Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

19 апреля 2023 г.

Завершается Страстная седмица. Сегодня ее последний день. Давайте поговорим об этом субботнем дне, – дне тишины. Что же произошло после крестной смерти Спасителя?

«Да молчит всякая плоть человеча», – слышим мы удивительные слова в песнопениях этого дня. Богослужение Великой Субботы начинается с тишины. Мы приходим в храм и видим посредине плащаницу с изображением Спасителя, Чье мертвое тело лежит в беззащитной позе, и все ключевые моменты службы, входы священников, чтение посланий, будут происходить перед плащаницей, потому что она сегодня центр нашего моления Богу. Это длинное богослужение начинается, как и все постовое, с многочисленных чтений; в частности, очень много, в отличие от остальных служб, читается паремий – 15. Паремии – это отрывки из Священного Писания Ветхого Завета, которые говорят о прообразовательных значениях того, что происходит.

Этому есть одно очень практичное объяснение. Дело в том, что Великая Суббота издревле – день принятия в члены Церкви новых христиан. В древности люди готовились ко крещению порой несколько лет. Для них это было очень важное и значимое в их жизни и в жизни христианской общины событие. Крестили не когда придется, а строго в те дни, которые были традиционно выделены Церковью: канун Светлого Воскресения Христова, канун Рождества Спасителя и дня Его Крещения, порой, возможно, канун праздника Святой Троицы, Пятидесятницы. Ключевой и самый главный день вхождения в Церковь – это Великая Суббота. Люди, которые долго готовились, присутствовали на службах, читали Священное Писание, изучали свою веру, именно в этот день принимают водное крещение, крестясь также Духом Божиим (огнем). Это происходит как раз в то время, когда в храме собираются верные для молитвы. Только лишь к середине службы, уже приняв крещение, в нарядных, белых одеждах, со свечами в руках, новые члены Церкви вливаются в устоявшийся коллектив. И начинается торжественная часть богослужения. Об этом напоминает на службе пение вместо «Трисвятого» – «Елице во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», это песнопение поется в прямой связи с совершенным крещением.

Надо также отметить, что современный порядок служб Страстной седмицы немножко сдвинут в угоду действующим реалиям времени. Вообще службы совершаются немножко иначе. Мы знаем, что в четверг – Тайная Вечеря, но когда она была установлена? На вечере, т.е. на ужине, следовательно, эта служба должна совершаться вечером в четверг, а не утром. Следовательно, Страстные Евангелия должны читаться не в четверг, а в пятницу утром. По этой логике Типикона получается, что субботнее богослужение, о котором мы говорим, должно совершаться глубоко во второй половине дня, вместо вечернего богослужения, к которому мы так привыкли. Смотрим расписание и не видим привычной вечерней службы перед Пасхой – ее нет, потому что немножко переставлены службы. А так это время вечерней молитвы занимает литургия, которая из вечерни превращается в полноценную торжественную службу.

Более того, те, что сегодня присутствовали или будут присутствовать в храме, могут заметить, что в середине службы, после чтения Апостола, резко меняется цвет облачений священнослужителей и храма – с черного на белый. Подпевая хору «Аллилуйя», мы уже знаем, что будет. Дьякон или священник несет Евангелие. Он в светлых одеждах, подобно ангелу, читает отрывок из Евангелия именно о Воскресении Спасителя. Все, что должно было произойти, – уже произошло.

Мы знаем о том, что смерть Спасителя наступила в пятницу на Кресте после мучений – Он скончался, испустив дух, незадолго до этого пообещав покаявшемуся разбойнику, висевшему рядом с Ним на Кресте, что тот сегодня же будет с Ним в раю. Действительно, первым, кто вошел в рай (парадокс) был не патриарх Авраам, не праведный Ной, даже не Адам с Евой, которые начинали нашу земную историю, не Пречистая Дева Мария или кто-то из учеников Спасителя, не Пророк и Креститель Иоанн, а раскаявшийся разбойник, что лишний раз мотивирует и нас понимать: если мы глубоко падаем, у нас всегда есть шанс все изменить и быть близко к Богу.

Господь, будучи Человеком по Своей природе, согласно физическому, действующему на земле закону, после Своей смертной кончины душою попал во ад, и «смерть поглотила Его», как мы слышим в пасхальных текстах. «Поглотила, подобно змее», даже не разобравшись, Кого поглотила. И вынуждена была вернуть обратно, потому что там, где Бог, Который есть «Источник всякого живота», т.е. жизни и любви, не может быть смерти. Это победа над смертью, когда Христос ломает двери ада, а на иконе Воскресения Христова мы видим, что Христос стоит на двух створках, которые сломаны, а внизу валяется много всякой всячины – ключи, проволочки, все то устройство ада, которое так «любовно» было задумано сатаной. К Нему тянут руки те самые праведники, которые долгие годы  ждали, когда за ними придет Спаситель. Все те, что возлежат на лоне Авраамовом: патриархи, праотцы, вожди, пророки еврейского народа, подвижники Ветхого Завета, о которых говорит нам Библия. Выводя их из ада, Христос покидает ад не один, а вместе с теми, кто этого пламенно и искренне хотел.

К сожалению, как мы видим, ад покинули не все, потому что это вопрос добровольный. Порой, когда мы задумываемся о смертной участи, нам представляется, что в раю здорово и замечательно, нам бы туда, но там апостол Петр с ключами сидит и никого не пускает. А на деле надо задуматься о другом: хорошо, тебе дадут попасть в рай, а что там будет, как ты себе это представляешь? Рай – это место Бога, где Его величают и хвалят бесконечно, где пребывают вместе с Ним в радостной молитве. Нет места вкусной еде, нет замечательных компьютерных игр, нет власти и интриг, негде наводить суету, порядок и чистоту, нельзя обсудить с подружкой варианты лечения водорослями – нет ничего, только молитва. Получается, человеку и в раю может быть скучно – и он сам может добровольно выбрать ад, потому что жизнью своей связал себя с земной составляющей.

– А что в аду?

– То, к чему мы привыкли, все то, где нет Бога. В аду те мучения и страдания, которые мы доставляем сами себе, удаляясь от Источника жизни. Нам порой нравится абсолютно житейское времяпрепровождение. Мы очень страстные по своему существу люди и прикипаем к каким-то земным вещам. Мы смеемся над кошкой или котом, который бежит за бумажным бантиком, хохочем над хомяком, который бегает в колесе и никуда не убегает... Но не этим ли занимаемся мы на земле, когда бежим и тратим все свои силы на то, чтобы заработать деньги и тут же их потратить на еду, здоровье, аренду квартиры, оплату ипотеки, учебы? Деньги заканчиваются – и все заново. Мы вкладываем все наши силы и старания во что-то очень земное, что после нашей смерти останется на земле, а наша вечная душа, наше единственное богатство, окажется пустой.

Именно поэтому христианин понимает, что он прежде всего гражданин Неба на земле и должен прежде всего заботиться о духовных вещах, о своей душе, научая ее и вразумляя, даруя ей знания о вере, подбадривая и поддерживая Священным Писанием, вдохновляя и давая силы, энергии церковными таинствами. Учиться добродетелям: терпеть, смиряться, уступать. Это то, чего нам так не хватает в нашей порой жесткой взрослой жизни. Это очень важный момент, потому что в конечном итоге мы можем выбрать то, за чем так давно гнались: профессиональный рост, карьеру, власть, деньги. Но все это не будет давать нам никакого счастья и никакого результата, потому что за этим не будет жизни. Это все феерия и брызги, которыми дьявол пытался запудрить нам головы, закружить, сделать все, чтобы мы не думали о вечном, а думали лишь о земном.

Вспоминая сегодня о торжестве падения ада, мы должны морально себя настроить на то, что наш рай – это не рай удовольствия, как зачастую это себе представляют представители других религий, где ты будешь лежать в гамаке, а вокруг тебя красивые гурии будут танцевать... Рай – это место, где мы продолжим то, к чему должны привыкнуть на земле. Не знаю, как Вы, но я, может быть, никогда не видел людей, которые говорят: «У меня есть десять свободных минут – помолюсь». Обычно говорят: «Посплю, полежу, «позалипаю» в телефоне». А если мы научимся на этой земле при каждом удобном случае вставать на колени, искренне обращаться к Богу с нашими просьбами, с молитвами о других, находить в этом наслаждение, удовольствие, ценить время, проведенное с Богом, и душу свою отдавать Ему, то мы увидим, что все это, казалось бы, против логики начинает помогать нашей земной жизни и приближает к раю уже здесь, на земле. Почему и говорит Христос: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Не надо стремиться пощупать или потрогать его – оно в любом случае нематериально, а быть в раю можно уже здесь, на земле.

Вспомните преподобного Серафима, удивительного всероссийского чудотворца. Он каждому приходящему каждый будний день, даже Великим постом, говорил: «Христос воскресе, радость моя!» Потому что у него в сердце жила Пасха. Он каждую минуту жил и думал о том, что Христос воскрес, и эта радость переполняла его сердце. Да, может быть, нам тяжело и трудно тысячу дней стоять на камне, но мы можем избрать другой подвиг, посильный, и воспитывать свою душу в смирении, послушании, терпении, кротости, вдохновляя себя на немалочисленные подвиги ради имени Христова. Это будет настоящей Пасхой, когда мы оторвемся от временной, суетной жизни, от которой избавил нас Спаситель, даровал возможность вечной жизни.

Почему мы называем этот день праздником Пасхи? Почему мы не говорим, что это Светлое Христово Воскресение? Ведь еврейская пасха – это день Исхода из Египта, когда евреи радуются. Слово «песах» означает «переход», когда они переходят через Чермное море и становятся свободными. Мы видим здесь полную аналогию с тем, что происходит с нами. Христос, подобно Моисею, выводит нас из плена нашего «Египта» – из нашей страны; евреи когда-то были замучены египетскими начальниками, так и мы себя мучаем множеством страстей и грехов, заморочек суетной жизни. Мы проходим через этот водораздел, через удивительные, спасительные воды Иордана, через наше крещение и послушание Богу. Господь выводит нас из плена смерти и делает свободными. Христос в Своем Воскресении побеждает смерть – вот что мы поем в тропаре Пасхи. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Т.е. победил смерть ею же самою и тем, кто существует во гробах, т.е. мертвым, подарил жизнь. Этот утверждающий гимн будет звучать не одну сотню раз за грядущую неделю, потому что для христиан это чрезвычайно важные слова. Двумя словами «Христос воскрес» можно выразить все содержание Нового Завета, от первой его книги до последней.

Эта память должна быть с нами не только тогда, когда мы пришли освятить яйца или чтобы покропили святой водой на наши другие кушанья, а всегда, каждый день своей жизни. Особенно по воскресеньям. Ведь воскресенье – малая Пасха. Мы вспоминаем об этом чуде каждую неделю, потому что для всех христиан это – самое главное, что могло произойти. Именно поэтому в нашем народе последний день недели называется воскресенье, по главному чуду и событию, которое произошло на земле: Воскресение нашего Спасителя Господа Иисуса Христа.

В Великую Субботу, казалось бы, мы молчим, потому что Христос в аду. Но мы уже знаем, что происходит. Мы уже понимаем, что Он вывел из него всех праведников и торжественно с ними шествует в Свои небесные обители, где Он обязательно сядет потом одесную Отца. И, радуясь этому, взирая на светлые одежды и радостное пение хора, мы, как это и в этом году будет в Новосибирской епархии, по благословению правящего архиерея уже после литургии в день преблагословенной Великой Субботы, прослушав молитву о мире на Святой Земле, вкусив освященных хлеба и вина, сможем освятить свои яства пасхальные, не дожидаясь вечера и ночи. Потому что Пасха уже наступила.

Да, впереди та самая ночь. Мы ждем этого события. Однако это, в большей или меньшей степени, просто символика. Ведь даже взять одно наше государство: сколько у нас часовых поясов? Получается, мы все равно не угадываем тот самый момент. Но это не так важно, важно почувствовать для себя эту точку опоры, отсчета, что эту полночь мы встречаем особенно. Обходя храм под колокольный звон в тревожно-радостном состоянии, мы слышим удивительные, радостные слова о воскресении Спасителя, которые возглашает предстоятель богослужения с паперти церковной. Громко разносится его голос, еще громче хор повторяет за ним удивительные слова Пасхи.

А сейчас мы стараемся молчать, потому что переживаем это событие внутри себя. Готовим свою душу к большому празднеству ночи. Доделываем суетные земные дела. Но стараемся так, чтобы они не перекрыли благодатную тишину, которую хранит наше любящее Спасителя сердце.

– Батюшка, Вы уже начали говорить, что после литургии бывает благословение хлебов, вина и другой снеди. А в большинстве храмов освящение и куличей, яиц. С чем связан этот обычай?

– Освящение хлеба и вина – это древний обычай, так как прихожане вовсе не расходились после службы домой, как сейчас, а был лишь небольшой перерыв. И им, естественно, нужно было подкрепиться. Вот этот хлеб и вино освящались просто для того, чтобы люди могли поесть.

Ели они не в тишине. Мы знаем, что в монастырях, в духовных учебных заведениях существует традиция: все едят, а один читает. Вы наверняка вспомните, что читаются в храме Деяния святых апостолов. По традиции, давно уже сложившейся в нашей Церкви, они читаются на русском языке, чтобы было понятнее. Но, к великому сожалению, приходится наблюдать, что их никто не слушает. На улице суетится народ, освящая свои яства, церковные люди идут домой, чтобы отдохнуть перед ночной службой. А задумка-то, наверное, хорошая. И она явственно видна, когда люди приходят пораньше перед ночным богослужением. Еще читается Апостол, и кто-то потихоньку шепчется с ушка на ушко; кто-то что-то перекладывает у себя в вещах; а кто-то внимательно сидит и слушает то, что пытается донести автор Деяний апостольских до нас.

Вторая часть Вашего вопроса, наверное, более важна. Мы готовим большую праздничную трапезу у себя дома. Естественно, мы очень хотим, чтобы эти первые скоромные продукты никак не повредили нам, а доставили большую радость. Мы приносим их в церковь для того, чтобы освятить, и именно с этих освященных продуктов начать разговление. Мы так привыкли. Мы, христиане, стараемся все первое посвящать нашему Богу.

Но в этом есть и обратный смысл. Мы приносим с собой и что-то, чтобы пожертвовать это на храм (из наших яств и что-то дополнительное). Потому что именно в эти пасхальные дни храмы стараются поделиться радостью со всеми теми, кого они окормляют. Это нуждающиеся, пожилые, престарелые, одинокие люди. Им всегда собираются индивидуальные пакетики. И люди, которые не могут себе позволить купить что-то или сами приготовить, получают такую радость в виде кулича, пасхи, яичка, конфет. Эта искренняя радость стариков, детей, многодетных семей многого стоит.

Порой с грустью приходится видеть, как человек уносит домой корзину, а для церкви кладет маленький пакетик. Лучше поступить наоборот, домой забрать маленький пакетик, потому что дома еще много чего, а отдать в храм целую корзину. «Христос на Страшном суде спросит не о том, сколько мы освятили или сколько постояли в храме и поставили свечек, а накормили ли голодного, напоили ли того, кто хочет пить, посетили ли того, кто болен. Это будет наше самое главное доброе дело в Пасху. Конечно, мало кто из нас уже может посетить больницу или тюрьму. Мы стремимся в эти святые дни посетить наших близких, сходить в гости к ближним либо дальним родственникам, принять кого-то у себя. Это замечательная традиция, продолжение добрых дел. Пасха не может быть праздником эгоистичным. Нельзя закрыться у себя дома. Конечно, Пасха – это общий праздник радости о воскресшем Спасителе. Все яства, которые мы освящаем, даже символические, должны напоминать о сути праздника.

Почему кулич так важен? Он напоминал артос. В ночь пасхальную после богослужения в каждом храме будет освящен особый святой хлеб – большая булка. История идет из древности; когда апостолы потеряли своего Учителя, им было очень грустно и одиноко за столом. Они оставляли место Учителя, никогда на него не садились. Со временем стали ставить туда хлеб. Кто-то говорил, что это пища для Иисуса, кто-то утверждал, что это Сам Иисус. Им так было душевно проще, они чувствовали, что с ними Бог. Они к этой булке хлеба относились с особым почтением, любовью и уважением, почитали ее за святыню. Эта традиция укрепилась и прошла через многие годы и века.

Сейчас мы тоже видим, что всю неделю в храмах за праздничными богослужениями будут обносить вместе с крестным ходом эту святую большую просфору, которая зовется артос. В пятницу будет раздроблена и будет раздаваться всем верующим. Артос используют, как крещенскую воду, в особых случаях, если человек очень сильно болеет или испытывает какое-то чувство страха, тревоги, нуждается в особой Божественной поддержке. А наш кулич очень похож на домашнюю версию артоса, которую когда-то у себя дома ставили на почетное место на столе. Мы уже по своей более житейской натуре любим чуть-чуть порадовать себя. И у нас простая булка превратилась в очень вкусную изюмную булку. И еще сверху мы мажем красивой сливочной помадкой, посыпаем посыпкой. Ну а сейчас, наверное, можно конкурс устраивать, как люди изготавливают себе различные кексы-куличи. Эти яства идут символикой к тому, что происходит в это время в храме.

А яйцо – это удивительный символ жизни. Когда Мария Магдалина пришла к императору Тиберию, она должна была по протоколу, существующему во дворце, принести какой-то подарок. А так как она была бедной, ничего с собой не имела, то смогла только достать из своего кармана собственный завтрак – яйцо, которое и отдала правителю. Он бы и забыл о том, что она ему его преподнесла, но так возмутили его слова о воскресении Спасителя, что он, будучи уверенным в своей правоте, начал ей доказывать невозможность подобного. Он говорил: «Чтобы человек умер, а потом воскрес? Это все равно что белое яйцо, которое ты принесла мне, вдруг стало красным!» И после его слов яйцо стало красным.

Бережно сохранив эту историю в Священном Предании, православные христиане стараются красить яйца. Вспоминая это событие, украшать деревянные, настоящие, искусственные самыми красивыми завитками, узорами, событиями. Эта радость действительно должна напоминать нам о том, что яйцо – символ жизни.

Но если мы вместо Христа во главу угла ставим на Пасху пасхального кролика и у нас нет в доме ни одного священного изображения креста и иконы, то мы, наверное, неверно понимаем смысл и значение самого великого праздника, который ныне отмечает вся православная полнота.

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Анастасия Гергель

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать