Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

21 декабря 2022 г.

– Продолжается Рождественский пост, большая часть пройдена. На что должны быть направлены наши устремления в это время?

– На праздник Рождества Христова. Очень легко в тягости поста ощутить раздражение, уныние, отчаяние. Это все делает пост не радостной вестью для человека, не событием изменения себя, а надуманной, лишней, наносной вещью, которая мешает жить. Особенно когда кругом весь мир живет совершенно по другим законам.

В Российской империи постилась не только Церковь, но и вся страна. Во время поста закрывались рынки. Не было такого, как сейчас, когда видишь, что даты акции на колбасу совпадают именно с днями Рождественского поста. А в Страстную седмицу или в сочельник перед Рождеством старается приехать популярный артист, чтобы собрать как можно больше людей на свой концерт. В дореволюционной стране такого не было. Государство предпринимало специальные меры: закрывались полноценные рынки, но открывались грибные, закрывались питейные заведения, но открывались более-менее похожие на столовые кабаки, в хорошем смысле этого слова. Преображались пекарни и прочие продуктовые магазины, все начинали готовиться к празднику и подходили к этому делу издалека, как бы заманивая людей, готовясь, но при этом никто не продавал куличи раньше положенного времени.

В современном мире кулич можно купить в любое время года, хоть зимой. И естественно, что человеку, который по-настоящему постится, сейчас правда приходится тяжеловато. Но только в том случае, если забыть, для чего ты это делаешь, если взять за скобки всю суть и смысл поста, всю его многогранность. Будет очень тяжело, если для тебя пост только в еде или когда ты сам не понимаешь сути этого действия, делаешь просто потому, что тебе сказали.

Но пост совершенно не нужен Богу, он нужен нам самим. Пост – это не только лишение себя вкусного и радостного, но преображение себя. А любое преображение приносит радость. Даже когда человек устает делать генеральную уборку дома, ему все равно приятно, он вдыхает этот запах чистоты, видит, что наконец-то исчезло какое-то пятно, которое его все время мучило своим внешним видом, и он рад. Да, он потный, уставший, болит спина, потрачено много сил, но цель достигнута. 

Если человек понимает и чувствует, что пост преображает его, это очень облегчает путь постного поприща. И, конечно, важна память, для чего, а главное, для Кого мы стремимся встретить Рождество новой душой и новым сердцем. Надо встречать Рождество не как праздник, когда есть наконец-то время отдохнуть, собраться с близкими и поесть скоромного. Надо помнить о Рождестве как о главном событии для мира.

Надо воспринимать Рождество как день рождения нашего Господа и приходить к Нему на праздник со своими жалкими дарами, со своими чаяниями. Ведь любой добрый и щедрый человек всегда устраивает праздник в свой день рождения так, что все с него уходят счастливые, хотя, казалось бы, это ему нужно подарки дарить, его делать счастливым.  Родители часто устраивают дни рождения детям, когда и непонятно, кто именинник. Все с колпачками, с дуделками, все уходят с воздушными шариками, наевшись пирожных. Такой праздник позволяет нам радовать детей.

А Церковь радует всех нас. Хоть этот день и не имеет прямого отношения к нам, ведь произошло событие две тысячи лет назад, но каждый христианин чувствует связь с ним, ведь родился Тот, Кто дал нам возможность спасения наших душ. До этого все люди после смерти оказывались в аду, праведники все равно находились вместе с грешниками, никто не мог попасть в рай. Но в этот день рождается Тот, Кто дает возможность каждому человеку при его желании попасть в объятия Господа. Как это может не радовать? Как это может не удивлять? Как это может не вдохновлять на новые дела и поступки?

Ожидая столь великий и радостный праздник, мы видим, сколько с этим связано чаяний, надежды у людей. А пост – это неминуемая составляющая, пусть не простая, но очень важная. Поэтому все мысли наши должны быть о Рождестве, о чистоте, об истине и правде, а достичь этого поможет самая различная форма, о чем мы уже говорили ранее: и молитвенная составляющая, и религиозная, и богослужебная, и чтение Священного Писания и духовных книг, и прежде всего добрые дела, потому что любая вера выражается делами, а не красивыми словесами.

– Во время Рождественского поста, который еще называют Филипповым, по имени одного из апостолов, Церковь чтит память еще одного ученика Христова – апостола Андрея Первозванного. Чем дорог нам этот святой?

– Вы совершенно верно заметили, во многих священных книгах и календарях пишут: «Филиппов пост». Такое название появилось благодаря тому, что начинается пост сразу за днем памяти святого апостола Филиппа, одного из 12 учеников Иисуса Христа. Он часто встречается в Священном Писании, именно он приводит ко Христу Нафанаила, будущего апостола Варфоломея; именно он приводит ко Христу эллинов, точнее эллинизированных иудеев, то есть иудеев из греков, которые хоть и имели правую веру, но хотели задать множество вопросов Иисусу; именно он обращает внимание на голодных людей, которых потом Христос питает совершенно небольшим количеством хлеба. И он прежде всего спрашивает на Тайной Вечере у Господа: «Покажи нам Отца Твоего, о Котором Ты так много говоришь». И получает не очень ожидаемый ответ от Иисуса: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца.

Апостол Филипп очень много встречается в Священном Писании и имеет очень значимую память. После смерти и воскресения Спасителя, получив дар от Духа Святого в Пятидесятнице, он отправляется проповедовать и делает это очень рьяно, искренне и глубоко. Жизнь его оканчивается при весьма драматических событиях. Однажды он проповедовал в одном из храмов, что находился на месте обитания огромной змеи, которую почитали за божество. Он умертвил эту змею, а местные идолопоклонники решили за это умертвить и его и сделали это с максимальными мучением и болью. Но его проповедь во многих городах достигла своего, многие люди пришли ко Христу.

Очень интересно, что есть определенная связь между апостолом Филиппом, с которого начинается пост, и с таким срединным святым поста – апостолом Андреем Первозванным, память которого отмечается 13 декабря по новому стилю. Брат апостола Андрея Симон гораздо известнее среди всех остальных апостолов. Они были детьми рыбака Ионы, которых первыми позвал за Собой Спаситель. Это были первые Его ученики, именно они, как говорится в Евангелии, тотчас оставили свои сети и пошли за Ним. И если про Симона, которого потом Христос назовет Кифой, или Петром, мы очень даже много чего знаем, то про Андрея вспоминаем маловато. Хотя он тоже обращает внимание Иисуса на мальчика с рыбами и хлебами, когда случается момент чудесного насыщения людей, которые слушали проповедь Христа. Тогда было свыше пяти тысяч одних только мужчин. Апостол Андрей очень хорошо себя проявил после смерти и воскресения Спасителя. Его горячая проповедь во многих странах и городах дала свои плоды. Он совершал огромное количество чудес, среди них было много воскрешений мертвых. Все видели значимость его апостольского дара. Есть замечательная легенда, верование нашей Церкви, что апостол Андрей дошел и до русских земель, до Крыма и до Киевских гор и напророчил, что там будет великая земля со множеством храмов и крепкой и сильной верой.

– Наверно, поэтому его называют одним из главных покровителей России.

– Верно. Как бы то ни было, многие ученые сомневаются, спорят, пытаются приводить географические, археологические, лингвистические факты. Но есть такое понятие, как Церковное Предание. И на Руси это Предание хранилось издревле. О том, что, покинув русские города, апостол Андрей отправился в Рим, где с удивлением рассказывал, как  новгородцы моются в банях: заходят в горячие хижины и бьют себя изо всех сил, но не в мучение, а во здравие.

Память о его посещении сохранилась в нашей стране. Жизнь его закончилась на кресте. Мы не смогли бы найти в себе силы вообще взойти на крест. А он не нашел в себе силы взойти на крест, похожий на тот, на котором был распят Спаситель. Он видел в таком кресте определенное подобие и не считал себя вправе умирать на нем. Поэтому взмолился и буквально потребовал от своих мучителей что-нибудь придумать и сделать другое мучение. И тогда появилась идея сделать косой крест. Она стала даже популярной в свое время. Апостол Андрей был распят на кресте в виде букве «Х». И теперь Андреевский крест – неотъемлемая часть флага Военно-морского флота нашей страны. Мы знаем, что орден Андрея Первозванного – главная награда как в Русской Православной Церкви, так и в нашем государстве. И это о многом говорит.

Также существует предание, что до Дона апостол дошел не один, а в сопровождении апостола Симона Кананита и апостола Филиппа. Особое почитание относится ко дню памяти апостола Андрея. В нашей епархии существует целый храм в Калининском районе в микрорайоне Родники, один из красивейших кирпичных новопостроенных храмов во имя святого апостола Андрея Первозванного. Недавно храм праздновал свой престольный праздник, состоялось торжественное богослужение. У жителей города Новосибирска есть возможность прийти и стать участниками особо праздничного богослужения в день памяти этого удивительного святого, столь дорогого для всех русских людей.

– Среди угодников Божиих, прославленных в лике святых, большинство мужчин. Но и женщин, отдавших свою жизнь за Бога, немало. И сегодня как раз мы чтим память великомученицы Варвары. Расскажите об этой святой.

– Очень интересная святая, с учетом того, что это имя очень хорошо известно всем. Оно стало нарицательным, потому что чужие, непросвещенные, грязные, немытые народы называют «варварами». Так называли незнакомых, неизвестных, далеких иностранцев. Потому что они приходили и пытались о чем-то разговаривать с русскими людьми, а их язык, говор, абсолютно чуждый для уха русича, звучал как что-то непонятное, как набор букв, «вар-вар-вар». И «варварами» стали называть всех незнакомых, неизвестных, иностранных личностей.

У святой Варвары удивительная история. В том числе и история ее прославления. Ее долгое время очень активно почитала Западная Католическая Церковь. Был очень популярный сериал, который наверняка смотрели многие наши телезрители, –«Санта-Барбара», который назван в честь одноименного города, а тот, в свою очередь, назван в честь святой Варвары. Множество населенных пунктов, храмов, часовен, географических мест связано с именем этой святой. Но почему-то в 1969 году папа Римский вычеркнул имя святой Варвары из календаря, заявив, что есть много ученых предпосылок, научных статей и толкований о том, что уж слишком невероятными были чудеса этой святой, а значит, такого быть не могло и чтить ее не за что.

Но мы знаем, что любое чудо может быть невероятным. Прежде всего Воскресение Христа. Это одно из невероятнейших чудес, которое ни одному ученому невозможно ни доказать, ни описать. В наших списках святых, в нашем церковном календаре память этой дивной святой остается.

Ее житие на самом деле очень простое и, можно сказать, банальное для того века, в котором она жила. Почти все становились христианами примерно так – прикосновением благодати Божией. Но, с другой стороны, оно уникально страшное. Девочка, которую воспитывал отец, была фактически заточена в башне, потому что, как по сказкам, была чересчур красива, чересчур активна. Отец боялся, что она рано начнет познавать взрослую жизнь, наломает дров, и очень серьезно занимался ее обучением. Она изучала множество различных наук, но, как говорит Тертуллиан, душа по сути своей христианка, и где-то эта крупица веры, зародившаяся в сердце Варвары, получила подпитку.

Взирая долгими вечерами, ночами, днями из своей башни на весь мир, святая все больше приходила к выводу, что такое огромное пространство, как мир, не может существовать само собой, а значит, было кем-то организовано.

Она каждый раз наблюдала какие-то изменения, правила, по которым живет природа, и это ее все больше приводило к мысли, что существует Творец, Высшая сила, которая не просто мертва и холодна, но активно участвует в деятельности мира и в жизни человека. И когда пришло время отпустить Варвару, она вышла из своей доброхотной темницы и первым делом познакомилась не с тем, чего была лишена, а нашла христиан, услышала от них об истинном Боге. Это сделало ее по-настоящему глубоко верующей. Теперь она верила не просто по своему чутью и нутру, а имея определенное образование, узнала обстоятельно свою веру и окончательно стала христианкой.

Об этом она заявила своему отцу, человеку богатому, властному, который сам был язычником и не мог принять такого вызова. А так как это сделано было наверняка не тет-а-тет, а прилюдно, отец, увидев в этом оскорбление для себя и трату огромного количества своего времени, настроения, сил, то ли от отчаяния, то ли от нашедшей злобы сам пожаловался на свою дочь императору, гонителю христиан. Потом он присутствовал на различных разборках и на неправедном суде, который, естественно, оговорил Варвару, признал христианкой и за это виновной. Он присутствовал и на мучениях. А мучили эту юную, красивую, талантливую девушку абсолютно страшными вещами. На это все смотрел отец, и ему было мало. И, видя это, император повелел ему обезглавить Варвару. И родной отец убил свою любимую дочь. От его руки была отсечена глава Варвары, и девушка, естественно, стала святой. И при ее мучениях и смерти люди уверовали и стали чтить ее святую память.

И так повелось, что святая Варвара стала покровительницей, заступницей людей против внезапной смерти, потому что ее смерть сама по себе стала внезапной и неожиданной. По этой логике ей стали молиться и считать ее своей небесной покровительницей артиллеристы. 

У нас в епархии тоже особо почитается эта святая. Во имя святой Варвары имеется храм в поселке Гвардейском, недалеко от воинской части, которая почитает ее за свою небесную покровительницу. Удивительное житие святой позволяет нам лишний раз обратить внимание на то, какие женщины есть у нас на Руси. И какие у нас есть христианки.

Порой кажется, что Церковь принижает роль женщины, не дает в Церкви говорить, в алтарь заходить, быть в священном сане. Мол, только детей рожай. Нет. Мы видим, какой может быть у христианки порыв веры, какая прямота. Во время поста мы уже говорили о великомученице Екатерине, а теперь говорим о Варваре. Какой напор, какая горячность, какая величина и глубина веры была в этой чистой, искренней девушке! Это для нас повод задуматься и переложить это на себя. А людей, носящих имя святой, сегодня нужно поздравить с днем тезоименитства.

– Сегодня с именинами поздравляем всех Варвар. А через два дня, 19 декабря, будем поздравлять всех Николаев с именинами. День Николы Зимнего.

– В Русской Православной Церкви существует целых пять поминовений святителя Николая Чудотворца. Греческая Церковь отмечает только день его преставления, проводится торжественная служба в городке Бари. А остальные дни широко почитаются только Русской Православной Церковью. Это и память перенесения мощей, весенний майский праздник святителя Николая, осенний праздник его Рождества, который все больше набирает обороты, и еженедельное почитание по четвергам. Если вы придете на будничную службу в четверг в любой храм, вы обязательно услышите поминовение святителя Николая. Четверг считается его днем.

Этот святой особенно популярен, любим, дорог и почитаем на Руси. Его имя использовалось при крещении максимально часто у православных людей. Его храмы и иконы по популярности идут сразу за Пресвятой Богородицей.

Святой Николай не имеет никакого отношения к нашим землям, никогда не знал нашего языка и очень бы удивился, если бы ему при жизни сказали, что его особенно будет почитать далекий русский народ. Мы считаем его своим святым, хоть и жил он очень далеко от нас. Его житие перепутано с другим святым, который тоже был Николаем, тоже был святителем и архиепископом в городе Миры Ликийские. Из-за этого существует некоторая путаница в именах родителей святителя, времени его избрания в епископы. Это нужно учесть.

Он был святым с детства. Ребенок, воспитанный родителями в такой горячей вере, сам добровольно и старательно изучал Священное Писание с детства. Он стремился прочитать максимум книг о Боге, о Церкви, дорожил богослужениями, старался уже в детстве помогать не только своим родителям, но и ближним. И это дало плоды. Уже в детстве он был поставлен чтецом в храме, где настоятелем был его дядя. Есть даже версия, что он мирянином был избран во епископы. Но она не очень научная. Все-таки доказано, что святитель Николай долго был простым священником. И известным он стал именно как священник. Земная слава к нему пришла, когда он был простым пресвитером, иереем Церкви Христовой.

Он никогда не проходил мимо чужой беды, вступался за неправильно осужденных, помогал всем, кто нуждался. Казалось бы, откуда у священника столько денег? У него не было богатых спонсоров или золотых приисков. Но у него было наследство, оставленное весьма небедными родителями. Он мог бы его во что-то вложить, инвестировать, построить храмы, но нет, он имел абсолютно другие виды на него. Каждому нуждающемуся, кого встречал в городе, он помогал из личных средств. А нуждающихся было немало: людям требовались лекарства, кров, одежда. Никто в городе не задумывался, откуда у него деньги. Люди думали, что, наверно, у него есть благотворительный фонд или в храм идут такие большие пожертвования. «Какая разница? Заботится о нас батюшка, и хорошо».

Это горячее заступничество уже тогда сделало Николая известным. Самая знаменитая в мире история о трех девушках, красоту которых отец от отчаяния и бедности хотел использовать. Святой Николай подкидывал им в окошечко мешочки с золотом. В Западной Церкви существует такое предание, что золото попадало в носок, который сушился, и сейчас этот символ используют на Рождество, развешивают вокруг камина носки для подарков.

Благодаря святителю Николаю возникла и традиция дарить рождественские подарки. До него она была не очень популярна. Он один из самых известных замечательных христианских святых, который был избран в архиереи и нес свет проповеди Христовой. По Церковному Преданию, он участвовал в Первом Вселенском Соборе, самыми разнообразными поступками отстаивал крепость и истинность веры. Он был очень душевный, любвеобильный, неравнодушный ко всем человек. Его считают покровителем абсолютно всех: и детей, и путешествующих, и нуждающихся, и работников, и предпринимателей.  

Именно он стал прообразом Санта-Клауса. Именно благодаря ему мы так особо чтим Рождество. Он сделал этот день действительно долгожданным для детей, а взрослых научал своим примером делиться с другими всем, что им ценно и дорого.  

Он покровитель нашей епархии, нашего града Новосибирска, который долгое время носил имя Новониколаевска. 19 декабря будет престольный праздник в Воскресенском кафедральном соборе города и в нескольких храмах, посвященных святителю Николаю. В каждом более-менее крупном храме пройдут торжественные богослужения в его честь. Приходите обязательно почтить память этого святого. Это своеобразная середина поста, некоторое облегчение, которое напоминает нам о приближающемся событии Рождества.

– В благодарность святителю мы можем все принять участие в богослужении и стать немножечко похожими на него, одарив кого-то своим участием, вниманием и подарками.

– Да, это очень хорошая и давняя церковная традиция.

Ведущая Инесса Титова

Записала Анна Вострокнутова

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать