Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

16 октября 2024 г.

– В наших программах мы уже говорили о необходимости посещения храма, богослужений. А сегодня хотелось бы задать Вам вопрос: чем отличаются храмы между собой? Что такое храм, храм-часовня, часовня, собор?

– Вы предложили интересную тему. Это одна из самых близких и понятных человеку тем, потому что с храмом сталкивается, наверное, каждый в своей жизни. Правда, не всегда правильно понимает и представляет себе его особенности.

– Храм – церковь.

– Я именно об этом и хотел сказать. Кто-то говорит: вот там – храм, а это – церковь.

– «А я в церковь хожу».

– Да, «я не хожу в храм, я хожу в церковь». Мы уже говорили в наших передачах, что церковь – это греческое слово ἐκκλησία (экклесия), и прежде всего оно означает «собрание людей». Как говорил наш мудрый русский народ, церковь не в бревнах, она в ребрах. То есть Церковь – это прежде всего люди. А уже потом мы стали потихоньку называть церковью не только собрание людей, но и то место, где эти собрания проводятся.

На самом деле с архитектурной точки зрения гораздо уместнее понятие «храм». И этот храм действительно может быть абсолютно разным. Даже сейчас мы с вами сидим на фоне кафедральных соборов нашей Новосибирской епархии.

– И часовни.

– И видим, насколько они отличаются. И, конечно, всем известная часовня – историческая память и символ нашего города, столицы Сибири, тоже очень отличается от тех храмов, в которые регулярно приходят наши телезрители.

Прежде всего стоит сказать, что по своему типу храмы отличаются наличием в них прихода. Что такое приход? Это община людей, которые регулярно посещают конкретный храм. Потому что он, как правило, располагается близко к месту их жительства или удобен для них с точки зрения транспорта. Тем самым формируется община верующих, которая осуществляет свои религиозные чаяния и потребности именно в этом святом месте.

Приходы находятся при храмах, и, собственно, весь ход жизни этого храма подстроен под нужды его прихода. Когда мы регистрируем наши храмы в государстве, мы регистрируем не храмы, а приходы. Приход храма в честь такого-то святого или в память о таком-то событии. Это означает, что у этого храма есть внутреннее наполнение не только в виде сотрудников или священнослужителей, но и тех людей, кто неравнодушен к этим святым стенам, иконам, что висят на стенах или лежат на аналоях, к тому, где находится храм и в каком он состоянии. Именно приход (то есть люди) несет ответственность за то, как будет выглядеть этот храм, как он будет развиваться и содержаться, какие богослужения в нем будут проводиться и как часто, какими видами просветительской деятельности будет заниматься актив этого храма.

– Это зависит от людей?

– Абсолютно верно. Да, всеми храмами управляет прежде всего архиерей, епископ. Но он направляет своих помощников – настоятелей, которые являются представителями архиерея в этом конкретном месте и полностью выполняют свое служение как помощь епископу, отвечая за выделенный им в каноническую территорию церковный удел.

Если сравнивать это с какой-то светской должностью, то, наверное, больше всего подходит должность полномочного представителя президента, но не по его огромной значимости, а по логике вещей. Когда президента нет в нашем федеральном округе, этот человек является первым лицом, потому что он представляет главу государства. Но как только президент появляется, функции конкретно этого человека сводятся к нулю.

Примерно так канонически выглядит функция священника. Когда владыка служит в своем кафедральном соборе, кто-то должен служить в другом городе епархии, на окраине главного города епархии, в самом дальнем селе. И это делает человек, которому архиерей доверяет часть своих полномочий. И священник может совершать все таинства с особого разрешения правящего архиерея, кроме таинства рукоположения себе подобных дьяконов и священников. Символом этого является антиминс, который выдается в храм, где священник совершает свое служение. Это особый плат, который лежит на святом престоле с изображением положения во гроб Спасителя. И на нем ставится подпись правящего архиерея, где указано, что этот плат освящен в такой-то день таким-то архиереем для служения в таком-то храме.

Есть разные исторические точки зрения, и одна из них показывает, что именно эти платы были своего рода удостоверениями, с которыми архиерей отпускал священника для совершения богослужения. И это давало людям возможность видеть, что их действительно никто не обманывает, что у человека, служащего литургию, есть полномочия и разрешение на это от правящего архиерея.

Но, к слову, когда на приход приезжает владыка, мы видим, что полномочия священника резко ограничиваются. Без особого решения владыки и его благословения священник не может ни благословить, ни произнести проповедь, ни дать возглас, ни каким-то образом управлять своим приходом. Потому что появился тот, чьи канонические полномочия священник представляет в церковном деле тогда, когда владыка не может регулярно посещать этот храм. Об этом стоит помнить: священник не является самостоятельной единицей в полном смысле этого слова.

Конечно, мы понимаем, что есть поговорка: «Каков поп, таков и приход». Что все люди разные, и священники тоже люди. Кому-то интереснее заниматься воскресной школой, кто-то любит социальное служение ближним. Если батюшка поет, то, наверное, и прихожане у него будут тяготеть к пению. Если батюшка любит монашеский уклад жизни, то, наверное, и в его трапезной будут строго соблюдаться дни сухоядения.

Но при этом нужно помнить, что священническая власть исходит из полноты епископской власти, а вовсе не самостоятельная. Мы видим сейчас много таких случаев, когда священники порой забывают об этом. Но это отдельная грустная тема, мы ее касаться не будем.

– Получается, что священническое служение сродни военной деятельности?

– Я именно к этому и вел, Вы абсолютно правы. То есть, несмотря на большое поле деятельности и священническую ответственность, все-таки священник не выбирает место своего служения. Это решает исключительно правящий архиерей той епархии, в которой этот священник или диакон числится клириком.

– Не ближе к дому?

– Это так не определяется. Это решает только владыка, основываясь на церковном уставе, видя душу священника и понимая, что будет душеполезно и ему, и прихожанам того прихода, куда его направляют служить. Это, конечно, не означает, что владыка как человек не может пойти на уступки и учесть какую-то территориальную, духовную близость или иное объективное желание, которое позволяет человеку куда-то попроситься. Но в церковной традиции нет такого, чтобы священник или дьякон выбирали место своего служения.

И, кстати, этим же обусловлен и период его служения. То есть у нас нет такого, чтобы тебя командировали. Хотя сама традиция командировок есть: допустим, в другую епархию или по церковным делам. Но когда направляют священника на приход, его никто не предупреждает, сколько он там будет служить: год, пять или десять лет. В зависимости от церковной необходимости священник может быть переведен на другое место служения, даже если он прожил 20 лет вместе со своим любимым приходом.

Конечно, никто не злоупотребляет такими вещами, только чтобы разрушить сложившийся устой. Значит, в данном случае польза от этого действия будет превышать тот отрицательный эффект, который может проявиться. Мы видим, что сейчас, к сожалению, у нас нет такого формата в Церкви, который был в древности, когда люди сами выбирали священников, архиереев, и не на 5 минут или на 50 дней, а на всю жизнь. Они понимали, что этот архиерей или этот священник теперь будет с ними до глубокой старости.

– Так можно было делать, чтобы приходские люди выбирали себе священника?

– Это было нормой. Это была традиция, которая обусловливала канонические требования к священнику. Помимо его физических способностей или образования он, естественно, должен был удовлетворять требованиям той общины, которая его выбирала. И это давало людям возможность выбрать близкого по духу человека. Сейчас, конечно, владыки редко внимательно смотрят, кого отправляют на приходы. Но все равно на сельском приходе иногда может оказаться совершенно городской человек. Ему будет очень тяжело понять свою паству, потому что человеку, который привык вставать рано утром, доить корову, кормить кур, нужно будет еще настроиться на определенный лад общения с городским человеком. Поэтому, естественно, даже по таким бытовым, социальным вещам люди выбирали себе священников.

Сейчас, конечно, время совершенно другое, и у нас определенным образом так поступают не только архиереи, направляя куда-то священников. Священный Синод Русской Православной Церкви ради церковной пользы периодически перенаправляет и архиереев. Мы это знаем и видим, и в данном случае Святейшему Патриарху вместе с самыми уважаемыми и почтенными членами органа высшего церковного управления нашей Церкви виднее, как лучше управлять. И, наверное, может быть, когда-нибудь мы придем к тому, что вернутся прежние исторические процессы. Но мне пока видится, что сам народ к этому еще не готов.

Вы спросили меня изначально, действительно ли это должен делать сам народ Божий. По идее и по логике вещей именно так и должно быть. Даже устав, который действует сейчас в каждом приходе, гласит, что на прихожанах лежит обязанность заботиться о своем приходе. Многие люди считают, что Церковь содержится государством, что храмы строятся на государственные деньги, а священники получают зарплату, но это совершенно не так. И это не какое-то лицемерие или обман, это можно легко проверить. Сейчас все государственные деньги легко отслеживаются, кроме каких-то узких, специфических трат. Я не говорю сейчас, например, о тех случаях, когда храм является памятником архитектуры или о том, когда приход занимается активной социальной деятельностью и получает гранты или субсидии, на которые выделяются средства из бюджета, за них приход должен отчитываться.

– Это дается на какую-то деятельность?

– Да, на конкретную деятельность. На уставную деятельность – строительство храмов, содержание причта, благоукрашение храма иконами и росписями – никто никаких денег не дает.

Откуда же у Церкви берутся деньги? Это отдельная и большая тема, но все очень просто. Это те средства, которые человек принес в храм. Каждая записка, каждая свечка, каждая копейка, оставленная в кружке, и есть, собственно, бюджет конкретного прихода. Именно из этих денег настоятель, старший на приходе, должен потом определенным образом изыскать средства и на текущий ремонт, и на содержание храма, и на оплату коммунальных услуг, и на оплату налогов государству, если есть официально трудоустроенные люди, и на оплату транспортного налога, если у прихода есть машина.

Приход также платит людям, которые там работают, потому что никто не может кормить свою семью одними обещаниями. Но наивно полагать, что церковные люди получают из этой церковной казны сколько захотят. Как правило, зарплаты, если их вообще можно так назвать, на приходах чрезвычайно низкие, гораздо ниже, чем у среднестатистического бюджетника. И обычно на приходах работают альтруисты – люди, которые делают это не ради зарплаты, а ради служения Богу.

Конечно, церковные люди стараются войти в положение. И поэтому церковные служащие получают не только зарплату, но, как правило, и какую-то помощь вещами или одеждой. В этом плане мы немного застряли в 90-х годах. Где-то мы стараемся использовать какие-то пожертвованные вещи или материалы. Но, согласитесь, не каждый человек пойдет на такую работу.

Поэтому, как правило, этим обусловлена и кадровая политика небольших приходов. Там сидит, как правило, пенсионер, у него есть хотя бы минимальный доход, на который он может прожить. Он может, вырастив детей и внуков, уделить время церкви. Было бы очень здорово, если бы в церковной лавке и на богослужении помогали молодые люди. Но любому молодому человеку, конечно, нужно содержать себя и свою семью. Хочется побаловать детей, порадовать любимого человека, переехать в более просторное жилье, и зачастую только самые крупные приходы могут это обеспечить. И то, как правило, очень неохотно, потому что один человек в данном случае будет получать столько же денег, сколько сейчас получают примерно несколько человек на приходе. Как правило, это подразумевает, что такой церковный сотрудник будет совмещать сразу несколько послушаний. Он будет, как в той поговорке, и чтец, и жнец, и на дуде игрец.

И если кто-то думает, что в храмах работают люди, которым нечем заняться, или люди невысокого интеллектуального уровня, то это лишь внешнее заблуждение. Эта мысль не соответствует действительности, и на приходах работают настоящие подвижники. Потому что одно дело – священник, у которого это служение от Бога, который направлен на это дело своим священноначалием; у него, грубо говоря, нет выбора. У него есть служение, которое он должен нести, его ответственность.

– И он знал, на что идет.

– Да. А здесь человек, конечно, имеет право в любой момент сказать: знаете, я очень устал и пойду домой, просто полежу.

– «И я могу ругаться на ваших прихожан».

– Это обратная сторона медали. Чисто по-человечески уставший, раздраженный человек не может с этим справиться. Тем более, конечно, мы будем учитывать, что подсознательно людям хочется найти в церкви более чистых и более святых людей.

Но церковь – это лечебница, и как мы не удивляемся в больнице тому, что вокруг нас люди кашляют и чихают, так не стоит удивляться тому, что в церкви люди тоже больны; прежде всего грехом. Кто-то гордыней, кто-то завистью, кто-то очень любит посплетничать. Об этом стоит помнить, прежде чем осуждать, а еще хуже – обижаться на этих церковных бабушек, которые из последних сил стараются помогать своему приходу.

И уж тем более несправедливо говорить: «Да знаю я вас, бывал, меня там отругала бабушка, которая мыла пол. Теперь я в церковь не хожу, батюшки все плохие». Я всегда отвечаю таким людям, что у меня однажды заболел зуб. Я пришел в стоматологию, а в гардеробе женщина немного некрасиво меня встретила, сказала мне плохие слова. Я забрал куртку, ушел домой, больше в стоматологию не хожу, потому что стоматологи все плохие. Но зуб от этого не перестал болеть. И когда мы приходим в церковь, нам стоит помнить, что мы приходим не к людям, которые помогают мыть пол или переставлять свечи, а к Богу, Который действительно является там Хозяином.

– А как отвечать в таких ситуациях, как их переносить?

– Во-первых, нужно помнить, что, конечно, никто не желает вам зла. И даже если человек не в настроении сделал вам замечание, он делает это, чтобы помочь вам. Просто он так видит помощь вам. Поэтому я бы поблагодарил и сказал: «Спасибо вам, я постараюсь это учесть». Но если вы видите, что человек настроен агрессивно и очень хочет испортить настроение не только себе, но и вам, такого человека всегда можно поставить на место, ласково спросив у него, кто благословил его делать замечания в храме. Как правило, на любую деятельность в церкви человек испрашивает благословения у священника.

– Но не ругаться при этом.

– Конечно, такого благословения ни один священник не даст. И, как правило, настоятели храмов работают над этой темой и строго запрещают своим сотрудникам делать замечания, особенно в грубой форме, кому бы то ни было. Обычно замечания в храмах может делать только священник. Об этом стоит помнить.

Поэтому если к вам выбежал «радушный» человек, который очень хочет вам сообщить важные вещи, помните, пожалуйста, что это его личная самодеятельность, он вовсе не представляет в этот момент храм, всю Русскую Православную Церковь и, конечно, не представляет все православие в целом. Человеческий фактор всегда нужно учитывать.

– Давайте продолжим разговор: в чем отличие храма, церкви, часовни?

– Мы остановились на том, что есть храм, у которого есть свои постоянные прихожане. Как правило, руководящему составу, настоятелю, его помощникам, казначею, церковному старосте люди доверяют. Но все равно стараются по мере возможности приносить продукты, участвовать в жизни храма, в субботниках. Это все ничуть не меньше, чем активное участие в каких-то документированных или финансовых вопросах. Это все вопросы содержания храма.

Но такой храм подразумевает конкретную направленность на служение всем людям. Он открыт, как правило, в течение дня, чтобы каждый человек мог зайти, поставить свечку. В крупных храмах организовано дежурство священников. Когда в более мелких храмах можно поговорить с батюшкой, обычно дежурят миряне (дежурные по храму или сотрудники лавок), которые готовы ответить на вопрос человека.

Кстати, многих людей смущает, что храм закрыт ночью. Они говорят: «Странно, почему вы закрыты? Вы должны быть открыты всегда».

– «Я хотел прийти ночью, у меня было такое настроение».

– Мы понимаем. Но помимо вас наверняка найдется человек, который тоже захочет зайти туда, может быть, не совсем в адекватном состоянии. И чтобы он не натворил там дел, храму нужен ночной сторож. А так как храм могут попытаться ограбить, нужно иметь при себе оружие, а на оружие нужно получать лицензию. В общем, маленькому храму это не по карману.

– Но можно подождать до утра.

– Совершенно верно. Конечно, нет таких ужасных и страшных случаев, когда требуется скорая духовная помощь. Человек знает, что он может дома встать на колени, зажечь свечку и обратиться к Господу, а утром побежать в первый открывшийся храм.

В данном случае польза для одного человека, который действительно раз в месяц в скорби зайдет туда, будет превышать тот отрицательный эффект, который принесет приходскому храму открытие ночью. Даже когда привозят святые мощи, мы стараемся не оставлять храм открытым на ночь, потому что ночью, как написано в Псалтири, человек спит, а звери дикие, дубравные выходят на свою охоту. И люди, которые недобрым промыслом стараются свою жизнь обеспечить.

Поэтому наши храмы работают достаточно долго по времени, и в них всегда рады людям. Но не стоит все-таки забывать, что мы приходим в гости к Богу, и не стоит навязывать какие-то свои правила, громко молиться вслух, начинать переставлять свечи с подсвечников. Конечно, это вызовет негативную реакцию у сотрудников храма, которые отвечают за него и беспокоятся о нем.

– О церковном этикете мы еще поговорим. А что такое часовня? Чем она отличается?

– Есть такие места, куда заходишь, а там даже сотрудников нет, потому что нет прихода. Наверное, самый яркий пример – это часовни, которые могут стоять как в городе, так и далеко за городом. Есть мемориальные часовни, которые устроены как памятники.

Русский народ прекрасно знает, что это такое. Правда, само название непонятно: при чем тут часы. Часами называются особые богослужения в церкви, которые посвящены определенному периоду времени. Богослужением часов Церковь освящает время, которое даровал нам Бог. И мы молимся не только утром и вечером, но должны молиться и в течение дня.

Эти богослужения часов можно совершать не только в храме, где есть престол и полноценный алтарь, но и в любом помещении, где это уместно. И вот тогда, когда нет возможности построить полноценный храм (например, в маленькой деревне), нет священника, мало людей, то ставят часовню, чтобы приходить туда и совершать богослужения мирским чином: отслужить панихиду, спеть какие-то песнопения, прочитать акафист, прочитать часы, которые можно совершать без присутствия священника.

И когда священник приезжает в эту часовню, он может там что-то освятить, крестить кого-то и так далее. То есть часовня – это храм без алтаря, где не совершаются Божественные литургии, постоянные богослужения; следовательно, он уже немного теряет статус храма и является молитвенным помещением.

Это необязательно должно быть отдельно стоящее архитектурное красивое здание, как наша Никольская часовня в центре города. Это может быть молельная комната в аэропорту, в больнице, в доме какого-то человека, где будут висеть иконы, стоять свечи на подсвечниках. Там наверняка будет лежать духовная литература, у человека будет возможность зайти и помолиться Богу в нужде, которая его застала.

Поэтому это популярно среди людей, когда тяжело на душе и требуется помощь. Мы часто видим, что такие молельные комнаты открываются в университетах, чтобы студенты могли помолиться перед экзаменами; в больницах, когда человек нуждается в молитвенной поддержке во время тяжелой болезни, на кладбищах или в прощальных залах во время похорон.

К слову, когда там много людей, что есть необходимость и возможность совершать полноценные богослужения, это могут быть уже не часовни, а полноценные храмы. Только тогда они будут считаться домовыми и будут располагаться внутри дома. Храм в учебном заведении, храм в больнице, храм в тюрьме, храм на вокзале, храм в аэропорту – мы знаем очень много таких интересных храмов, прежде всего с архитектурной точки зрения. У них, конечно, уже есть свои особенности. Да, возможно, у них будет приход, но у них будет определенная направленность. То есть в больничном храме будут молиться во время богослужений об этой больнице, о начальствующих в ней, о врачах, которые в ней трудятся, о тех людях, которые болеют и оказались в этой больнице временно, но потом покинут ее.

Естественно, храмы в местах заключения заботятся о духовно-нравственном перевоспитании попавших туда людей и активно привлекают их к служению. Понятно, что храмы в местах, где люди стараются получать новые знания, будут отличаться. Там наверняка будет тематический подбор икон, особое устройство богослужения и какая-то содержательная проповедь.

Есть храмы, которые так и называются – кладбищенские, там все понятно. То есть этот храм изначально предназначен для того, чтобы люди совершали там торжественное отпевание своих близких. Именно поэтому они там и находятся. Ну и, конечно, эти храмы расцветают своей красотой в те дни, когда люди все вместе посещают кладбище. Я говорю о Радонице, различных родительских субботах, днях поминовения усопших. Как правило, даже в воскресные дни в этих храмах очень мало людей, потому что они удалены от города, находятся на большом расстоянии и вспоминаются людьми только тогда, когда возникает необходимость попрощаться с близким человеком.

Кстати, храмы, изображенные на нашем фоне, не относятся ни к одной из названных нами категорий, они называются соборами. Соборами назывались крупные храмы, где собиралось множество людей. Один собор мог вмещать множество прихожан окружающих его храмов. И такие крупные храмы-соборы существуют и сейчас, они отличаются своим названием. У нас в городе есть, например, Александро-Невский собор, первое кирпичное здание в нашем городе.

А соборы, которые находятся в главных кафедральных городах епархии, где постоянно служит архиерей, называются кафедральными: Вознесенский, Преображенский... Соборами они называются не просто потому, что большие, а потому, что в них настоятелем является правящий архиерей, который регулярно там совершает богослужение. И у них есть определенные особенности, как архитектурные, так и внутренние, о которых мы обязательно расскажем в следующих программах.

– Я благодарю вас, отец Александр, за начатый разговор. Продолжим в следующих программах.

– Обязательно, а нашим телезрителям желаю поскорее посетить ближайший к их дому храм и обратить внимание на его особенности, узнать, какой он есть на самом деле.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 14 декабря: 09:05
  • Среда, 18 декабря: 05:30
  • Суббота, 21 декабря: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X