Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Как и любой день поминовения усопших, он важен тем, что Церковь напоминает: в этот день очень желательно помолиться о наших родных, близких, о тех, кто умер очень давно и относительно недавно. То, что смерть близка, мы недавно очень ярко почувствовали сами, потому что кто-то потерял своих родных, близких, знакомых. Поэтому в день родительской субботы желательно прийти в храм, поставить свечи, подать записку, самому искренне помолиться, чтобы Господь простил грехи всех усопших, упокоил их в Царствии Небесном. Службы обычно начинаются с утра, это прежде всего Божественная литургия, затем панихида. Но если и среди дня прийти в храм, тоже можно будет помолиться об усопшем.
– Да, в последние годы храмы в этот день обычно переполнены. А можно в этот день еще на кладбище съездить? Или это возбраняется?
– Конечно, можно. Может быть, не ко всякой могилке можно подойти, потому что где-то снега много, но если есть такая возможность, было бы очень неплохо побывать у места погребения наших родных и близких.
– Своими молитвами мы можем изменить участь наших усопших?
– Я думаю, что изменяет участь усопших все-таки Сам Господь. Но Он смотрит на нашу веру, веру оставшихся еще на земле, на нашу любовь по отношению к нашим ближним, которая выражается именно в молитве, в заботе о том, чтобы им были прощены грехи.
– В эти дни мы вспоминаем события столетней давности – антицерковную кампанию по изъятию церковных ценностей. Какую цель преследовала церковная власть, конфисковывая имущество Церкви, и с чем это было связано?
– У этого явления есть некоторая предыстория. Дело в том, что определенное изъятие различных церковных имуществ началось буквально сразу же, в 1917–1918 годах. Это было связано со вторым декретом (первый декрет был о мире, а второй декрет о земле). Второй декрет говорил о том, что отныне изымаются все земли, церковные, частные и т.д., что все это теперь национализировано. Это напрямую, естественно, коснулось Церкви. А затем был новый декрет, уже начала 1918 года, который назывался «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Там говорилось также о том, что отныне Церковь лишается определенного рода имущества, прежде всего различных зданий, церковных учебных заведений.
Несколько ранее были национализированы все средства, находящиеся на банковских счетах в Церкви, и речь шла о многих десятках миллионов рублей золотом. Это были довольно большие суммы. Изымались тогда у Церкви и ценные бумаги, и денежные средства на счетах, земли, а в период Гражданской войны просто иногда разграблялись храмы. Причем необязательно какими-нибудь советско-государственными структурами. Очень часто создавалось какое-нибудь бандитское формирование, и грабили всё, что можно, в том числе могли зайти в храм и изъять что-нибудь, что привлекало внимание. По подсчетам одной из исследовательниц этого вопроса Н.А. Кривовой (она написала сборник «Политбюро и Церковь»), до семи миллиардов рублей оценивается церковное имущество, средства и богатства, которые пропали во время Гражданской войны. Причем это золотом.
В это время прекрасно уже помнили о том, что все и так национализировано по декрету 1918 года, что у Церкви нет никакого имущества, нет зданий, храмов, икон, которые находятся в храме, нет украшений для этих икон, нет сосудов из драгоценных металлов – все это давно национализировано и лишь временно передано в пользование верующих. Потому в любой момент можно это изъять. А повод был.
С лета 1921 года до весны 1922 года в стране свирепствовал голод. Несколько губерний были охвачены голодом. Общее число жителей в тех губерниях, где был голод, составляло примерно 90 миллионов человек. Из них прямо голодало около 47 миллионов. Причем голод был страшный. Об этом впоследствии сами большевики писали; в частности, Ленин в своем письме – о том, что есть случаи каннибализма, что огромное количество людей просто умирает. По официальным подсчетам, в период этого голода погибло порядка шести миллионов человек. Это огромная цифра. Очень возрос процент всякого рода заболеваемости по всем видам болезней из-за недоедания. Сильно уменьшился средний возраст людей. Это было огромной трагедией, и государство искало самые разные выходы из этой ситуации вплоть до того, что уже начали задумываться о том, что, может быть, нужно как-то воспользоваться помощью капиталистических государств. И действительно, как раз в 1922 году такая помощь была получена.
А здесь произошло следующее. В 1921 году была создана общественная организация, которая называлась «Комитет помощи голодающим». Туда вошли представители прежде всего кадетской партии (конституционных демократов), в основном это партия интеллигенции, некоторые министры Временного правительства (тогда большинство из них еще оставалось на свободе), деятели других правых партий, были даже некоторые большевики, в том числе высокопоставленные. В Помгол («Комитет помощи голодающим») входил, например, Луначарский, когда тот был еще просто общественной организацией. Помгол довольно активно начал свою работу, начал собирать средства, продукты для того, чтобы помочь голодающим, и было стремление выйти на международную арену, чтобы как-то организовать сбор средств для помощи за границей.
И вот тогда деятели Помгола попросили патриарха Тихона, чтобы он, пользуясь своим авторитетом, выступил с обращением к другим иностранным государственным и духовным деятелям. Алексей Максимович Горький попросил советское правительство, чтобы патриарху было разрешено выступить с таким воззванием. Дело в том, что по советскому закону Церковь не могла помогать никаким голодающим, потому что декрет 1918 года говорил о том, что Церкви запрещено заниматься благотворительной деятельностью.
Все должно было организовываться со стороны государства, а Церковь ни в коем случае не могла помогать, даже своим членам. Но тут решили: «Ладно, пусть выступит патриарх». В New York Times была опубликована большая статья, составленная патриархом, адресованная архиепископу Нью-Йоркскому: в ней его просили обратиться к американскому народу. Аналогичные воззвания патриарх адресовал папе Римскому, архиепископу Кентерберийскому и ряду других государственных и религиозных деятелей (в основном Европы). Помощь в определенной степени начала оказываться.
Затем патриарх сказал, что, собственно, и Церковь могла бы помочь и передать какие-то свои ценности для помощи голодающим. Единственное, о чем просил патриарх, – чтобы эти средства действительно шли на оказание необходимой помощи. Помгол первоначально согласился на такое предложение патриарха. Тогда еще Помгол был просто общественной организацией, но потом он и сам стал выходить на международную арену: его деятели решили поучаствовать в конференции, посвященной борьбе с голодом, которая проходила в Стокгольме. Предполагалось, что это будет осенью 1921 года. Это насторожило большевиков: всякий выход на международную арену был нежелательным и должен был очень жестко контролироваться. В итоге в конце августа Помгол был распущен, и уже при ВЦИК был организован «Комитет помощи голодающим», который возглавлял Михаил Иванович Калинин. Он использовал все наработанные связи общественного Помгола, в то время как всех деятелей этого Помгола сначала на короткое время арестовали, а затем отправили в различные ссылки. Их наказали мягко, но все же отстранили от этой деятельности и показали, что государство само как-то тут справится.
Какие цели преследовало наше государство, в частности правящая большевистская партия, видно из более поздних событий. Вновь уже второй, советский, Помгол обращается к патриарху, вновь патриарх пишет свои воззвания, вновь поступает помощь. Сама Церковь уже собирает средства, довольно немало, – и деньги, и ювелирные изделия, и т.д. Но происходит следующее. Когда уже наметились довольно продуктивные связи между Церковью и государственным Помголом, в газетах началась кампания, которая всячески пыталась дискредитировать и Церковь, и церковных деятелей, прежде всего патриарха. Например, у нас это было уже в 1922 году: в «Советской Сибири» была опубликована статья, которая называлась «Забытый источник». Там было написано, что, по подсчетам самих монахов, только в одной Троице-Сергиевой лавре имеется порядка нескольких сотен пудов изделий из драгоценных металлов: золота и серебра. Большие, конечно, цифры. Кроме того, по всей стране много крестов, усыпанных бриллиантами, изумрудами и т.д.: лавры у нас четыре, крупных монастырей больше сотни, есть еще и множество храмов. И если погрузить все эти сокровища в вагоны железнодорожного состава, то поезд растянется на семь верст. Хорошо еще, что не на расстояние как от Земли до Луны, хотя некоторые лекторы говорили, что и так может быть.
– И можно накормить всех…
– Накормить можно абсолютно всех, можно закупить огромное количество хорошей сельхозтехники… Почему голод-то начался? Было несколько причин. Во-первых, закончившаяся Гражданская война полностью подорвала экономику страны. Во-вторых, введенная продразверстка стала причиной того, что у крестьян изымался практически весь хлеб (потом, в лучшем случае, им выдавали посевной материал). В-третьих, конечно, случилась очень сильная засуха. Урожай 1921 года в целом по стране (если брать в том числе и те районы, которые не были захвачены страшной засухой) составлял порядка 40% от урожая 1913 года, то есть меньше половины. В некоторых местах собирали меньше, чем сеяли. Очень плачевная была картина.
Когда поняли, что будет голодать еще больше людей, снова обратились к патриарху, хотя в то же время всячески старались его дискредитировать. После того как все уже было намечено, а патриарх вновь обратился с воззванием и даже уже конкретно что-то было собрано Церковью и передано государству, появился этот декрет… В нем говорилось о так называемом изъятии церковных ценностей – не о пожертвовании, не о добровольной передаче, а именно об изъятии. Это смутило многих церковных людей, все были в великом недоумении, раздались голоса против такого решения, и во многих местах было определенное противление этому: иногда просто не пускали членов комиссии, которые должны были все описать и что-то забрать, иногда были какие-то столкновения.
Самое крупное столкновение произошло в городе Шуя. Это Владимирская губерния, недалеко от Иваново-Вознесенска. Там в день, на который было намечено изъятие церковных ценностей, набат собрал очень большую толпу. Люди не пускали членов комиссии в собор. Затем туда были присланы конные милиционеры, но толпа стащила их с лошадей и разогнала. Тогда прислали солдат с винтовками – их люди разоружили, отняли винтовки, некоторых даже побили. Произошла, так сказать, эскалация конфликта – он усилился. Но вместо того, чтобы искать какой-то путь разрешения этого конфликта, местные власти решили, что нужно еще более усилить натиск, и прислали на это место войска с автомобилями, на которых были пулеметы. Был приказ стрелять прямо по людям или нет, до сих пор неизвестно, но выстрелы сделаны были, и несколько человек было убито, несколько ранено. Толпа все-таки рассеялась.
В то время был такой порядок: о произошедшем кровавом столкновении обязательно нужно было докладывать вышестоящим органам. И вот сначала об этом доложили в Иваново-Вознесенск, а уже оттуда направили телеграмму в Москву. Столкновение это было, если не ошибаюсь, 15 марта, а 19 марта Ленин уже отреагировал на шуйские события. Он решил, что этот вопрос нужно обсудить на заседании политбюро. Но поскольку сам в это время он чувствовал себя не очень хорошо, то посчитал, что, по всей видимости, не сможет лично участвовать в этом заседании, и написал письмо для каждого из членов этого высшего партийного органа. Там были все самые страшные слова, которые любят сейчас цитировать: чем больше сейчас попов нам удастся расстрелять, тем лучше; именно теперь, когда во многих губерниях России наблюдается каннибализм, мы должны дать самый суровый бой черносотенному духовенству.
События в Шуе Ленин охарактеризовал как действия членов антисоветской монархической церковной организации, как заранее спланированный заговор. В этом он увидел не просто трагическую, страшную случайность, а организованную деятельность Церкви, направленную против действий советской власти. Поэтому он предлагал бороться с этим особенным образом: путем террора – и использовать это для постепенного уничтожения Церкви. Кроме того, он говорил, что эту работу надо проводить быстро, но в то же время тайно. Ленин сказал, что главным деятелем в этой области должен быть товарищ Троцкий, который не должен публично выступать и высказываться, а должен оставаться в тени и разрабатывать основную политику по этому вопросу. По всем официальным каналам должен был выступать Михаил Иванович Калинин. Такое сочетание тайной борьбы с террором виделось Лениным как глубочайшая стратегия для получения средств, например, для Генуэзской конференции, которая должна была вскоре состояться. Ленин писал о том, что средства у Церкви огромные.
Первоначально изъятие планировалось провести очень быстро, но так не получалось, поскольку было определенное сопротивление. Полностью же ссориться, по сути, с народом было не очень хорошо. Например, в Шуе вышли на протест не только городские жители, но и приехали на подводах окрестные крестьяне, остановились две фабрики, была массовая забастовка. Подобные события происходили в Смоленске, в Калужской губернии. В Тамбовской губернии, где совсем недавно было восстание крестьян, связанное с крестьянским вопросом, изъятием хлеба, люди выступили в защиту Церкви с оружием в руках. Интересно, что возглавлял эти отряды председатель одного из местных волисполкомов.
– Что это было со стороны народа – защита православия, своей Церкви или недовольство советской властью? Чем это было на самом деле?
– Трагизм этих событий заключался в том, что многие до конца не понимали происходящее в стране. Большая часть членов Церкви, в том числе и церковная иерархия, воспринимали советскую власть как что-то временное, не очень надежное, что может через месяц, два, три или через год исчезнуть и уйти. Эта недооценка сказывалась довольно долго.
С другой стороны, церковные деятели не совсем понимали, что с точки зрения лиц, которые сейчас обладают властью, с точки зрения ими составленных законов никакого имущества у Церкви нет. Кроме того, многих возмущал сам метод изъятия. Верующие соглашались, что голодающим помочь нужно. Некоторые предлагали собирать зерно, крупу, продукты, деньги, какие у кого оставались: советские рубли или еще царские золотые червонцы. Нет, прежде всего изымались церковные ценности, которых якобы очень много.
– Какова дальнейшая судьба изъятых ценностей? Что с ними потом сделали?
– О том, сколько всего собрали и куда дели, лучше поговорить в следующий раз. Есть события, о которых следовало бы рассказать более подробно: о письме Ленина, уголовных процессах, связанных с сопротивлением изъятию церковных ценностей, или других антицерковных, которые прошли в 1922 году по всей стране. Например, после столкновения в Шуе в тот же день или на следующий еще не были изъяты ценности из собора, потребовался приезд товарища Муралова, который командовал Московским военным округом (он закончил свою карьеру в Новосибирске, там был арестован, а потом расстрелян в Москве в 1937 году).
– В следующей программе мы обязательно продолжим говорить на эту тему.
Ведущая Инесса Титова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!