Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

10 мая 2023 г.

– Мы встречаемся в праздничный день памяти Георгия Победоносца. Этот день мы отмечаем накануне великого праздника Победы – это не случайное совпадение. Этот праздник является особенным и для Вас как настоятеля храма, носящего имя святого Георгия. Кем был и остается для нас этот великий святой?

– Мне очень приятно начинать нашу сегодняшнюю беседу с разговора о святом великомученике Георгии. Действительно, по благословению высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского, я несу послушание настоятеля единственного полноценного приходского храма в Новосибирске в честь этого святого. Однако даже для нашей епархии это далеко не единственное святое место, где мы можем вспомнить об этом святом и поклониться ему. У нас есть правый придел в Александро-Невском соборе, где совершаются будничные службы, где традиционно владыка митрополит совершает праздничное богослужение 6 мая. У нас есть известная почти всем новосибирцам часовня в мемориале «Монумент славы», хотя она уличного формата, в ней не проходят регулярные богослужения, но богослужения, посвященные великомученику Георгию, Дню Победы, памяти усопших, проводятся достаточно часто – об этом наши горожане знают. В епархии существует еще один храм, в городе Бердске, в Новом поселке, посвященный этому святому. Если мы посмотрим в масштабах Сибири, да и всей России-матушки, то увидим, что множество православных храмов носит имя этого великого святого.

Конечно, для того чтобы познакомиться со святым, нужно прочитать житие. Я могу кратко пересказать какие-то основные моменты, дать отсылки, но обязательно рекомендую нашим телезрителям, слушателям посмотреть на это дело с личной стороны: обязательно прочитать житие, помолиться, обрести икону и, конечно, посетить храм, который празднует свой престольный праздник, чтобы почувствовать особую атмосферу праздничного дня.

Наверное, для многих наших соотечественников это имя на слуху с самого детства. Здесь даже вопрос не в том, что мы видим Георгия на гербе нашей столицы Москвы, не в том, что его изображение на монетах, которых сейчас уже не найдешь. Откуда само название «копейка»? На ней изображен копьеносец, который этим копьем побеждает змея. Мы знаем, что издавна наш мудрый народ почитает Георгия как покровителя армии, воинов. Для нашей страны эта тема всегда была очень важной.

Последние годы мы жили очень спокойно, без каких-то потрясений на военной арене. Для многих людей специальная военная операция стала личным ударом. Они не ожидали, что такое возможно. Для тех людей, кто хорошо учил историю, – это не новость. Мы прекрасно знаем, что наша страна регулярно была участницей различных конфликтов разной степени тяжести и ответственности. Как правило, мы отстаивали свои земли, давали отпор врагам, защищали слабых – вели христианскую политику, хотя христианство тяжело соотносится с политическими дрязгами, наверное, поэтому мы зачастую страдаем, потому что пытаемся совместить несовместимое, в политике вести себя так, как в жизни ведут себя христиане: уступая, прощая, помогая слабым и нуждающимся. Возникла традиция связывать память великомученика Георгия с чем-то военным.

У нас есть еще одна часовня – в Доме офицеров, совсем недалеко от нашего кафедрального собора; и есть еще один полноценный храм, к сожалению, недоступный для общего посещения, – храм св. Георгия Победоносца, не так давно возведенный и освященный митрополитом Никодимом в ракетной дивизии, где военнослужащие, офицеры имеют возможность участвовать в регулярных богослужениях и особо праздничных торжественных службах. Так повелось, что хоругвь с изображением Георгия, знамя с ним – это неизменно важный атрибут в жизни военных. Своим покровителем его считает и казачество.

Удивительно, что Георгий Победоносец является покровителем и земледельцев. Его считают своим не только русские, по истории он не русский человек. Мы говорим о Каппадокии – это совершенно другая страна. Его очень любят грузины, почитают за своего национального святого; и дни его памяти – это национальные государственные выходные. У нас действует приход Георгия Победоносца, представляющий собой объединение православных верующих, которые по национальности являются грузинами. Они возводят удивительный, небольшой, но очень красивый деревянный храм на территории Сибирского кадетского корпуса в честь святой равноапостольной Нины, царицы Грузинской. Она напрямую связана с Георгием Победоносцем, потому что была его родственницей и всегда особо почитала его память, продвигала его удивительное достоинство – и воинское, и христианское, просвещая свою страну. Поэтому это еще кажется понятным. Но совсем непонятным кажется, когда мы узнаем, что Великобритания тоже чтит Георгия Победоносца как своего национального святого.

Мы переходим уже к тому, что это наш общий дивный святой, житие которого не может оставить равнодушным никого, потому что великомучениками называют только тех, кто мучился очень сильно и долго. Если посмотреть на его житие, жизнеописание, то совершенно непонятно, почему такой человек должен был мучиться. Сын достаточно талантливого военачальника, богатой женщины получает замечательное образование, выбирает своим путем военное дело и, как бы мы сейчас сказали, достигает всех высот, т.е. все те ожидания, которые возможны были у родителей, он превышает и со временем становится любимчиком императора Диоклетиана. Он очень рано лишается родителей, мать умирает, когда ему исполняется 20 лет. Он становится богатым. По современным меркам – это то, к чему многие стремятся в течение всей жизни. Он молодой, красивый, талантливый, военный, имеющий профессию, уважение, место в обществе, любимец императора и не обделен деньгами – у него все есть. Казалось бы, по-мирски, человек в таком положении, так рано все это получивший и достигший, должен сидеть и молчать, не высовываться, чтобы не лишиться денег, власти, головы.

Георгий действительно до поры молчал, видел гонение на христиан, очень надеялся, наверно, что это что-то временное – помутнение разума у императора или злые козни врагов, но когда увидел, до каких масштабов доходит это безумие, какие размеры обретает, не смог остаться безучастным. Святой воин был в должности римского тысяченачальника, т.е. под его прямым подчинением тысяча человек. Он, естественно, не мог допустить, чтобы эта тысяча человек, его отряды войск соблюдали указы императора, касающиеся гибели христиан. Георгий сам был искренне верующим христианином, покровительствовал христианам. В конечном итоге не смог молчать.

Мы говорили на прошлом занятии о тайных учениках. Возможно, можно было бы, будучи одновременно внутри этой системы, покровительствовать христианам, но Георгий не смог найти в себе возможность совместить два противоборствующих начала и избрал христианскую прямоту и честность, за что понес жесточайшее наказание, потому что любимчик императора, талантливый, молодой, красивый и богатый человек, должен идти в ногу с тем, что диктует политика власти, а вовсе не против. Естественно, император был опечален, рассержен, разгневан.

Георгия мучили много дней самыми разными и изощренными способами: колесовали на специальном колесе, из которого торчали страшные гвозди, купали в негашеной извести, чем только не поливали, не били, не кололи, заставляли выпить смертельные яды – это все не работало. На глазах у мучителей зарастали, затягивались раны; либо приходил ангел и защищал, покрывал его. Конечно, это все только раздражало императора.

– Это не пугало императора?

– Только раздражало. Людей, озлобленных, считающих Бога своим противником, почему-то не касается чудо, не радует, они не делают какого-то, казалось бы, логичного вывода – это их только злит, раздражает: «Я тебя все равно убью». В конечном итоге свое страшное, черное дело Диоклетиан довершил. Правда, источники говорят, что его жена или наложница (путаница в истории, мы ее знаем как царицу Александру Римскую) тоже пострадала. Он потерял не только своего начальника и будущую надежду, но еще и свою любимую женщину, потому что она тоже, взирая на эти мучения, видя невероятные чудеса, которые раз за разом с легкостью происходят, поняла, где правда, где истина. Царица Александра тоже была убита и своей мученической кровью приняла крещение на Небесах.

Каждый раз, возвращаясь к чтению этого жития, мы не можем не удивляться мужеству, стойкости, какому-то глубокому осознанию Георгия, что происходит и почему, и понимаем, что самые известные чудеса (на иконе, где Георгий убивает змея) произошли уже после его смерти. Т.е. Господь настолько возвысил его, что даровал возможность еще и после смерти людям являться и помогать – это одна из возможных легенд. Кто-то предпочитает относиться к ней аллегорически, что речь идет о победе над язычеством и восстановлении христианства, кто-то говорит, что действительно существовала такая деревня, был страшный дракон, который повадился поедать молодых людей, причем выбирал самых красивых девушек. Пока девушка правителя деревни не оказалась съеденной, Георгий пришел и их спас.

Нас не интересует в мелочах, что это за змей, хотя зачастую люди по незнанию целуют именно змея, а не ноги великомученика Георгия (на это стоит обращать внимание), интересует сам факт того, что этот святой с нами. Если он был там, спасая жителей маленькой деревни, разве не будет он вместе с нашей любимой Россией, Родиной, которая отстаивает интересы своих людей, ближних, дальних, которые едины нам по духу и стремятся не просто к девизу: «Мы русские, поэтому с нами Бог», а к этому: «Мы Божии и стараемся жить по заповедям Божиим».

Достаточно послушать нашего президента, который говорит, что мы не хотим быть «родителем один» и «родителем два», не хотим встречать мужчин в платьях. Хотите вы – живите, но не заставляйте нас считать себя ненормальными, если мы живем по норме. Это великая война за норму морали, христианской нравственности – мы сейчас являемся ее свидетелями. Поэтому неудивительно, что в нашем храме великомученика Георгия регулярно совершаются особые молебны с чтением молитвы о Святой Руси, мы поем акафисты великомученику Георгию, к нам приходят люди, подают записки или делают это через сайт «великомученик.рф»,  они имеют возможность попросить у Господа милости через моление великому полководцу, удивительному, талантливому в этом деле человеку.

Cтойкий, крепкий, он и после своей мученической, страшной кончины не раз помогал людям. Взирая на это, помня, сколько людей считают его своим покровителем, сколько людей обращаются к нему в своих молитвах, мы можем почувствовать, какой это важный и удивительный праздник.

Я бы хотел добавить, что особым покровительством великомученика Георгия этот день отмечают ребята, которые занимаются у нас в отряде. Еще у нас при храме во имя мученика Вонифатия в городе Бердске, представительском приходе, есть отряды братства православных следопытов. Молодежная организация ориентируется на детско-юношескую аудиторию, представляет собой современное, актуальное для нашей религии, осознание скаутинга. То есть «следопыт» – это перевод слова «скаут». Наши ребята ходят по лесам, пытаются ориентироваться по азимуту, пользоваться компасом, подниматься по неизвестным скалам, самостоятельно разжигать костер, даже в непогоду, ночевать в непогоду в лесу, ставить самостоятельно палатку, готовить пищу на костре и многое-многое другое. При этом изучают свою веру и историю, что очень важно.

Поэтому при нашем храме также существует такой отряд, и если все получится, сегодня ребята соберутся в городе Бердске на Георгиевских играх. Сначала пройдет Георгиевский парад – это очень значимый для наших следопытов день, связанный с великомучеником Георгием Победоносцем. Мы надеемся, что эта нить патриотического воспитания, которая сейчас потихонечку начинает бережно окутывать нашу страну, не порвется и мы будем иметь спустя годы людей искренне и крепко любящих свою Родину. Не мечтающих работать где-нибудь на Западе за большие деньги, не стремящихся получить образование за границей и выучить как можно больше других языков, а искренне стремящихся принести пользу своему Отечеству. Как мы молимся в молитвах о детях? В конце молитвы добавляем: «Господи, благослови, чтобы они росли и крепли родителям своим на радость, Церкви и Отечеству на пользу». Это глубокая мысль. Мы воспитываем наших деток, и они улетают, пребывая в мнимом космополитизме, не обращая внимания на какой-то конкретный народ.

На самом деле в духе космополитизма звучит нелюбовь вообще к кому-либо. Как ты можешь любить весь мир, если не можешь полюбить даже один народ? Поэтому мы верим, что этот день, который не случайно предваряет торжественный праздник для нашей страны – День Победы в Великой Отечественной войне, тесно связывает юные души нашей страны с теми людьми, что были свидетелями тех страшных лет. Они помнят, насколько наши святые помогли, по милости Божией, в этом непростом испытании, состязании, борьбе со злом. Конечно, не случайно капитуляция фашистской Германии была подписана как раз в дни памяти великомученика Георгия, потому что мы до сих пор верим, что он своим огненным мечом, пламенным копьем, крепким щитом ограждает нашу страну, пребывает с каждым из нас, не только с нашими воинами, но с каждым человеком, кто его почитает и любит.

– Уже совсем скоро мы будем праздновать День Победы. Как Церковь будет отмечать этот великий день?

– Конечно, Церковь совершит богослужение согласно церковному календарю и требованиям Церковного устава, она не может проигнорировать событие, которое стало глобальным и важным для целого ряда поколений. Люди пребывали фактически в аду. Они столкнулись лицом к лицу с таким проявлением человеческой ненависти, которая сметала все вокруг. Неудивительно, что радость, которая захлестнула людей – свидетелей этой Победы, коснулась и Церкви, потому что Церковь всегда была со своим народом. Церковь молилась об этой победе, молилась о наших полководцах, наших правителях, хотя, казалось бы, они были ярыми коммунистами и слышать ничего о Боге не могли. Церковь принимала в войне участие деятельно, поэтому многие из наших священников имеют военные награды, потому что, будучи священниками, они участвовали в боевых действиях, сражались, защищали свою страну не только словом, но мечом. Много священников духовно окормляло воинов. Это только в литературе описано, что они шли в бой со словами  «за Отечество, за Сталина». На самом деле люди кричали самые разные слова, и поддержать их боевой дух была задача не из легких. Даже те, кто был в тылу, начал трудиться совсем еще юным, ребенком, денно и нощно могли приносить немалую пользу.

У нас есть приход Успения Пресвятой Богородицы в «Березовой роще». Одно время, как раз в войну, этот храм был даже кафедральным. Этот храм самостоятельно собрал огромнейшую сумму – более полутора миллионов советских рублей на нужды Красной Армии. Настоятель даже получил награду за помощь Красной Армии, потому что это внушительная, серьезная сумма, которая наверняка принесла победу воинам. Может быть, не в глобальном плане, а в каком-то локальном сражении. Потому что Церковь – это люди. «Экклесия» с греческого – это «собрание верующих людей». Как мудро говорит наш русский народ: «Церковь не в бревнах, а в ребрах». Поэтому Церковь там, где ее народ, там, где его боли и печали, его радость.

В этот удивительный день мы вспоминаем не только радость Победы, но и страшную горечь потерь. Огромное количество семей остались без своих дедов и отцов, братьев и сестер, маленьких детей. Какие-то деревни, части городов были просто сметены этой адской силой, и поэтому этот праздник, как поется в очень теплой и известной песне, для нас со слезами на глазах. 

Как правило, на приходах в этот день совершается благодарственный молебен о победе. Мы благодарим Господа за дарование такой великой радости. Совершается панихида по всем усопшим воинам. Если прийти на наши кладбища, то можно увидеть немало могил людей,  погибших не во время боевых действий или от ран, но это те, кто имел статус ветерана, участника боевых действий и даже ветерана труда. Наверное, нет ни одной семьи, которой не коснулась бы эта тема, что доказывает народное шествие «Бессмертного полка». К сожалению, в этом году оно пройдет для нас в другом формате, но сама идея этого шествия доказывает и показывает, что даже для современного человека эта тема должна быть близкой.

Нам было бы приятно, чтобы наши телезрители не только посмотрели парад по телевизору, не только услышали обращение президента, но и посетили святой храм. Поставили свечу – благодарность Богу за победу, за упокой близких, родных, которых коснулась эта страшная война. Немыслимо не попросить у Господа благословения, помощи благодатной и исправления той ситуации, в которой сейчас мы находимся. Любой военный конфликт, какой бы он ни был по размерам, всегда переживание, боль, печаль и сотни, тысячи смертей. Но мы верим, что Милосердный Господь не оставит нас без Своей благодатной поддержки и рано или поздно эти печальные страницы в нашей истории перелистнутся и Господь дарует нам победу добра над злом.

Этот день хоть и не является церковным праздником, но чрезвычайно важен не только для Русской Православной Церкви и ее прихожан, но и для всех наших телезрителей. Он должен стать днем памяти и скорби по почившим, днем торжества о Великой Победе, дарованной Господом в 1945 году нашему народу, и днем усиленной молитвы о современном положении наших военных дел.

– Тем временем продолжаются пасхальные торжества, и мы готовимся отметить уже четвертую неделю по Пасхе. В это воскресенье мы вспоминаем историю о расслабленном – о его исцелении Христом. Как связано это событие с пасхальными торжествами и в чем его важность?

– В Иерусалиме была купель с пятью входами, там лежало множество больных, и только один раз в год приходил ангел, возмущал воду. Кто первый входил в эту воду, тот получал исцеление. Вроде при чем здесь Пасха? При том, что в то время была одна купель, и действительно только один раз можно было к ней прикоснуться. А теперь этой купелью стал Сам Спаситель. Он теперь Сам является этим источником. Если когда-то ангел возмущал воду всего один раз в год, то теперь мы видим, что священники в храмах регулярно совершают чин водоосвящения, спасительным крестом приводят воду в движение. Каждый пьющий ее, кропящийся ею имеет возможность получить исцеление. Вот тесная связь с Пасхой.

Да, удивительно 38 лет болеть. Нам порой неделю приходится полежать со страшным недугом, и мы уже ропщем. А кто-то заболевает страшной болезнью, и на него страшно смотреть через два-три года. Он говорит: «Я умираю, мне плохо, нет мне жизни». Стреляются офицеры, умирают матери с молодыми детьми, подростки заканчивают свою жизнь, потому что не могут выдержать то непосильное, с чем столкнулись. А здесь мы видим человека, который со своей болезнью живет 38 лет. Он лежит у этой купели, и ему никто не может помочь, хотя это проходной двор, там обязательно мог бы найтись человек. Но нет. Среди этого обилия нет ему близкого, и только Христос идет туда, потому что нет для Него чужого, для Него каждый близок. Он идет, чтобы спасти, выручить больного, и мы видим, что Он не прогадал. Где Он встречает человека после исцеления? В храме. Человек 38 лет лежал, мог побежать на дискотеку, на рынок, в гости к друзьям, а он идет в храм, и Спаситель говорит ему: не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Вот слова, которые мы должны взять за образец. Хочется пожелать и самому себе, и нашим телезрителям не грешить, чтобы не случилось чего похуже. И, конечно, встретиться с Господом Иисусом в храме как можно скорее.

Ведущая Инесса Титова

Записали Людмила Кедысь и Максим Заливакин

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30
  • Суббота, 04 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать