Родное слово. На вопросы отвечает протоиерей Андрей Фёдоров

24 июня 2020 г.

 – Продолжается Петровский пост. В этом году он продлится четыре недели, достаточно долгий период. Я бы хотела попросить Вас, отец Андрей, чтобы Вы дали напутствие нашим телезрителям, как с пользой провести это время, чтобы потом не испытывать разочарования от упущенных возможностей.

– Прежде всего, пожелаю помощи Божией во всех делах. Какое бы дело мы ни начинали, обязательно нужно начинать его с молитвы: «Господи, прости и благослови». А когда заканчиваем, нужно благодарить Бога, и эти простые действия помогают нам не задирать нос, когда у нас что-то получается, не хвастаться, не гордиться, а даже если что-то не получается, мы понимаем, что, может быть, на это и воли Божией не было. И не будем   бодаться с Богом вопреки Его воле, что-то стремиться сделать – подумаем, прежде чем продолжать свои усилия. Хочу несколько слов сказать о том, что Петров пост – в память о трудах святых первоверховных апостолов Петра и Павла, других апостолов, равноапостольных и многих святых, которые потрудились, проповедуя христианство, которые во время проповеди терпели и различные неудобства и опасности.

Все апостолы, кстати, закончили свою жизнь мученически. Кого-то распяли на кресте, апостола Петра даже  вниз головой, с кого-то содрали кожу – страшные моменты. Самое главное, чем отличаются святые от грешников: тем, что они ищут возможность исполнить волю Божию, они задаются вопросом, в чем воля Божия состоит и что нужно для того, чтобы ее осуществить.  Мы очень во многом полагаемся на себя, на свои представления об этом мире, и даже тогда, когда собираемся делать какие-то хорошие дела, буква «я» бежит впереди. Даже начиная пост, мы говорим: «Я буду поститься, буду молиться,  исповедуюсь, причащусь». Получается, мы еще ничего толком не сделали, но наше «я» уже отбивается, раздувается, поэтому очень важно начинать что-то с молитвы, продолжать и заканчивать молитвой, но, самое главное, с надеждой на Бога.

А Петров пост, можно сказать, исторически некий компенсаторный для тех, кто Великим постом находился в каких-то необычных жизненных обстоятельствах; может быть, был в путешествии или был занят какими-то тяжелыми работами, не мог соблюдать пост, не мог хорошо подготовиться к исповеди и причастию. Значит, во время Петрова поста у нас как раз есть такая возможность, поэтому самое главное, что мы должны сделать: исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.

Исповедь и причастие, эти благодатные дары Божии, должны полагаться на хорошую, подготовленную почву в нашей душе. Поэтому постом нужно обязательно подумать о том, какую литературу мы читаем. Если у нас есть, например, навык регулярного чтения Евангелия, можно постараться целиком прочитать весь Новый Завет – не только Евангелие, но и Деяния, и Послания апостольские. Если у нас навыка такого нет, то хотя бы тогда по календарю несколько строчек Евангелия или по одной главе – мы можем начать воспитывать в себе этот навык, эту хорошую привычку. Ну и жития святых всегда на Руси были любимым чтением. Мы уже много раз говорили, что был потрясающий уровень грамотности, интереса у русских людей, славян, поэтому нам бы как раз обратиться к опыту наших соотечественников, тем более что первая неделя поста заканчивается,  мы совершаем память всех русских святых. Обратиться бы к их опыту, потому что они как раз жили в приближенных к нашим обстоятельствах, у них были самые разнообразные задачи, вопросы, проблемы, и как они их решали, для нас очень важно.

Есть очень хорошие и древние книги. Например, Киево-Печерский патерик; более близкий к нам Московский патерик, есть древние патерики об отцах-пустынниках первых веков христианства. Есть патерики (книги-отечники) об отцах, как они жили, какие у них были проблемы, как они их решали во славу Божию. Есть, например, Афонский патерик, потому что много наших соотечественников прославлены в лике святых за подвиги, которые они совершали на Афоне. Один из самых близких нам по времени, один из самых сейчас прославленных святых – старец Силуан Афонский. Это русский человек, который буквально в XX веке проявил такие твердость и мужество, какие являли и древние отцы.

– Наверное, символично, что в июне мы отмечаем День России, очень близок к этой дате день всех святых, в земле Российской просиявших. Многие святые прославили нашу землю и в первые годы христианства, и в последние годы, годы гонений. Наверное, в том числе и поэтому Русь называют Святой, она дала миру такое количество праведников…

– Конечно. Хочу обратить внимание только: не для того, чтобы хвастаться этим, а чтобы осознать ответственность, которая лежит на нас, когда мы поднимаем знамя нашей истории. Русь единственное государство, которое называлось Святым. Были земледельческие, купеческие, воинствующие государства – самые разнообразные, и только Русь была Святая, потому что святость всегда была идеалом для русского человека, всегда русские люди стремились жить по правде Божией. Поэтому именно сейчас, когда наше Отечество находится не в самом лучшем положении, нам нужен опыт, молитвы праведников для того, чтобы в современной ситуации поменьше делать ошибок и больше добра.

– Собор всех святых, в земле Российской просиявших, насчитывает  много имен, но есть среди них особо почитаемые святые. Отец Андрей (по Вашему опыту священника), к кому чаще обращаются за помощью наши люди?

– Мы с вами еще в прошлый раз говорили о том, что в Собор русских святых входит множество святых, которые никогда не жили на Русской земле. Это святой Николай Чудотворец, святой великомученик и целитель Пантелеимон, святой мученик Победоносец Георгий, множество жен, мы уже упоминали Параскеву Пятницу, Варвару, мученицу Екатерину – они всегда были примером и образцом для русских людей. Что касается наших соотечественников, мы знаем, наша история началась с деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а усилиями  князя Владимира, княгини Ольги Русь приняла Крещение, вошла в семью самых культурных, продвинутых государств. И до сих пор мы видим (уже более 1000 лет), что, наверное, наша страна – самое старое государство на европейской (может быть, даже и на азиатской) территории. Потому что все современные европейские страны в XVIII–XIX веках оформлялись из небольших лоскутков, на которые была разрезана, раздроблена вся Европа. Какой бы мы ни взяли период нашей истории, всегда находим, что наши национальные герои и святые – одни и те же люди. Князь Владимир, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый, князья Борис и Глеб… В домонгольское время сколько мы знаем замечательных святых! Это и князья, и воины, и купцы, и крестьяне, и монахи, и простые люди. Только вспоминаем монголо-татарское нашествие, сразу вспоминаем и об Александре Невском, который проводил очень мудрую и взвешенную политику. Даже есть его каноническое иконописное изображение не только в княжеском, но и в монашеском облачении, потому что он был не только мудрым правителем, но еще и молитвенником и перед концом своей жизни принял иноческий постриг. Это было очень характерно для русских князей.

Если мы дальше будем смотреть монгольское время, тоже найдем множество святых в это тяжелое время (как бы мы сейчас сказали, во время оккупации), когда разные ограничения были для людей. И все это для нас очень интересно, потому что мы тоже находимся в таких же обстоятельствах, и нам нужно иметь прежде всего разум, когда что делать (когда стремиться преодолеть какие-то препятствия, а когда разумно перед этими препятствиями отступить).

Поэтому святые отцы и говорят, что высшая добродетель, которую может стяжать человек, – это рассудительность. То есть высшая добродетель, конечно, любовь, но любовь – это дар Божий, получение которого уже не зависит от нас. Мы только готовим нашу душу, а когда Бог изволит наполнить наше сердце любовью, это Ему виднее, понятнее, чтобы даже нам самим не принести некоторого вреда. Потому что если любовь сравнить с солнцем или огнем, еще с какими-то стихиями, то солнце может человека и согреть, а может и сжечь; точно так же с огнем нужно обращаться очень аккуратно. Поэтому Бог, зная нас, в тот момент, когда нам это не принесет вреда, дает нам дары. А мы можем (наша наука, задача) стараться достигнуть добродетели рассудительности, то есть понимать, что происходит, для чего, какие последствия наших поступков могут быть, чтобы нынешнее время для нас было спасительным и благословенным.

– Очень многие благочестивые христиане стремятся посетить святые места – Гору Афон, Святую Землю, но на какой земле живем мы здесь и сейчас?

– В этом году несколько ограничены передвижения, наши перемещения по Европе, по Ближнему Востоку. Конечно, хотелось бы каждому православному христианину побывать в тех местах, где жил Господь наш Иисус Христос, где подвизались замечательные подвижники (на Афонской Горе). Нашу Сибирскую землю иногда даже называют антиминсом Русской земли, потому что она вся пропитана кровью мучеников, страдальцев. И множество замечательных святых мест есть у нас на Руси. Это и наши прекрасные северные монастыри, некоторые из них были основаны еще даже до Крещения Руси, в них сохраняются традиции и обычаи. Удивительна архитектура этих храмов. В Новосибирской области есть замечательный женский монастырь в городе Колывани; прекрасное святое место в Ложке, где бьет святой источник. Там был один из самых жестоких сталинских лагерей, а сейчас стоит храм в честь новомучеников и исповедников Церкви Русской. В нашем городе на Красном проспекте остались здания, в подвалах которых мучили людей.

Не место красит человека, а человек место. Место святое не потому, что кто-то когда-то там подвизался, а потому, что сейчас в этом месте мы можем стать лучше, изменить себя. Мне кажется, к посещению святых мест должен быть такой подход. Тогда любое место будет для нас святым.

На Алтае есть замечательные места, где трудились миссионеры. Прекрасны виды селения Чемал, в котором находится остров Патмос. Там построен храм в честь Иоанна Богослова. Таких красивых мест, наверное, больше нигде в мире нет. Для нас они связаны с молитвенным подвигом, подвигом миссионерства. Если бы не труд миссионеров в XIX веке, Алтай никогда бы не был русским: он мог быть или казахским, или китайским, или монгольским, или сам по себе.

Миссионеры принесли с собой культуру, наладили взаимопонимание между людьми, подняли жизнь алтайцев на качественно новый уровень. Благодаря этому сейчас это наша сторона. Мы можем не только ездить туда любоваться красотами, но и благодарить за это Бога и алтайских миссионеров.

– Продолжается работа по увековечению памяти сибирских новомучеников. Какова судьба уже прославленных в лике святых новосибирских священников?

– Мы молимся. Они входят в собор Сибирских святых. Наша область разделена на четыре епархии. В каждой из них ведется работа по поиску мест, где раньше были храмы, по установке памятных крестов в тех деревнях, селах, где были часовни, совершалась служба. Список святых пополняется. Они, можно сказать, наши общие с Омской областью. Еще двое тарских святых, прославленных в лике, подвизались в нашей области в Куйбышеве и Барабинске.

– Отец Андрей, кем для нас являются Божии угодники?

– Это и пример, и наши ходатаи перед Богом. У апостола Павла есть прекрасное выражение: …подражайте мне, как я Христу. Для нас идеал – Спаситель, Господь наш Иисус Христос. Но иногда нам кажется, что между Богом и нами – такая громадная дистанция! Нам страшно встать на дорогу, которая может помочь преодолеть эту дистанцию.

Тогда мы выбираем цель поближе: кого-то из чтимых русских или всемирно известных святых (может быть, своего небесного покровителя). Изучаем его жизнь и думаем, как могли бы реализовать данный пример в своей жизни.

Кроме этого, они молитвенники за нас. В Священном Писании есть выражение: …молитесь друг за друга…много может… молитва праведного. Хотя речь идет больше о священстве, мы понимаем, что молитва праведников гораздо сильнее, чем молитва нас, грешных.

– Поклонение мощам – это тоже одна из традиций почитания святых?

– Конечно. Слово «мощи» – однокоренное слову «мощь», то есть «сила». Предметы, к которым прикасались святые апостолы (например, платки, одежда), передавали верующим, возлагали на головы для того, чтобы получить помощь, облегчение в скорбных жизненных обстоятельствах.

Мощи – это свидетельство того, что все имеющее прямое отношение к Богу нетленно, непреходяще. Например, если мы благоговейно храним воду, освященную на Крещение, то она не портится много лет. Это касается не только крещенской, но и любой освященной воды.

Священные предметы, которые благословляет Бог, становятся причастниками, участниками вечности. Поэтому мощи, то есть останки, святых не истлевают, не исчезают. В них остается определенная сила. Но это не магические действия: «Я прикоснусь – и обязательно что-то произойдет». Созерцая мощи, прикладываясь к ним, мы мысленно обращаемся к святым как к живым и к Богу. Эта беседа составляет красоту нашей жизни. Через это общение мы чувствуем помощь, прилив сил и много чего хорошего.

– Среди ныне живущих рождаются святые?

– Конечно. Но они малозаметны. Должно пройти какое-то время для того, чтобы эти святые обнаружились.

Святые любили Бога, поэтому вводили в свою жизнь определенные ограничения… Когда человек приходит в мир, он переполнен эгоизмом из-за греховной наследственности. Святые преодолевали свой эгоизм через разные самоограничения. И перед нами стоит задача преодолеть эгоизм. Поэтому в семье обязательно должно быть несколько детей, чтобы маленький человечек преодолевал свой эгоизм, делясь чем-то с братьями и сестрами.

Создание семьи – это способ преодоления своего эгоизма. Но может быть и семейный эгоизм, поэтому есть понятие Родины. Преодолевая семейный эгоизм, мы стремимся к всеобъемлющей любви. Для нас пример – Господь Иисус Христос, Который взошел на Крест, явив этим самую необыкновенную любовь.

Между людьми есть разделения: возрастные, имущественные, по состоянию здоровья… Каких только разделений нет! Одно из самых тяжелых – религиозное. Наверное, нет в мире ничего более серьезного, что принесло бы больше страданий, из-за чего было бы пролито больше крови.

Во время Великой Отечественной войны битва была не только за ресурсы. Это была битва веры с верой. Гитлер верил в мистику, духов. Война началась 22 июня, в день памяти всех русских святых.

В религии есть и объединяющий, и разъединяющий факторы: опознавательные знаки «свой-чужой» и двойная мораль. Мы прослеживаем это в ветхозаветной религии, исламе и практически во всех религиях. То есть по отношению к соплеменнику – один уровень морали (нужно прощать, принимать, любить), а по отношению к иноплеменникам все гораздо более жестко.

Эту ситуацию смог преодолеть только Христос, Который, взойдя на Крест, никого не спросил: «Ты веришь Мне или не веришь? Кто ты: буддист или иудей? Язычник или еще кто-то?» Он взошел на Крест и искупил грехи всего человеческого рода. Христос принес в мир универсальную любовь, к которой мы все должны стремиться.

В словах Самого Христа и Его учеников мы находим прямое указание на то, что ко всем людям нужно относиться хорошо, не разбирая, какой они веры. Апостольские послания переполнены назиданиями, которые говорят: Не так же ли поступают и язычники? Сам Христос спрашивал, не так ли поступают язычники, когда стремятся делать добро тем, кто делает добро им.

Наше дело – независимо от того, во что верит человек, кто он такой, стараться войти в его положение и всегда задаваться вопросом: «Что хорошего я могу сделать для этого человека?» – а не: «Какую пользу я могу от него получить?»

– Наверное, хоть чуточку святости мы все можем получить, выполняя заповеди Божии и имея любовь.

Спасибо Вам, отец Андрей, за интересный рассказ.

– Спасибо и Вам за такую возможность. Надеюсь, что по молитвам наших соотечественников, всех русских святых, Господь даст нам силы для служения ближним.

Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Казакова и Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 23 января: 09:05
  • Среда, 27 января: 05:30
  • Суббота, 30 января: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​