Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

15 февраля 2023 г.

На вопросы отвечает Александр Сахненко, настоятель храма во имя великомученика  Георгия Победоносца.

– На февраль приходится несколько важных и значимых церковных событий: это и начало Великого поста, и праздник Сретения Господня – встреча человека с Богом. Всего Церковь в феврале будет отмечать более девяноста праздников и дней памяти различных святых. И вот уже завтра Церковь будет вспоминать святителей Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста.

– Совершенно верно. К сожалению, эта память для большинства наших с вами соотечественников, сограждан и даже телезрителей не очень близка. Эти трое удивительных по своей сути и жизненной позиции людей не так дороги и ценны простому человеку, как святая Матронушка и Николай Чудотворец. Обычно мы не просим их помочь в житейских делах, и, наверное, знать о них будут только люди, окончившие воскресные школы, богословские институты и семинарии.

Это были три разных человека со своими проблемами и переживаниями. У каждого был свой жизненный путь. Но недаром Церковь собирает их в такой один собор. Они все были знакомы друг с другом. Их объединяло географическое пространство и епархии, которые они возглавляли. Все три святителя, епископа – архиереи Православной Церкви. Во многом их объединяло образование. Мы знаем о них немного. Для обычного, рядового человека имена Иоанна Златоуста и Василия Великого значимы тем, что это авторы текстов чинопоследований Божественной литургии. Литургию Иоанна Златоуста совершаем каждый день (кроме дней, когда ее совершать не положено), а литургию святителя Василия Великого – десять раз в году: в день его памяти и в особо значимые дни, в том числе по воскресеньям Великого поста. Совсем скоро мы гораздо чаще будем слышать слова, написанные святителем Василием Великим.

Очень значимо, что у некоторых наших православных братьев и сестер дома или в православных библиотеках стоят тома с творениями Иоанна Златоуста. Хотя труды есть и у Василия Великого, и у Григория Богослова, что тоже удивительным образом роднит этих трех необыкновенных людей. Если человек уже прочитал в своей жизни Псалтирь, хорошо знает Евангелие, читал хоть раз от начала до конца Библию, знаком с творениями святых отцов или современных проповедников, читал какую-то литературу о своей вере, то вполне можно уже взяться за такую высокую богословскую литературу, как сочинения за авторством этих трех удивительных святых. Стоит об этом задуматься в преддверии Великого поста. Возможно, кому-то они покажутся достаточно сложными, а для кого-то будут содержать ответы даже на современные вопросы, хотя написаны давно.

Память святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова наиболее близка тем людям, кто сам имеет духовное образование либо его получает, поэтому она особо почитается в духовных школах. Так как эти святые были греками, во многих духовных учебных заведениях есть традиция совершать Божественную литургию на древнегреческом языке. Для многих семинаристов это является хорошей практикой для того, чтобы подтянуть знания древнегреческого языка, который они изучают в обязательном порядке. Ну а тем, кто немножко далек от такого систематического богословского изучения, не помешало бы просто молиться трем святителям о том, чтобы они даровали знания о Боге, о вере, которые мы можем через свою духовную жизнь получить никак не хуже, чем через школьные парты.

– Приближается время Великого поста, и предстоящая неделя, – Неделя о блудном сыне. Имеет ли это евангельское повествование отношение к нам нынешним?

– Да. Мы движемся по направлению к Великому посту. И если встречали мы его тем, что полностью переставали поститься и вспоминали о мытаре и фарисее, то теперь седмица и неделя (воскресный день) носит наименование следующего отрывка из Евангелия.

У отца было два сына, и однажды младший подошел к отцу и попросил разделить имение. Отец отдал ему часть наследства, и тот покинул отчий дом. Что типично для человека, имеющего деньги, стал их тратить  с радостью и удовольствием. И очень быстро, проводя свою жизнь в различных кутежах, увеселениях, он остался без единого гроша в кармане. И вынужден был впервые в своей жизни начать серьезно работать самостоятельно на себя, обратиться к человеку, кто смог ему дать работу и пасти свиней для того, чтобы прокормиться. Но он очень мало получал и вынужден был питаться со свиньями из одного корыта. И когда достиг абсолютно нерадостного состояния, понял, что что-то в его жизни пошло не так. Он устыдился и подумал, что даже рабы у отца едят гораздо лучше, чем он сейчас, и что нужно вернуться. Всю дорогу тренируя слова прощения (Отче! я согрешил против неба и пред тобою), сын возвращается домой, где его с радостью встречает любящий отец.

Мы знаем эту притчу. Если разбирать ее по косточкам, то можно открыть для себя очень многие важные оттенки. Мы говорим о том, что у младшего сына возникает желание получить долю денег и уйти. Откуда? Младший сын практически всегда самый любимый сын. Балуют младших. И нет ни одного какого-то указания в этой притче, что его отец не любил и не баловал. Другой разговор, что сколько ни балуй – все равно будет мало. Подросший ребенок не хочет находиться во власти своего родителя. Это очень похоже на наши отношения с Богом. Мы тоже не очень готовы, когда Он нам диктует какие-то условия. Хоть мы и говорим: «Отче наш, да будет воля Твоя». Молимся так, а потом выходим на улицу – и всё не по-нашему: не тот автобус подъехал, не так водит водитель, не так встретил ребенок и так далее.

Но тут надо как-то определиться: либо не читать молитву «Отче наш» и тогда уже злиться, что воля моя не наступила, либо, если мы выбираем волю Бога, научиться с ней смиряться и ее принимать. Но человек противится: «Разве я сам не знаю, что мне лучше? Знаю. Ты, Бог, только дай мне денег». Свечку воткнул самую дорогую в подсвечник – и Бог мне должен все дать. Такой подход тоже очень часто встречается. А почему человек решил, что Бог ему вообще должен что-то давать? Мы привыкли молиться, как в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Смилуйся, государыня золотая рыбка! Жена моя хочет быть не крестьянкой простою, а дворянкой столбовою». Оп – уже дворянка. И почему-то люди так же воспринимают Бога, как какой-то большой абсолют и какое-то очень мудрое, но глуповатое существо, которое обязано выдавать по запросам желания. Но Бог – это Личность, и Он никому ничем не обязан. И, если вернуться к притче, отец никому ничем не был обязан, тем более своему ребенку.

Сейчас-то не принято делить наследство, пока родитель живой. И тогда, в древности, это не было принято. Тем более если знать законы древнего времени, нужно понимать, что не то что ребенок не имел права делить наследство, младший сын не имел права на наследство. Оно доставалось старшему. Да, отец мог сделать какой-то дорогой подарок своему младшему сыну: подарить ему овец, волов. Но наследство переходило к старшему сыну (почему так важно было первородство). То есть младший вообще не имел ни на что права. Но настолько любит его отец, что идет на нарушение закона. Он делит пополам имущество и отдает сыну его долю. Потому что любит его и не хочет, чтобы тот расстраивался, хотя прекрасно знает, что тот сделает с имуществом и чем все закончится. Но дает. А ребенок не знает и радостно идет реализовывать свои потребности. Что он делает? Что происходит? Он гибнет.

То же самое происходит с душой человеческой, когда мы отрекаемся от Бога, говорим: «Я сам разберусь». Необязательно отрекаться от Бога – мы можем о Нем просто забыть: встать утром и не помолиться Ему, поесть и не перекрестить еду, сделать важное дело и приписать его себе, будто смог это без участия других людей и тем более Бога. Что это, как не забвение о Нем? И если мы не ищем Бога, а источником своих благ стараемся сделать себя, то приходим к смерти, потому что мы знаем, что вне Бога нет жизни. И человек тоже приходит к смерти, потому что он проедает все свое состояние, полученное даром, и понимает, что ему нечего есть. Вполне возможно, что мы тоже останавливаемся в нашей жизни от совершения каких-то поступков только тогда, когда доходим до самого дна. Нет бы порой сэкономить, оставить на потом, но так хочется все сразу доесть, пожить на широкую ногу.

И сын настолько падает, что пасет свиней. Что это за работа такая? Что за человек, который заставил его пасти свиней? Там мало приятного, конечно. Это настолько низшее сословие должно быть… Хотя свиньи на самом деле чистоплотные животные. Свиньи всегда выберут чистую воду. Они почему и бегут в грязь? Когда эта грязь засыхает, они очень долго трутся о забор, чтобы грязь с них спала и они остались чистыми. Но человек уже давно повесил клеймо на свинью, что это – грязнуля, которая бежит в грязь. И свинопас весь в этой грязи. То есть ничего радостного в этой работе нет. И, видимо, этих денег не хватает ему ни на что другое, кроме как оплатить проживание; не хватает на питание, и он вынужден есть со свиньями из одного корыта. Тут любой человек скажет: фу. Хотя свиньи не ели ничего страшного. Они ели рожки: растения, которые люди замачивали определенным образом. Их могли и бедняки в пищу употреблять (но я думаю, не из свиного корыта). А здесь настолько человек низко пал, что ему некуда деваться. Он хочет жить. И тот, кто мог иметь все, быть очень богатым, образованным, лежит теперь вместе со свиньями и поедает рожки.

Наверное, только в таком состоянии нищеты духа (не только физического, но и такого, когда человек сам о себе уже невысокого мнения) открывается что-то – своя неправота. Сын должен был через это пройти, чтобы увидеть какое-то несовершенство и понять, что папа, наверное, был прав: надо было слушаться, учиться, хорошо все-таки с папой. Без папы – мнимая свобода, замечательная, но с папой надежнее.

И вот он возвращается, говорит: «Я перед Богом согрешил. И перед тобою. Я виноват, прости меня. Я люблю тебя». Мы бы проучили, сказали: «Вот теперь со свиньями и живи, ходи и везде кричи, что ты дурак», что-нибудь такое придумали бы, чтобы уязвить. А отец встречает своего любимого сына с объятиями, дает ему новую одежду и перстень и повелевает заколоть большое, тучное животное, чтобы обязательно устроить пир.

В это время возвращался с поля старший, услышал шум и спрашивает у раба: «Что происходит?» Тот говорит: «Радость у нас. Брат Ваш вернулся. Отец Ваш устраивает большой пир». И злоба клокочет в старшем сыне. Его видит отец, зовет и говорит: «Что там стоишь? Пойдем, за столом все стынет». И сын ему говорит: «Сколько я просил тебя хоть козленка заколоть мне с друзьями? Ты мне не дал». И продолжает: «Этот сын твой…». Он его не называет братом, дистанцируется. Сказал бы, что брат плохой. Но он говорит: «Этот твой сын пришел, ты все бросил и устраиваешь ему пир». Отец пытается объяснить старшему сыну: «Все мое – твое. А брат твой мертв был – и восстал, воскрес, вернулся от гибели к правильному сознанию». Не это ли праздник?

Традиционно в проповедях, в богословских письменах проповедники всегда ставят людей, кто должен слушать эту притчу, на место блудного сына. И это абсолютно верно с духовной точки зрения. Для Великого поста это очень мудро, ведь мы понимаем: сколько бы мы ни грешили, мы изначально не правы в том, что предъявляем Богу какие-то претензии, что-то от Него требуем. Мы заставляем Его раздать имение уже сейчас, потому что нам нужно, чтобы мы были здоровые, живые, красивые, сытые. Не можем довольствоваться тем, что есть. Нам нужно еще все по-своему делать. И мы обязательно в своей жизни куда-нибудь нырнем, достигнем самого дна, из которого потом со слезами бежим к Богу, потому что нам стало плохо. И если блудный сын умудрился сделать это один раз, то мы это можем в жизни делать раз по двадцать, каждый раз забывая, что у нас есть Отец, подсознательно понимая, что Он добрый, Он простит. Важно понятие того, что нас все-таки ждет Бог, что бы мы ни натворили, потому что Он нас очень любит. Нужно помнить, что мы все-таки сыновья по отношению к Богу, и даже самому заблудшему Он очень рад.

Я обычно призываю людей, особенно тех, кто стоит в храме, слушает наши передачи, уже имеет серьезное отношение к Церкви, задуматься: а не поставить ли нам себя на место старшего брата? Зачастую мы бываем очень похожи не на младшего, а на старшего брата, когда Бог на наших глазах кому-то являет Свою милость. Дорогая машина, богатый дом со слугами, красивые одежды, повышение на работе, здоровые дети, успех в любимом деле и т.д. Возникает ненависть, зависть и злоба: «Почему другим все, а мне ничего?» А Бог говорит: «Все Мое – твое». А мы: «Козленка не дал. Я у тебя просил миллион, а Ты ни разу мне его не послал». Полезно заглянуть и на эту сторону медали, встать на место старшего сына, понять, что имеет в виду Милосердный Господь, вкладывая в слова любящего отца вот эту мысль: «Все Мое – твое. Если ты рядом со Мной, тебе не нужно думать, чем питаться, во что одеться. Я помогу тебе». Мы видим, что и птицы небесные не заботятся о своем земном существовании, а Господь их кормит. И белочки забывают, где они спрятали орешки, но находят как-то чужие, а не в своих тайничках. И таких примеров можно много замечать в природе. А можно посмотреть на людей, которые доверяют Богу. В современном мире это не то что неактуально, это уже практически нереально, когда человек пытается переложить на волю Божью исправление ситуации.

Совсем недавно слышал рассказ человека. Он застрял в тайге где-то в ужасной грязи. Он опытный профессионал; смотрит, что батюшка, с которым он ехал, вышел и начал молиться, и думает: «Да хоть замолись. Я знаю, что здесь, пока тягач не вытянет, мы не уедем». Батюшка молится, происходит определенный процесс – и через десять минут они уже едут, потому что внезапно нашлись люди, сила, дерево. То есть если человек доверяет Богу, ему не нужно просчитывать алгоритм своих действий. Это не значит, что можно  ничего не делать. Это разные вещи. Если человек очень переживает за свой огород, это не значит, что он должен бросить Бога, не ходить на службу летом, не читать Евангелие, а с утра до вечера спиной кверху работать. Не будет никакого результата, потому что плод земли дается не от земли, а от неба.

Но это и не значит, что человек должен уйти в монастырь на все лето, вернуться – а там готовый урожай. Должна быть золотая середина. Человек должен трудиться, но возлагать надежду на Бога. И если он возлагает надежду на Бога и знает, что сегодня Троица и он должен быть в храме, то он должен довериться Богу и не просчитывать варианты. Потому что не его дело, как Бог, например, польет огород: может, и будет дождь. Мы не знаем, но будет чудо. И вот эти чудеса в нашей жизни не то что могут, они обязаны случаться. Они будут случаться, если мы будем Богу доверять, если будем правильно чувствовать, что если мы уже в Церкви, если свою часть сыновьего долга выполняем, молимся, трудимся над своей духовной жизнью, регулярно приступаем к церковным таинствам, стремимся поменяться и хотим Небесное Царство – то мы с Богом. Мы – Его старшие дети, мы всё имеем, и нам не нужно ни о чем переживать. И это что-то временное. Что человек надел, как он сказал, не должно нас смущать и волновать. А мы живем исходя из того, что о нас подумают. В современную эпоху лайков, просмотров нам важно, что и как мы представляем для людей. А точно ли это важно? Стоит задуматься.

– На следующей неделе, накануне великого и значимого праздника Сретения Господня, есть еще один день, который отмечается в народе, – день святого Валентина. Что он символизирует, что это за праздник?

– Очень много написано и сказано о том, что это не православный, не религиозный праздник. Даже у Католической Церкви такого святого покровителя (тем более у влюбленных) нет. Современные маркетологи сделали все возможное, чтобы мы с вами имели возможность об этом празднике слышать и знать, покупать валентинки, поздравлять друг друга.

В самой идее любви и дани любви нет абсолютно ничего плохого… Но вот человек говорит: «Как мне правильно поступить? Я сам верующий, жена у меня верующая. Но я в храм хожу, а она нет. Мне ее поздравлять с днем Валентина или не поздравлять?» У него возникает дилемма. А ответ очень простой. Зачем поздравлять с днем Валентина? «Все вокруг поздравляют, она будет ждать подарка: и на 14 февраля, и на 8 Марта». (Хотя мы знаем, что этот праздник политизирован, что это торжество феминизма.) Нет ничего страшного и на 8 Марта подарить подарок, и на 14 февраля, если просто сказать: «Я тебя люблю! Сегодня все друг другу в любви признаются. И я тебя тоже, дорогая (или дорогой) люблю. Вот коробка в виде сердечка. Это моя любовь». Ничего в этом страшного и ужасного нет. И часто, когда мы пытаемся возражать против праздника, мы можем чуть-чуть переусердствовать. Кричим, что это нужно отменить, убрать из школ, из садиков.

Но зачем выдумывать праздники, брать копию, пример с Запада, если у нас есть свои? Если у нас есть традиция 14 февраля друг друга поздравлять, то очень тяжело у человека отнять эту возможность. Но было бы замечательно, если бы мы все-таки не забывали поздравлять друг друга и 8 июля. С 2022 года Указом президента Российской Федерации этот день теперь – церковно-государственное празднование Дня семьи, любви и верности, в память святых Петра и Февронии – благоверных великих князей муромских, чудотворцев, которые славятся у нас как покровители семьи и брака. Этот чрезвычайно важный день или его второе празднование – 19 сентября – будет тоже поводом для наших православных верующих, чтобы поздравить друг друга.

И даже если человек неверующий, нецерковный, можно чуть-чуть больше ему рассказать. Не только о любви. Ведь в празднике святого Валентина акцент делается именно на телесной любви. Это праздник влюбленности, когда парень с девушкой друг друга познают. А мы говорим уже о более возвышенном чувстве: не о временной и страстной влюбленности, а о постоянной и вечной любви, той самой, которая, по апостолу Павлу, не злословит, не ищет своего. Ей посвящен целый гимн – той настоящей любви, чувству, которое свято для любого православного христианина.

И было бы здорово, если бы эту любовь дарили друг другу не только по определенным датам, говорили друг другу о любви не только в дни значимые, дни рождения, а как можно чаще. Это так замечательно – иметь возможность жить на этом свете, наслаждаться его красотой, иметь возможность общаться с удивительными творениями Бога – людьми, которые по Его образу созданы, подобием Которого стараются стать, видеть в лице и во взгляде каждого человека распятого и воскресшего за него Иисуса Христа. Если мы этому научимся, если будем искренне говорить друг другу «я тебя люблю», стараться эту любовь доказывать делами – представьте, какой нас ждет замечательный мир. Как было бы здорово сделать все возможное, чтобы приблизиться к этому замечательному Царствию Божьему на земле. Нам есть куда стремиться. С наступающими праздниками!

Записали Анастасия Гергель и Елизавета Агина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать