Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

1 февраля 2023 г.

В студии иерей Александр Сахненко, настоятель храма во имя великомученика Георгия Победоносца.

– На этой неделе мы отметили заметный праздник, связанный с нашей российской историей. Этот праздник можно считать современным на все времена. Это –  Татьянин день. В этот день мы поздравляли с именинами всех Татьян и вспоминали святую мученицу Татиану. За какие подвиги ее прославили?

– Да, Вы абсолютно правы. Ее память празднуется по новому стилю 25 января. Это значимый день для многих людей, не только для тех, кто носит замечательное имя Татьяна. У нас достаточно много таких замечательных женщин. Это святая первых веков христианства. Родилась около 200 года по Рождестве Христовом. Она происходила из очень знатной и богатой семьи. Ее отец был трижды консулом, и, несмотря на свою высокую должность в Римской языческой империи, он был тайным христианином. Поэтому вместе со своей благоверной супругой они воспитали дочку в истинной, правой вере, в чистоте. Это очень важно, потому что, выйдя из отроческого возраста, став юной девицей, она очень серьезно подошла к исповеданию своей веры. Отказалась от определенных благ, замужества. Она решила избрать путь святости. Нам кажется, это красиво звучит. Что делать, чтобы быть святым? Нужно заповеди соблюдать. Нужно стараться исполнять то, о чем говорит Иисус Христос, какие заповеди главные: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим… и ближнего своего, как самого себя.

Уже при жизни избрали святую Татиану диаконисой. Был такой древний чин, когда женщины активно принимали участие в церковном служении. Здесь есть сходство со словом «диакон», но это не значит, что женщина тоже возглашала ектении, кадила или как-то участвовала в богослужебных функциях. Дело в том, что «диакон» и «диакониса» происходят от слова «диакония», что означает «служение», причем служение именно социальное. То, что мы сейчас называем социальным отделом, социальными центрами у нас в церквях, – этим раньше занимались диаконы. Их первоначальная задача попечения о столах умножилась множественными функциями заботы о тех людях, кто не мог быть в храме. Они раздавали Причастие, заботились о людях, помогали им. Это же делали и женщины, в основном заботясь о женщинах, чтобы не смущать их в присутствии мужчин, пусть и облеченных в священный сан.

Сейчас ведется много разговоров о подобном восстановлении такого чина в православных церквах, потому что видно, насколько активно женщины принимают в этом участие. До революции у нас в России нечто подобное было: социальное служение, центром которого стала Марфо-Мариинская обитель, где были сестры милосердия в специальных красивых одеждах, белых апостольниках с красными крестиками. Мы и сейчас встречаем сестер милосердия, которые несут свое служение в больницах, детских домах-интернатах, помогая нуждающимся людям. Это отдельная тема.

В то время диакония была очень развитым служением в Церкви, и Татиана была одной из диаконис. Она служила всем своим ближним, нуждающимся в ее помощи. Понятное дело, что такая активная позиция дочери известного человека не могла пройти мимо глаз императора – Александра Северуса. По одним источникам, он был склонен к терпимости, и у него самого дома на личном алтаре было изображение Христа. Он благоволил некоторым христианам. Пользовался какими-то отрывками из Священного Писания в обороте и письменной речи, как гласит «Православная энциклопедия». Но это совершенно не значит, что сам человек был православным и был, так сказать, подвержен христианской вере или продвигал наше вероисповедание. Он был прежде всего императором. А у императоров Римской империи был определенный алгоритм действий. И в то время очень нелегко жилось иноверцам, потому что нужно было приносить жертву идолам. Новый ли год наступал, менялись ли правители, проходили ли Олимпийские игры или что-то подобное – нужно было приносить жертву.

Во многом, помимо идолов, требовалось обязательное (с политической точки зрения) поклонение гению императора. То есть сам император считался живым божеством, и здесь уже работала не религия, а политика. Покажи свою правильную политическую принадлежность.  И если кто-то из представителей других религий мог смириться с этим и сказать: «Ничего страшного, я и тому поклонюсь, и своему поклонюсь», то для христиан такое было невозможным. И по сию пору мы понимаем, что почитаем только одного Бога и никому почтения такого же воздать не можем, даже если этого требуют политические власти. Именно поэтому гонения на христиан продолжались. Ярых, особо ретивых христиан старались лишить жизни как можно скорее, чтобы они своим активным поведением не смущали других людей и не нарушали политический покой в государстве.

Татиана была одним из неудобных кадров, которая своей молодостью и красотой, поразительной грамотностью не должна была ни в коем случае преследовать целей, которые преследовали все христиане. Она должна была быть какой-нибудь богатой чиновницей, очень известной дамой знатного происхождения. Но она избрала вот такой, позорный, как считалось тогда в империи, путь, когда тебя гонят и принижают. Поэтому в конечном итоге ее схватили и попытались разным образом принудить к исполнению  существующих правил. Сначала ее привели в один из главных храмов, где стояли идолы, и попросили выполнить определенные действия, может, даже без приношения, хотя бы просто поклониться императору, выполнить требования государственной этики. Вместо этого Татиана произнесла молитву Господу Иисусу Христу, и случилось разрушение храма. Под обломками погибли люди, а те, кто выжил, очень поразились и стали задумываться, что очень смутило императора и его чиновников. Они подумали, что вся проблема в волосах. Она колдует, волхвует своими волосами. Ее обстригли налысо и отправили в темницу. Но когда вывели из темницы, она и не думала менять свое настроение. Ее привели в храм Зевса, который она тоже умудрилась разрушить искренней молитвой к Богу и горячим желанием показать искренность своей веры и суетную тщетность языческой.

Понимая, что уже происходят катастрофичные вещи с точки зрения веры и с точки зрения государственного устройства, решили замучить Татиану. Мучили христиан тогда изощренно. Это делалось в Колизее, на каких-то открытых аренах. Голодных львов, которых не кормили несколько дней до этого, чтобы они сильнее проголодались, выпускали на одну сцену вместе с беззащитными, зачастую даже голыми христианами, которые никак не могли себя защитить. Львы просто загрызали людей на глазах у радующейся публики только за то, что они исповедуют веру в Бога, Живого Иисуса Христа. Но мы видим, что в случае с Татианой, как когда-то и с пророком Даниилом, все пошло не так, и лев отказался кого-либо есть. Он принялся усиленно вылизывать мученицу Татиану как свою госпожу, что, естественно, не понравилось публике и самому императору. Было принято решение отсечь ей голову мечом. Стоит сказать, что при мучениях свидетелями удивительных чудес стали восемь мучителей, которые не смогли пропустить мимо своих глаз и ушей все происходящее и сами стали верующими людьми, стали исповедовать Иисуса Христа, распятого и воскресшего. За что и они после смерти Татианы были усечены мечом. Поэтому в церковном календаре полностью фраза праздника будет звучать так: «Мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших», потому что в этот день пострадала не одна она, а сразу девять человек.

И возникает главный вопрос: при чем здесь студенты? Мученица Татиана считается покровительницей всех студентов, учащих, учащихся. Этот праздник радостно празднуют и поныне все студенты. Тем более православные, тем более духовные школы особенно отмечают этот день молитвой и радостными празднованиями. Все очень просто. До революции не только у студентов были свои небесные покровители. Небесные покровители были у разного рода войск, полков, разных профессий. Все это объяснялось не тем, что нам кажется сейчас логичным (что великомученик Пантелеимон был целителем – значит, он отвечает за департамент здравоохранения на небе). Нет, это не всегда так. Когда какой-то указ подписывался о создании чего-либо, в тот день люди помнили не только число, они помнили святых, чья память празднуется каждый день. И они, даже если сами не были в храме, понимали, что сегодня память того или иного святого. И тем паче видели в этом Промысл Божий, что вот какое-то общество организуется именно в этот день, значит, если это именно в этот день подписывается указ, то Господь хочет, чтобы святой (или святая) стал небесным покровителем создаваемого общества.

В 1755 году, 25 января по новому стилю, был организован Московский университет. И так как указ подписан именно в этот день, то святая мученица Татиана автоматически стала покровительницей Московского университета, а затем и всех университетов и всех студентов. Не только университетов, но и институтов, училищ, колледжей. И теперь мы с радостью воспринимаем этот день как лишний повод возблагодарить Господа за Его милость к нам, за нашу возможность учиться, получать знания. А святая мученица Татиана, которая хоть и не прославилась какими-то профессорскими должностями или особым знанием, по замечательной традиции продолжает покровительствовать всем нуждающимся в ее молитве и покрове. И своей пламенной верой и любовью ко Христу, деятельным движением к Богу показывает нам пример, каким должен быть и современный студент, и современный педагог, да и вообще современный человек, который, даже если не обучается в учебном заведении, должен продолжать заниматься самообразованием.

– Батюшка, с удовольствием хотим поздравить и Вас с этим праздником. Вы вновь студент.

– Большое спасибо! Да, я обучаюсь сейчас на заочном отделении магистратуры в Московской духовной академии. Хочу подчеркнуть, что это большая радость – учиться, пусть даже заочно. Конечно, очень трудно это совмещать с основным местом служения. Тяжеловато писать научные работы. Но, в конце концов, трудности нас только закаляют и делают сильнее. Гораздо печальнее слышать от какого-либо человека: «Я уже все знаю. Я уже все выучил в своей жизни». Говорят, что только дурак может назвать себя умным. А все умные люди предпочитают называть себя дураками. И в этом что-то есть. Потому что чем больше мы узнаем, тем больше понимаем, что на самом деле мы ничего не знаем. Но мы сотворены по образу Божию, а образ Божий – это способность отражать Божественные свойства в себе, и наш Бог, естественно, Сам Всемудрый, Всеведущий.

Конечно, человек тоже в своей жизни склонен не деградировать, а изучать, узнавать новое и пользоваться этими знаниями в своей жизни. Поэтому искренне хочется пожелать и всем нашим телезрителям тоже, даже если нет возможности как-то комплексно, систематически изучать что-то новое или богословские дисциплины, хотя бы делать это индивидуально, слушая лекции в Интернете, которых множество; внимательно слушать наши передачи, хотя бы по телевидению. Читать книжки, общедоступные во всех православных библиотеках, лавках. Потому что это делает нам большую честь. Изучайте Писание, говорит нам Господь, а также Его ученики, потому что это очень важно. Мы будем стараться этому следовать.

– Память еще одной святой мы будем праздновать совсем скоро, в начале февраля. Речь идет о Ксении Петербургской. За что она так почитаема и любима в народе?

– Да, вот такой у нас женский день получается. Ксения тоже из знатного рода. Она была дворянкой. Конечно, это уже не первые века христианства, это наша Российская империя, ее столица Петербург. Молодая девушка из богатой семьи выходит замуж за полковника и счастливо живет с ним три года. Наверное, история бы и дальше продолжалась. Но мы знаем, что в то время (это первая половина XVIII века) было огромное количество эпидемий. И корь, и оспа. Вот недавно нам казалось, что пандемия коронавируса – это посланные нам с неба неизвестные кары. Но это просто отсутствие исторической памяти. Потому что раз в сто лет периодически потрясает мир какая-то проблема. Может быть, не такого пандемийного размаха, но с эпидемиями наша Церковь и наше государство сталкивались неоднократно.

И от одной из вспышек этих эпидемий погибает супруг Ксении – благочестивый господин Петров. И она за эту ночь делает переоценку своих ценностей. Обладая полномочиями, правами, какими-то привилегиями, определенной властью, она пересматривает весь смысл жизни. Потому что у нее рушится все. Великая, большая любовь, которая там действительно была, уходит. Мужа больше нет. И Ксения начинает задумываться, что все прах и тлен. Даже мы сейчас задумаемся, ради чего мы живем. Мы же крутимся как белка в колесе. Мы стремимся быстрее-быстрее заработать, а потом эти заработанные деньги поедаем, отдаем долги, вкладываемся во что-то материальное. Но perpetuum mobile человек до сих пор не изобрел. То есть у нас нет этого вечного двигателя. Потому что нет ничего вечного под луной. Мы можем надеяться на любимого человека – он может нас покинуть. Мы можем мечтать о ребенке, вкладывать в него все усилия – а он может уехать в другую страну, сменить номер телефона и сказать: «У меня нет родителей, я сам по себе». Мы можем надеяться на друзей – они могут предать. Мы можем вкладываться в доллары – они могут оказаться бумажками, мы совсем недавно это видели, стали свидетелями множества личных катастроф людей. Мы можем вложиться в дом или другую недвижимость – она сгорит. Вечна лишь душа христианская, которая будет после смерти жива.

Вот такие мысли, наверное, одолевали Ксению. И она поступила с современной точки зрения абсолютно нелогично, абсолютно непонятно. Так что и родственники, и мы, наверное, правильным и верным посчитали бы – вызвать врача психиатра. Вся проблема была в том, что она, переосмыслив свое содержание внутреннее, духовное, выбрала путь спасения. Как мы говорим в таинстве Крещения цитаты из Евангелия, надевая крестик на человека: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет. Ксения эти слова исполнила буквально. Она отверглась себя. В день похорон мужа надела его мундир и сообщила всем, что она – Андрей Федорович, то есть – супруг ее, а умерла она, Ксения. И, понятно, родственники списали это на страшное внезапное горе, которое вызвало психическое потрясение, и ждали, что врачи как-то помогут, время вылечит. Но ничего подобного не было. Дело в том, что дом, в котором Ксения жила, она тут же отдала своей дорогой подруге, а деньги, имущество (очень немалое) стала раздавать налево и направо. Встревоженные родственники пригласили специальную комиссию, которая должна была признать ее неадекватной, и имущество должно было сохраниться. Но комиссия выяснила, что она абсолютно адекватный человек. Следовательно, может распоряжаться своим имуществом как хочет.

Дело в том, что Ксения взяла на себя подвиг юродства Христа ради. Вот это очень странное и непонятное служение, мы таковых знаем совсем мало (еще вспоминается блаженный Василий, который по Москве бегал голым даже зимой). То есть это поведение ненормальное для мира. Как монах отказывается от мира, одеваясь в рубище, в обычную одежду, и трудится, так здесь человек ведет себя как умалишенный, как немножечко сумасшедший. И Ксения стала в этом мундире раздавать свое имущество. А после этого осталась жить на улице. Никто не знал, где она ночует. Все видели ее днем. Она ходила по улицам, закоулкам, принимала милостыню, но больших денег не брала. Она брала только копейки, да и те сразу же раздавала беднякам. А ночью исчезала куда-то, что вскоре вызвало подозрение полиции (мало ли, может быть, она замешана в каких-то махинациях). И когда за ней проследили, увидели, что она уходит в поле за город и молится там всю ночь на коленях. Делает земные поклоны на все четыре стороны света. А с рассветом поднимается и идет кому-то помогать возделывать огород или у кого-нибудь сидеть с ребенком.

Сначала все воспринимали Ксению как местную блаженную дурочку. Но потом стали обращать внимание, что Господь за ее подвиг дал ей удивительный дар. Кто разговаривал с ней, тот получал утешение. Дети, которых она брала на руки или с которыми играла, выздоравливали и долго не болели. И если у какого-то лавочника она покупала или просто просила пирожок, у того начиналась очень активная, бойкая, хорошая торговля в этот день. И поэтому все стали за ней ходить с детьми, лотками, пирожками, надеяться, что именно их товары, ребенка она выберет.

У Ксении был дар прозорливости, и она им пользовалась, как и все святые, видя особую нужду людей. Тому, кому нужно было, рассказывала. Вот, допустим, этой подруге, которой отдала дом, однажды сказала: «Что ж ты сидишь и даже не знаешь, что Бог тебе сына подал…». Та побежала и увидела, что беременная ехала разрешаться, родила в дороге и сама умерла. Ее там хоронят, а ребенок, младенец, лежит и плачет, никому до него дела нет. Она его домой взяла, усыновила, воспитала как сына. А своих детей не было. И поэтому он, почитая ее как любимую маменьку, до самой смерти ее выхаживал, заботился, любил. И та всегда с добром вспоминала это предвестие Ксении.

А другой барыне она сказала: «Что же ты, голубка моя, сидишь? На кладбище твой муж свою жену хоронит». И они вместе с маленькой барыней побежали на кладбище. Увидели процессию похоронную: молодой врач похоронил жену, скончавшуюся в родах. Вот он от чувств упал в обморок, никто этого даже не заметил. Они подбежали отхаживать его. Через год та вышла за него замуж и счастливо прожила до конца дней своих. Это трогательные мелочи, что определили направление, за которое отвечает в умах людей Ксения. Особенно это сказалось после ее смерти, когда произошло множество чудес.

Первым зафиксированным чудом был удивительный случай, когда Ксения не способствовала браку, а, наоборот, его разрушила. Потому что он был неправедный. У молодой очень богатый дворянки появился замечательный ухажер – офицер. Они собрались заключать брак. И вот в день свадьбы они решили с мамой поехать на Смоленское кладбище, где была похоронена Ксения, отслужить по ней панихиду. И в тот момент, когда они служили, ее будущий жених поехал в казначейство, чтобы получить там огромные деньги по документам, которые были подложными. Его узнал местный охранник. И оказалось, что это был каторжник, который сбежал с каторги, убил офицера и присвоил себе его имя. Его тут же арестовали. Навечно посадили или казнили. А удивленные и ошарашенные мама с дочкой поняли, что по молитвам Ксении не случилось беды. И с тех пор, конечно, Ксению Блаженную почитают как покровительницу всех вдов, всех дев, которые хотят выйти замуж, но не могут никак решиться на это или не получается у них, и вообще всех сирых, убогих, обиженных.

И удивительна эта память. Дело в том, что Ксения во многом показывала для нас пример не совсем типичной жизни. Вряд ли сейчас кто-то может такой же подвиг подъять. Потому что мы привыкли с самого детства к комфорту. Нам нравится тепло, когда уютно, когда удобно, когда сытно и вкусно едим. Да, мы готовы пост подержать недолго, может быть, недельку. Можем от алкоголя воздержаться, допустим, месяц. Помните, юноша молодой приходил ко Христу: «Я все заповеди с детства соблюдал. Что мне не хватает для спасения?» Ему Христос пообещал место в раю. Фактически! Сказал ему: «Все продашь и за Мной пойдешь».  Где бы он был? Он бы с апостолами блаженствовал. Но, как говорит Священное Писание, парень этот, скорбя, отошел, пренебрег вечным спасением души своей и возможностью находиться со Спасителем мира, Богом Самим, ради своих земных благ. И мы, собственно, все такие же.

А Ксения умудрилась… Парадокс: нам кажется, что святые – это какие-то все бедняки. Мы вспоминаем: он в лаптях ходит, это удобно. А если дворянин – обязательно плохой, барин. Вот примеры: мученица Татиана, мученица Ксения, будучи сами знатными, богатыми, имеющими все блага земные, отказываются от них, чтобы последовать за Христом. Кстати, ночами Ксения не только делала земные поклоны. Та самая Смоленская церковь на кладбище, где потом она была похоронена, строилась в то время, пока святая была жива. И местные работники замечали: когда приходили утром на смену, кирпичи были аккуратно сложены наверху, хотя лежали внизу. Выяснилось, что каждую ночь блаженная Ксения приходила и таскала эти тяжелые кирпичи наверх, чтобы облегчить работу мужчинам и ускорить строительство храма.

Будем подобны святой блаженной Ксении. Может быть, не в ее юродстве, но в ее поступках, стремлении к Богу, в ее пламенной любви к своему супругу и к ближнему.

Записали Анастасия Гергель и Елизавета Агина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05
  • Среда, 01 мая: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать