– Осень – традиционное время свадеб на Руси. Покровителями любви, семьи и верности, брака являются святые благоверные князья Петр и Феврония. Память их совершается в июле и сентябре. Люди у нас любят красивые даты и часто женятся именно в этот день.
– Да, Вы правильно отметили. Хочется приурочить такой важный день в своей жизни к какой-то дате, которая будет еще освящена Церковью. Именно поэтому первое празднество в память святых было установлено 8 июля по новому стилю. К сожалению (или к счастью), это время поста, а постами церковный брак запрещен. Поэтому Священный Синод Русской Православной Церкви определил второй день празднования – сентябрьский, как Вы верно отметили. Но 19-е число может выпадать на вторник и четверг, когда невозможно совершать венчание. Поэтому решением наших иерархов было принято, что воскресный день перед осенним празднованием святых покровителей брака и является осенним днем семьи, любви и верности.
– Я знаю, что нас ждет знаменательное событие.
– Совершенно верно. В поселке Озерный Новосибирского района Новосибирской области в подарок местным жителям и нашим горожанам в день осеннего празднования дня семьи, любви и верности, в Год семьи, объявленный президентом Российской Федерации, состоится открытие и малое освящение храма-часовни в честь святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.
– Настоятелем Вы и являетесь?
– Да. Приглашаем всех желающих разделить с нами нашу радость, мы планируем большое празднество, в том числе с уличными развлечениями, угощением. Конечно, очень хочется, чтобы наши семьи действительно брали пример со святых благоверных князей. Я хочу напомнить, что по благословению Святейшего Патриарха и высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, в Новосибирской епархии во всех храмах проходят особые службы – молебны о семье и семейном благополучии.
Конечно, прежде всего молитвы направлены к святым покровителям брака Петру и Февронии, но таковыми можно посчитать еще много других святых. В частности, это Иоаким и Анна, праведные родители Богородицы и Приснодевы Марии. Совсем недавно, 8 сентября (в прошлое воскресенье), была память святых мучеников Адриана и Наталии. У них был очень нетипичный брак, но очень искренняя христианская любовь. Это святые Царственные страстотерпцы. К ним можно по-разному относиться по политическим соображениям, но, думаю, не найдется человека, кто будет бросать камни в их семью. Насколько это было искренняя, чистая, правильно ориентированная семья, видно даже по фотографиям. Мы молимся и перед иконой Божьей Матери «Феодоровская», обращаем свои молитвы к другим святым. Просим укрепить, особенно в этом году, наши с вами семьи. Потому что сейчас институт семьи просто разрушается. Я часто слышу, как проводятся различные мероприятия, когда мы пытаемся думать, как укрепить семью, с горестью вздыхаем о количестве разводов.
Но, на мой личный взгляд, разводы – далеко не самая главная проблема сейчас. Разводы были проблемой лет 10–15 назад, когда заключались браки и заканчивались разводами. А сейчас мы (из пастырского опыта скажу) имеем дело с той порой, когда браки уже не заключают. Современная молодежь просто игнорирует этот социальный институт. Можно было бы очень легко упрекать молодых людей, но это будет не совсем честно, потому что они делают это во многом при поддержке своих родителей. Я часто слышу, как родители между собой переговариваются: «Мы сняли нашим квартирку, пусть поживут, притрутся, посмотрят, как им, а потом все решится».
К сожалению, мы сейчас в таком положении, когда действительно для молодого человека необходимость брака, продолжения рода вовсе не так очевидна. Поэтому я уверен, что наши общецерковные моления от нашего народа важны, когда мы начинаем наконец-то говорить о самом главном. Ведь семья – это основа государства, и вся государственная политика, идеология, все направления государственной мысли на самом деле идут из семьи. Если в семье вольнодумие, царит закон потребления и речь идет только о материальном, то чего ожидать? Ведь дети вырастут, впоследствии будут голосовать, сами пойдут в политику, станут общественными деятелями. И каждый из нас в своих домах, у своих домашних очагов формирует будущее.
– Батюшка, давайте поговорим все же о тех людях, которые встречаются, влюбляются и женятся. Венчаются они или нет? И зачем в нашем XXI веке современным людям венчаться?
– Давайте разберемся с тем, что такое венчание. Я почти уверен, что большинство из наших телезрителей, послушав сейчас меня, наверняка всплеснут руками и скажут: что что же мы раньше не венчались? Основная проблема современного человека (даже верующего, пусть, возможно, невоцерковленного) заключается в неверном понимании сути и смысла таинства Венчания.
Я помню то время (лет 20 назад), когда, несмотря на начало нового тысячелетия, на былую разруху после 90-х годов и полную неизвестность будущего, все равно молодые люди после ЗАГСа шли в храм венчаться. Потом эта мода ушла, и храмы уже стали посещать просто для того, чтобы поставить свечки. Но сейчас этих людей не найдешь уже ни в церкви, ни в ЗАГСе.
Но все-таки продолжают же люди, пусть не молодые, заключать узы гражданского брака. Оговорюсь специально: гражданский брак – это брак, заключенный в ЗАГСе. То, что зачастую называют у нас гражданским браком, является самым натуральным сожительством. Брак должен быть закреплен свидетельством о браке: церковным или государственным.
Мы поговорим об этих людях, которые женятся и между собой имеют согласие по вере, оба крещеные, православные, с какой-то периодичностью посещают храм. И если у них спросить, почему они не венчаются, они с вероятностью 100% ответят следующей фразой: мы еще не готовы. И когда начинаешь разговаривать с людьми, в чем же заключается подготовка, выясняется та самая главная ошибка. Они говорят: «Мы не готовы к тому, что наш брак будет заключен на небесах. Вдруг мы здесь еще разведемся?»
Разберемся с самым главным – с понятием и смыслом этого процесса. Таинство Венчания не заключает никаких браков на небесах. Апостол четко говорит: там, на небесах, не женятся. Какой бы сильной ни была наша любовь здесь, это лишь земной человеческий удел. На небе, если мы попадем в небесные обители Отца, любовь к Нему будет греть нас так сильно, что уже нужды в брачных отношениях не будет. Это не значит, что мы не найдемся с нашими вторыми половинами, но будем иметь с ними уже иные, братско-сестринские отношения, а не ту сильную взаимную любовь, которая была у нас на земле. Всё, люди теряют свои аргументы и говорят: а чего мы тогда ждем?
Но это страшно, что современный человек, вступая в брак, уже думает о его распаде. Никто не строит дом, планируя, как он его будет сносить. Это бессмысленно. Когда люди заключают до брака брачный контракт, рассуждая, как они будут расходиться, естественно, это расшатывает сам фундамент брака.
Но людей держит некоторая уверенность: если их Боженька как-то особым образом благословил, на небесах замочек защелкнули – теперь уже на земле никак нельзя разойтись. Нет, я вынужден признать, что и венчанные браки тоже имеют свой конец. Да, Иисус Христос четко обозначил в Священном Писании конкретный и единственно возможный случай развода – прелюбодеяние, измена, когда брака, собственно, уже и не существует. Когда кто-то из двоих находит свое счастье на стороне, брака уже и нет. Но наша современная социальная концепция, подготовленная Русской Церковью, описывает чуть больше моментов и случаев (не будем их сейчас перечислять), когда с точки зрения Церкви считается весьма допустимым расторгнуть брак.
Никакого развенчания не существует. Пары, которые хотят вступить в новый брак, но кто-то из них уже был венчан с другим человеком, пишут прошение местному правящему архиерею, где подробно расписывают обстоятельства прошлого брака и его окончания. Архиерей (или особая дисциплинарная комиссия, созданная в епархии) рассматривает данный вопрос. И затем человек в епархиальном управлении получает бумагу, которая извещает его либо о положительном, либо об отрицательном решении данного вопроса.
Таким образом, мы видим, что венчание не является гарантией длительности брака и его качества. Если объяснять проще, венчание есть освящение земного брака. Мы просим благодати Божией на наш земной союз. Для лучшего понимания озвучим, как это было в древности. Не было никакого особого таинства, не было даже особого чина. Церковь была очень непохожа на современную: были и катакомбы, и дома людей, и первые базилики, светские здания, которые использовались верующими. До появления храмов в нашем классическом понимании прошло очень много времени.
Люди, посещающие церковь, естественно, первым делом просили благословения Бога. Для христианина это вообще нормально. Если мы проснулись с утра, мы берем благословение на день. Если сели в машину, просим благословить нашу дорогу. Если начали рабочий день, просим Божьего благословения. Что-то новое приобретаем в своей жизни – квартиру, машину, тут же это освящаем. И естественно, что наше новое состояние – брачное – мы тоже будем посвящать Богу.
Эти христиане выходили перед службой и извещали батюшку и остальных верующих, что они теперь хотят жить вместе, и просили помолиться о них. Всё – никакого особого таинства не происходило. Они просто стояли первыми, в ектении добавлялись прошения о их браке, о том, чтобы у них родились детки, чтобы ложе их не было скверно, чтобы они не просто так друг с другом пожили, а принесли пользу государству, Отечеству, Церкви. Их первыми подводили к таинству Причастия.
Со временем возникла традиция возлагать венцы (кто-то из цветов их делал, чтобы выделить пару). А потом, конечно, в силу определенной моды, венчание было выведено из Божественной литургии. Но в память о том, что это когда-то было на самой литургии, в чине венчания осталось испивание из общей чаши. Если кто-то из наших телезрителей бывал на венчаниях, видел, что священник дает специальную чашу молодоженам, они по очереди три раза испивают из нее вино. Это отсылка к Евхаристии, к тому, что когда-то этот чин был в Божественной литургии.
Что еще манит людей? Они так и говорят: хотим постоять красиво в коронах. Ну, конечно, короны – это здорово, но если внимательно вслушиваться в то, что будет петь хор, есть определенная загвоздка. Надели нам красивые короны... Стоим цари царями. Пошли вокруг аналоя, и хор поет: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся…» Какие мученицы? О ком идет речь? И возникает понимание, что речь идет не о коронах, не о царственных венцах, а о венцах мученических.
Потому что брак – это вовсе не простое дело. И человек, который вступает в брак в надежде, что он будет получать от него пользу, ресурсы, что брак будет источником блага, конечно, обречен в скором времени на серьезный провал. Брак – это соревнование в любви. Следовательно, как мученики немало претерпели за Христа, так и мы, находясь в браке, должны для своей второй половины, для своего любимого человека жертвовать всем: своими интересами, ресурсами, силами, надеждами. Вот какая глубокая картина раскрывается в венчании.
А если в целом посмотреть, то также никаких особых веществ, заклинаний, действий в чине венчания нет. Венчания чин все-таки отличается от того, как начинается это действие сейчас. Начинается оно с чина обручения и напоминает помолвку, когда молодой человек просит девушку послушать, наверное, его самую важную в жизни тираду и в конце концов предлагает ей свою руку и сердце. Правда, почему-то в современном изводе кольцо достается девушке, чтобы никто из молодых людей больше к ней не «приставал». А парень почему-то продолжает ходить без кольца, свободным, и к нему, значит, «приставать» можно.
В Церкви это немного исправляется, и на чине обручения молодые обмениваются кольцами. И мы слышим в молитвах перечисление множества случаев, где кольцо встречается в Священной Библейской истории, какую значимую роль оно играет. Трижды меняясь кольцами, молодожены надевают их друг на друга. Это называется «чин обручения». Когда-то в древности он совершался отдельно, был действительно помолвкой, но не давал права, какое дает брак, сожительствовать вместе, там были юридические вопросы. Но со временем, и особенно сейчас, у нас эта традиция ушла в прошлое, теперь мы эти чины совершаем одновременно.
А сам чин венчания тоже очень характерен тем, что, во-первых, молодожены выводятся из притвора, где совершался чин обручения, на середину храма, и там их ждет не просто коврик, а рушник. Многие пары очень удивляются, когда читают список необходимого для венчания, что нужно полотенце. Они представляют себе, что, наверное, нужно будет мыть руки. Или, как это принято в южных регионах (например, на Украине), что их руки обвяжут полотенцем, как бы закрепляя их друг с другом (это такая народная традиция). Но людей ждет удивление, потому что помощники батюшки начинают раскладывать рушник на пол.
Здесь есть очень простое объяснение. В нашем народе принято к святыне относиться благоговейно. И мы стараемся святыню держать не голыми руками, а через что-то. Вспомним, как выносят иконы, – на рушниках; как выносят хлеб-соль дорогому гостю – на рушнике. Здесь святыней являются сами молодожены. Поэтому рушник нужен для того, чтобы в начале венчания молодожены встали на него.
Ну а наблюдение, кто первый на него встанет, тот командовать будет, уже относится к народным приметам, никоим образом не связанным с верой. Я очень рад, что те люди, которых я венчаю, зачастую на это не обращают внимания.
– Вы любите венчать?
– Да, не скрою. Это великолепное и радостное событие, которое заражает и совершающего таинство. Обычно принято, что венчают священники. Хотя с канонической точки зрения это могут делать и архиереи, но они монашествующие в Русской Церкви, и считается не очень правильным, что таинство Венчания будет совершать тот, кто сам на себе его не испытал. Поэтому традиционно венчают священники из белого духовенства, то есть женатые, которые сами могут вспомнить свои былые годы и свое таинство Венчания и, самое главное, правильным образом напутствовать молодых.
– Какие слова Вы им говорите?
– Всем разные. Надо смотреть на семью. Ведь приходят венчаться совершенно разные люди. От совсем юных созданий, которые только что окончили школу и вступают в брак, еще ничего не видя в своей жизни, даже в институт не поступив, до людей, которые долго прожили вместе. У меня какое-то соревнование на приходе происходит: люди приходят каждый год, и увеличивается число совместно прожитых лет. Первые пришли после 11 лет совместной жизни, потом были после 15, 20, 25 лет, теперь у меня записались на венчание с 35-летним стажем. Я говорю: куда мы движемся дальше? Под конец, наверное, венчание теряет свой смысл, потому что венчать людей за 80 лет уже как минимум странно.
– Есть такое поверье, что если люди не венчаны на земле, то они не встретятся на небесах. Вот это, наверное, людей страшит.
– Эти поверья не имеют никакого основания.
– Но люди этого боятся.
– В церковной сакраментологии (так называется наука о церковных таинствах) объясняется, что этот страх пуст и беспочвенен, и уже, наверное, проще готовиться к отходу в вечную жизнь, чем заботиться к 90-летнему юбилею о венчании. В том числе есть церковная норма, что венчание непозволительно для тех, кто не собирается рожать детей. Если уже нет возможности рожать детей, это вполне может быть препятствием для созидания церковного брака.
Вы спросили, что мы говорим венчающимся. Конечно, священник должен напутствовать их исходя из христианских норм. Я считаю, что самое лучшее напутствие говорит даже не священник, а апостол в своем послании. Евангельское чтение выражает лишь уверенность в том, что Бог освящает брак, напоминая нам о первом чуде, которое совершил Иисус на земле. Оно произошло на празднике свадьбы, куда Он вместе со Своей Пречистой Матерью был приглашен.
По преданию, есть версия, что это была свадьба Симона Канонита. И случилось такое неприглядное событие – закончилось вино. У нас и сейчас-то это считается неким позором, но мы живем в такое время, что можно хоть доставку заказать, хоть в ближайший гипермаркет съездить. А в то время, конечно, было просто невозможно со свадьбы отправить повозки куда-то в соседний город за вином. Поэтому это был позор очень серьезный, в том числе социального порядка.
И Пречистая Матерь решила, что Ее Божественный Сын обязательно поможет. Правда, Иисус не был настроен на это и ответил Ей, что Его час еще не пришел. Но Пречистая Богородица хорошо знала Своего Сына, поэтому сказала слугам: если вдруг Ее Сын что-то захочет им сказать, надлежит все это выполнить. Христос не мог устоять перед просьбой Матери. Он совершил первое чудо, претворил в вино воду, которая находилась в сосудах для очищения.
И замыкается евангельское чтение реакцией распорядителя свадьбы, который так удивился, попробовав это вино, что вызвал к себе жениха и сказал: «Знаешь, обычно люди поступают по-другому. Сначала дают вино хорошее... А ты молодец, хорошее вино сберег доселе». Но в этом отрывке, кроме трогательной благодарности ко Христу, мы не получаем наставления брачующимся.
А в апостольском отрывке мы слышим, как апостол конкретно рекомендует христианам, как им следует жить друг с другом, как должно относиться друг к другу мужу и жене. И тоже зачастую людям слышится немного не то, о чем говорит апостол. Во-первых, апостол призывает вспомнить, что мужчина оторвется от матери и отца и прилепится к своей жене, и будут два одной плотью (Мк. 10, 8).
Это очень важная мысль. Теперь нет разделения на мое и твое, теперь все наше. Теперь его плоть стала ее плотью, а ее плоть стала его плотью. Мы взаимные хозяева друг друга: царь над своей рабыней и рабыня над своим царем. Апостол рекомендует мужу заботиться о жене, как Христос заботится о Церкви. А как Христос заботится о Церкви? До Креста, до Своей крестной казни. То есть мужу нужно заботиться о жене, невзирая на свои неудобства.
Апостол говорит: мужчины, вы же заботитесь о своих телесах. И действительно, мы заботимся о своих телах. У нас не вызывает вопросов, почему мы должны заботиться о своем теле. Так и у мужа не должно возникать вопросов, почему он должен заботиться о жене. Это прямая обязанность мужа: хранить, беречь, любить ее. Но жене тоже определенным образом даются наставления. Зачастую чтецы не всегда добросовестно относятся к своим обязанностям и выделяют четко только концовку: «Жена да убоится своего мужа».
– А это про что?
– Во-первых, там греческое слово использовано не совсем в верном русском переводе. И славянское слово «боятися» тоже не всегда означает страх. Речь идет об уважении, некотором трепете. То есть жена не должна бояться мужа. Здесь речь идет совершенно о другом. Жена должна бояться расстроить мужа. Ужин у нее пригорел, муж придет голодный, а ей его нечем накормить. «Я не плетки его боюсь, боюсь того, что ему придется лечь голодным, он расстроится». Вот о чем идет речь. О взаимной любви и взаимных уступках.
Об этом приходится зачастую напоминать. Приходится просить, чтобы люди какие-то бытовые вещи не ставили во главу угла. Именно бытовые ссоры сильно расшатывают брак. Поэтому мой личный совет: когда ссоры, когда очень обидно, когда не хочется возвращаться домой и видеть родного человека, вспоминайте день свадьбы, день венчания. Перелистайте фотографии, посмотрите видеоролики. Напомните себе о высоком служении и пути, на который вы сами себя добровольно обрекли.
– Я благодарю Вас, батюшка, за участие в программе и предлагаю продолжить эту тему в следующий раз. Мы еще не обо всем поговорили.
Ведущая Инесса Титова
Записала Елена Кузоро
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
Прогноз погоды на 8 октября 2024
Всенощное бдение 7 октября 2024 года
Вечерня с акафистом прп. Сергию Радонежскому, 7 октября 2024 года
Божественная литургия 7 октября 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!