущедри в жизни той. Если мы будем принимать все наши скорби, сложности, житейские дела, недуги, какие-то проблемы, которые постоянно возникают в нашем быту, как нечто нужное и важное, если смиримся с этим положением вещей, но не просто сложим ручки горестно, а будем понимать, что это определенное испытание, которое делает нас сильнее, тогда у нас будет правильный духовный настрой.
Ведь меч, прежде чем отдать его в руки воину, мы сначала кладем в горячее, потом в холодное, бьем его нещадно кувалдами, чтобы он закалился и не рассыпался в первую же войну. Так и мы закаляемся через сложности, испытания и трудности. Если правильно понимаем, то превращаем наш же недуг и слабость в оружие.
Например, патерики сохранили замечательный рассказ об одном монахе, который перебирал монастыри. Монастырь, в который он пришел молодым, ему не понравился. Там было всего десять человек, а вместе с ним одиннадцать. И получилось так, что все братья его любили, но один не любил. Все время подкалывал чем-то, унижал. Тогда инок собрался, ушел в другой монастырь. Но там его не любили уже двое. Он ходил, пока не понял, что, наверное, в следующем монастыре его уже вообще никто любить не будет. Тогда он собрался с силами, долго молился и написал в своей записной книжке: «Я терплю свои скорби ради Господа Иисуса Христа». Как только он пришел в следующий монастырь, где действительно никому не полюбился, каждый раз, когда его задевали, случались трудности и он хотел ответить, доставал свою записную книжку, читал – и сразу совершенно по-другому воспринимались реалии жизни.
Конечно, монашеская жизнь не всех нас манит своей чистотой. И в жизни мирской где-то мы не можем сдержаться. Но мы можем пользоваться подобными добрыми советами, если будем воспринимать любую пакость от мира земного не как заговор всех тех, кто нас не любит, а как лишний повод показать нашу добродетельность. Это очень важный момент. Ведь человек – как сосуд, говорили афонские старцы. Его заденешь – чем он наполнен, то из него и польется. Для этого мы и проходим поприще Великого поста. Наполняем себя чистым, светлым, чтобы, когда нас задели, вылить на человека не ушат грязи, а подарить ему благоуханный аромат нашего духовного труда.
Записали Елизавета Агина и Анастасия Гергель
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!