Родное слово. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

10 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Завтра мы чтим память новомучеников и исповедников Русской Церкви. На сегодняшний день в составе собора более 1700 имен. Кем были эти люди? За какие земные подвиги они причислены к лику святых?

– Прежде чем отвечать на поставленные вопросы, мне бы хотелось сказать о том, кого Церковь называет мучениками. Это люди, которые пострадали за веру во Христа.

Когда мы говорим о мучениках, представляем времена римского правления. Христиане были вынуждены прятаться в катакомбах от гонений, целью которых было искоренить вольнодумие. Люди того времени были толерантны (как бы сейчас сказали) к другим верованиям. Христиан никто бы не трогал, если бы они согласились признать, что император – один из богов, раз в год поклоняться ему или приносить жертвы. Но для нашей веры это предательство.

«Я скажу, а на самом деле так не думаю. Сам-то я знаю, Бог со мной, но на всякий случай пойду и отрекусь, скажу, что в Иисуса не верю». За одно имя умирали! В то время это было безумством. Тогда не просто казнили без суда и следствия, а делали из этого спектакли: христиан бросали ко львам, отправляли на гладиаторские бои. Было достаточно одного подозрения, что человек – христианин.

Наша Церковь взросла на крови мучеников. Обагрившись ею, она напиталась святостью. Церковь свята не только потому, что Дух Святой питает и греет ее. А потому, что каждый ее член должен быть свят. Церковь призывает нас к готовности в любой момент пострадать за Христа, отдать за Него свою жизнь, которая для нас очень важна. Родные и близкие, работа, карьера, интересы и принципы – христианин должен все это отмести, поставив во главу угла Господа.

Прошло много лет. Ничего не стоит на месте. Возникали новые города, развивалась цивилизация. Казалось, кто ж будет гнать за имя Христа, если, например, в нашей стране религия была государственной? Было недопустимо занимать высокое положение и не исповедовать православную веру, не появляться в храме, не венчаться.

Тема гонений вновь поднялась очень неожиданно. Новомученики – люди нашей эпохи. Это те священнослужители и миряне, которые пострадали после Октябрьской революции 1917 года от действий безбожной власти. Новомученики были убиты за веру. Исповедники сильно страдали, но не до смерти: их либо отпустили, либо они сами спаслись.

Со временем меняются только декорации: не император, а Страна Советов; требование не вознести жертву, а отдать все, что имеешь. Государство было отделено от Церкви.

– Это был один из первых декретов?

– Совершенно верно.

– А почему новая власть так боялась верующих людей? Почему так жестоко расправлялась с духовенством, верующими за то, что они исповедовали Иисуса Христа (это было в крови); уничтожала древние храмы?

– Вы правильно говорите. Церковь была частью жизни. У человека особо не было выбора: ему с рождения прививали любовь к Церкви, потому что в то время она несла долю государственной ответственности и нагрузки. Например, не существовало понятия «загс». Гражданское состояние фиксировала Церковь. Записи были не о рождении, а о крещении; не о смерти, а о погребении. Их вели в храмах.

Брак тоже заключался в стенах храма. Сейчас работница загса торжественно объявляет людей мужем и женой, просит их надеть кольца. Это очень похоже на то, что было раньше. Убрали непонятное (само таинство, иконы), оставили чин (кто-то должен объявить, что вы муж и жена, попросить обменяться кольцами, поцеловаться).

Церковь была нормой. Правила, которые мы сейчас соблюдаем добровольно (Церковь не может никому ничего диктовать), тогда принимались – не без помощи государства – как единственно возможные варианты. Об этом хорошо написано в книге Ивана Шмелева «Лето Господне», в которой автор рассказывает о своем детстве.

Он вспоминает: наступил Великий пост – рынки закрылись. Хочешь есть мясо, не хочешь – идешь на грибной рынок и покупаешь грибы. Прекратились увеселительные мероприятия, закрылись театры. Получается, что свободы воли у человека нет: он хочет погрешить, а Церковь,такая-сякая, ему не дает.

И государство заботилось о нравственном состоянии людей. Как это сделать бюрократически? Проверить, причащается человек или нет. Причащение Христовых Таин свелось к обязательному говению хотя бы раз в году. Без справки о принятии таинства человеку невозможно было работать, осуществлять свою деятельность. Естественно, были люди, которых такое положение вещей не устраивало.

Грустно и обидно, что церковная составляющая общества была устроена по привычке: священниками становились дети священников. По принципу сословия. Вовсе необязательно, что сыновья священников хотели быть священниками (ведь видели, как нелегко приходится их отцам). Но у них не было выбора. Они были обязаны идти в бурсу (так тогда называли семинарию), где розгами им пытались объяснить, что они в чем-то не правы.

Наверное, многим сочувствующим советскому прошлому очень хочется думать, что какие-то плохие люди пришли, свергли предыдущую власть и всех убили. Но никто чужой не приходил: это были свои же. Те, что неделю или две назад были в храме, брали благословение у священника и целовали ему руку, сегодня подняли на него ружье.

– А что случилось?

– Очень сложно дать ответ на этот вопрос. Мы можем только догадываться. Бог милостив. Даже в самом страшном для человека происшествии Он заключает Свою любовь. Многие богословы и общественные, церковные деятели в выступлениях подчеркивают, что революция была определенным спасением для Церкви. Членами Церкви были люди, которые не относились к ней с любовью, просто теплохладно исполняли предписанное: говели постами, стукались яичками, поздравляли друг друга с церковными праздниками, но при этом интересовались совершенно другим.

Сейчас можно увидеть в фильмах или прочитать, что люди того времени увлекались всем запрещенным: они стояли в храме, а дома на Рождество гадали, занимались черной магией, ходили к экстрасенсам. Погоня за чем-то новым, постоянное ощущение, что отстаем, Церковь непрогрессивна, нужно двигаться дальше. Это очень схоже со взглядами молодежи, которая всегда стремится найти истину в новизне.

Со временем советские партийные чиновники повторили все, в чем обвиняли государя-императора Николая II, по отношению к народу, собственному богатству и нравственному облику.

– Одной из первых от рук новой власти пострадала царская семья. Она была казнена со своими приближенными. Почти сразу среди верующих пошли разговоры об их канонизации, которая произошла спустя несколько десятилетий. Отец Александр, в чем духовный подвиг царской семьи? Почему она причислена к лику святых?

– Многих людей это смущает. Тех, кто хорошо знает историю, может критически смотреть на вещи и, в силу личного отношения, не согласен с поступками императора Николая II, эта тема задевает. Среди таких людей есть и верующие. Они не считают для себя возможным молиться Царственным страстотерпцам.

В казни царской семьи абсолютно не было смысла: император уже отрекся от престола. Ненависть красной нитью проходит через Октябрьскую революцию и последующие годы. Все можно было сделать спокойно. Нигде в документах (декретах, даже письмах В.И. Ленина) не говорится о том, что Церковь необходимо уничтожить. Написано, что нужно отделить ее от государства, сделать добровольным объединением граждан.

Но мы видим перегибы на местах. Как только дали волю, люди с ярой ненавистью стали творить то, что в здравом уме страшно себе представить. Поменялся режим – давайте попрощаемся с людьми, отправим их в ссылку…

Многие по ошибке или злонамеренно называют царскую семью мучениками. Это неверно, потому что ни императора, ни членов его семьи не принуждали отречься от Христа и не угрожали им оружием. Они не мученики за веру в прямом смысле. В Церкви специально для них придумали особый титул – страстотерпцы (те, кто перенес страсти, страдания).

За что их постигла такая участь? Просто за то, кем они являлись (родились в августейшей семье). Отец Николая II не готовил его к престолу. Рассчитывали, что его старший брат будет императором, а Николаю еще рано, ему ничего не нужно об этом знать. Его убивают только за то, что он помазанник Божий, «олицетворяет царизм, все плохое, что нам не нравится».

Любой здравомыслящий человек сказал бы: «Вы что?! Как смеете?!» – и наговорил немало гадостей людям, которые бы плохо с ним обращались, не то что убивали. Но, по историческим свидетельствам, мы знаем, с каким смирением царская семья сначала живет в Тобольске, а затем принимает кончину. Император только удивленно переспросил «Что?», когда услышал приговор. Не было ни криков, ни злобы, ни ненависти не только у него как взрослого мужа, зрелого человека, но и у всех членов его семьи.

Они были  верующими людьми. Царица Александра приняла православие не только в силу политических причин и обязательств того времени. Она искренне, всей душой полюбила Церковь и стремилась жить по заповедям. Это видно и по тому, как она воспитывала детей. Отношения внутри царской семьи являются примером.

Казалось бы, человек, облеченный властью (особенно такого уровня), физически не может быть хорошим родителем, тратить свободный вечер на обучение детей чему-то. Но Николай II проводил время с детьми, учил царевича кататься на лошади. Многие обвиняют государя-императора: «Надо было больше заниматься страной, а не прогулками с детьми на свежем воздухе».

Есть фотография, на которой молодая царская семья вместе с правителями других стран позволяет себе дурачиться. В этом виден живой человек, а не маска, не портрет императора. О любви императора и царицы Александры написано немало. Опубликованы их письма друг другу, полные такой нежности и искренности, которые нельзя подделать. Даже на фотографиях видно, что в этой семье все хорошо.

Многие люди до сих пор уверены в том, что император является искупителем нашего общего греха, потеснив в этом плане Иисуса Христа, Который единственный спас нас, пролив Свою кровь. Часто говорят о всероссийском покаянии. Какое покаяние мы можем сейчас приносить за деяния людей, которые были нашими предками? Тем более что огромное количество интеллигенции, людей святой жизни погибло в то время.

Чему удивляться? Какие люди остались? Почему у нас все так плохо с обществом? Не стоит забывать о геноциде, который мы планомерно устраиваем собственной нации – начиная с Октябрьской революции, заканчивая продолжающимися абортами.

– Преподобномученица великая княгиня Елизавета Романова (сестра императрицы Александры Федоровны) и добровольно последовавшая за ней инокиня Варвара –в чем был их подвиг перед людьми и Богом?

– Две немецкие принцессы стали членами августейшей семьи в России. Им было дано отчество в честь Феодоровской иконы Божией Матери: они обе Федоровны.

Для святой Елисаветы не было острой необходимости принимать православие: это являлось требованием только для тех членов царской семьи, которые могли наследовать престол. Потому что во главе православной страны должен стоять человек, исповедующий православную веру. Семь лет Елизавета оставалась лютеранкой, а затем без давления общества, супруга, самостоятельно изучив святоотеческую литературу, Священное Писание, приняла православие.

С этого начинается самое интересное. Когда человек добровольно отрывается от своих корней, кажется: теперь он заживет счастливо. Но происходит страшное событие: в 1905 году ее супруг погибает в теракте. Елизавета прибегает на место гибели мужа первой. Она сама собирает его останки по кусочкам. Любая любящая жена в подобной ситуации превращается в львицу, которая готова растерзать за семью, детей. Но Елизавета приходит в тюрьму к террористу, имя которого известно. Он ее спрашивает: «Вы кто?» – «Я жена того, кого Вы убили. Зачем Вы это сделали?» – «Я выполнил приказ. Это режим». Ни слова извинений. Она говорит: «Я прощаю Вас». И еще 15 минут беседует с ним, после чего идет писать письмо императору с просьбой о помиловании убийцы.

Это абсолютно непонятные действия для современного человека, не живущего по нормам христианской морали: нужно же око за око, зуб за зуб (традиция Ветхого Завета). Но мы видим, как коснувшаяся сердца вера делает человека христианином в реальной жизни.

– Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси: каким был его путь исповедничества?

– Мы приобретаем профессию после получения определенных знаний в результате многочисленных проб и ошибок. Со святостью так не бывает: нельзя полжизни быть падшим грешником, а потом внезапно стать святым (если это не Божественный Промысл, как, например, в случае с Марией Египетской).

Святитель Тихон с самого детства проявлял черты святости: был очень добрым, радушным, скромным, тихим. Когда он поступил в семинарию, там его прозвали архиереем за нрав и любовь. Позже, в академии, его прозвали патриархом, что со временем и исполнилось.

Став в 23 года кандидатом богословия, он преподавал. Святитель Тихон связал свою жизнь с богословскими науками. Это говорит о том, что человек всей душой любил Церковь. На какую бы должность его ни ставило священноначалие, он полностью посвящал себя служению. Неудивительно, что человеку святой жизни выпала нелегкая доля.

Патриарх не боялся исполнять то, что раздражало церковных гонителей. Он продолжал совершать богослужения во всех крупных храмах Москвы, общаться с паствой. Хотя ожидалось, что святитель будет молчать, боясь за свою жизнь.

Патриарх Тихон – исповедник, потому что немало претерпел в тюрьмах. От него ничего не смогли добиться. В итоге пришлось его освободить в надежде, что он испугается на всю жизнь и закончит свою религиозную деятельность (как в то время считалось, по одурманиванию несчастного населения). Но этого не произошло.

Выйдя из тюремного заключения, святитель Тихон до самой своей кончины являл нам образец христианского мужества. Священники и миряне, взирая на такого представителя Церкви, равнялись на него. Именно тогда страшный счетчик начал свой отсчет: множество священнослужителей только за то, что они носили священническую одежду, совершали богослужения, не признавая себя виновными в том, в чем их обвиняли, лишались жизни. Это делалось с такой же безумной злобой, какая была в первые века христианства.

Без суда и следствия, с огромным давлением на их семьи в подвалах желали расправиться с невиновными людьми. Никто из них не противопоставлял себя новому обществу. Церковь оберегала и тех людей, которые уже не хотели иметь с ней никаких дел. Она продолжала существовать. Врагу рода человеческого, дьяволу, этого не хотелось больше всего. Может быть, он подумал, что настал момент краха Русской Православной Церкви.

Я думаю, многие за рубежом тоже ужаснулись тем событиям и ожидали конца. Но мы помним слова Спасителя, что врата ада не одолеют Церковь Христову. Благодаря молитвенному подвигу новомучеников и исповедников, несмотря на десятилетия государственного атеизма и богоборческой власти, Церковь выстояла. И сейчас, в непростое время, она продолжает нести нашему православному народу свет веры Христовой, правду и указывает путь к правильной жизни.

– Я предлагаю продолжить разговор, начатый сегодня, в следующей программе. Вы очень интересно рассказываете.

– С огромным удовольствием. Наше священноначалие говорит о необходимости не быть Иванами, не помнящими родства. Надо знать и неприглядную сторону истории нашего государства. Мы, почитая святых древности, должны помнить о подвиге людей, которые максимально близки к нам по времени.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 17 апреля: 09:05
  • Среда, 21 апреля: 05:30
  • Суббота, 24 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​