Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

22 февраля 2023 г.

– Сегодняшняя суббота – родительская, причем – Вселенская родительская суббота. В чем важность и значимость этого дня?

 – Церковный календарный год устроен так, что человеку предлагается раз за разом что-то переживать, вспоминать, быть причастным к каким-либо событиям Священного Писания, Священного Предания. То есть мы видим, что речь идет, например, о праздничных днях, которые у нас уже закрепились. Мы знаем великие праздники, двунадесятые и недвунадесятые. Это обычно дни, связанные с рождением, смертью, какими-то важными событиями основных праведников и, конечно же, Самого Господа и Его Пречистой Матери. Мы знаем, что Церковь бережно хранит память всех усопших святых – людей, которые умерли и были потом канонизированы. Мы не дни рождения, а именно дни их смерти празднуем как дни памяти. Но при этом регулярно встречаем упоминание празднования дней рождения, переноса или обретения мощей. Мы встречаем указания на обновление, восстановление или освящение каких-то храмов.

Неудивительно, что перед постом мы как бы заканчиваем вот этот годовой цикл, чтобы начать все с самого начала. Ведь следующая неделя – начало начал. Начало земного человечества, которое полностью самостоятельно пребывает уже не в земном раю, а просто на земле, за пределами этой особой Божественной милости, которая бывает как при общении родителей с младенцами. Мы еще их бережем, придерживаем за капюшончик, держим за ручку, мы учим их кататься на велосипеде, изо всех сил держа багажник. Но наступает момент, когда ребенок подрастает – и мы его отпускаем, даем большую самостоятельность. Вот эта самостоятельность – начало земной жизни людей. И именно поэтому следующую неделю, вступая в пост, мы начинаем с воспоминания Адамова изгнания из рая. И затем постом будут вспоминаться различные события Ветхого Завета. Нам поможет в этом и Канон Андрея Критского, и усиленное чтение Псалтири... То есть пойдет цикл всего удивительного, что произошло на земле, этих чудес, связанных со множеством святых, с Самим Господом. Но сейчас нас Церковь призывает задуматься о будущем. О том, чем же закончится этот земной цикл нашего существования.

Мы все знаем, что земной цикл закончится смертью. И именно поэтому перед Великим постом совершается особое поминовение усопших – мы говорим о родительской субботе. Собственно, наша передача сейчас выходит в день, когда мы вспоминаем наших усопших близких, родных. Эта суббота называется Мясопустной. Все очень просто – «отпускаем» мясо. Когда мы что-то или кого-то отпускаем, нам тяжело. Всегда, обнимаясь, прощаемся. Так и тут: если мы отпускаем мясо, значит, мы его сейчас наедаемся, чтобы потом со спокойной душой отпустить. И на следующей седмице мясо мы уже не вкушаем. Достаточно много родительских суббот в течение календарного года, но Вселенских родительских из них всего две – это Мясопустная перед Великим постом и Троицкая родительская суббота перед праздником Святой Троицы – Пятидесятницы.

Что означает Вселенская? Поминаются все усопшие православные христиане от самого начала. Все, кто крещен, кто верит в Бога, все православные люди. Остальные родительские субботы уже более частного характера. Они появились из исторических предпосылок, из традиций поминать каких-то конкретных людей. Там мы поминаем своих сродников, о них усиленно молимся. Иногда это можно услышать по дополнительному пению священников на панихиде: «помяни, Господи, всех погибших на специальной военной операции», «помяни, Господи, всех погибших на поле Куликовом», «помяни, Господи, всех усопших младенцев, безвинно пострадавших, убиенных» (которых у нас спокойно каждый день продолжают убивать, не считая аборт абсолютно никаким грехом). А здесь мы говорим обо всех. Часто в сугубой ектенье можно услышать, как диакон или священник долго перечисляет разные поводы: «на поле брани пострадавших», «от травм скончавшихся», «в стихиях и катастрофах погибших», «мученически убиенных». Когда мы приходим не только за своих молиться, но стараемся помянуть всех тех, о ком некому помолиться. Ведь есть люди, память о которых забывается на земле. Они не оставили детей или поссорились со своими детьми, и те их знать не желают. Есть такие, кто пропал без вести. И мы стараемся помянуть их всех, чтобы явить заповедь, о которой нам говорит Спаситель, – о любви к ближнему. В том числе и к тем, кто уже мертв. Это очень важно. Жизнь наша закончится смертью. Земная жизнь. Но жизнь вечная не закончится так. Это – переход из старого в новое. Из временного этапа – в вечность. И мы знаем, что неминуемо, как бы наша смерть ни произошла, в каком бы возрасте она нас ни застала, человек предстанет перед Престолом Всевышнего, перед лицом Владыки, Творца мира, Создателя Вселенной, чтобы решилась его временная участь.

Почему еще родительская суббота? Потому, что большинству из нас не миновать смерти. Нам нужно будет пройти через этот этап, чтобы потом воскреснуть. Повезет лишь тем, кто будет находиться в самом конце времен. Они не умрут, просто их тела изменятся. Но здесь тоже очень сомнительно называть это везением, потому что они испытают на себе самый непростой период – конец времен от полного обнищания духовной жизни. Мы же часто видим, что уже тяжело жить, а тогда это будет на пределе. И тем более пережить правление антихриста, эти гонения – это совершенно нелегкое дело. Так что смерть коснется практически каждого. И мы предстанем перед Престолом Божиим.

В догматическом богословии это суд частный. Но этот суд лишь первый этап. И мы не знаем, через сколько недель, месяцев, веков состоится то, что пророчествуется пророками, то, что описано в Книге Апокалипсис. И в конце всех времен Спаситель придет второй раз на землю, но уже не бедным плотником, не в Вифлееме, не будет лежать в яслях Младенцем. Он придет уже в той силе и красоте, которой Он обладает. Он придет не смиряющимся, а прославленным. Спустится с небес под громогласные трубы ангелов, и наконец-то закончится все то, что имеет отношение ко злу. Будет повержен сатана, будет уничтожено зло, и совершится итоговый «разбор полетов», как мы говорим на житейском языке. Страшный суд – это именно то событие, которое вспоминается нами на предпоследней подготовительной неделе к Великому посту. Потому что вся наша текущая жизнь закончится именно Страшным судом. Когда в огромном присутствии всех людей, когда-то прежде живших (представьте себе их количество), людей, которые сейчас живут и будут еще жить (это многотриллионное собрание, плюс все праведники, все ангелы), вот в этом многочисленном собрании будет вершиться судьба каждого. Как человек прожил свою земную жизнь и где ему надлежит быть. Надлежит ли ему вечно мучиться за свою привязанность к греховному и страстному либо надлежит вечно блаженствовать вместе с праведными и Самим Богом. И это такой значимый момент, который нужно вспомнить не только один раз в году, а регулярно себе о нем напоминать.

И мы сегодня поминаем наших усопших, присутствуем в храме за панихидой, может быть, кто-то на кладбище поехал, кто-то дома накрыл стол и кратко молится Господу о памяти своих блаженно почивших сродников. А вот уже завтра мы должны примерить эту кончину на себя. И взвесить: вот если Господь нас прямо сегодня заберет, нам что светит? Зачастую человеку привычнее рисовать картину строгого и жестокого судьи, когда человек будет говорить: «Ну, я же Тебя любил, Господи». А Он ответит евангельскими словами: Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное. Но нельзя забывать, что Бог наш – это любовь, величайшая любовь. И Он будет судить нас исходя из любви. И наше будущее, как в частном суде, так и в Страшном и единственном, зависит не столько от Него, сколько от нас самих. Потому что выбор делаем мы. Этот выбор мы делаем не когда-то потом, как кажется людям: «Вот выйду на пенсию и обязательно налажу с Богом свои отношения. Успею. А сейчас я работаю, деньги зарабатываю. Карьера, дети». Но мы не знаем, когда будет наша кончина, когда мы прекратим существование на этой земле. Когда почувствуем, что настало новое время. А тело наше лежит. И теперь ты – вечная, бессмертная душа, которая ничего в жизни поменять уже не может. Она бы рада, но этот шанс был дан только человеку, когда он состоял из тела, души и духа.

Только этот человек, обладая бесконечной свободой, сотворенный образом Божиим, призванный стать Его подобием, может что-то менять. И мы это что-то делаем ежесекундно – делаем выбор. Потратить свое время на просмотр передачи «Родное слово» или включить что-нибудь повеселее на YouTube? Пойти в храм в поминальную субботу или ограничиться свечкой дома? Готовиться к богослужению, к Великому посту или сказать: «Подождите, я занят. У меня очень много дел». Зачастую человек выбирает свой путь. Бог на кресте распростер объятия и говорит: «Идите ко Мне». То же самое мы видим в Евангелии, когда Господь Вседержитель держит Евангелие – Свое слово, которое открыто обычно на словах: приидите ко Мне все труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы («успокою вас, дам вам долгожданный покой»). Мы часто слышим от кого-то в раздражении: «Мне бы покоя. Мне бы тишины». Вот покой – Спаситель. Но мы не идем к Нему. Мы говорим: «Сейчас-сейчас, секунду. У меня работа, заботы, дела, проект, ребенок, врач, лечение. Я сейчас все сделаю и потом, Господи, обязательно приду к Тебе».

Но кто-то не успевает, кто-то забывает о своем обещании. У кого-то переоценка ценностей случается, и он думает: «Как можно было быть таким наивным, верить в какого-то дедушку на облаке? Я сам себе хозяин. У меня много денег, нет никакой вечной жизни». Все может быть. И мы вспоминаем о Страшном суде в Церкви, а этому будет способствовать пение стихир, чтение особых богослужебных чтений, паремий и так далее. Но это все возможно услышать, только если вы приходите в субботу вечером в храм. Приходя в воскресенье (правильно рассуждая, что эта служба важнее), мы лишаем себя возможности научиться чему-то из богослужения. Ведь даже на самый праздничный праздник – Пасху – в литургии не меняется ничего. Туда добавляются слова: «Христос воскресе!» Литургия всегда статична. Она неизменна. Мы вспоминаем не празднуемое событие, а каждый раз оказываемся в той Сионской горнице, когда Спаситель показывает Своим ученикам на хлеб и вино и завещает, что отныне они должны вкушать под видом вина и хлеба Его Тело и Кровь. Ведь, несмотря на то, что Его сейчас заберут, Он вовеки пребывает с теми, кто собирается вдвоем или втроем вспомнить о Его имени.

А вот вечернее богослужение в полной мере и во всей красоте показывает нам величие того дня, который отмечается. И мы слышим в словах стихир, в словах канона, в песнопениях, различных катавасиях, эксапостилариях, светильнах, кондаках, как красиво умными словами Церковь показывает значение и смысл празднуемого события.

Для наших предков не было вопроса, идти в субботу вечером в храм или нет. Это неотрывная часть службы – суббота вечер/воскресенье утро. Сейчас, к сожалению, мы вынуждены наблюдать, что в храмах в субботу вечером очень мало людей. Потому что суета сует, забота, проблемы. Но надо понимать: если мы верующие христиане, если мы люди, которые чтят Христа и верят в Него как в Бога, то мы должны прежде всего полагаться на Него. Говорить: «Да, Господи, у меня действительно сейчас нет денег. У меня сложности с работой. У меня проблемы со здоровьем. Но я полагаюсь на Тебя. Я пойду сейчас в храм, потому что знаю, что без Бога ни до порога, что я должен выделить час-два на храм, и тогда в моей жизни все получится. Расставив правильно приоритеты, я показываю Богу, что я понимаю, на что иду. И я посвящаю свою жизнь Ему». А тот, кто посвятил свою жизнь Богу, разве может не надеяться, что Бог не поможет? Бог обязательно поможет.

Правда, других рук у Него, кроме человеческих, нет. Поэтому эта помощь придет от других людей, с которыми мы зачастую не хотим взаимодействовать. Нас все раздражают. Этот неправильно себя ведет, этот неправильно оделся, этот глупый, этот чересчур умный, этот зануда. У нас для всех готовы ярлыки. Нам бы дай судить, мы бы насудили на Страшном судилище! Но Господь судит из милости, судит из великой любви, которой покрыт каждый человек. Особенно тот, который помнит о Нем. Если мы будем стараться выбираться в храм еще и в субботу вечером, не только в значимые дни, а даже в простые, то мы не сможем не заметить, как поменяется наша духовная жизнь. Если, конечно, мы будем вкладывать в это что-то. А не стоять всю службу и думать: «Быстрее бы уже закончили. Как ноги болят!» Тогда пользы нет. Если болят ноги – присядь. Если тяжело выдержать всю службу – постой половину.

Будь умным, ведь человек взрослый должен понимать, сколько ему есть, сколько пить и сколько тратить сил на религиозную потребность. Если переесть, будет очень плохо. Если много выпить, тем паче. Так и с молитвой может быть такая беда. Человек говорит: «Ух, сейчас как замолюсь!» И теряет рассудок, теряет родственников, достаток, сознание. Не надо быть похожим на Серафима Саровского и на тысячу ночей вставать на камень, если мы сначала не пришли к тому, к чему пришел Серафим Саровский. А именно для этого мы вспоминаем множество святых, которые просияли в нашей Церкви. И они показывают нам примеры невероятных качеств, которыми обязан обладать христианин, чтобы потом на Страшном суде даже не волноваться и знать, что встанем по правую руку Спасителя будем радоваться вместе с великолепным ликом праведников, которые просияли в самые разные годы, века самыми разными способностями. Но всех нас объединяла и объединяет любовь к Богу, которую необходимо являть нашими делами.

– Традиционно эта неделя, незадолго до Великого поста, – прощание с зимой, с веселыми забавами и даже со вкусной едой. Масленица – что это такое, как правильно провести это время?

– Есть термин – инкультурация, и мы не можем заставить человека поменять какую-то часть своей культуры. И когда христианство пришло на Русь, оно, конечно, столкнулось с укоренившимся язычеством, которое невозможно было искоренить. Да и сейчас тоже невозможно, ведь многие люди зачастую даже к Церкви относятся по-язычески: «Положил денежку, поставил Богу толстую свечку, и Бог теперь обязан мне помочь. Икону прилепил в машину – со мной теперь ничего не случится. Принесу что-то в храм из продуктов, моего мужа или бабушку обижать не будут». То есть какой-то магизм, товарно-денежные отношения даже в религии. И чего удивляться? В X или XI веке люди умудрялись и в храм ходить, а после храма бежать к своим идолам, к которым они привыкли; были такие традиции, с которыми не хотели и не могли расставаться люди, все равно к ним возвращались. Это всем известные традиции: Иван Купала – прыгать через костер, обливаться водой. Масленица – наследие от наших далеких предков, когда провожали зиму, встречали весну, жгли чучело, когда солнце – главный бог, покровитель всего…

Конечно, когда многие внешние обряды продолжают встречаться даже на масленичных праздниках, уже никто такого языческого подтекста не имеет в виду. То есть какие-нибудь русские народные коллективы, которые занимаются фольклором (или просто во дворе активные жители), устраивают какие-то конкурсы, потому что разное было принято. В том числе и травмоопасное. Мы знаем, на Руси любили залить столб льдом и повесить на него какой-нибудь подарок. И попробуй, мужик, заберись голышом туда, соскальзывая по льду. И стенка на стенку бились. Но надо же понимать – зачем. А самое главное, мы можем поменять к этому свое отношение. Если мы поймем, что для людей это радостно и ценно, зачем нам их расстраивать и гундеть: «Вы всё делаете неправильно! Это язычество! Хватит веселиться!» Ведь можно просто переосмыслить этот праздник. Это очень хороший способ заговеться на пост. Причем в течение не одного дня, а целой недели. Пойти к теще на блины, пойти на блины к дедушке с бабушкой, к друзьям, попробовать блины с начинкой, блины фаршированные, блины с припеком, блины с дырочками. Если есть в нашем народе уже сложившаяся замечательная традиция, почему бы ее не соблюсти?

Однако надо помнить, что это народное веселье выпадает на период подготовительных недель к Великому посту. Когда мы уже месяц поем: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Поэтому, строго говоря, с духовной точки зрения здесь есть определенный коллапс. Когда мы хотим по-человечески, по слабости своей как бы надышаться перед смертью: «Завтра нельзя мясо, вот я его сегодня наемся. Завтра уже нельзя будет ни рыбки, ни икры, ни молочка, потому сегодня – ух! Так, что потом живот будет болеть. Нельзя хохотать, а я сегодня так навеселюсь!» Конечно, каждый выбирает здесь свой путь. Кто-то, может быть, поступит по церковным традициям и вспомнит, что это Неделя о Страшном суде.

А последнее воскресенье называется воспоминанием Адамова изгнания. И уж там совсем не до смеха. Ведь Адам, когда вышел из рая, понял, что потерял. Мы так всегда: что имеем – не храним, потерявши – плачем. И мы слышим в песнопениях: «Седе Адам прямо рая… рыдая плакаше…». Обращаясь к Богу: «Боже, Боже, что я потерял... И что теперь меня, окаянного, ждет…». Конечно, этот аспект очень тяжело на все накладывается, люди только что рыдали в храме, вышли, а им кричат: «Эй! Налетай! Бери блины!» Если внутренне у человека нет этого противоречия, он может это разделить. С утра плакали и вечером в храм приходим на чин Прощеного воскресенья, и уже в середине службы мы с вами сталкиваемся с тем, что священнослужители переоблачаются в черное, идет постовой напев, читаются молитвы на начало Великого поста... Мы просим друг у друга прощения.

Эта седмица посвящена Масленице. Мы же не просто так ходим, мы ходим по друзьям, по знакомым, по близким, чтобы оказать им внимание, подарить свою любовь, попросить прощения. У кого не успели попросить, звоним, отправляем в мессенджерах сообщения: «Ты меня, пожалуйста, прости. Я тебя наверняка чем-то обидел. Где-то забыл поздравить, где-то не ответил на звонок, где-то ты нуждался во мне, а я занимался своими делами. Прости, я тебя очень люблю». Эти слова очень нужны, потому что человек входит тогда в пост в состоянии благодушия. Когда он со всеми примирился, попрощался с любимой едой и развлечениями. И он теперь серьезно готов, как воин перед бранью, перед военным сражением. Будет трудно, будут падения, соблазны, раздражение, но я иду путем Великого поста; даже не для того, чтобы потом на Пасху наесться любимой сырокопченой колбасы, а для того, чтобы встретить эту Пасху другим человеком. Как когда-то евреи перешли из Египта в землю обетованную, и за этот непростой путь они стали другими людьми. А нам нужно всего лишь за сорок дней постараться изменить себя и тоже по-новому почувствовать это великое значение перехода из временной жизни в вечную, которую подарил нам Спаситель мира – Иисус Христос.

Записала Анастасия Гергель

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать