Родное слово. Беседа с протоиереем Дмитрием Полушиным

6 ноября 2024 г.

– День народного единства – праздник новый для современной России, но уходит корнями в далекое прошлое, нашу историю. Расскажите, как этот праздник связан с нашими днями.

– Действительно, у нас слово «праздник» чаще всего ассоциируется с понятием «праздность», то есть «веселье». Но любой праздник имеет под собой определенный символизм и исторические события. Благо, что у нас помимо навязываемых нам сегодня коммерческих культов под другими, совершенно невероятными наименованиями есть действительно реальные исторические события, которые мы сегодня отмечаем.

И этот праздник, День народного единства, имеет под собой историческое основание. Я даже больше скажу: по мнению многих людей, кто занимается отечественной историей, этот праздник должен быть одним из важнейших нашей русской цивилизации. Есть День Победы в Великой Отечественной войне. Безусловно, величайшее событие, когда мы сумели отразить натиск всей объединенной Европы. Но это был не единственный случай. Мы можем вспомнить уже забываемую постепенно первую Отечественную войну с Наполеоном. Эта война была не с Францией, а тоже со всей Европой.

Но в Смутное время был аналогичный эпизод русской истории, когда объединенная Европа под руководством Польши не просто пыталась, а сумела разрушить российскую государственность. И тогда Российское государство как самоуправляемая организованная структура полностью исчезло. Смутное время – это время отсутствия вообще каких бы то ни было силовых механизмов, законности и управляемости государством, бесконечная череда лжедмитриев, самозванцев или самоназначаемых царей.

– Но это были события извне, получается?

– Они были инспирированы снаружи, как и многое в нашей трагической истории. Да, были определенные проблемы (они всегда есть в государстве). Одно дело, когда государственные проблемы, которые возникают у нас, мы в состоянии решить сами. Но как только наша элита или народ пытаются воспользоваться чьей-то «трогательной заботой» и помощью, это оборачивается катастрофой для нашего государства.

И как раз в Смутное время появилась реальная династическая проблема, когда исчезла законная династия Рюриковичей. Но, слава Богу, русский народ нашел в себе силы избрать законного русского царя (избрал его не сам по себе). Монархия – это четко организованная система власти. И когда прерывается династия, собирается Земский собор всей Русской земли. Все сословия съехались в Москву и избрали нового русского царя, заложили новую династию.

Но бояре, обойденные вниманием, затаили обиду. И, кстати, Борис Годунов совершенно справедливо опасался, что он худородный боярин. А они-то – Салтыковы, Голицыны! Да мало ли их там! Сколько там было дворянских, княжеских родов в родстве с Рюриковичами... И, конечно, они, обойденные этим вниманием, затаили обиду и воспользовались реальной проблемой – неурожаем. Более того, недовольство бояр было вызвано тем, что Борис заставлял их работать. Ведь он, будучи сподвижником самого Иоанна Васильевича Грозного, работать умел и умел заставлять трудиться. А им не хотелось этого. И они стали искать, где бы им получить выгоду.

Проблема была именно в том, что внезапно католическая Польша, римский престол, папа Римский решили озаботиться этой проблемой и помочь бедному населению России, страдающему под гнетом этого страшного кремлевского диктатора. Решили помочь – и помогли. К сожалению, привычным способом. Выделены были, как сейчас говорят, донаты. Тогда, 400 с лишним лет назад, злоты выделялись на борьбу с существующим режимом.

И беда в том, что русский народ прельщался обещаниями этих лжедмитриев, царевича Петра, Илейки Муромца, Богданки – кого там только не было... Было восстание крестьян под предводительством Ивана Болотникова (помним о нем еще со школьных времен) – вот как народ возмущался! А чем возмущался-то?

К сожалению, русский народ очень часто чрезмерно доверчив. И эта доверчивость русского народа сыграла катастрофическую роль. Принеся клятву и добившись от Бориса Годунова согласия на царский престол, русский народ спустя семь лет вдруг внезапно его разлюбил, потому что была дороговизна, служба тяжелая, хотели сделать так, чтобы попроще было. А тот, который выдает себя за сына Иоанна Васильевича Грозного, обещает много.

И бояре убили (отравили) Бориса Годуного и его сына, законного наследника престола. Они пустили Лжедмитрия в царские чертоги, в Кремль, в святая святых. А потом сами же испугались, когда он привез с собой других. Они думали, что будут сейчас ситуацией управлять. А тот привез с собой тех, кто ссужал его деньгами. То есть привез оттуда западноевропейских советников, как их назвали бы сегодня, ближайших сподвижников. Они стали беззастенчиво грабить русскую казну, осквернять святыню – Кремль.

Я не знаю, как у кого, но даже сейчас, заходя на Красную площадь, глумливый каток, который там организовали, у меня вызывает чувство внутреннего возмущения. Потому что Кремль – это святыня. И Красная площадь – это место для совершения литургии, там своя символика есть. И сам Кремль сделан как аналог Царства Небесного.

И вдруг там начались пьянки, гулянки, разврат, грабеж казны. Вполне реально наступило отрезвление народа. Но вместо одного беззаконного царя посадили другого. Снова бояре из своей среды выбирают, как им казалось, выгодного им правителя – царя Василия Шуйского. Но если предыдущего царя, Бориса Годунова, избирал Земский собор, то Василия Шуйского избирали из своей среды бояре. И он начал им распределять блага: кому нефтяные месторождения, кому – таможню, кому – госзаказы... Да, тогда ничего этого не было. Но система не меняется на протяжении веков. Не было Интернета, были досужие разговоры, сплетни. Бояре хотят пользоваться благами государства, а трудиться на него не хотят (так на протяжении веков). Только народ может взять власть в свои руки.

Почему праздник назван Днем народного единства? У нас, к сожалению, далеко не все государственные чиновники обладают знанием отечественной истории. И этот праздник во многом сегодня превратили в праздник дружбы народов. Бога ради, никто не против дружбы народов, если эти народы готовы работать для блага государства. Но этот праздник о другом – о том, как народ, придя в себя, отрезвившись, понял, что, кроме себя самого, он никому не нужен. И никто не даст избавления. Ни королевич Владислав, ни Сигизмунд, ни бесконечные лжедмитрии, ни Прокопий Ляпунов, ни Заруцкий. Никто не поможет народу, пока он сам не придет в себя.

А толчком к этому стала, конечно, позиция Церкви. Интересно, мы смотрим на двуглавый герб нашего государства – что это за символика? А ведь символ отображает государственную суть. Когда мы поем гимн: «Священная наша держава, хранимая Богом родная страна», взираем на двуглавого орла, – о чем мы думаем? Ведь двуглавый орел – это очень понятный и ясный символ, хотя во многом искажаемый сегодня.

Спрашиваешь, что означает двуглавый орел. Ну, это на восток, на запад… До сих пор не определились, что за цивилизация такая Россия. Россия – это собственная цивилизация. И двуглавый орел – это две главы. Есть власть законодательная, власть главы государства в лице царя, императора, президента. Но кроме этого (законов, Конституций, правил внутреннего распорядка, Уголовного кодекса), в любом государстве есть то, что называется «традиционные духовно-нравственные ценности» (и сегодня об этом уже наше государство говорит откровенно). То есть те вещи, которые ни написать, ни изложить на бумаге нельзя, но они четко понимаются народом.

Эти духовно-нравственные ценности тоже являются основополагающим принципом существования государства. И они имеют религиозное происхождение – заповеди, изложенные в Библии. Всегда вторая система управления государством была сосредоточена не в руках царя или управленческого аппарата, это была совесть народная, сосредоточенная в традициях, привычках, духовно-нравственных ценностях, которые имеют религиозную основу в своем происхождении. И поэтому две главы орла – это светская и духовная власть.

В то время царь, избранный народом, Земским собором, и патриарх, избранный Поместным Собором Церкви, вдвоем управляли государством и были ответственны перед третьим невидимым Царем, – Царем Небесным. В то время случилось так, что законного царя не было. Одного убили, второго отравили, третьего свергли, другого отправили в монастырь. Польский комендант Гонсевский практически управляет Семибоярщиной, а они выполняют только его волю. Но оставался единственный, как называли его, начальный человек на Руси – всенародно избранный патриарх, не имеющий ни денег, ни власти, но при этом обладающий силой авторитета.

И бояре в своем бессильном безумии уже готовы были отдать все и вся. Тогда Сигизмунд совершил уже открытое вторжение в Россию. Сначала он поддерживал бесконечных самозванцев деньгами тайно, тщательно скрывая свое участие во всех этих проблемах. Но в 1610 году он уже открыто решился на интервенцию в Россию, в город Смоленск, который держался. Он не мог оставить такую мощную крепость в тылу. И тогда было принято решение – поляки потребовали сдать Смоленск.

Кто мог подписать бумагу о сдаче Смоленска с нашей стороны? Салтыков со товарищи? Они такие же самозванцы, как и все остальные. Единственным человеком, имеющим право подписи, был патриарх. И к патриарху Гермогену приходит Салтыков со товарищи с требованием подписать бумагу о сдаче Смоленска. Аргументация была очень простая: народ страдает, проливаются реки русской крови, давайте остановим эту войну, сдадимся на милость победителя, пусть польский католический королевич Владислав будет нашим царем. А патриарх говорит: нет, вы предлагаете отречься от принципов, благодаря которым существует Россия, от православия, нашей истории, традиций.

– Пустить иноземцев…

– Иноземцы уже сидели в Кремле, их шайки шастали по всему телу России. Россия была практически уничтожена как государство. Как писал в те времена келарь Троице-Сергиевой лавры Авраам (Палицын), Россия была растерзана, пашни зарастали, города пустели, люди убегали в леса. Но и леса не спасали. Люди ходили с псами на ловлю людей, чтобы потом торговать этим живым товаром на турецких рынках, убивали всех верных царю, Руси, православию. Страна погибала в страшных судорогах. Это была безжизненная пустыня, и по ней шастали шайки разбойников.

И это якобы могли прекратить поляки. Но с чего вдруг? Они так уж заботятся о русском народе? И патриарх отказывается подписать сдачу Смоленска. И тогда под Смоленск уходит бумага за подписью этих самых жуликоватых бояр. Одним из членов делегации под Смоленском был митрополит Филарет (Романов). Романовы много претерпели и от Иоанна Васильевича Грозного, и от Бориса Годунова, и вполне на них рассчитывали поляки и наши предатели, что они точно будут на их стороне.

А митрополит Филарет сказал: «Простите, я митрополит. Я не вижу подписи патриарха, я не могу принять решение». И, казалось бы, вчера еще верно служивший всем этим самозванцам Василий Голицын говорит: «А я-то христианин, митрополит не подписывает, патриарх не благословляет. Мы не будем сдавать Смоленск». Ну и понятна реакция поляков: «Вы что – бессмертные? Вы не понимаете, как дела делаются? Сколько вам надо? Всё дадим». Они говорят: нет.

Восемь лет они томились в подземелье Варшавского замка, арестованные, но несломленные. И это позиция одного человека – патриарха, который потом заключен в наказание поляками в тюрьму и скончался там Великим постом 1612 года. Он оттуда стал писать свои письма, в которых снял с народа клятвы и обещания служить Лжедмитрию и королевичу Владиславу. И стал говорить: «Утолите печаль Отечества, призываю вас, пишите во все города, подымайтесь, люди русские, спасайте свою землю».

И именно позиция патриарха Гермогена явилась тем фактором, который Русскую землю объединил. И ополчений, и всевозможных восстаний было много. Но каждый из них шел воевать с поляками ради своей собственной выгоды. Что царь Василий Шуйский, свергнувший первого Лжедмитрия, что остальные, что Прокопий Ляпунов, что все эти бесконечные полубандитские атаманы.

А потом произошло следующее. Ведь Минин – гражданский человек. Он призвал народ спасти не один только свой город Нижний Новгород, а все Отечество. И тогда собирается вся русская сила. Ничего нет, но есть желание. Появляются денежные средства, материальные ресурсы. Собирается армия, которую нужно поить, кормить, одевать, снабжать оружием, порохом. Все началось глубокой осенью, и потом только двинулись к Москве. Это был очень серьезный поход, он длился не один месяц. Проходя по русским землям, собирали русские рати.

Вспомним знаменитый памятник Минину и Пожарскому, стоящий на Красной площади. Сидящий Дмитрий Пожарский – князь, воевода, а его гражданин говорит: «Вставай, подымайся». А ведь Дмитрий еще один символ, он реально не мог стоять, был настолько изранен в предыдущих ополчениях (в частности, в знаменитом Московском восстании), что его под руки водили, на коня сажали. Вот так небогатый купец и израненный воин стали предводителями войск и победили.

Москва наконец-то была взята после горячей молитвы перед Казанской иконой Божией Матери, которую благословил взять в войско патриарх Гермоген. Это тоже интересная история. Когда он был еще молодым священником Казанского собора, был свидетелем обретения иконы и чудес, от нее происходящих. И он благословил войско обязательно взять с собой эту икону. Божия Матерь – Спасительница, Покровительница Руси. Русь – дом Пресвятой Богородицы, Она дарует нам победу.

После молебна перед этой иконой был взят Китай-город, затем Кремль. Наши историки описывают, как один из бояр, верных России, Хворостин, вбежал в Успенский собор (в то время патриарх Гермоген уже скончался и был погребен в Успенском соборе Кремля) и воскликнул: «Покажите мне могилу отца нашего, начальника нашей славы!» Патриарх Гермоген (сегодня памятник ему стоит по праву в Александровском саду Москвы) был одним из тех, кто вдохновил людей на победу, не только Минин и Пожарский.

Смутное время – это время, когда народ осознал необходимость спасения Отечества. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих». Люди сумели все-таки взять в свои руки заботу о собственном Отечестве. Поэтому, может быть, и боятся многие из сегодняшних власть предержащих говорить о настоящей сути этого праздника, превращая его всего-навсего в дружбу народов. Потому что в нашей истории было не раз, когда власть захватывали либо негодяи, либо люди, которые просто не понимают, какая святыня досталась им в руки. Но, слава Богу, мы часто замечали в нашей истории, когда раз за разом новая смута перерождалась. И каждый раз эта новая смута приводила к восстановлению нашего государства.

Потому что наши правители видят, кто им достался в управление. И сегодня наш Верховный главнокомандующий, президент, прямо говорит, что мы никому не нужны. Никто не заботится о России за пределами ее территории. Все хотят ее либо использовать, либо уничтожить как носителя традиционных духовно-нравственных ценностей. Это и есть наша святыня.

Если мы будем беспокоиться не просто о цене на продукты, а начнем заботиться о сохранении и приумножении наших традиционных духовно-нравственных ценностей, – это и будет фактором, определяющим величие России. И единство должно быть вокруг этого, вокруг идеи.

– Но ситуация меняется сейчас? Мир же меняется каждый день, можно сказать. Мы меняемся.

– Меняемся, но тут идет борьба. Есть воздействие того, кто за левым плечом стоит и нашептывает дурные мысли. А справа находится ангел-хранитель: «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами…» Что я выбираю?

Сегодня, к сожалению, у нас колоссальные проблемы в образовательной, воспитательной сферах. Первый мощнейший удар, который был нанесен по русской цивилизации, – это удар по этим сферам. Сегодня вырастают уже целые поколения, напрочь лишенные вообще каких-то исторических знаний и сведений. Но, слава Богу, многое меняется. Сегодня государство судорожно пытается что-то сделать. Но эти усилия остаются подчас только лишь декларациями. Издают замечательные стратегии, указы, распоряжения, а на местах их превращают опять в какие-то надувные шарики, не более того.

Надо всем нам понять сегодня, что величие России обуславливается тем, как мы храним свои традиционные духовно-нравственные ценности. Это самое главное, основа основ. И народ должен объединяться вокруг этого, а не только вокруг материальных ценностей. Материальное тоже необходимо, никто не говорит, что нужно ходить в лаптях и жить впроголодь. Но все будет дано тогда, по слову евангельскому, когда будет главное. Заботьтесь о главном, говорит Господь, остальное приложится. Было бы к чему прикладывать.

Россия перестанет быть Россией, если русский человек утратит свое качество: русский. От нас требуется определенное качество. Если оно у нас есть, то мы сохранимся. Если мы его утратим, немцами или китайцами мы не станем никогда, мы просто исчезнем. Этот день об этом должен нам напомнить.

– Когда мы говорим о наших традиционных духовно-нравственных ценностях, что мы имеем в виду? К чему стремиться, что сохранять?

– Наши духовно-нравственные ценности перечислены в указе президента от прошлого года. Там все по пунктам написано. Другое дело, что мы не совсем понимаем, что такое самопожертвование, любовь, верность, честь. Надо вспоминать.

Интересно, что тот Земский собор, который собрался уже после окончания Смутного времени, после изгнания поляков, заложил основу новой династии Романовых. Этот Собор еще долгое время не разъезжался, почти целый год был в Москве, следил, чтобы не было никаких крамол. Избрали 16-летнего юношу, Михаила  Романова, потому что он не был запятнан, не участвовал во всех этих интригах.

Этот Земский собор оставил после себя интереснейший документ, который до сих пор хранится в Государственном архиве Российской Федерации. Его никто не отменял. В этой соборной клятве русского народа было написано, что преступление против государя и государства признается прежде всего религиозным преступлением, направленным против богоустановленного устройства Русской земли.

Там буквально такой текст: аще кто не захочет послушать сего Уложения, которое Бог благословил, и станет иное говорить, будь ли он простого чину, от бояр ли, воинов, да будет извержен из чина своего и от Церкви Божией отлучен как раскольник Церкви Божией, всего православного христианства мятежник, и да не будет на нем благословения отныне и до века, ибо, нарушив Соборного Уложения, сам попал под проклятие. 

Четыреста лет назад наши предки произнесли такое страшное слово. Если мы не хотим быть русскими, служить Богу, строить свое государство на основе этих самых ценностей (духовных, религиозных, культурных), мы исчезнем. Благо, если мы действительно поймем смысл этого праздника. Самое главное в том, что мы станем снова единым народом, объединенным на основе этих идей, не на основе интересов, которые погубили Россию тогда, в первой смуте, во второй, третьей, четвертой... Каждые сто лет наступает новая смута. XXI век как-то удалось проскочить без этого, хотя сегодня наша страна переживает тяжелейшие времена. Если мы сумеем не забыть о своих святынях (в Конституции об этом сказано, в гимне Российского государства, отражено на нашем гербе, флаге), если эти символы сохраним, то мы сохраним Россию. Если мы их утратим, мы исчезнем.

Вот такой серьезнейший праздник. Почему и настаивают многие люди, разбирающиеся в отечественной истории и живущие ее духовностью, что это один из важнейших праздников нашей цивилизации. Событие – окончание Смутного времени.

– День народного единства  новый церковно-государственный праздник. А день Казанской иконы Божией Матери Церковь отмечает уже на протяжении 400 лет. С чем это связано?

– Да, мы об этом говорили, что Казанская икона была святыней ополчения, главной иконой. Очень важно, что все наши иконы связаны с историей нашего Отечества, будь то Владимирская икона, Донская, Тихвинская, Смоленская. Память Казанской иконы Божией Матери  это наша память о том, что хранится Богом родная страна. Божия Матерь заботится о России, когда мы про Бога не забываем. Бог про нас всегда помнит. Нам надо к Нему руки простирать.

Это важный момент: именно Церковь на протяжении столетий помнила об этом. Государство не всегда это понимает (слава Богу, сегодня вроде начало понимать). Нам бы не забыть об этом и с чистой совестью обращаться к Божией Матери в мольбах о сегодняшних тяжелейших испытаниях, которые снова несет наша страна в столкновении со всей объединенной Европой и даже заокеанскими «доброжелателями». Поэтому будьте верны Богу – будете Богом хранимы. И Бог нас не оставит.

– Будем молиться о мире. Это самое главное.

 Церковь начинает любое богослужение с мирной ектеньи. Но мир должен быть не просто физическим отсутствием войны. Мир должен быть основан на духовных ценностях: совести, чести, библейских заповедях, одинаково священных как для христиан, так и для мусульман, для всего нашего многонационального общества. Снова возвращаемся к идее дружбы народов, но основанной на тех ценностях, которые одинаково священны для всех нас.

 Они и должны нас объединять.

 Конечно, народы России должны объединяться на основе тех ценностей, которые декларированы, и не только декларированы, но и соблюдаются, приумножаются в нашем государстве.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 14 декабря: 09:05
  • Среда, 18 декабря: 05:30
  • Суббота, 21 декабря: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X