Родное слово. Крещение Руси. На вопросы отвечает доктор богословия протоиерей Борис Пивоваров

5 августа 2020 г.

– На уходящей неделе мы отметили памятное событие – День Крещения Руси. Событие действительно значимое. В этот день по всей Руси и за ее пределами, во всех православных храмах, звонили колокола, символизируя единение людей православной веры. Сейчас сложно представить Россию неправославной. Этот выбор был сделан чуть более тысячи лет назад. Батюшка, расскажите, как это происходило.

– Для того чтобы понять духовно-нравственное и историческое значение этого события, уместно вспомнить 1988 год, когда не только Русская Православная Церковь, но и вся наша страна, и весь христианский мир отмечали 1000-летие Крещения Руси. Переоценить значение празднований того года невозможно. Вспоминая то, как они проходили, хочется отметить, что для очень многих граждан нашей страны это событие стало открытием. Многие узнали, что, оказывается, история нашего Отечества началась не с 1917 года, а тысячу лет назад, когда, как свидетельствуют летописи, Русь приняла святое православие; что великий князь Владимир – равноапостольный и является просветителем и крестителем Руси; что Крещение Руси было православным просвещением, и это было очень важно. И этот год (я имею в виду 1988-й) стал своего рода переломным.

Незадолго до этого (года за три) началась так называемая перестройка. Люди ожидали каких-то перемен в общественно-социальной жизни, думали, что будет какая-то новая свобода и так далее. Но теперь-то мы знаем, как сложно проходили эти дни. А перемена в лучшую сторону произошла в общественной жизни благодаря тому, что возникли новые приходы, стали строиться храмы, монастыри, появилась церковная литература, открылись воскресные школы, а потом и духовные учебные заведения.

И вот за какие-то пять-семь лет крещение приняли примерно 30 миллионов наших соотечественников. Люди крестились сотнями в день. Некоторые даже называли это вторым Крещением Руси, потому что этому предшествовали 70 лет притеснений Церкви, гонений на верующих, иногда даже до открытого богоборчества. И для наших соотечественников было очень важно осознать, что своей родной святой православной веры можно не стесняться, что можно безбоязненно крестить своих детей, можно даже венчаться. И за это уже на работе не скажут укоризненного слова и не лишат, к примеру, очереди на квартиру.

Конечно же, психология человека такова, что ему сразу трудно оценить Крещение Руси как событие, которое, если отсчитывать от сегодняшнего дня, произошло 1032 года тому назад. Нужны были эти годы, три десятка лет, чтобы стала доступной литература. Сегодня люди могут купить и прочитать Евангелие, Библию, могут открыто прийти в храм. Стали появляться программы (в том числе телевизионные), посвященные православным праздникам. Перемены наступили и в сфере образования. Теперь у православных родителей есть возможность выбирать для своих детей изучение предмета (или как часто его называют – модуля) «Основы православной культуры», который изучается в контексте общего курса «Основы религиозной культуры и светской этики». Конечно, за эти 30 с небольшим лет, можно сказать, сменилось поколение, и сейчас, для того чтобы понять, насколько это было важным, определяющим событием в нашей родной истории, как это ни странно, может быть, помогают актуальные проблемы нынешнего времени.

Сегодня наша страна, да и весь мир, все люди доброй воли праздновали, отмечали, вспоминали 75-летие Великой Победы в Отечественной войне. И в преддверии начала этого празднования вдруг обнаружилась проблема, которую раньше мы, может быть, или не знали, или недооценивали: сохранение исторической правды, воспитание детей в духе патриотизма, чтобы они имели национальное самосознание, имели и хранили историческую память. А это ведь не простые слова. Для того чтобы хранить историческую память, необходимо какое-то соприкосновение и с историческими источниками, и с историческими памятниками, и с родными святынями. А теперь, с внесением изменений в Конституцию Российской Федерации, этот момент становится еще более ясным и понятным. Если до настоящего времени в некоторых организациях гимн исполняли без слов, стесняясь, может быть, слов «хранимая Богом родная земля», то теперь, когда в тексте Конституции Российской Федерации появилось утверждение, что мы от своих мужественных мудрых предков приняли духовно-нравственные и гражданско-патриотические ценности и веру в Бога, это очень важно.

Теперь, думаю, каждый учитель в каждой школе должен задуматься: если он продолжает проповедовать какие-то антирелигиозные учения или как-то негативно отзываться о православии, то ведь он, можно сказать, идет против Конституции, потому что в Конституции говорится о вере в Бога как о ценности, а не называется ценностью борьба с верой, с Церковью, с Богом. Думаю, необходимо время для того, чтобы люди это всё смогли осознать, усвоить. По крайней мере, эти изменения в Конституции, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что эпоха безбожия (когда-то она была более агрессивной, потом стала менее агрессивной) завершилась.

Сама Конституция показывает, что мы живем в стране, где православие является одной из наших самых важных основ и ценностей. Без православия Россия едва  не стала страной третьего мира, страной, где главное – добыть побольше нефти, газа и так далее. А с православием наша страна является великой культурной священной державой. Поэтому празднование 1000-летия Крещения Руси, которое совершилось 28 июля, свидетельствует об этом. Празднование каждый год дня Крещения дает нам повод и основание вновь и вновь вспомнить наши истоки, источники.

Следует напомнить, что десять лет назад, в 2010 году, был указ президента Российской Федерации о том, чтобы в российский календарь памятных дат внести новый праздник – День Крещения Руси. Для нас, православных христиан, день памяти святого равноапостольного великого князя Владимира всегда был напоминанием о Крещении Руси и до 1988 года, и в последующие годы, но то, что в гражданский календарь памятных дат внесена дата Крещения Руси – это напоминание всем нам о том, что именно это событие определило дальнейший исторический путь России. И наша задача состоит в том, чтобы как можно лучше узнать, изучить эти истоки и источники.

В Гимне РФ говорится: «мудрость народная». В чем эта мудрость народная? В том, что люди умели хранить веру, хранить мир между разными народами и даже между людьми разных вероисповеданий.

Слава Богу, много таких событий в этом году. Например, празднование 75-летия Победы, когда 24 июня состоялся парад, в тот день, который в 1945 году ознаменовался великим праздником; 75 лет назад Парад Победы в Москве был в день Святой Троицы. Это не случайно. Победа произошла в пасхальные дни – 9 мая (6 мая).

В этом году также состоялось освящение главного храма Вооруженных Сил России. Это уникальнейшее событие.

И празднование 1000-летия, и празднование Дня Крещения Руси в совокупности показывают, как изменилась церковно-общественная жизнь. Это наше достояние. Достояние всей России, всех людей. Слава Богу, что постепенно все восстанавливается, изучается, и это основа духовно-нравственного воспитания школьников, потому что, если у них будет формироваться историческая память с детства, со школы, то они будут добрыми гражданами и патриотами.

– Выбор, сделанный князем Владимиром, часто называют цивилизационным. Насколько изменил он ход развития всей истории страны?

– До того как святой равноапостольный великий князь Владимир сам принял крещение, до того как крещение приняли киевляне, а потом жители других древнерусских городов, Русь была языческая. Язычниками были многие народы, но с принятием святого православия появилось просвещение, благотворительность, изменились нравы (семейные в том числе), традиции. Вы знаете, было такое выражение (оно и сейчас сохранилось в древнерусских житиях святых и богослужебных текстах) – «новые люди». Это люди, обновленные Святым Крещением. И Россия стала новой, и новыми людьми стали те, кто принял святое православие.

Это определило весь ход дальнейшей истории. И хотя были и нашествия иноплеменников и иноверцев, были страшные социальные потрясения (например, Смута начала XVII века), страшные нападения (Наполеона, Гитлера), тем не менее наши предки, сохраняя святое православие, сохраняют и все необходимые духовно-нравственные качества, которые им помогают любить и хранить родную землю и своих соотечественников. Поэтому, собственно, Крещение Руси стало истоком, началом, корнем новой жизни, которая, если употребить слова святого Иоанна Златоустого, до сих пор жительствует в нашей России.

– Батюшка, а на каких столпах, если так можно сказать, держится православие?

– Вопрос очень важный, но очень обширный.  Если сказать кратко, православие держится на трех основных христианских добродетелях, о которых еще писал святой апостол Павел, это вера, надежда и любовь. Вера в Бога питает доверие друг к другу. Надежда на будущую жизнь показывает подлинные ценности настоящей жизни. Любовь – это союз совершенства, высочайшая добродетель. Любовь в высшем понимании – это жертвенность. Защита Родины веками воспринималась нашими мужественными предками как исполнение заповеди Божией: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

От веры, надежды и любви очень много производных. Сейчас их иногда называют базовыми духовно-нравственными ценностями России. Это и семья как ценность, и хранение своих преданий. Когда человек имеет национальное самосознание, когда у него есть историческая память, он чувствует свою ответственность и перед предками, и перед потомками.

У академика Д.С. Лихачева есть замечательные слова: «Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры… Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство». И он же говорит: «Культура – это святыни народа, святыни нации». Неплохо было бы поучиться у Д.С.Лихачева. У него есть хорошие книги, одна из которых – «Письма о добром и прекрасном».

Беспамятный человек – это не просто человек, у которого амнезия, а человек, который не знает, а поэтому не любит, потому и не защищает свою историю, Родину, близких и, в общем, самого себя.

– Мы часто слышим слова «жить по вере». Что это значит? Как «жить по вере»?

– В послании святого апостола Иакова есть простое выражение: …вера без дел мертва... Вера должна укрепляться любовью, делами милосердия. В евангельском повествовании о грядущем Страшном Суде Божием показано, что во время Суда одни будут поставлены справа (одесную), другие – слева (ошуюю). И тем и другим будут заданы вопросы: «Накормили ли вы голодного? Приютили ли странника? Посетили ли больного?» Исполнявшие заповеди Божии будут одесную. И Господь скажет: Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

В Священном Писании и творениях святых отцов мы слышим постоянный призыв к добрым делам, потому что вера оправдывается доброй жизнью. Сам Христос сказал: Тако да просветится свет ваш пред человеки, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Каждый православный человек всегда является или добрым свидетелем о Боге, Церкви, вере, или лжесвидетелем. Если у человека совпадают вера и жизнь, то он добрый свидетель. Святитель Григорий Богослов говорил христианским наставникам: «Или учи… жизнью, или вовсе не учи».

Все люди немощные. Каждый христианин всегда должен быть настроен на покаяние. Покаяние – перемена в лучшую сторону. Если человек старается очищать свою совесть на исповеди и жить по заповедям Божиим, то он является добрым свидетелем о Боге. А если человек называет себя православным христианином, но совершает поступки, не соответствующие этому званию, то он является лжесвидетелем.

Часто люди, далекие от веры, очень зорко видят и отмечают: «А еще христианин! Как же ты так поступил?» В сознании людей существует представление о том, как должен жить человек, называющий себя христианином. Христианин – это тот, кто принадлежит Христу.

Не говорят: «Что с вас спрашивать? Вы же христиане. Мы передовые, просвещенные люди, а вы зашоренные, умеете только лбы расшибать!»  Говорят: «А еще христианин!» Это урок для всех нас, потому что можно постараться скрыть от людей какое-то слово или дело, а Господь все видит.

Есть понятие «страх Господень». Это не фобия, а благоговейное чувство, которое помогает человеку помнить, что Господь видит, слышит, знает все его дела (и даже наперед!). Это не значит, что Бог нас к чему-то побуждает. Человек остается в свободной воле, но имеет высокую ответственность. Поэтому нам, христианам, всегда нужно помнить о своем звании, своих обязанностях.

– Отец Борис, почему во все времена находятся люди, которые стремятся разрушить православие, уничтожить? Что будет, если вера ослабнет?

– В одном из посланий апостола Павла есть такие слова: …тайна беззакония уже в действии. Господь Иисус Христос в Евангелии назвал признаки Второго Пришествия: будут и моры, и войны, и землетрясения. А в конце сказано, что проповедано будет Евангелие всем народам; и тогда придет кончина. Не «конец света», а «кончина».

Мы не знаем, в какой мере уже проповедовано Евангелие, но от человека не отнимается свобода. Если кто-то начинает изучать весь мир, он поражается всемогуществу Творца; если начинает изучать свой внутренний мир, приходит к мысли, что сотворен по образу Божию. При всем этом человек не понуждается к вере.

Враг рода человеческого не дремлет. Он пытается напакостить в церковной жизни. Самый простой пример – антирелигиозный гуманизм. Когда-то мерой всех вещей был Бог. Гуманизм говорит: «Мера всех вещей – человек. Все для его блага». Но оказывается, что благо не для самого человека: под видом этих идей в жизнь проникают тоталитарные учения.

Господь до Страшного Суда никого не связывает. Он всех призывает к Себе: Кто имеет уши слышать, да слышит! Колокольный звон звучит – можешь идти в церковь. Очи имеющий да видит: можешь почитать Евангелие.

Для того чтобы человеку понять истинную веру, он должен постараться делать добрые дела. Если враг рода человеческого влагает в него гордыню, то человек может дойти до богоборчества.

Почти две тысячи лет распространяется вера Христова. До этого в Ветхом Завете было много поучительного. Тертуллиан сказал: «Душа по природе – христианка». Мы радуемся тому, что все больше людей начинают осознавать: истинная религиозная вера – православие – не какой-то предрассудок, а жизнь.

Лучшим свидетельством этому являются наши праздники. Наступает Пасха – все радуются. Благодаря праздникам люди возвращаются в церковную ограду и понимают, что, сохраняя свои традиции, они имеют твердую основу для воспитания детей, создания крепкой семьи, созидания государства.

Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Чурина и Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать