Родное слово. Рождественский пост

2 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
(В расшифровке сохранены некоторые особенности  устной речи)

– Начался пост. Так исторически сложилось, что за сорок дней до Рождества Христова православные христиане совершают своеобразный подвиг?

– Я хотел бы сердечно поздравить всех с наступлением Рождественского поста.

Исторически все складывалось немножко по-другому. С древних времен христиане особо почитают день праздника и в его канун стараются посвятить все свои мысли, чувства Господу Богу.

Традиция поститься накануне праздника близка и современному человеку. Достаточно вспомнить Новый год. Фраза, которая стала культурным феноменом: «Не трогай! Это на Новый год». Получается, пока 31 декабря готовимся к новогодней ночи, мы проводим время в посте.

Конечно, светская часть праздника всегда больше направлена на внешнее: красивый стол, дорогие и интересные подарки, веселье. Но здесь есть связь с духовным. Когда готовимся к празднику, мы всегда откладываем свои ожидания, чаяния на самый пик празднования.

Постепенно количество дней поста увеличивалось. Мы знаем, что во времена святителя Иоанна Златоуста (это IV век) Рождественский пост длился пять дней. Потом он стал двадцатидневным. Со временем Святая Церковь, уподобляя Рождество второй Пасхе (ибо если бы Христос не родился, то Он бы и не воскрес), установила пост перед великим праздником Рождества Христова в течение сорока дней. Это случилось не ранее XII века, однако сейчас мы другого варианта и не мыслим.

Хотя Рождественский пост приравнивается к Великому по продолжительности, по своей строгости он намного мягче: можно вкушать рыбу.

– Если заглянуть в православный календарь, можно увидеть, что почти половина дней в году постные. Мы соблюдаем многодневные посты (по нескольку недель), есть однодневные (среда и пятница). С какой целью они установлены? Что в итоге должен получить человек, вставший на путь поста?

– Замечательный вопрос! Люди часто спрашивают: «Можно ли обойтись без условностей? Какая Богу разница, съел я бутерброд с колбасой (сыром) или просто кусок хлеба?»

Заповедь поста – одна из первых заповедей, установленных Богом для человечества. Наши прародители, Адам и Ева, жили в райском саду, в центре которого стояли два древа: древо жизни и древо познания добра и зла. Человеку было необходимо каждый день вкушать плоды с древа жизни. Разрешалось есть плоды и с других деревьев. Но вкушать плоды с древа познания добра и зла было строго-настрого запрещено. Это не что иное, как заповедь поста.

Ограничения сопровождают духовную жизнь человека практически всегда. Некоторым они кажутся излишними. У многих наша вера ассоциируется с ограничениями: «У этих православных ничего нельзя! Веселиться нельзя, есть, пить, гулять нельзя».

– «Улыбаться нельзя».

– Но если внимательно посмотреть на нашу жизнь, то, может быть, стоит сначала вспомнить, что есть истинная свобода?

Сейчас свобода ассоциируется с понятием безнаказанности и торжеством абсолютного отсутствия рамок. Свободным считается человек, который может делать все, что захочет. Однако нам известны примеры людей, впавших в зависимость от спиртных напитков, наркотиков, игр. Эти люди считают себя свободными.

Но истинная свобода – всегда в ограничении. Это подтвердит любой ученый. Когда человек стремится получить степень, стать первооткрывателем в какой-то области знаний, он постоянно себя ограничивает. Не гуляет с одноклассниками, а делает домашнее задание; пропускает дискотеки в студенчестве, чтобы подготовиться к семинару. Он ограничивает себя для достижения поставленной цели.

Еще можно сказать о спортсменах. Сейчас многие думают о здоровом теле, поддержании себя в форме. Но спортсмену мало купить красивую одежду и абонемент в спортзал. У него есть четкий распорядок. Каждый день он должен быть на тренировке, иначе потеряет форму. Существуют правила: что можно есть, а что нельзя.

Заповедь поста ограничивает человека в желаниях. В наше время очень трудно оставаться верующим человеком, потому что все мы живем в мире, а мир лежит во зле. У нас множество сложностей и задач бытового, семейного, рабочего плана. Коллеги, светские друзья… Порой человек так живет – даже и не скажешь, что он верующий.

Пост помогает человеку вспомнить о том, кем он является, и расставить все на свои места. Кроме этого, пост является проповедью. Люди со стороны видят, что для человека его вера не просто увлечение или образ мышления, но образ жизни. Они проникаются уважением к этому человеку, его вере – и, может быть, через это сами приходят к Богу.

Пост помогает нам отринуть привязанность к земному, ту порочную связь, которая мешает возвыситься. Мы, земные люди, очень привязаны к еде, развлечениям, отдыху. На диван лечь очень легко, но чтобы с него встать, нужно большое усилие.

Поэтому Церковь понуждает нас. Для чего нужны посты? Тренироваться и в посте, и в молитве может каждый человек. Но это гораздо легче делать со всеми. Христианин понимает, что 27-го числа не только он решил возложить на себя бремя поста, а вся Православная Церковь (все христиане, знакомые и незнакомые).  Приходя в храм, он чувствует, что единодушен со множеством братьев и сестер в вере, и это дает ему силы.

Пост не может не иметь определенной пользы для здоровья и кошелька человека. Святитель Иоанн Златоуст смотрел на пост как на возможность милосердия. Он говорил, что мы постимся не для того, чтобы поправить здоровье. Постясь, мы выбираем самые дешевые продукты. Сэкономленные таким образом деньги можем потратить на какое-то доброе дело: пожертвовать бедным, храму.

В свете рождественских праздников это действительно значимо. Сэкономленное можно потратить на подарки для родных и близких (даже невещественные). Может быть, мы что-то сделаем для своей души. Правильно проведенный пост принесет несомненную пользу не только телу, но и душе, и духу.

– Батюшка, давайте подробнее поговорим о составляющих поста. Вы уже сказали об ограничениях в еде. А из чего он еще состоит?

– Многие именно так пост и воспринимают. Священникам очень часто приходится слышать: «Я не могу поститься». Человек имеет в виду, что ему по медицинским показаниям нельзя отказаться от молока или мяса. Приходится объяснять, что никто никогда никому не может запретить поститься, ибо пост – это не просто лишение себя каких-то продуктов.

Церковью даны рекомендации, которые выработаны с учетом многолетнего соборного опыта. В постные дни мы обычно лишаем себя мясных, молочных продуктов, сладостей. В Великий и Успенский посты не вкушаем также и рыбу. В Рождественский пост она дозволяется.

Это общее правило, из которого всегда можно найти исключения. Потому что так строго, как прописано в монастырском уставе, мирянину, может быть, поститься не с руки. Например, беременная женщина не может не употреблять мяса: это губительно для плода. Больной человек может нуждаться в каком-то определенном продукте. Но это не значит, что можно сказать: «Я очень хотел, но у меня не получилось», – и бросить поститься.

Есть люди, которые не любят или не вкушают мяса. Они скажут: «О, пост – это для меня!» Но это же совершенно не пост! Человеку нужно определиться, от чего он зависим. Если он равнодушен к мясу, молоку, но не может прожить без семечек или сосательных конфет, тогда пост станет для него возможностью отказаться от самого любимого.

Еда не главное. Господь говорил: суббота для человека, а не человек для субботы. Однако полностью отрицать необходимость телесного поста не получается, потому что это важный фактор.

Часто люди считают себя хозяевами своей жизни: «Я сам всего достиг, добился с помощью своих внутренних ресурсов (знаний, опыта). Сам разберусь, что мне нужно, а что – нет». Но на деле человеку достаточно попоститься пару дней – и оказывается, что он вовсе не господин самому себе, ибо тело требует своего. Возникает вопрос: «Если я не хозяин своему желудку, то хозяин ли себе во всей полноте?»

Поэтому нельзя говорить о том, что можно не поститься телесно, «главное – поститься духовно». Телесный пост помогает человеку прочувствовать всю глубину поста. Известный почивший старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил, что главное не есть людей. Эта образная фраза означает, что в погоне за бытовыми правилами поста нельзя забывать его сути. Если мы будем думать только о еде, то станем раздражительны, мелочны, гневливы.

Пост заключается в том, чтобы изменить человека, перевернуть его сущность. В этом посте все логично. Праздник Рождества – день пришествия в мир Господа. Когда мы ждем в гости какого-то человека, всегда наводим порядок в домах, готовим самые вкусные блюда, надеваем красивую одежду.

То же самое мы должны делать в Рождественский пост. Подготовить прежде всего свою душу. Каждый из нас знает страсти и пороки, которыми опутана душа. Именно с ними в первую очередь нужно бороться. Каким путем? Путем аскезы.

Аскеза, аскетика – это духовные упражнения. Человек по совету своего духовного отца, наставлениям святых понимает, как ему необходимо исправляться. Если его сердце жестоко, он должен умягчать его милостью, внимательно относиться к другим людям. Если человек болтлив, ему необходимо сохранять уста в тишине. И так далее. Тут нет универсальных способов.Человек должен (обязан!) поставить перед собой задачу.

Пост – добровольная мера принуждения человеком самого себя к исправлению жизни. Нужно особо отметить, что ваш личный пост не должен стать бременем для ваших родных и близких. Окружающие люди могут быть неверующими, малоцерковными, в принципе не разделяющими ваши взгляды. Если вы будете заставлять поститься вместе с собой старенькую маму, маленького ребенка, даже домашнего питомца (кота), ничего замечательного из этого не выйдет. Скорее всего, вас осудят не только родные и близкие, но и посторонние, которые с ужасом наблюдают за вами.

Как известно, личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Если вы пришли на день рождения, а на столе только непостные блюда, можно, конечно, с гневом отодвинуть от себя тарелку со словами: «Как ты посмел человеку Божьему такое предложить?! Сам это ешь!» А можно все съесть, никому не говоря, что у вас пост, и поблагодарить человека за его труд, вкусное угощение. Замечательно, если кто-то морально готов к этому.

Некоторые люди не могут переступить через себя. Но и тут есть рецепты. Если борщ с мясом, можно похлебать бульон, а мясо оставить, вежливо сославшись на что-то. При попытке изменить себя никогда нельзя настойчиво менять других. Этим мы можем далеко увести людей от Христа, а не привести их к Нему.

– Что означает: поститесь постом приятным? И вообще с каким настроением нужно вступать на путь поста?

– Ответ на этот вопрос дает Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос. Во время поста мы ни в коем случае не должны выглядеть очень серьезными, напыщенными, демонстративно скорбящими. Дело в том, что во время жизни Спасителя фарисеи (евреи, которые с самого детства изучали во всех подробностях Священное Писание и были людьми, я позволю себе сказать, гораздо более благочестивыми, чем многие из нас сейчас) демонстративно постились, надевая самые плохие темные одежды, посыпая головы пеплом. Своим скорбным видом они показывали, что идет пост. Но Господь видел их сердца, души, прекрасно знал, что они делают за дверями и стенами своих домов. Он жестко обличал такой подход.

О вашем посте не должен знать никто, кроме доверенных людей. Постом нужно продолжать улыбаться, дарить людям радость и счастье. Ни в коем случае нельзя оставлять своих обязанностей и правил из-за молитвы или необходимости купить постные продукты. Пост – время радостной подготовки, очищения нашей души. Для христианина, который с разумением подходит к вопросу, это радостная пора.

Как для спортсмена важна тренировка, для артиста – репетиция, так для православного человека важен не только сам праздник, которого он ждет, но и все время священного приуготовления.

– За неделю до главного торжества (Рождества Христова) нам предстоит серьезное испытание: новогодний праздник, каникулы, отдых. Я знаю, что многие стали уже спокойно относиться к празднованию Нового года. Тем не менее дома собираются дети, родственники…Каникулы… Как пережить это время и не навредить себе?

– На этот вопрос каждый должен ответить себе сам, потому что общего ответа не будет. Все зависит от близких. Если все в семье сугубо воцерковленные (держат пост, ходят в церковь), они «хором» приходят в храм, где служится ночная Божественная литургия, и отмечают Новый год по-своему. Это их священное право.

Но большинство наших семей на постсоветском пространстве воспринимает Новый год как важный семейный праздник, статус которого, к сожалению, так быстро теряет Рождество, потому что оно приходится на окончание новогодних каникул: у немногих хватает сил, внимания и средств отпраздновать его всей семьей. Поэтому бить словами осуждения («Вы неправильно живете! Надо собираться за столом на Рождество!»), может быть, бессмысленно, глупо и обидно для близких.

Скорее всего, правильно и по-христиански поступить иначе: разделить с ними торжество новогодней ночи, порадоваться, обнять, подарить подарки. Для детей, которые верят в чудо, Деда Мороза, нет никакого смысла устраивать религиозное просвещение, объясняя, что Дед Мороз – это святой Николай, память которого празднуется 19 декабря.«Чего ты ждешь сейчас, в ночь с 31 декабря на 1 января? Он на оленях не летает». Нам надо милостиво относиться к близким.

Конечно, хочется думать о себе. Переживаем, что весь пост держали, а тут и мясное, и рыбное, и вино… А впереди самый главный праздник! Осталось всего семь дней! Но для нас важнее, как мы относимся к другим людям. Христос принес Свою великую жертву за каждого из нас. Он о Себе не думал. Поэтому и нам, следуя за Христом, необходимо прежде всего думать о наших родных и близких, людях, которые нас окружают. Сами мы можем потерпеть.

Пост не марафон (у нас сгорят все баллы, если съедим что-то скоромное) и не диета, а отчасти проверка. Одной из проверок может быть наше умение отказываться от собственных достижений ради счастья наших близких.

– Вы очень хорошо сказали. У всех нас есть дети. Как приучать их к посту? Как им объяснить, что сейчас происходит? Вашей старшей дочери Марфе пять лет. Вы будете ей объяснять, что сейчас наступила особая пора?

– Обязательно. С маленькими детьми не надо сюсюкать, надо говорить все как есть, объяснять необходимость поста. Нужно рассказывать ребенку, для чего именно мы постимся, Кому посвящаем это время. Если пытаться замотивировать ребенка какими-то грядущими подарками, добрыми словами, это может спровоцировать неверное понимание поста без осознания его необходимости.

Надо говорить, что мы готовимся к очень важному моменту – появлению на свет Самого Господа, Того, Кто когда-то сотворил весь мир. А теперь Он приходит в этот мир Младенцем, Который полностью зависит от Своей Мамы: нуждается в Ее тепле, материнском молоке, ласковых словах. Этому Малышу, как любому человеку на день рождения, каждый готовит подарок.

Об этом есть множество притч и рассказов. В частности, о рождественской елочке, почему она так богато украшена. Необходимо замотивировать ребенка принести свой подарок. Пусть меру поста по возможности он определит сам. Может быть, это будет отказ от мороженого или сладкого, может, выполнение обязанностей по вкушению всей пищи, которую приготовит мама. Если в силу малого возраста ребенок не может поститься, пусть у него будет обязанность убирать игрушки, заправлять свою кровать. Необходимо подключить родительское чутье и основы педагогики, чтобы для ребенка пост был в радость.

Конечно, радость первых дней быстро пройдет. Нужно каждый раз поощрять ребенка, чтобы пост не превратился в мучение. В этом плане сейчас популярны адвент-календари. Они очень хороши: помогают поддержать ощущение ожидания чуда. Различные задания, небольшие сувениры являются полезной мотивацией, чтобы к Рождеству ребенок пришел с полным осознанием собственной готовности и горячим желанием посвятить весь этот период Самому Господу Богу, Родившемуся Богомладенцу.

– Батюшка, скажите, что еще душеполезного можно успеть сделать за время Рождественского поста?

– За это достаточно продолжительное (но вместе с тем не очень продолжительное) время, конечно, необходимо успеть что-то изменить в своем образе жизни. Обычно постами люди стараются чаще приходить в святые храмы Божии.

Из-за санитарно-эпидемиологических требований, может быть, не у всех получится посетить праздничные и воскресные богослужения. Однако во множестве храмов службы проходят каждый день. Я уверен, что из-за малочисленности людей в церкви по будням у всех есть возможность побывать на православных богослужениях во время поста.

Постами мы стараемся чаще исповедоваться, приступать к таинству Покаяния, изменения собственной души. Мы признаем наше неверное поведение и искренне желаем измениться, оставить свои грехи, каясь пред Богом в присутствии священника и целуя в знак своего горячего желания изменения главные святыни христианства: честной крест и Святое Евангелие.

Мы стараемся чаще приступать к таинству Святого Причащения, исполняя прямую заповедь Бога, данную нам Иисусом Христом через Своих учеников на Тайной Вечере: приимите, ядите: сие есть Тело Мое...пейте… ибо сие есть Кровь Моя.

Кроме участия в богослужениях важно уделить внимание самообразованию. Пост –замечательное время для того, чтобы протереть пыль со Святой Библии, проверить, есть ли дома Евангелие. Если никогда не читали поучений и наставлений святых отцов, попросите у кого-нибудь книжку или найдите ее в Интернете. Если внутренне не доросли до этого, начните хотя бы с художественной или энциклопедической литературы, чтобы открыть для себя новый мир собственной веры.

Тем, кто часто ходит в церковь, может показаться, что они знают все, даже больше. Но по личному и общецерковному опыту смею заверить, что это кажущееся ощущение. Стоит только открыть новую книгу – и увидим, что еще нам необходимо узнать.

Пост – это время добрых дел. Надо готовить подарки не только в сам праздник Рождества или его канун, а в течение всего Рождественского поста стараться найти возможность для помощи тем, кто в ней нуждается. Мы стараемся хорошо выглядеть в праздник: ходим ко многим специалистам, тратим средства, силы и время.

Любому верующему человеку, желающему стать воцерковленными, максимально подготовить себя к празднику Светлого Христова Рождества, необходимо благоукрасить свою душу, всячески потрудившись на поприще поста, следуя заветам Христа и Его Святой Церкви.

– Спасибо Вам большое, батюшка, за участие в программе и очень интересную беседу.

– Большая благодарность Вам, Инесса. Вам и всем нашим телезрителям искренне желаю Божьего благословения и Его благодатной помощи на этом непростом, но спасительном поприще святого поста.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 22 мая: 09:05
  • Среда, 26 мая: 05:30
  • Суббота, 29 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​