Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

4 декабря 2024 г.

– Мы говорили с вами о важности молитвы (как частной, так и общественной), которая совершается в церкви. И совершают ее священнослужители – люди, наделенные особой миссией и всегда находящиеся под пристальным вниманием  прихожан. Вот удивительно – батюшка улыбнулся. Батюшку встретили в магазине – оказывается, он в магазин ходит. Вот батюшка подъехал на дорогом автомобиле. А вот и животик отрастил. Откуда это все? На какие деньги священники живут и содержат еще такие большие семьи? (Обычно в семьях священнослужителей много детей.) Давайте, батюшка, немного приоткроем эту сторону.

– Давайте. Мы с вами разговаривали уже о роли, смысле, значении священного сана, о том, как становятся священниками, какие есть требования к образованию, компетенциям. Тему, которую Вы предлагаете, действительно стоит затронуть. Ладно, если люди между собой об этом говорят, но есть же еще средства массовой информации.

О священниках говорят так же, как о самолетах: только тогда, когда они падают. Неинтересно прочитать новость, что Boeing 737, который летел рейсом 1530, успешно приземлился в Сочи. Но о падающем самолете будут говорить все, даже если это какой-то маленький самолетик, который летел в Малайзию, потому что это особенно интересно. Вообще негативные эмоции вызывают в человеке больший отклик, чем положительные. Кому-то где-то хорошо – и что? Вот если кому-то плохо (или мне плохо), сразу зажигается глаз.

Поэтому люди, замечая жизнь священников, вольно или невольно в основном выделяют только негативные моменты. Вы сейчас наспех привели пример и тоже пробежались по полноте, по излишним деньгам, по дорогому автомобилю. Ведь это все то, что бросается человеку в глаза и его смущает.

Давайте потихонечку разбираться. Во-первых, священник точно такой же человек, как все остальные люди. Поэтому здесь не должно быть каких-то волнений в плане того, что он тоже в магазин ходит. И в магазин ходит, и с детьми в цирк может сходить, и в театр с женой; может, даже пойдет в ресторан поздравить тещу с юбилеем.

Есть, конечно, места, где очень странно увидеть священника. Это, как правило, места, связанные с какой-то азартной игрой, блудом, излишним употреблением спиртных напитков. Но во всех остальных общественных местах, естественно, мы можем увидеть батюшку, причем как в облачении, так и без него. Это не значит, что священник мимикрирует, пытается делать вид, что священного сана у него нет. Просто, к сожалению, очень часто для многих людей черное облачение (подрясник или ряса) является некоторым триггером. Причем не для обычных людей, адекватных и простых, а скорее для душевно больных, пьяных, с какой-то внутренней болью. То есть они сразу бросаются на батюшку с вопросами, какими-то наездами, требованиями что-то им тут же предоставить. Поэтому порой затруднительно бывает делать житейские дела в облачении.

У меня был случай, когда мы поздно вечером с супругой закупали для приходской трапезы на престольный праздник много сладкого, нарезной колбасы. Мы специально пошли поздно ночью за покупками, чтобы никого этим не смущать, и все равно мужчина на соседней кассе ткнул в нас пальцем и сказал кассиру: «Видите, как на наши пожертвования жируют батюшки». Я был без облачения. Но, наверное, борода, внешний вид, публичность выдают во мне священника. И когда мы видим батюшку без облачения, это не значит, что он прячется. По тому же рынку таскать сумки гораздо удобнее в штанах, чем в подряснике. Но, впрочем, даже если священник в облачении, в этом нет ничего удивительного, что он пошел выбирать еду или игрушки для своих детей.

Как, например, в детстве учителя для нас были небожителями. Мы не задумывались, что учителя ходят в магазин или у них есть свой огород. Мы очень удивлялись, когда видели учителя в непривычной обстановке в обычной одежде или стоящим в очереди. Мы говорили: «Мама, смотри, там Нина Николаевна стоит!» Примерно так же люди, особенно простые, сердцем и душой говорят: «О, батюшка!» И некоторые даже несутся брать благословение.

– А можно ли это делать в такой ситуации?

– Ну, как Вы думаете, если полная маршрутка, а мы бежим, расталкивая людей локтями, срочно взять благословение? Или у батюшки обе руки заняты, а человек бежит, говорит: «Срочно меня благословите». Тут важна уместность. Если есть возможность, если вы не в толпе, никого этим не смутите, можно взять благословение. Если толпа людей, наверное, должно быть чувство уместности.

Нет никакого греха взять благословение у батюшки, когда он без облачения или не занят.  Если, например, он разговаривает по телефону, то, наверное, не принято бежать брать благословение. У нас почему-то верующих людей это не останавливает. «Мало ли, что он по телефону говорит. Пусть меня благословит и идет дальше, он же батюшка». Поэтому к священнику очень необычный интерес.

Например, о депутатах мы тоже любим говорить плохо, что они толстые, с деньгами, наглые. И интересно: чем они там занимаются? Воруют! Вот и про священников так же говорят. Что это он на такой дорогой машине ездит? Феномен дорогой машины на самом деле отходит уже в далекое прошлое. Скажу честно, новое поколение священников, по моему личному наблюдению, не страдает от этой проблемы. И я всегда отвечаю очень просто: священники – плоть от плоти своего народа.

Современный человек живет не в вакууме. Следовательно, священник, допустим, лет пятидесяти является для многих наших телезрителей одноклассником, однокурсником, однокашником, с которым в одном дворе играли. О чем мечтали советские мальчики?

– О квартире, машине.

– И в космос полететь. К космосу с возрастом, может быть, оттаял интерес, а к большой машине остался. Поэтому чего удивляться, если Вася стал спортсменом, Гена бизнесменом, Толя стоматологом и у них  есть эта большая машина. И если условный Вася стал священником, почему у него не должна появиться эта машина, если он о ней всю жизнь мечтал? Просто у нас сразу в голове возникает мысль: ага, это он на церковные деньги ее купил! В этом вся проблема. То есть у нас сразу возникает ощущение, что раз он батюшка, у него не может быть таких денег.

Подождите, мы все живем в мире. У человека может быть недвижимость, богатый дядя, который ему отписал наследство, а может, родители уже умерли, квартиру ему оставили. У человека может быть кредит. Я бы понял людей, которые не берут кредит и удивляются кредиту у батюшки, но в основном удивляются люди, которые сами берут кредит. Но если вы берете кредит и это вам позволительно, то разве семье священника не позволительно взять ипотеку на квартиру, кредит на автомобиль или стиральную машину? Все это так и делается, просто мы не думаем об этом.

Когда мы смотрим на большой и дорогой автомобиль, мы же не думаем, что его, наверное, батюшке подарили. Хотя, верите или нет, в моей практике такое было: не мне пока, к сожалению, но моим знакомым дарили богатые люди машины, потому что видели, на каких машинах ездит священник. Один ездил на «Волге», которая постоянно ломалась. У другого была уже очень старенькая машина, человек взялся ее отремонтировать, а потом просто-напросто подарил новую.

Но для нас, людей из мира тяжелой, жестокой жизни, это все кажется какой-то фантазией. Ну как это – кто-то возьмет и тебе что-то подарит? За что? Это делается в том числе и из уважения к сану. Для человека, который захотел сделать этот подарок, это какое-то доброе дело, что он помог Церкви, священнику...

Этот внимательный, пристальный взгляд, где живет священник и на чем он ездит, обусловлен той мыслью, что он не может жить богато, а должен жить бедно. Хорошо, действительно признаем, что это будет очень странно, если священник внезапно откуда-то будет получать очень большие суммы. Надо разобраться, откуда он вообще получает деньги.

Дело в том, что современные священнослужители ничем не отличаются от дореволюционных священнослужителей или священнослужителей первых веков христианства. Есть такая формулировка, взятая из Священного Писания: трудящийся у алтаря питается от алтаря. Здесь все очень просто. То есть мы вспоминаем Ветхий Завет, когда Господь поделил детей Иакова на 12 колен, каждому колену дал землю, чтобы они ее возделывали. А у колена Левия совершенно не было земли. Потому что каждое колено, обрабатывая землю, должно было десятину отдавать им, чтобы они питались. А они взамен все свое свободное время посвящали тому, чтобы служить Богу.

Примерно так сейчас живет священник. То есть он все свое жизненное пространство посвящает Богу, и чтобы он мог тратиться на еду для своих детей, на одежду для себя, Церковь его финансирует. То есть мы это называем: «полный пансион». А откуда у Церкви деньги? Это вы все прекрасно знаете. Вы все были в храмах и видели церковные лавочки, где продаются, как мы говорим по-мирски, товары. Если говорить правильно, то различные церковные принадлежности, необходимые для молитвы, за пожертвования распространяются верующим. То есть это не купля-продажа, а ваше спонсорство. А любая денежка, которую вы, пусть даже в виде кажущейся продажи, отдали Церкви, идет на поддержание жизни не только священника, а всех остальных церковных сотрудников.

Любые кружки, которые стоят в храме, любая свечка, которую вы купили, любая записочка, которую вы подали, любая пачка печенья, принесенная в храм, – это все есть та самая милостыня, добродетельность, спонсорство, милосердие, которыми Церковь и живет.

– Это и есть та церковная десятина?

– Нет, давайте здесь не будем путать. Если бы мы сейчас говорили о десятине, у Церкви не было бы таких проблем с финансами. Десятина подразумевает десятую часть от твоего дохода. Не только от официальной зарплаты, но и от неофициальной зарплаты, дивидендов от сдачи квартиры, от детских, которые присылает президент. То есть от семьи это будет весомая сумма.

– То есть мы этого уже не придерживаемся? Это же был какой-то закон?

– В Ветхом Завете это было жесткое правило, в Новом Завете мы от него отошли. И это, кстати, ответ тем людям, которые говорят: почему вы в церкви торгуете свечами, берете деньги за записки? Если бы вы были нашими постоянными прихожанами и каждый месяц откладывали нам десятину, я вас уверяю, и записки, и свечи были бы бесплатные, и иконки мы бы просто так раздавали. Но так как человек этого не делает, он заходит в церковь по нужде, один раз в энное время, то мы его просим поддержать нас хоть так, потому что иначе Церковь просто не выживет.

Весь бюджет храма состоит из того, что я только что перечислил: церковная лавка, кружки, свечи, записки, требы, которые совершает священник, и чашка, с которой проходят во время богослужения. В конце месяца все вываливается в одну огромную кучу, и огромная она только потому, что это мелкие монеты.

Есть замечательный анекдот про то, как деньги оказались на том свете. И в рай все время проходили мятые, грязные, жалкие десятки, а банкноту в пять тысяч никто в рай не пускал. И когда она стала возмущаться, ей сказали: «А ты когда в храме была? Они-то в храме каждое воскресенье, а тебя там никто не видел». Это шутка, но так и есть. Что опускает в кружку среднестатистический человек? Он говорит: жертвую на храм. И кладет пятьдесят, сто рублей.

Да, это жертва, человек их пожертвовал. Но жертва бывает тогда, когда тебе жалко этих денег, когда она ущемляет твой карман. Вопрос в отношении. Человек может спокойно купить себе еды в магазине на 500 рублей. Но на храм пожертвовать 500 рублей ему уже как-то жалко.

– Надо отдавать, чтобы было жалко?

– По-хорошему да. А иначе в чем жертва-то? Если я положил 10 рублей, а у меня в кармане еще 50 тысяч… Бог-то видит мое сердце. Понятно, что не нужно отрывать последнее, так, что потом не на что будет прожить детям. Понятно, что бабушке, у которой пенсия 6 000 рублей, не надо класть в кружку каждую воскресную службу по тысяче. Но, между прочим, Вы удивитесь, но именно бабушки жертвуют от самого сердца, как в том самом отрывке из Священного Писания, в котором мы читаем о вдовице, положившей две лепты – последнее, что у нее было. И Христос сказал: эта жертва – самая дорогая для Бога. К великому сожалению, люди обеспеченные, с достатком положат приличную сумму, но не жертвенную.

– Если сейчас мы говорим уже о финансах, об этих пожертвованиях, то на что они еще тратятся, кроме оплаты церковнослужителям?

– Хороший вопрос. Потому что человек говорит: хорошо, я бы пожертвовал вам, но откуда же я знаю, куда это пойдет? Вся сумма, которую имеет отдельный храм в конце месяца, во-первых, должна покрыть, как мы уже сказали, труд священников, певчих, помогающих священникам в алтаре, людей, которые находятся в храме постоянно: дежурных, распространителей в лавке, сторожа. Есть еще такие должности, о которых мало кто знает, что они есть в храме: бухгалтер, секретарь, завхоз.

Хорошо, заплатили некоторую официальную зарплату, часть обязательно отложили государству, потому что мы знаем, что от любой зарплаты у нас идет налог.

– Церковь платит налог?

– Еще один любимый вопрос. Да, Церковь освобождена от налогов на продажу, потому что мы не продаем. У церкви есть льготы на налоги по земле, например. Но, как юридическое лицо, мы платим все налоги. И если у храма есть автомобиль, будет на это налог, с каждой зарплаты будут полностью браться НДФЛ и отчисления в ФСС; следовательно, чем больше храм, тем эта сумма будет больше.

Я все продолжаю рассказывать о заработной плате. Тем более что есть люди, которые помогают храму из раза в раз, но это не те, кто работает там постоянно. Кто-то провел мастер-класс, кто-то украсил храм цветами, кто-то потрудился и привез, допустим, много угля. Их тоже нужно поблагодарить. Плюс ко всему есть обязательные отчисления в епархиальное управление.

У нас система немного другая, чем у Ватикана. Там верх поддерживает низы. То есть Ватикан – это государство, и в силу своего богатого положения они могут поддерживать малоимущие приходы в самых разных частях мира. У нас все наоборот, так как Церковь не государство и не содержится государством. Маленький приход отдает часть своих денег наверх, они доходят до епархии. Епархия также десятину отправляет в Московскую Патриархию, которая содержит и Святейшего Патриарха, и весь аппарат церковного священноначалия, работающего на благо нашей Церкви.

Поэтому каждый раз, когда люди начинают кричать про яхту патриарха и возмущаются, почему он на ней катается, я говорю: отстаньте от моей яхты! Это и моя яхта тоже, и митрополита Никодима, и батюшки Василия из села. Во-первых, нужно доказать, есть ли она и точно ли она патриаршая. А даже если она патриаршая, я не вижу ничего плохого в том, чтобы мой Святейший Патриарх пару раз в месяц в хорошие дни катался на яхте и отдыхал на свежем воздухе.

Один раз эта новость промелькнула в Интернете, доказательств никто никаких не представил, зато в умах людей четко поселилась мысль, что у патриарха яхта есть. А у президента нашего тоже есть и итальянская дорогая мебель, и залы красивые, и дворцы. Но мы прекрасно понимаем, что это принадлежность не личности, а статуса, и когда меняется человек на посту, все это переходит к другому. В Церкви то же самое, и это нужно учитывать. У священника может быть служебная машина, кабинет, ноутбук.

– Но ведь машина на самом деле священнику очень нужна. Расскажите об этой его внецерковной жизни.

– Да. Я объясню, почему у нас так много внимания уделяется машине и почему все-таки священники стараются брать машину посерьезнее. Все очень просто. Это нам кажется, что священник сидит на одном месте в храме и поет псалмы с утра до вечера, а еще ждет, пока кто-то туда придет, чтобы спросить у него какой-нибудь совет. А на самом деле священник очень много разъезжает, и не просто по своим делам, а потому, что его очень много куда зовут. Батюшке нужно съездить причастить умирающего человека. Нужно причастить того, кто заболел и не может дойти до храма, соборовать болящего, съездить на дом и освятить жилье, окрестить младенца на дому (допустим, ребенка-инвалида, который не выходит из дома).

– И не только на дому, а в больницах, в роддомах.

– В больницах, когда ребенок лежит в реанимации, в роддомах, когда ребенок в таком состоянии, что возможен летальный исход прямо сейчас. Человек может находиться в предоперационном или постоперационном состоянии и пригласить священника к себе. И священник должен выполнить свое священническое обязательство, быть рядом с теми, кто в этом нуждается. Я уж умолчу о таких вещах, как освящение дома, машины, офиса, отпевание на дому, в прощальном зале, выезд на кладбище. То есть на самом деле среднестатистический день служащего священника весьма динамичен. И это мы с вами говорим только о требах.

А помимо треб есть еще различные дополнительные церковные послушания. Священник может преподавать в семинарии, в Центре подготовки церковных специалистов, в православной гимназии, в светском институте, может нести епархиальное послушание, быть руководителем какого-то из направлений деятельности епархии – отвечать за культуру, спорт, юридическое сопровождение документов, выступать на телевидении. Он может трудиться над научной работой, посещая библиотеки. Он может посещать школы, колледжи, техникумы, детские дома, роддом, разговаривать с будущими мамами и папами.

То есть эту нагрузку очень сложно описать. Машина для священника давно уже перестала быть роскошью. Это необходимость. И слава Богу, если есть такой приход с сознательными прихожанами, которые сами насобирали денег или пожертвовали какой-нибудь старый автомобиль, починили его или обменяли на более новый. Но, к великому сожалению, приходится констатировать: либо это должен быть какой-то крупный спонсор, который решил облагодетельствовать батюшку, либо священнику приходится брать кредит или использовать какие-то свои средства.

Конечно, желательно, чтобы священник не был за рулем машины, потому что действуют определенные церковные правила. Священник не должен быть убийцей, а если кто-то прыгнет ему под колеса, то даже если это невольная смерть, возможны последствия вплоть до лишения сана. Поэтому вообще священникам рекомендуется беречься. Но так как на каждого батюшку не найдешь по водителю, то зачастую мы и видим батюшек за рулем. Не потому, что им нравится гонять по лужам и обдавать водой благочестивых прихожан, а потому, что выхода, к сожалению, нет, не так много кадрового резерва в Церкви. Мы об этом обязательно еще поговорим.

Хочется даже о бытовых вещах сказать. Сотовый телефон. Он ведь тоже может быть за 100 рублей, китайский из перехода. Но насколько он будет полезен священнику? Современный священник по своей нагрузке ничем не отличается от среднестатистического менеджера крупной компании (уж простите меня за такое сравнение). Есть электронная почта, куда приходят различные распоряжения из епархии, новости, объявления, официальная деловая переписка.

– А Вы ведете еще какой-то приходской чат?

– Естественно. Например, на нашем приходе есть группа «Прихожане». И в этом чате люди, во-первых, сбрасывают друг другу просьбы о молитве, затем важные объявления о делах, собирают какие-то пожертвования на нужды храма, приглашают на встречи для общения.

Сейчас современные священники ведут социальные сети своих приходов на различных интернет-страницах, официальные сайты, пользуются телефоном как камерой, снимая приходские события на фото и видео, записывают на диктофон, как красиво поет их хор, как дети в воскресной школе приготовили к празднику удивительное песнопение.

Если для современного обычного человека смартфон также необходимость, почему странно увидеть такой же телефон у священника в руках? Почему странно увидеть у него компьютер, если батюшка пишет статьи? Даже если он не ученый человек, а, допустим, настоятель храма, поверьте, ему есть что делать с компьютером. Он пишет годовые отчеты о деятельности своего прихода. Если он умеет работать с грантами и получает на храм какие-то пособия от государства либо от фондов, ему необходимо сформировать отчет (не только финансовый, но и литературный) о том, куда потрачены деньги, взятые у депутата, у муниципалитета.

Это тоже очень важное качество священника – уметь находить средства. Потому что, к великому сожалению, нет такого, что батюшка приходит на приход и ему говорят: у нас тут миллионы, берите, стройте храм. Как правило, ему говорят: батюшка, нужно храм построить, а деньги ищи сам. И если, милостью Божией, в нашей епархии нам очень помогает владыка, заботливо контролируя каждого священника, который строит храм, помогая ему, вдохновляя его, лично следя за стройкой и выручая порой епархиальными средствами, то когда мы говорим о других епархиях, более бедных, чем Новосибирская, это очень сложный момент. У меня есть знакомые священники, их назначили настоятелями храмов, которых еще нет. А где взять деньги – неизвестно.

– А как вообще строятся храмы, на какие средства?

– На добровольные, доброхотные пожертвования прихожан.

– Инициаторами постройки храма чаще являются сами прихожане?

– Есть такая версия, но иногда находится Божий человек, который занимает какую-то важную должность, имеет достаточно ресурсов, он говорит: я бы хотел построить Богу часовню или храм. Конечно, когда человек обладает ресурсами, есть шанс, что эта стройка продлится. Да, подключатся православные христиане, положат по тысяче рублей, по две, принесут бидон цемента или строителям поесть.

Но, конечно, самим построить современный, достаточно большой храм людям тяжело, потому что в основном постоянные прихожане в церкви – это бабушки и дедушки. Либо это молодые люди, которые еще не успели найти работу, дети, подростки. Если это работающий человек, его основная помощь храму, даже если она будет выражаться в весомой сумме, все равно не потянет строительство. Потому что сейчас все растет в цене: и металл, и работа строителей.

Мы помним, как раньше люди сами строили свои храмы: сначала построят храм, потом себе дом. Сейчас храмы вынуждены строить наши братья из соседних республик, которые приезжают к нам в качестве строителей. Потому что большие сложности возникают даже в том, чтобы найти русскую бригаду строителей. Они заламывают цены, знают, что Церкви все равно понадобится храм, поэтому говорят: да, пожалуйста, только подороже.

Поэтому мы неминуемо приходим к теме нашего дальнейшего разговора о том, что в Церкви нужно работать не только священникам. Многие так и воспринимают: ты же батюшка, это твой храм – значит, твои проблемы. Во-первых, батюшка в этом храме не навсегда. Достаточно одного лишь росчерка пера его правящего архиерея, и по церковной необходимости он будет перемещен в совершенно другой приход. Здесь у нас так же, как в армии. Все очень четко и молниеносно.

А в храме останется паства. Поэтому о своем храме нужно заботиться пастве. И о том, чем занимается храм, какую работу он ведет: социальную, катехизаторскую, просветительскую, как он занимается миссией, привлекая новых людей, как работает с молодежью, как обстоят дела с детской воскресной школой. Все это должно волновать не только священника, который крутится как белка в колесе, находит какие-то средства, в том числе живет на них сам. Как иначе? У него действительно, как Вы правильно сказали, большая семья. Каждого ребенка нужно кормить и одевать…

Обычно темы передачи предлагаете Вы. Но я позволю себе предложить тему следующей передачи: поговорить о роли мирян в жизни Церкви. Что может делать обычный человек помимо того, чтобы просто приходить в церковь креститься, ставить свечу и уходить? Оказывается, очень много интересного.

– Вы предвосхитили мое предложение. Тоже хотела поговорить об этом исходя из нашего разговора. Давайте в следующий раз встретимся и поговорим о мирянах.

– До скорой встречи! Будем ждать нашу следующую телепередачу.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 25 января: 09:05
  • Среда, 29 января: 05:30
  • Суббота, 01 февраля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X