(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)
– Мы выходим из небольшого отпуска. Как прошло Ваше лето? Удалось ли отдохнуть?
– Милостивый Господь дарит нам подарки, даже если нам кажется, что Бог нас обижает, наказывает. Часто от людей слышишь: я хотел так, а получилось так. Заболел, деньги украли (мошенники позвонили, например). Это я рассказываю из опыта приходской жизни, общения со своими прихожанами.
Всегда стоит помнить: что бы в жизни ни происходило, не бывает такого, чтобы Господь хотел нас каким-то образом подвести, наказать, испытать, подкинуть нам сложную задачу и посмотреть, как мы справимся. Все, что ни делает Милосердный Господь, делает из большой любви к нам.
Когда мы маленькие дети, мы очень ощущаем любовь наших родителей. Ребенок, младенец, лежащий на руках своей матери, остро чувствует любовь, потому что он ест, пьет, слышит стук маминого сердца, мама его убаюкивает, укачивает, согревает своим дыханием и теплым одеялом. Если страшно, плохо, больно, мы бежим к маме.
Но вот ребенок подрастает, начинает познавать этот мир, сепарируется от матери и входит в новое состояние. И поменялся он, а ему кажется, что поменялась мать. И та, которая любила, холила, лелеяла, вдруг теперь превращается в «страшную мегеру». И кричит: нет, нельзя! Десятый мультик нельзя. Двадцатую конфету нельзя. На улицу гулять нельзя! Сначала палочки, крючочки, гаммы, неправильные глаголы на английском языке... Вот ребенку и кажется, что мать его обижает. Была такая хорошая... А когда человек вырастает, то понимает, что это была любовь. Только она проявлялась не в поглаживании по волосам, не в теплом сердечном поцелуе, не в подарке без повода, а весьма деятельно. И человек, который вырастает, прекрасно понимает: если только гладить и холить, добра не получится.
Вспомним, как куются мечи. Если их только гладить и лелеять, то они сломаются при первой же битве. И поэтому металл приходится сначала в холод помещать, потом нагревать, потом опять в холод. И нещадно, нещадно бить. Хотя можно, наверное, создать «профсоюз меча»: отстаиваем свои права! Нам только самые лучшие условия, удобный и мягкий чехол! И тут встает вопрос: а что нам действительно нужно? Господь заботится о нас, о нашей жизни. А нам порой кажется, что полезнее было бы отдохнуть подольше, или, допустим, съездить куда-нибудь, или повидаться с кем-то. А Милосердный Господь может устроить все совершенно по-другому. И принципиально важно верующему человеку не потерять веру тогда, когда все идет не по его планам. Даже если внезапно в отпуске случилась болезнь, даже если сорвалась долгожданная поездка, если не получилось вложиться деньгами в то, во что очень хотелось, надо всегда помнить, что это не случайно. Для нас, верующих людей, нет ничего случайного на свете. Любое происшествие в нашей жизни, даже самое грустное, служит чему-то, во исполнение любви Бога к нам.
Поэтому хочется сказать, что грех жаловаться. Как бы ни прошло лето, это тоже повод для благодарности. Часто мы слышим, как люди жалуются: не успел отдохнуть, не успел теплые деньки застать… У Бога всего много. Вполне возможно, что скоро, вместо проливных дождей, Новосибирск накроет так называемое бабье лето. Но разве не повод возблагодарить Господа, Который среди, казалось бы, уже воцарившейся осени внезапно дарит последние теплые деньки не только школьникам, привыкшим к каникулам, но и нам, чтобы посетить свои дачи, повидать родных и близких, немножечко погреться перед длительным периодом подготовки к зиме.
Природа меняется, так заложено Богом, наступает новый жизненный цикл. Наступает он с вечера, условно скажем, с момента увядания природы, с момента подготовки к зиме. Ведь время начинается в церковном календаре с вечера. И если мы откроем Библию, то прочитаем, что Бог создал человека днем. И первое, что он осознанно увидел после своего сотворения, это вечер. Так и пишет бытописатель: и был вечер, и было утро. С тех пор и в нашей церковной традиции так: чтобы посетить службу любого праздника, нужно прийти в храм накануне вечером, а потом на следующий день утром. Так и здесь: встречаем с благодарностью осень, наступившую по милости Божией.
– Наступает новый церковный год. В сентябре начинается цикл церковных праздников, и на протяжении веков этот цикл не меняется. Почему?
– Да, мы привыкли, что Новый год – это елка, мандарины, оливье, салюты, снег и многое-многое другое, связанное с зимой. Но если взять внешнюю сторону, то это очень странно. Ведь ничего, по сути, не поменялось, даже зима наступила не только что, а уже месяц идет. Поэтому с точки зрения логики современный Новый год немного хромает. Просто условно принято отсчитывать новые лета Господней милости и благости от 1 января.
К слову, в англоязычных странах, Америке, например, нет такого внимания к этому празднику. Там гораздо больше чтут и любят Рождество, которое является поводом для семейного застолья, подарков. А Новый год так, прерогатива для молодежи, лишний повод для праздника, что-то типа того, что у нас являет собой Старый Новый год…
Да, мы любим вспоминать, что новый год начинается в Церкви 1 сентября, а на самом деле стиль-то другой, поэтому надо подождать две недели, и будет истинный новый год. В следующую нашу передачу мы будем праздновать начало индикта, церковное новолетие. А прямо сейчас фактически мы становимся свидетелями того, что завершается церковный календарный год. Даже если посмотрим по праздникам, то увидим, как Господь нам дает возможность проследить всю историю Нового Завета.
Совсем недавно, казалось бы, была Пасха. Мы радовались Воскресению Христа. Потом отмечали Его Вознесение. Потом радовались празднику Святой Троицы, вспоминали день Пятидесятницы, как Дух Святой сошел на апостолов. И, конечно, земная история Спасителя заканчивается смертью Его Божественной Матери. 28 августа по новому стилю мы встретили праздник Успения Пресвятой Богородицы, совершили особые службы погребения Ее. И тем самым как бы завершили цикл этого исторического события.
За этим событием в Евангелии следуют уже события Деяний святых апостолов, начинается история самой Церкви. Но почему мы вступаем в новый год в сентябре? Я уже сформулировал мысль: вечер, закат природы, все постепенно готовится к чему-то новому. Вот именно с этого периода подготовки к зиме мы и начинаем новый год. И праздники церковные подбадривают нас, потому что в завершение сентябрьского периода мы уже встречаем праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Только недавно праздновали Ее блаженную кончину, Ее успение, а теперь вспоминаем, что Новый Завет начался с Рождества Богородицы.
Можно спросить у семинаристов, у людей образованных, выпускников воскресных школ, когда начинается Новый Завет. И, наверное, большинство скажут: с рождения Спасителя. Но если быть точным, Спаситель бы не родился, если бы Его некому было рожать. Поэтому Провозвестницей Нового Завета является Божия Матерь. И именно с Нее начинается раздел в «Законе Божием» о Новом Завете. Появляется на свет Та, Кто дает начало новой, будущей вечной жизни.
Да, для нас сейчас немного удивительно: сентябрь – начало года, в некоторых храмах стараются даже послушать новогодний молебен, который непривычно слышать нашему уху по осени. Но в то же время мы прекрасно понимаем: когда наступает День знаний, с чем мы поздравляем школьников? С началом нового учебного года, он начинается тоже сентябрем. Это трогательно, удивительно и в то же время абсолютно понятно. Мы все привыкли, что для нас сентябрь – время начала учебы. Уходит летнее радостное время отдыха и покоя, земля дает нам свои плоды, пришла пора и нам давать свои плоды. Для этого надо поучиться, немножко позаниматься собой. Так что, пользуясь случаем, всем желаю успешно закончить церковный год и подготовить себя душой и телом к началу нового периода и церковной, и нашей светской жизни.
– Нынешний год юбилейный для Новосибирской епархии. Мы отмечаем столетие со дня ее основания. Многим еще до сих пор кажется, что деятельность Церкви ограничивается только богослужениями и совершением таинств. Какие важные для людей направления поддерживает Церковь?
– Большие празднования прошли у нас в дни престольного праздника кафедрального собора, в праздник Вознесения Господня. Но если чуть-чуть полистать страницы истории, то сама наша епархия появляется с назначением на Новосибирскую кафедру первого епископа. А это происходит как раз с наступлением церковного года. Сто лет назад, к середине сентября по новому стилю, Русская Церковь обрела епископа Новониколаевского, впоследствии Новосибирского. И когда-то, будучи большой частью Томской губернии, затем объединив в себе огромнейшее количество ныне существующих современных епархий (как Кемеровская, Барнаульская, Иркутская), наша Новосибирская епархия в том виде, в котором она сейчас предстает, празднует свой первый, самый важный, круглый и красивый вековой юбилей.
Это скромная дата по сравнению с другими городами, которые могут насчитывать не сотни, а тысячи лет. Для нашего молодого города, нашей молодой епархии это событие все-таки чрезвычайно значимо. Да, мы вспоминаем о ее непростой истории, о том, что Новосибирск стал таким крупным и значимым городом, научным, торговым, транспортным центром все-таки благодаря коммунистической власти. Поэтому вся идеология, все воспитание, которое здесь базировалось, естественно, шло вопреки установлениям Церкви. Поэтому Новосибирск не может похвастаться красивейшими храмами, древней и чудесной архитектурой, церковной традицией.
Когда в 1990-е годы люди хлынули в Церковь, выяснилось, что храмы не вмещают в себя всех. Во многих районах просто не было храмов. И стали открываться храмы в зданиях бывших кинотеатров, аптек, магазинов, детских садов, в вагончиках, в контейнерах… Со временем они, конечно, стали приобретать какие-то более узнаваемые храмовые черты, стали строиться деревянные, кирпичные здания. Но вместе с этим даже в самое тяжелое советское время деятельность Церкви не ограничивалась только молитвой. Или, как считают, мы заманивали новых людей, чтобы нам больше денег давали. А так часто, к сожалению, из-за атеистической пропаганды рассуждают в том числе ныне живущие люди, которые воспринимают религию лишь по тем обрывкам информации, которая была им передана.
Кто не знает фразу о религии, что это опиум для народа? Посмотрите в Интернете, как полностью звучит эта фраза и какой смысл автор в нее вкладывал. У нас, к сожалению, об этом не думают.
Есть множество примеров. Слышали: ни рыба, ни мясо? А полностью звучит так: ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса. Долго говорить не хочется, тем более всякие церковные термины употреблять. Имеем обрывок, а уж смысл додумываем сами. Так вот, Церковь никогда, даже в самое строгое советское время, не ограничивала свою деятельность исключительно молитвословиями, совершением таинств и каких-то частных треб. Церковь всегда была там, где люди. Когда-то удивлялись, что Церковь полезла в газеты. Потом очень удивлялись, что по радио стали вещать попы. Ну и телевизор никого уже потом, можно сказать, не удивил. Хотя есть люди, которые до сих пор говорят: у Церкви есть сайт?.. Церковь там, где люди. Где люди нуждаются в спасении, в слове мира, добра, тепла, поддержки, там и будет Церковь. Это не корпорация, не организация, не здание. Это неравнодушные люди, которые откликнулись на Божественный призыв Христа. И стараются в своей жизни что-то изменить, чтобы жизнь свою посвятить Богу.
Поэтому христианину, который читал Евангелие хоть раз в своей жизни, неминуемо приходится соответствовать своему высокому званию. Я знаю, что большинство людей, называющих себя православными, при этом используют такие определения, как: я верю в душе; Бог у меня в душе; я считаю себя верующим… Но при этом в церковной жизни человек никак себя не отражает. И если ты не практикующий христианин, скорее всего – ты и не христианин вообще. А что значит быть практикующим христианином? Это значит помимо молитвы, которая важна для верующего человека, исполнять заповеди. А заповеди подразумевают деятельное участие в жизни ближнего.
Если я христианин, мне трудно пройти мимо боли другого человека. Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов, говорит Господь. Он же учит нас милостыне, милосердию, прощению, любви к ближнему. А ближний не тот, кто близок мне по духу, а тот, кто оказался территориально, физически рядом со мной. Более того, Господь научает любви к врагам. Он научает нас отодвигать свои интересы в сторону, а думать больше о других. Он призывает, если у нас две рубашки, одну отдать ближнему. Он зовет нас подставить щеку тогда, когда нас ударили по другой щеке. И это непременно должно воплощаться в жизнь. И помимо действий, которые каждый христианин совершает в меру своих сил (кто-то творит милостыню, помогает нуждающимся), есть еще дела, которые делает Церковь сообща. Понимаешь, что один противостоять большой беде ты не можешь, тебя очень легко сломать, как одну веточку от веника. Но когда эти веточки собираются в пучок, то переломить их уже тяжело.
И Церковь свидетельствует о своих делах. Я часто сталкиваюсь с тем, что некоторые священнослужители и православные христиане немножко смущаются своих добрых дел. Они говорят: зачем так много и публично об этом говорить, писать статьи на сайт, ролики снимать? Ну, сделали доброе дело и сделали. Господь же учит нас не хвастаться. Все правильно. Если я отдал 100 рублей на корм животным, то, наверное, не должен сегодня в передаче об этом всем рассказывать. Но если мой приход собрал для нуждающихся жителей Курской области какую-то сумму денег или коробку с необходимыми вещами, то я не имею права промолчать, потому что получается, что я своим молчанием дезинформирую людей. Они потом и думают, что Церковь – это только поклоны, молитвы и какое-то неправедное обогащение. И люди очень удивляются, когда узнают об обилии мероприятий, событий, которые проводят верующие люди, объединяясь в приходы, епархии и Церкви.
В современном мире это очень просто сделать. Хотя опять же встречаю очень много людей, которые говорят, что они подписаны на церковные проекты в соцсетях и ничего там не видят. Сейчас очень популярно в интернет-пространстве создание хештегов. Это слова, которые предваряются символом решетки перед ними. Работает хештег по одному простому принципу. Он ищет все в Интернете по ключевому слову. То есть если я выложил красивую фотографию и поставил хештег «закат», то, нажав на это слово, увижу все фотографии закатов, выложенные пользователями большой социальной сети. И у нашей Церкви тоже есть хештег, по которому можно узнать, чем мы занимаемся. Он звучит очень просто: #делацеркви. Дела Церкви. И человеку, которому кажется, что Церковь бездельничает, играет на чувствах, обманывает пожилых людей, стоит найти в любой социальной сети хештег #делацеркви. Я, конечно, не могу гарантировать, что человек удивится, но вообще там есть чему удивляться. Обилие социальной работы, которую ведет сейчас наша Церковь, наверное, делает ее первенствующей. У нас есть Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, и в каждой епархии, при каждом приходе существуют люди, которые активно стараются заботиться не только о самих себе и своих прихожанах, но и окормлять тех, кто живет рядом, нуждается в поддержке.
При храмах действуют социальные отделы, которые обеспечивают нуждающихся едой, одеждой, канцелярией к 1 сентября, помогают получить юридические консультации, медицинские услуги, устроиться на работу. Да, многие нуждающиеся люди приходят и говорят: дайте денег. Ну, так не получается. Церковь не банк, у нас нет возможности помогать наличными, но мы можем помогать ресурсами. И очень важно, что здесь обоюдная польза. Не только человек приходит за помощью, но и люди приходят помогать. У нас огромное количество волонтеров, простых людей, таких же прихожан храмов, трудящихся на работе, имеющих свои семьи, которые при этом умудряются чем-то быть полезными. Кто-то может помочь деньгами, кто-то приносит со своего огорода цветы для украшения храма, кто-то продукты, кто-то может отвезти человека за документами на другой берег на машине и так далее.
В нашей Новосибирской епархии действует огромное количество центров, которыми руководят люди, близкие по духу нам, которые сами изучают основы веры и готовы передавать эти знания своим подопечным. У нас есть и епархиальный центр для бездомных «Фавор». Существуют ангары спасения, три автомобиля, которые в прошлом сезоне освятил владыка, и они ездят в самые лютые морозы. И тех людей, кто греется на теплотрассах, отогревают не только добрым словом и питанием, но и помогают им потом в жизни.
У нас строится епархиальный центр, который назовется «Домом милосердия», где будут ухаживать за пожилыми людьми, которые не могут найти себе пристанище. В городе Бердске существует Богоявленский храм, удивительный, деревянный, а на его территории целых два корпуса больницы, где занимаются с тяжелобольными детьми (и с церебральным параличом, и с отставанием в развитии, и с аутизмом). Причем один корпус рассчитан на детей до 11 лет, а другой на старший возраст.
– Помощь бездомным, и достаточно серьезная, в Новосибирской епархии осуществляется. А вы слышали когда-нибудь упреки такого плана: зачем им помогать? Эти люди выбрали сами себе этот путь, они грязные, они не работают, паразитируют.
– Упреки возможны в любой сфере деятельности. Очень часто можно встретить мнение о том, зачем помогать кому-то одеждой, деньгами или продуктами. Люди начинают паразитировать. Вы знаете, эта проблема действительно есть. Да, нам кажется, что социальный работник человек улыбающийся, очень добрый, искренний, который все для тебя сделает. К великому сожалению, очень часто социальные работники огрубевают сердцем, у них уже не хватает улыбки на всех, не хватает радости. Ведь мы знаем, сколько мошенников охотятся за нами, за нашими банковскими счетами. А сколько людей приходят в церковь и делают вид, что они в чем-то нуждаются, а на самом деле у них корыстные интересы... Этим всем занимаются люди, которые понимают, как это устроено.
У нас социальные работники проходят курсы повышения квалификации в Москве, где им рассказывают и объясняют, как именно должна выстраиваться помощь. Поэтому, естественно, можно много рассуждать о том, что волк всегда в лес смотрит. Что наш подопечный из центра для бездомных сбежит и вернется к своему привычному образу жизни. Это его право и его выбор. Христианин не может заставить его жить правильной жизнью. Но, проезжая мимо в сорокаградусный мороз, мы не можем позволить себе оставить его умирать, потому что это ляжет на нашу совесть. Поэтому, помимо социальной работы, в нашей епархии проводится деятельность по самым разным направлениям, далеко не таким очевидным. И если люди, в принципе, спокойно слышат о церковном образовании, просвещении, миссии, культуре, то очень удивляются, например, таким направлениям, как спорт. Как связаны Церковь и спорт? А почему бы им не быть связанными? Церковь там, где люди, и если люди увлекаются спортом, посвящают свою жизнь профессиональному спорту, то почему Церковь не может привнести в эту их профессиональную жизнь толику духовности, молитву, напутствие, правильное отношение не только к победе, но и к проигрышу, заботу о подрастающем поколении? Поэтому и военно-патриотическая, и подростково-молодежная деятельность, и окормление нуждающихся, и издательская, книжная деятельность у нас есть. Хотя мы знаем, что сейчас люди практически не читают, но в то же время у нас в епархии успешно издаются журналы, книги, которые с радостью передаются из рук в руки, пусть даже в электронном виде, но мы продолжаем развивать интерес к чтению…
С обилием нашей работы, я уверен, можно ознакомиться как на интернет-сайте, так и в телепередачах Новосибирской епархии, передача «Путь к храму» подробно рассказывает не только о служении нашего любимого владыки, правящего митрополита Новосибирского и Бердского Никодима, но и о различных епархиальных мероприятиях самого разного уровня, о церковной деятельности, о деятельности, близкой к Церкви, о различных общественных событиях, в которых принимают участие неравнодушные православные люди. Ведь Церковь отделена от государства, но не отделена от русского народа.
Ведущая Инесса Титова
Записала Полина Митрофанова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
Всенощное бдение 7 октября 2024 года
Вечерня с акафистом прп. Сергию Радонежскому, 7 октября 2024 года
Божественная литургия 7 октября 2024 года
Этот день в истории. 7 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!