Родное слово. Беседа с протоиереем Димитрием Долгушиным

15 января 2025 г.

– Сейчас идут святки, святые дни. Они продлятся до Крещенского сочельника. И это время особенное, наполненное радостью, ожиданием чего-то чудесного, волшебного, неожиданных сюрпризов. А в чем их предназначение?

– Это не только время, наполненное ожиданием чуда, это еще время, наполненное светом. Мы же в тропаре поем: «Рождество Твое, Христе Божий наш, возсия мирови свет разума». Как свет все освещает, так и свет Рождества распространяется из храма на всю нашу жизнь. И отсюда славление, когда мы не просто прославляем в храме Рождество Христово, но еще и в своих домах. Отсюда этот обычай прославления Христова, и сами славильщики назывались «христославы». Это замечательные обычаи, связанные с Рождеством, святками: ходить и славить Христа.

– А какие еще традиции празднования Рождества Христова сохранились и какие были раньше?

– У меня недавно был разговор с одним из наших священнослужителей старшего поколения, и он удивительно рассказал про то, как славили Христа дети первой половины 50-х годов, когда, казалось бы, были гонения на Церковь, ее положение было очень сложным.

Он мне рассказывал, что в городе Бийске было два действующих храма. И в каждом из этих храмов было какое-то количество детей, но в основном это были, может быть, дети священнослужителей или просто верующих. Конечно, детей было в храмах тогда не так много, как сейчас, потому что это было фактически под запретом, особенно в хрущевские годы это стало ощущаться. А пока не начались хрущевские гонения, даже несмотря на пресс со стороны государства, традиции славления Рождества жили.

И меня больше всего поразило, что дети младшего школьного возраста сами организовывались в такие группки по славлению Христа. Они добывали где-то книжки, наверное, еще дореволюционного издания, в которых были стихи о Рождестве, какие-то благочестивые рассказы, сценки, инсценировки. И сами это заучивали, готовили.

Я спрашиваю: а кто из взрослых с ними занимался? Он говорит: никто, сами дети. То есть это была чисто детская инициатива. Мне даже сложно представить, как это возможно, чтобы сами дети такого маленького возраста это делали. Наверное, дети тогда были более взрослыми. Мне также сложно представить, как современные дети в этом возрасте могли бы самоорганизоваться. А тогда они самоорганизовывались на такое дело. И эти две группки детей (одна от одного храма, другая от другого) ходили по домам прихожан, которых они знали. Может быть, они как-то заранее договаривались, может быть, нет, но, естественно, не к любому человеку они заходили, а именно в дома верующих и славили Христа, рассказывали стихотворения, пели рождественские канты, пели, может быть, какие-то богослужебные молитвы; думаю, тропарь наверняка пели.

Это старая традиция, прихожане мне рассказывали об этом (уже пожилые, которые жили в деревнях, в селах и помнят еще, допустим, 30-е годы). Мне одна наша прихожанка, которая родилась в 40-е годы, рассказывала (а ей ее мама рассказывала) о том, как в 20-е и 30-е годы славили Христа. Действительно, ходили со звездой, пели колядки, рождественские песнопения. Это она рассказывала про обычаи, которые были в алтайских селах и деревнях.

Одна прихожанка из Белоруссии мне рассказывала (она в 50-х годах уже переехала из Белоруссии жить сюда, в Новосибирск, но очень хорошо помнит церковную жизнь в белорусской деревне, в окрестностях Бреста, где-то в 30-х годах), что они тоже ходили славить Христа. Так что это какая-то очень распространенная и укоренившаяся традиция детского славления Христа.

Да и те наши телезрители, которые, может быть, не воцерковлены еще, все равно ставят елку не на Рождество, так на Новый год. А сама по себе елка – это тоже рождественская традиция (она, может быть, появилась не так давно, в первой половине XIX века). Уже прижилась в России традиция ставить рождественское дерево – елку, а на его вершину ставить Вифлеемскую звезду.

Когда произошла революция, все рождественские традиции постепенно пытались вытеснить из быта. Но, как известно, где-то в середине 30-х годов елки снова впустили в быт. И то, что называют новогодней елкой, было рождественской елкой изначально. А та звезда, которую пытались интерпретировать в советском контексте как пятиконечную звезду, на самом деле в исходном варианте Вифлеемская звезда. Так была велика любовь в народе к Рождеству, к рождественским традициям, что даже во времена, когда, казалось бы, давление советской идеологии было максимальным, это все равно не вытеснялось из быта, возвращалось в него, а где-то просто сохранялось в церковной среде.

А сейчас, естественно, возможности для славления становятся особенными. Люди пересылают друг другу в мессенджерах какие-то поздравления, рождественские песнопения.

Времена изменились, и такое тоже допустимо?

– Да, это тоже, можно сказать, славление. Но не надо и традиционные формы славления забывать. Вот у нас, например, дети тоже славят Христа. Они на святках ходят к пожилым прихожанам, которые уже по возрасту, по состоянию здоровья не могут выходить из своих квартир. Большим утешением для таких прихожан и прихожанок является то, что к ним придут детки из воскресной школы или православной гимназии и споют тропарь Рождества, колядки, поздравят с Рождеством. И это для человека, конечно, утешительно, приносит в его дом свет праздника Рождества Христова.

– А самим деткам нравятся такие выступления?

– Конечно, но их у нас уже организовывают взрослые. Этим у нас занимается молодежь: подростки, юноши, девушки старшего возраста, которые в нашем сестричестве участвуют, организовывают этих деток, чтобы ходить по домам пожилых прихожан и прихожанок. Так что очень хорошо, что разные поколения в этом объединяются.

– Получается, три поколения. Молодежь, дети и люди старшего поколения. Все приходы готовят какие-то подарки, во всех храмах установлены вертепы, кто-то делает снежные скульптуры. Один из храмов создал мультипликационный фильм о Рождестве. А расскажите про ваш приход, как вы готовились к Рождеству?

– Наш приход во имя всех святых, в земле Русской просиявших, в Академгородке имеет свою традицию рождественского славления в виде концерта. Эта традиция идет, наверное, с самого начала существования прихода, с начала 90-х годов. И из года в год мы организуем на сцене Дома ученых в Академгородке рождественский концерт, фактически это рождественское славление.

Кто готовит это рождественское славление и выступает на рождественском концерте? Изначально это были дети православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского, который существует при нашем приходе. Преподаватели, воспитатели с ними готовили сценки. Причем многие брали традиционные сценки из сборников «Лепта», которые когда-то издавались Алтайской духовной миссией. Дети читают рождественские стихотворения, какие-то сценки мы и сами писали. Но еще очень большое место занимали рождественские песнопения, которые пели гимназические хоровые коллективы. И это были богослужебные песнопения, колядки.

Сначала этим занимались дети, а потом детки подрастали, оканчивали гимназию и становились уже молодыми людьми, но они, слава Богу, сохраняли связь с приходом, с храмом и продолжали участвовать в этих концертах. И сейчас у нас на этих славлениях, рождественских концертах, выступает несколько хоров, где поют гимназисты разных возрастов и молодежь, выпускники гимназии. У некоторых из них есть уже свои дети, но все равно они приходят для того, чтобы прославить Христа.

Вы знаете, концерты пользуются популярностью. Попасть в зал становится все сложнее. Уже давно, фактически каждый год, аншлаг. Приходится приходить заранее, за полчаса или раньше, чтобы зайти в зал и занять хорошее место. Потому что людям, даже тем, кто не приходит в храм в этот день, обязательно хочется прикоснуться сердцем к чему-то рождественскому. И в этом смысле концерт, рождественское славление на сцене Дома ученых, очень способствует тому, чтобы свет Рождества Христова достигал и до них.

– Мы посмотрели этот концерт, а теперь предлагаем и нашим телезрителям присоединиться и посмотреть его.

Транслируется рождественский концерт из Дома ученых:

Когда Иисус Христос родился в Вифлееме, пришли с Востока почтенные звездоблюстители, изучавшие движения звезд и планет. Они долго шли за таинственной звездой, которая сначала привела их в Иерусалим, а затем и в Вифлеем, к вертепу в пещере, где родился Спаситель Мира, Господь наш Иисус Христос.

Достигнув цели своего необычного путешествия, паломники с Востока поклонились Богу Младенцу и преподнесли свои дары: ладан, ливан и смирну. Сегодня, в праздник Рождества Христова, каждый храм как Вифлеем. И кто приходит в храм, слышит рождественское славословие ангелов: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Прославляя Богомладенца Христа Спасителя, мы именуем Его Солнцем Правды, воссиявшим всему миру светом разума, светом истины, просвещающим всякого человека, приходящего ко Христу, уверовавшего во Христа как Бога и Спасителя своего.

После богослужения в храме мы славим Пресвятого Спасителя и в своих домах, и везде, где люди радуются Христову Рождеству.

Рождество Христово – это любимый праздник детей и всех семей. Каждая семья готовится к этому празднику. Родители готовят рождественские подарки своим детям, а дети заботятся о том, что подарить своим родителям. А подарить хочется самое-самое лучшее.

Дети, которые славят Богомладенца Христа, называются христославами. Мы вспоминаем все евангельское повествование о Рождестве Христовом. Мы постоянно поем рождественскую песнь ангелов: «Слава в вышних Богу!»

Вспоминаем вифлеемских пастухов, которые, услышав благовестие ангелов, первыми пришли к вертепу и поклонились Богомладенцу Христу. Мы вспоминаем и восточных мудрецов, которые не стали возвращаться в Иерусалим к Ироду; принеся свои дары Христу, они другим путем возвратились в страну свою.

За двадцать веков, прошедших со дня Рождества Христова, христиане сложили много церковных песнопений в честь Рождества Христова и множество народных рождественских песнопений. И теперь по всему христианскому миру, в разных странах и народах, на разных языках славят Христово Рождество.

В праздник Рождества Христова мы часто слышим слова: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог». С нами Бог, и мы верим, что Христос Спаситель спасет нас. С нами Бог, и мы надеемся, что Христос Спаситель поможет нам. С нами Бог, и мы верим, что Христос любит нас, потому что Он родился ради нас и нашего ради спасения.

Христос, призывая нас, говорит: «Не бойтесь, не печальтесь. Как бы тяжело и одиноко ни было вам, какой бы трудной ни казалась вам жизнь, вы не одиноки». Не бойтесь, яко с нами Бог. Иисус Христос – наша главная надежда. Потому что мы не на человека надеемся, а на Бога, ставшего Человеком. На Господа, Который здесь, с нами, не далеко и высоко, а близко. Потому что Господь Сам приблизился к нам.

Да! С нами Бог, – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.

Он здесь, теперь – средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

                                                              (В. Соловьев)

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 15 февраля: 09:05
  • Среда, 19 февраля: 05:30
  • Суббота, 22 февраля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X