Родное слово. Семейная форма обучения

9 сентября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня наш разговор пойдет об образовании. В 2012 году появилась новая форма обучения – семейное обучение. Причины, по которым люди на него решаются, разные: у кого-то с кем-то не сложились отношения в школе, у кого-то ребенку было скучно, потому что он был хорошо подготовлен. Многие родители считают, что в школе отсутствует духовно-нравственное воспитание и осталось только образование.

Статистика говорит об успешности семейного обучения. Со времени его введения в нашей стране количество детей, которые не сели за школьные парты, возросло с 20 до 100 тысяч. Такова же мировая тенденция.

Люди интересуются: «Что такое семейное обучение? Как оно проходит?» Оправдали себя две формы. Первая – семья полностью берет на себя ответственность за обучение ребенка, то есть родители выступают в роли учителей. Вторая – родители, объединяясь в малые сообщества, приглашают педагогов для обучения детей.

Сегодня у нас в студии гости, которых я с удовольствием представлю: Марина Валерьевна – логопед-дефектолог, организатор семейного обучения; Марина Александровна – учитель английского языка, организатор семейного обучения, и Екатерина – мама четверых сыновей, которая думает о переводе детей на семейное обучение и хочет задать некоторые вопросы.

Давайте начнем с вопросов, которые могут возникнуть у среднестатистического родителя, имеющего четверых детей разного возраста.

Екатерина, многодетная мать:

– Куда и к кому обратиться? Куда прийти с детьми? С чего начать? Где найти хороших специалистов?

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Первые вопросы, которые я задаю приходящим к нам родителям: «Почему? Какова цель? Какой у вас мотив? Все ли члены семьи согласны с альтернативной формой образования?» По ответам вижу, в какой степени семья погружена в эту тему.

Дети – наше национальное достояние, наше будущее, поэтому очень важно дать им хорошее образование. Раньше мы могли переложить эту проблему на плечи государства, сейчас должны все решать сами.

– Вы говорите об этом как родитель.

Марина Александровна, учитель английского языка:

 – Да.

Екатерина, многодетная мать:

– Раз мы заговорили о духовности, я хочу сказать, что очень тяжело быть единственным в классе записанным на ОРКСЭ.

– ОРКСЭ – название предмета: «Основы религиозных культур и светской этики».

Екатерина, многодетная мать:

– Да. Остальные пошли на «Светскую этику». Мы оказались на противоположном берегу. Это тяжело.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Исходя из опыта нашей работы, родителей, выбирающих альтернативную форму обучения, можно разделить на несколько категорий. Первая – родители, которым не нравится социальная среда в обычной школе. Вторая – родители, которым важен духовно-нравственный компонент. Третья – родители, которых волнует программа обучения. Четвертая – родители, дети которых имеют различные заболевания, особенности развития.

Екатерина, многодетная мать:

– Особенности умственные или физические?

Марина Александровна, учитель английского языка:

– В нашем районе очень большой процент детей с синдромом дефицита внимания, ЗПР.

– ЗПР – задержка психического развития.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Да, разные неврологические, логопедические проблемы. Дети проходят коррекцию у логопедов. Родители подбирают программу для дошкольного обучения, а мы оказываем детям образовательную помощь.

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Катю волнует духовная составляющая программы. Программа «Русской классической школы» нацелена на это. Один из законов, на который она опирается, – культуросообразность. Культура – всеобъемлющее понятие. Мы говорим, например, о культуре слова. В изучаемых по программе произведениях присутствует сверхтема. Когда мы погружаемся в нее, понимаем значимость, глубину произведений. Они знакомят нас с историей Родины, нравственными качествами людей, поэтому дети получают духовно-нравственное воспитание.

Предметы «Русский язык» и «Литература» объединены в один блок, который называется «Словесность». То есть слово рассматривается как вершина образования. Через уроки истории происходит знакомство с традициями, нашим городом. В своих классах мы организуем экскурсии, ходим на концерты, посещаем музеи. Стараемся подобрать темы экскурсий, совпадающие с теми, которые предлагает К.Д. Ушинский.

– Коллеги, мне кажется, вопрос Кати был более конкретным. На экскурсии ходят и в обычных школах. У нас есть предмет «Мировая художественная культура». Мы сейчас больше говорим о духовности. Правильно ли я понимаю, что в системе семейного обучения все предметы преподаются сквозь призму православия?

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Да. Самое важное – это знакомство с христианством. Все предметы пронизаны этим. Христианская религия закладывает нравственные основы.

– Вся западная культура имеет христианские корни. Это нужно показывать в обычной школе, но там этого не делается: все выхолощено. В вашей системе все говорится открыто?

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Да. У нас есть родители-атеисты, в доме которых вообще запрещено говорить о Боге, но они выбирают эту программу. Она несет нравственные ценности, показывает ребенку путь, по которому нужно идти.

В третьем-четвертом классах дети читают произведения, что заставляют их мыслить. «Мама, я замечаю, что вы все вкусненькое несете нам, а раньше в первую очередь нужно было накормить отца, потому что у него должны быть силы, чтобы заработать деньги для семьи». Через изучаемые произведения дети делают открытия.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Знакомимся с поговорками, пословицами об отношении к бабушке, ее рукам.

Вообще программ много.

– Хороший вопрос о программах. Как родителям подойти к выбору программы? Мы с вами говорим о «Русской классической школе». Как вы к этому пришли? Наверняка другие программы тоже разбирали.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Когда в 2018 году собрались родители, заинтересованные в альтернативной форме обучения, мы тщательно пересмотрели ряд программ, начиная с дошкольной подготовки.

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Даже приглашали специалистов, организовывали круглые столы, на которых обсуждали с педагогами и родителями каждую из рассматриваемых программ. Педагоги, описывая программу, по которой работают, рассказывали, почему ее выбрали, что в ней является важным, главным.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Мы приглашали разработчиков программы «Классические беседы». У нас, в Новосибирске, есть советские учебники.

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Они перепечатываются в чистом виде.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Мы встречались с представителями разных программ. Рассматривали «Русскую классическую школу». Потом сделали выбор. Мы не шли на программу целенаправленно, а взвешивали все «за» и «против». В какой-то программе, как нам показалось, было много западного, в какой-то не хватало духовного компонента.

Когда открыли для себя эту программу, она устроила нас (в частности православные семьи).

– Можно ли сказать, что программа «Русской классической школы» христоцентрична?

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Да.

– Это самое главное, потому что мое личное убеждение как педагога, работающего в общеобразовательной школе, – каждый учитель через свой предмет может донести идею Бога. И не ради того, чтобы все пошли в храм и поставили свечки, а ради того, чтобы люди были счастливы. Без Бога счастья не может быть.

В Интернете есть замечательный ролик. Три пробирки. На одной написано «ты», на другой – «грех», на третьей – «Христос». Две с прозрачной жидкостью, только «грех» с черной. Добавляется черный грех в чистого тебя – и ты почернел. Добавляется черный грех в пробирку с надписью «Христос» – ничего не происходит. Добавляется чистый «Христос» в тебя, почерневшего, – становишься прозрачным. Добавляется чистый «Христос» в пробирку с надписью «грех» – он тоже становится прозрачным. Этот ролик называется «Богословие за 30 секунд».

Мир христоцентричен. Если в системе «Русской классической школы» все преподносится именно так, то я как мама, если бы у меня были дети-школьники, двумя руками проголосовала бы «за». Катя, у Вас есть еще вопросы?

Екатерина, многодетная мать:

– Да, конечно. Как устроен быт? Сколько человек в классах? Как делятся родители? Как все преподается? Как вы договариваетесь с директорами школ для сдачи срезов, контрольных?

– Мы сейчас говорим о той форме, когда дети организуются в малые группы, да?

Екатерина, многодетная мать:

– Да.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Как многодетная мама я тоже решила попробовать альтернативную форму обучения, но понимала, что мне будет сложно организовать дома учебу разновозрастных детей. Я подумала о создании семейного класса. Мы так и сделали. В библиотеке при храме Андрея Первозванного сначала проводились бесплатные занятия для двоих детей. Потом их стало трое, четверо. Со временем ребят стало больше, поэтому мы переехали в отдельный кабинет.

Мне понравилась работа вне дома тем, что дети, приходя с рюкзачками в малый класс, совсем по-другому воспринимают маму-учителя: они настраиваются на учебу.

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Исходя из своего опыта, хочу сказать, что есть дети, которых не надо организовывать. Моя дочь переходит сейчас в 7-й класс. Она спокойно занималась сначала со мной, в более старшем возрасте стала учиться самостоятельно. Девочка может по учебникам разбирать темы и выполнять задания.

Но с сыном это не прошло: ему было скучно учиться дома. Тогда пришлось подумать о классе. Я собирала класс «под сына».

Программа нацелена на то, чтобы дети говорили. Постоянно идет соревнование, необходимо себя проявить, показать, ответить, порассуждать. Это возможно сделать только в коллективе.

– Наверное, здесь не только соперничество. Может быть командная работа: задача одному не под силу, а вдвоем ее решили.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– К слову, дети Марины Валерьевны так учатся с 1-го класса.

 Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Да. Это было мое осознанное решение – не отдавать детей в школу. Будучи педагогом по образованию, я не побоялась взять ответственность на себя. Подходящей программы в то время я еще не нашла, поэтому занимались по обычной программе. Поскольку мой ребенок был подготовлен к школе, мы в 1-м классе изучали программу 2-го класса.

Когда я увидела эту программу, закупила все для письменной и устной работы. Для родителей есть методички, в которых очень подробно описано каждое занятие.

Мы объединили детей. В первое время с ними велась работа по «расшколиванию»: нужно было помочь ребятам отойти от учебы в прежней школе, чтобы они поняли, что здесь другая система, хотя по программе мы шли четко, никуда не сворачивая. Что-то добавляли для сплочения детей. Например, приглашали казачьего атамана, который проводил интересные занятия.

– Все мы знаем, что в школах регулярно проводятся контрольные работы, промежуточная аттестация разных видов. По закону «Об образовании в РФ» при семейной форме обучения достаточно пройти только итоговую аттестацию: ОГЭ в 9-м классе и ЕГЭ в 11-м. Как вы проводите контроль? Вы прикреплены к какой-то школе. Как часто ваши ученики проходят промежуточную аттестацию либо другие формы контроля? Важно же понимать, насколько успешно идет усвоение изучаемого материала.

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– По программе запланированы и разработаны контрольные работы, которые мы проводим каждую четверть. Ребенок прикреплен к школе, которую выбирают родители.

Сейчас есть дистанционные платформы для дополнительной подготовки ребенка к прохождению аттестации в электронном виде. Можно прикрепиться к любой школе. По месту жительства обязаны взять ребенка, назначить дату проведения контроля. Ученик сдает экзамен один раз в год.

Екатерина, многодетная мать:

– Один или с классом?

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Один. Педагоги школы не несут ответственности за результаты сдачи экзамена: они ее только организуют. Ответственность за обучение родители берут на себя.

– Ребенок пишет контрольную работу по своей программе или по программе школы, в которой проходит контроль?

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– По программе школы.

– Можно ли заранее посмотреть примеры заданий?

Марина Александровна, учитель английского языка:

– На сайтах школ есть контрольно-измерительные материалы для находящихся на семейном обучении детей. Или они выдаются родителям заранее, при прикреплении к школе, чтобы было понятно, какой объем знаний должен иметь ребенок.

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– У нас не было конфликтных ситуаций в этом плане. Учителя давали программу родителям или приносили нам на флешке, отправляли на почту, чтобы мы устраняли какие-то несоответствия. Чаще всего они были в «Окружающем мире». Нагоняли во время занятий, либо родители сами подтягивали детей дома.

– Поясню: какие-то темы в одной программе есть, а в другой их нет.

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Да.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Нужно добавить ложку дегтя: семейное образование – это труд, очень большая ответственность. Некоторые родители поддаются модной тенденции, забирают ребенка из школы, но не каждая семья готова отвечать за контроль и качество знаний. Сейчас рынок предлагает разные возможности: обучающие центры, программы, учителей… Дистанционные платформы способствуют развитию лени, потому что упрощается сдача.

– О чем говорит ваш опыт работы в образовательной системе «Русской классической школы»? Насколько успешно проходят промежуточную аттестацию ваши дети?

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Предыдущие поколения веками получали прекрасное образование по этой программе. Современные дети показывают очень хорошие результаты. Звонок директора одной из гимназий подтверждает мои слова: весь выпуск из города Екатеринбурга с 1-го по 11-й классы имеет высокие баллы.

Мы за качественное обучение и правильный подход к выбору образовательной программы вне школы. Надо просматривать разные программы и только потом ответственно делать выбор.

– Катя задавала вопросы как мама. Я хочу спросить как учитель. Например, кто-то из учителей увидит определенные недостатки школьной системы образования и захочет сотрудничать с вами. У него возникнет вопрос: как финансируется вся эта система? То есть, грубо говоря, сколько я буду получать? Буду я что-нибудь получать, или это голый энтузиазм?

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Самый частый мотив учителей, педагогов, которые приходят к нам работать, – их собственные дети. Если мы видим, что ребенку нужна помощь (логопедическая, в подготовке к школе), то родитель-педагог останется и будет работать с нами.

А если приходит человек с вопросом: «Могу ли я погасить кредит, работая у вас?» – мы отвечаем, что не поставлены на такой поток, чтобы экономически развиваться. Конечно, мечтаем об этом, но реальность такова, что мы – как курочки-наседки со своими детками и детьми, которые приходят к нам.

Финансирование чаще всего покрывает арендную плату и оплату труда учителей.

– Один человек сказал в интервью: «Я встречал немало выпускниц школ, которые были отличницами, но, став хозяйками, были убеждены: чем сильнее кипит вода, тем быстрее сварится картошка. За этим стоит полное непонимание физических процессов».

Поясните, пожалуйста, как работают ваши методы?

Марина Александровна, учитель английского языка:

– Хотелось бы задать встречный вопрос Екатерине как маме четверых сыновей. Есть ли у Ваших детей какие-то проблемы в обучении математике?

Екатерина, многодетная мать:

– Конечно. Дети у нас не математики. Они гуманитарии. Из того, что рассказывают для всего класса из 30 человек, кто-то что-то понял, кто-то не понял, отвлекся… Или просто было неинтересно.

Порой учитель может сказать: «Я повторяю один раз». У него ведь тоже может быть разное настроение.

– Есть темп урока: учителю нужно «выдать» определенный материал. Ну два раза повторит, три… Он не может тормозить.

Екатерина, многодетная мать:

– Конечно. Кому-то надо подольше объяснять, а кого-то это уже раздражает.

Марина Александровна, учитель английского языка:

– У нас малокомплектные классы, раздельное обучение. Мы подошли к третьему компоненту закона педагогики, о котором говорили в прошлой программе, – осознанности. Ребенок должен проживать на предмете все, что узнает.

Например, если проходим цифру десять, то у него в руках десять палочек (показывает пучок, состоящий из десяти счетных палочек. – Прим. ред.), которые он должен пересчитать и связать вместе. Это десяток. А десять десяточков (это у меня уже знают дошкольники-пятилетки) – сто (показывает связку, состоящую из десяти пучков счетных палочек. – Прим. ред.). Они трогают связку: «Это сотня». А десять таких сотенных – уже тысяча. Все упрощается.

Либо элементарные бруски (показывает брусок с палочками. – Прим. ред.). – «Сколько не хватает до десяти?» (показывает брусок, вытащив из него две палочки. – Прим. ред.) – «Двух палочек» (вставляет две палочки обратно. – Прим. ред.). Они запоминают счет, цвета.

– Меня очень заинтересовали кубики. Сначала я подумала: «Для мелкой моторики». Но, наверное, нет. Для чего-то другого?

Марина Александровна, учитель английского языка:

– На первом уроке по дошкольной подготовке я даю ребенку этот куб (показывает кубик. – Прим. ред.), из которого он высыпает «кубические сантиметры» и с радостью складывает их обратно. Ученик еще не знает, что такое кубический сантиметр, но уже работает с ним.

– Работает его эстетическая память, что очень важно.

Марина Валерьевна, логопед-дефектолог:

– Когда мы начали проводить по этой программе дошкольную подготовку в воскресной школе при храме, который находится в селе Новолуговом, наш батюшка поехал по делам в Екатеринбург. Я попросила его съездить в образовательное учреждение, в котором занимаются по системе «Русской классической школы». Там он, увидев огромную коробку, в которую прыгали дети и складывали кубики, спросил: «Что это такое?» Ему ответили, что это кубометр.

Делясь впечатлениями от посещения этой школы, батюшка сказал: «Мне уже столько лет, а я никогда не мог себе представить, что значит “три куба дров”. Теперь, зная, что такое один куб, я понимаю, как выглядят три куба». И там все так.

– Мы ни в коем случае не предлагаем сейчас массово уйти из школы и погрузиться в семейное обучение. Мы только говорим о том, что есть альтернативная форма. Если вы успешны в общеобразовательной школе, то не стоит ничего менять. Но есть некий «остров спасения» для тех, кто имеет проблемы, перечисленные в начале передачи, – семейное обучение и одна из образовательных программ «Русская классическая школа», которая себя уже показала и оправдала.

Спасибо большое, коллеги. Спасибо, Катя, что Вы оставили деток, пришли к нам сегодня, нашли время. Думаю, что это будет полезно Вам и другим многодетным родителям.

Екатерина, многодетная мать:

– Спасибо огромное, мне было очень интересно.

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать