14 марта по новому стилю мы отмечаем День православной книги. Событие, напрямую связанное с нашей историей. В этот день вышла первая печатная книга Ивана Федорова – «Апостол». Как зарождалось на Руси книгопечатание?
– Книгопечатание зарождалось на Руси еще до Ивана Федорова. Нужно представить себе, что такое была эпоха конца XV – начала XVI века. Это была судьбоносная эпоха, переломная: с одной стороны, эпоха новых перспектив, с другой стороны, подведения итогов, потому что заканчивался период феодальной раздробленности, возникло единое Московское государство. Недаром именно в это время, на рубеже XV–XVI веков, возникает ряд, как бы сейчас сказали, проектов книжности, которые имели итоговый, обобщающий характер. Например, Геннадиевская Библия 1499 года в Новгороде. Под руководством архиепископа Геннадия коллектив переводчиков, книжников создает полный свод библейских книг на церковнославянском языке – это огромное событие, огромный труд, монументальный памятник древнерусской книжности.
С другой стороны, чуть позже возникает еще один монументальный книжный свод, который называется «Великие Минеи-Четьи» митрополита Макария. Все воцерковленные люди знают, наверно, Минеи, по которым читают на богослужениях. А «Великие Минеи-Четьи» – это был свод всей литературы Древней Руси, т.е. литературы, которая предназначена для келейного чтения, распределенной по дням церковного года. Это грандиозный памятник книжности, огромного объема – двенадцать огромных томов были сделаны митрополитом Макарием.
Наконец, был еще «Лицевой свод» – это, можно сказать, историческое сочинение, которое осуществлялось под руководством Ивана Грозного. Летописный «Лицевой свод» был иллюстрированный, почему и назывался «лицевым» – это тоже замечательный памятник книжности. Поэтому это время подведения итогов, создания обобщающих трудов. Не случайно книгопечатание начинает появляться в 50-е годы XVI века, потому что первопечатный «Апостол», о котором Вы упомянули, – это первая известная нам датированная печатная книга в Московской Руси, а до нее еще были издания так называемых анонимных типографий. Мы не знаем точно, кем и когда они осуществлены. По качеству они уступают «Апостолу» Ивана Федорова, поэтому предполагается, что это были как бы предварительные издания, возможно, вышедшие из того же круга, из которого вышли и печатные издания Ивана Федорова.
Понятно, что все заведения книгопечатания на Руси были государственным проектом, была долговременная инициатива, которая очень вписывается в ряд инициатив начала правления Ивана Грозного. Ведь что такое те 50-е годы? Это ряд таких больших достижений, как взятие Казани (1552 год), издание нового Судебника (1550 год) – нового свода законов Руси. Наконец, Стоглавый собор 1551 года, который поднял вопрос о том, что рукописные книги находятся в неудовлетворительном состоянии.
Может быть, это особенно стало ощущаться в связи с тем, что возникло большое государство, требовалось много книг; соответственно, рукописные мастерские должны были выдавать больше продукции, увеличение количества продукции приводило к снижению качества. В любом рукописном воспроизведении возникают обязательно описки, ошибки, редакции (иногда сознательные), иногда ошибки, описки невольные. В результате нужно как-то поддерживать стабильность текста. Когда это все мультиплицируется в большом количестве экземпляров, то становится стратегически важной задачей. Собственно, сама жизнь подталкивала к тому, что книгопечатание необходимо при возникновении такого единого государства, которое тогда как раз оформлялось и созидалось. Встало на повестку дня создание книгопечатания на Руси. Это было величайшее техническое достижение своего времени. К тому времени история книгопечатания в Европе насчитывала около сотни лет, и Руси уже было пора перенимать его.
– Кем был первопечатник Иван Федоров?
– Про Ивана Федорова мы знаем не так много. У него был сотрудник – Петр Мстиславец. Про него мы знаем еще меньше. Про Ивана Федорова знаем, что он был дьяконом из церкви Николая Гостунского в Москве. Был он уроженцем Москвы или его деятельность была связана с Москвой? Так или иначе он служил дьяконом и, несомненно, был очень одаренным, талантливым человеком, организатором и художником своего дела, потому что «Апостол» Ивана Федорова 1564 года представляет из себя совершенное в полиграфическом отношении произведение. Там тщательное отношение к тексту, тщательная, как бы мы сейчас сказали, корректура, очень хорошее цветоделение, хорошие гравюры. В общем, это действительно достойный памятник книжности XVI века.
– Это был коллективный труд?
– Несомненно, коллективный труд, потому что это было, можно сказать, промышленное предприятие. Нужно было отлить литеры, разработать шрифты, все это набирать, издавать тиражом. Тираж первопечатного «Апостола» был около 1 050 экземпляров. Так что, конечно, это был коллективный труд. Было два лидера – Иван Федоров и Петр Мстиславец. Были издания анонимных типографий – ранние в основном богослужебные книги: Евангелие, Псалтирь, Триодь Постная (круг богослужебных книг).
Техническая задача издания печатной книги понятна; с другой стороны, это задача литературно-редакторская: нужно подготовить текст. В этом смысле еще можно вспомнить деятельность преподобного Максима Грека, который специально был вызван из Афона в Москву именно для того, чтобы редактировать церковнославянские переводы греческих книг. Он занимался в том числе редактированием церковнославянского перевода Псалтири. Можно сказать, что здесь протянута ниточка от редакторов Геннадиевской Библии к Максиму Греку, который в княжение Василия III поселился в Москве и занимался редактурой, к митрополиту Макарию, который занимался созданием «Великих Миней-Четьи», к изданиям анонимных типографий, к изданиям Ивана Федорова и Петра Мстиславца.
– Это был государственный заказ?
– Да, очевидно, что все это вписывалось в общегосударственную политику. В 50-е годы был разгар деятельности избранной Рады – круга молодых советников Ивана Грозного, которые тогда определяли направление внутренней политики, пытались определять направление внешней политики. Как раз на этом-то избранная Рада и вступила в конфликт с молодым царем, который настоял на начале Ливонской войны, и на начало 60-х годов приходится кризис, когда Иоанн своих бывших советников подвергает опале – в 1664 год подступает опричнина. На таком изломе еще успели, видимо, по тем наработкам и направлениям деятельности, которые обозначились раньше, издать «Апостол» Ивана Федорова в 1564 году.
– В Новосибирске, в наших главных библиотеках, есть отделы редких книг, в которых в особых условиях хранятся уникальные издания, раритеты. Есть ли среди них те первые книги?
– Есть. Я боюсь ошибиться в конкретных цифрах, но, по-моему, в отделе редких книг, рукописей ГПНТБ хранятся два экземпляра «Апостола» Ивана Федорова. Это не совсем редкое издание – он сохранился в достаточно большом количестве экземпляров в Новосибирске. Есть издания Ивана Федорова, которые очень редки; например, его «Азбука». Есть в Новосибирске издание Острожской Библии. Иван Федоров после московского периода своей деятельности, после пожара, который спалил, видимо, его типографию, переехал в Польшу и Литву, там его деятельность продолжалась, там, под покровительством православного магната Константина Острожского, издали Острожскую Библию – это тоже достаточно тиражное издание, сохранилось много экземпляров, в Новосибирске тоже они есть.
– Давайте подробнее поговорим о некоторых уникальных книгах – например, Остромирово Евангелие.
– Мы должны от Ивана Федорова отмотать до 1057 года, которым датируется это издание. Из Москвы мы переносимся в Новгород. Новгород, можно сказать, в некотором смысле русские Афины, потому что это центр книжности. Там было высокое распространение бытовой грамотности, свидетельством чему являются знаменитые новгородские грамоты, и много замечательных памятников книжности, родословие которых связано с Новгородом. Остромирово Евангелие так называется потому, что, как рассказывается в рукописи, было изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира. Писцом был дьякон Григорий. Оно изготавливалось в зиму 1056–1057 годов. Завершено было в 1057 году и, очевидно, хранилось в Софийском соборе – знаменитой Софии Новгородской. Книга представляет из себя совершенно замечательный памятник рукописного книжного искусства. Она написана на пергаменте очень хорошего качества качественными чернилами. Художественно и умело выполнены заставки и миниатюры.
Мы говорили, что «Апостол» Ивана Федорова – это древнейшая печатная русская датированная книга. Остромирово Евангелие – это древнейшая славянская книга, имеющая точную дату, поэтому значение Остромирова Евангелия невозможно переоценить. Оно не просто для России имеет значимость уникального памятника, но для всего славянства и всего человечества. Сейчас оно хранится в Российской национальной библиотеке, в отделе рукописей, при специально поддерживаемом температурном режиме и является национальной святыней для нас, можно сказать.
– Еще один уникальный памятник письменности Древней Руси – «Повесть временных лет».
– «Повесть временных лет» – это не книга. Это литературное произведение, рукописный свод, который сохранился в двух древнейших редакциях и, соответственно, книжных памятниках – Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.
«Повесть временных лет» – это летописный свод, который был создан где-то в 10-х годах XII века. По преданию, его автором являлся монах Киево-Печерского монастыря – монах Нестор. Конечно, история «Повести временных лет» являлась предметом пристального и постоянного внимания литературоведов и специалистов по истории языка. Есть множество научных работ, которые написаны на эту тему. Но в нашем формате можем в эту тему не вдаваться. Можно сказать, что «Повесть временных лет» сложилась в том виде, в котором мы ее знаем по Ипатьевскому и Лаврентьевскому спискам, в 10-х годах XII века (может, в 1114 году).
Летопись – это запись событий по годам. Этот жанр древнерусской литературы представляет из себя одну из высших достижений письменности, потому что и в Западной Европе были хроники, и в Византии были хронографы. Но в древнерусской литературе летописи занимают особое место и являются синтезом, с одной стороны, фактографии, с другой стороны, обобщающего богословского взгляда на мир. С точки зрения летописца, история – это место встречи Бога и человека. Место, где человеческая свобода предстает перед лицом Божьего Промысла. Вся история может рассматриваться как диалог Бога и человека, когда человек может откликаться, может и не откликаться на призыв Божий. Если совершается второе, то следуют какие-то последствия, вразумления, наказания Божии. Наказания – в смысле указания, наказа, что нужно вернуться на путь добра и правды.
Таким образом, древнерусский летописец рассматривает исторический процесс. Для древнерусской литературы очень характерно внимание к теме истории. О чем бы ни писал древнерусский книжник, в конечном итоге это все вписано в широкое полотно истории. Так и «Повесть временных лет» начинается с описания библейских событий. В древнерусском богослужении, например, житие Бориса и Глеба читалось в качестве паремий на вечерне, когда обычно читаются отрывки из Ветхого Завета. Здесь получается, что Священная история настолько смыкается с той, которая тебя окружает, что различить грань между ними невозможно. На самом деле это чувство истории является одним из устоев мировоззрения древнерусского человека. Опять-таки не случайно, если он говорит, что Остромирово Евангелие – это древнейшая датированная известная нам книга, то почти самое древнее произведение древнерусской литературы – это «Слово о законе и благодати». Оно тоже про историю, тоже является манифестом, проявлением чувства истории. Там митрополит Иларион описывает историю как процесс, который движется от состояния, когда человечество пребывало во мраке неведения Бога, к закону, к Ветхому Завету, затем – к благодати пришествия в мир Христа Спасителя и эпохи Нового Завета, а затем – к жизни будущего века, к жизни нетленной.
– Батюшка, а насколько велик интерес к православной книге, древней и современной?
– Исследования древнерусской книжности – это одно из мощно развивающихся направлений исторической науки, филологической науки. Примечательно, что Новосибирск традиционно уже много лет является одним из центров подобного рода исследований. В том числе и поисков экспедиции за древними книгами. Есть в Новосибирске Институт истории в Академгородке. В нем есть сектор археографии, источниковедения. Его много лет возглавлял академик Николай Николаевич Покровский, личность легендарная. Когда-то он приехал в Новосибирск в 1960-х годах и начал предпринимать экспедиции в старообрядческие села, скиты в поисках древних книг. В одной из первых своих экспедиций он нашел «Судные списки» Максима Грека. Это были, грубо говоря, протоколы допросов Максима Грека. Как раз памятник XVI века. Это была сенсация. С тех пор Николаем Николаевичем и его учениками было найдено много всяких других интересных книжных памятников. Они хранятся в коллекции Института истории. И эти поиски продолжаются. Оказывается, Сибирь была кладезем книжности древнерусской. Когда происходило освоение Сибири и русские переселенцы приезжали сюда, то они брали с собой книги. Удивительно, что, несмотря на трудности переезда, люди брали именно книги.
– Получается, эти книги были на руках у людей, которые передавались из поколения в поколение?
– Да, они передавались из поколения в поколение. Уже в XX веке благодаря усилиям, предпринятым учеными, они попадают в поле их зрения, вводятся в научный оборот. В свое время Дмитрий Сергеевич Лихачев назвал это археографическим открытием Сибири. Это выражение он употребил в предисловии книги Николая Николаевича Покровского «Путешествие за древними книгами». Я рекомендую всем, кому интересно, найти в Интернете эту книгу Николая Николаевича Покровского. Там очень интересно и занимательно рассказывается эта одиссея поисков древних книг, в том числе «Судных списков» Максима Грека.
Еще одним центром поисков древнерусских книг на территории Сибири стала ГПНТБ – Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Академии наук. Недавно, к сожалению, проводили в последний путь Елену Ивановну Дергачеву-Скоп. Она очень много занималась организацией экспедиций. Ученики Николая Николаевича Покровского, ученики Елены Ивановны, соратники продолжают эту деятельность. Думаю, что будет еще много интереснейших открытий.
– А для школьников, для молодых людей ведется какая-то работа?
– Для школьников проводят экскурсии в эти центры изучения книжности. С другой стороны, хорошо, когда учителя показывают историю или литературу не просто как какой-то материал для заучивания, а как увлекательное занятие, которое требует исследования тайн, разгадывания загадок.
Кто такой историк? Человек, который хочет реконструировать прошлое, восстановить прошлое. А прошлое – это то, что уже прошло. Поэтому мы так и называем – прошлое. Однако мы хотим о нем рассказать, о нем узнать. Каким образом? Прошлое же не проходит бесследно, оно оставляет после себя какие-то следы. Вот эти следы – исторические источники, они становятся для нас источниками знания о прошлом, когда мы начинаем их исследовать. Исторические источники оказываются мостиком, который переброшен из прошлого в настоящее. Мы находимся в настоящем. Но вот перед нами лежит исторический источник, а он был причастен к прошлому, его создали люди, которые жили задолго до нас. Мы начинаем его исследовать. На основе исследования этих исторических источников мы делаем реконструкции. Вот это и есть ремесло историка, лаборатория исторического знания; она настолько же увлекательна, насколько увлекателен детектив, потому что следователь или оперативный работник, оказываясь на месте преступления, тоже пытается восстановить, что здесь произошло. Он собирает улики, проводит расспросы и пытается реконструировать картину произошедшего. Как бывают интересны сериалы или фильмы, если они качественно сняты, так может быть интересна и увлекательна деятельность историка. И тогда ребенок видит историю как пространство поиска.
Очень важно, чтобы дети знали об этом источниковедческом аспекте, чтобы они видели, на основе чего историки реконструируют исторические факты. У нас в православной гимназии выходит специальный журнал, называется «Источниковедение в школе». Мы надеемся, что в этом журнале реализуется источниковедческий подход к истории, когда дети получают возможность узнать, откуда мы получаем сведения об исторических фактах. Можно найти номера этого журнала на соответствующий запрос в Интернете.
– Он есть в электронном виде?
– Да, он есть в электронном виде. Можно все найти на соответствующем сайте. Журнал продолжает выходить и сейчас.
Так что книга – это замечательный памятник культуры. Это своего рода машина времени, делающая нас современниками тех событий, которые отстоят от нас на множество столетий. Несмотря на технологические изменения, на информационную революцию, визуальные повороты и другие культурологические процессы, которые происходят в современности, книга все равно остается нашим спутником, нашим другом, наставником.
Ведущая Инесса Титова
Записали Людмила Кедысь и Елизавета Агина
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!