Родное слово. Беседа с протоиереем Александром Новопашиным

12 августа 2020 г.

– Отец Александр, очень рады видеть Вас в нашей студии, хотя мы должны были встретиться на Алтае, где традиционно в середине лета проходит Шукшинский фестиваль нравственного кино. Но в этом году все изменилось.

– Да, тут ничего не поделаешь. Есть определенные условия, с которыми приходится считаться.

По поводу Шукшинского фестиваля… Действительно, последние несколько лет представителей нашей епархии просили участвовать в работе жюри. Конкретно ко мне приходило приглашение. Правящий архиерей благословлял, и наша епархия участвовала в работе этого фестиваля. Это была, на мой взгляд, полезная работа с перспективой. Самое главное – это была очень серьезная площадка для проповедей, как бы парадоксально это ни казалось.

– А как повлияло на работу самого фестиваля присутствие в жюри духовного лица?

– У фестиваля есть свой девиз – слова Шукшина: «Нравственность есть Правда» (причем слово «правда» Шукшин всегда писал с большой буквы). Мы знаем, что правда Божия есть всегда, и она является критерием истинности в любом деле, на нее мы должны ориентироваться в своей жизни. В связи с этим сам кинофестиваль именуется фестивалем душевного кино. На Ваш вопрос я хочу ответить словами Виктора Ивановича Мережко, президента Шукшинского кинофестиваля: «Как мы, фестиваль душевного, нравственного кино, фестиваль, в котором есть такой девиз («Нравственность есть Правда»), можем обойтись без священнослужителя?»

Нам нужен критерий, по которому действительно оценивалось бы нравственное кино. Опять же что есть нравственность? Необходимо исходить из данного понятия. В связи с этим и приглашают священника в работу жюри этого кинофестиваля, причем сами его организаторы говорят: нам бы не хотелось, чтобы это был просто «свадебный генерал», но человек, который имеет пусть и отдаленное, но непосредственное отношение к киноискусству. Хотелось бы, чтобы он просматривал фильмы, участвовал в обсуждении киноработ, чтобы он понимал, что такое кинематограф, кинопроизводство, кино и так далее». Поэтому и приглашают.

– Мы видели своими глазами, как встречали Вас зрители, когда Вы проходили по красной ковровой дорожке, были свидетелями того, как Вы общались с именитыми артистами, с каким уважением они к Вам относились. И это было очень приятно видеть.

– Да, следует отметить, что у нас православных фестивалей немало, и слава Богу, что они есть. Но светских фестивалей, чтобы на них был православный священник в качестве одного из коллег оргкомитета, коллег по киноискусству, у нас, насколько мне известно, нет.

– Состоится ли Шукшинский фестиваль в другом формате? Он не пройдет в этом году незамеченным?

– На официальном сайте было написано, что в сентябре будет проводиться просмотр фильмов в online-формате, также будет работать жюри по отбору и оценке киноработ. Надеюсь, на будущий год работа уже будет непосредственно в том формате, в котором все эти годы и проходило это замечательное мероприятие.

– Мы сейчас живем в тревожное время. Мы беспокоимся и о своем здоровье, и переживаем за жизнь близких в связи с тем, что сейчас происходит во всем мире. Такое состояние людей наверняка на руку организаторам всевозможных сект. Появились ли какие-то новые секты на этой волне?

– Безусловно. Вообще вербовочная деятельность деструктивных организаций, идеологий, культов и тоталитарных сект (как мы их называем) особо обостряется в кризисный период, когда человек находится в стрессовой ситуации в связи с какими-то семейными неурядицами, каким-то горем, потерей близкого человека; или на государственном уровне (объявленный карантин, пандемия) идет серьезный экономический кризис. Мы  видим, что разоряются предприятия малого, среднего бизнеса, крупные предприятия несут урон, люди теряют работу. Естественно, возникает стрессовая среда, в которой, как в мутной воде, «рыбку» ловят сектантские структуры.

– Что происходит с их стороны сейчас, как они действуют?

– Здесь, можно сказать, два вида деятельности, в которых они себя проявляют. Во-первых, обещание каких-то уникальных или только им известных способов избежать заболевания. Скажем, неопятидесятники отметились: один из их лидеров Кеннет Коупленд, выступая по телевидению, дул в экран и говорил: «Я своим дыханием прогоняю коронавирус, идите к нам на молитву, и вы избежите этих заболеваний, будете здравы, благополучны». И так далее. Также отметилась китайская секта «Фалунгунь», лидер которой живет в Америке. Они говорят: наши молитвы, наши духовные и целительные практики (цигун) помогут преодолеть коронавирус, избежать этого заболевания. И так далее. То есть, спекулируя на страхе перед заболеванием, лидеры организаций вовлекают в свои ряды доверчивых людей. В этом же очень активно отметился почти забытый всеми Григорий Грабовой, достаточно известный оккультист, мошенник, который обещал воскресить за определенную сумму погибших от рук террористов детей в Беслане. Он отсидел положенный срок, сейчас уехал за границу и заявил о том, что вывел особую формулу, повторяя которую люди будут исцеляться от коронавируса, победят его и будут счастливы и благополучны.

– Батюшка, в обмен на что поступают такие предложения?

– Все очень просто. Надо свою волю отдать в руки этих людей и, безусловно, все, что у вас есть дорогого: деньги, здоровье, близких (которых вы должны как можно активнее вовлекать в организации подобного рода). То есть на этой почве много людей попытались заработать и завербовать новых рабов в свои ряды. 

– Появились их последователи?

– Безусловно. Мы видим, что есть люди, которые клюют на это. Если человек находится в стрессовой ситуации, то планка его критического мышления резко понижается. Люди попадают на крючок, который забрасывают в бурное житейское море различные профессиональные вербовщики. Это одна сторона периода стресса, кризиса. С другой стороны, появляются различные медицинские диссиденты (как мы их называем – ковид-диссиденты) – люди, которые категорически отвергают наличие такого заболевания. Они говорят: «Все это коронабесие, никакого коронавируса нет, все это задумано некими темными силами (масонами, жидомасонами, сионистами, врагами нашего Отечества). Слухи о том, что на самом деле никакого заболевания нет, распускают люди, которые хотят поработить наши души. У них одна задача – замутить головы людям и потом сделать из них бессловесное и бездумное стадо баранов, которыми можно управлять и на этом зарабатывать деньги». Это другая крайность.

К сожалению, в этом отметились различные лжестарцы; например, Головин, бывший священнослужитель, лишенный в свое время сана. Он сказал, что у них есть молитвы по соглашению (над которыми все насмехались), а теперь они их усилят, если люди активнее начнут перечислять деньги на его счета. Сказал, мы вновь объединимся и победим этот коронавирус.

Есть скандально известный, теперь уже бывший, священнослужитель Сергий (Романов) из Среднеуральского женского монастыря. Мы знаем, какие печальные события происходят. Очень неприятное это дело и душепагубное. Вообще этого человека я называю душегубом. Как раньше он отсидел за несколько убийств, так и сейчас губит души доверчивых людей, которые отдали себя ему в руки, ведет их прочь от Церкви, в дебри жуткого мракобесия.

Увы, это не предвещает ничего хорошего. Но мы видим, что подобного рода люди на этом тоже зарабатывают. Мы знаем, что цель, к которой стремятся секты, – это власть и деньги. Власть – это самый сильный наркотик, от которого отказаться практически невозможно. И в этих лжестарцах люди видят практически личных спасителей, которые своей персоной заслоняют и Церковь, и Бога. Они очень опасны, а манипулируя сознанием своих последователей, они зарабатывают и политический, и материальный капитал на любых человеческих страхах. Психиатры и психологи говорят о том, что более 20% населения мира предпочитают, чтобы жизненно важные решения в их жизни принимал за них кто-то другой. Действительно, как просто: мне не нужно трудиться над собой, не нужно думать, переживать. Отдай свою личную волю в руки какого-то очередного старчика – и он за тебя все решит. Он скажет, что тебе делать, на ком жениться, покупать машину или не покупать, разводиться или нет, продавать квартиру или еще что-то… Самое главное – он за тебя все решит, а ты будешь только исполнять. А если он ошибется или согрешит, вина опять же будет на нем. Он же сказал все это. Как просто! Но на самом деле они не понимают, что погружаются в страшное идолопоклонство, потому что этот человек, которого они слушают, становится для них идолом, лжебогом.

– Получается, что люди отходят от Церкви? Это тоже какая-то секта?

– Мы уже видели видеозаписи, когда решалась участь бывшего схиигумена Сергия (Романова) в епархиальном суде. Пришедшие люди кричали такие слова: «Нам Церковь не нужна, если его не будет в Церкви». То есть люди, им же воспитанные, давно уже определились, что без него Церковь существовать не может, что это он их личный спаситель. А это и есть то самое лжестарчество, или, говоря другим языком, гуруизм, который несет угрозу на всех уровнях. На уровне личности, на уровне семьи, потому что они манипулируют семьей и разводят супругов (что угодно делают с семьей); на уровне общества, потому что они несут проблемы в это общество, они всегда воюют против него, хотя от него не уходят, потому что откуда им тогда черпать и высасывать материальные средства для своего благополучия и состояния (хотя внешне руководитель секты может быть в рубище и выглядеть бессребреником заморенным)?

Но это тоже игра, определенную роль в которой зачастую человек играет и сам начинает в это верить: короля всегда делает свита. В конце концов, на уровне государства мы тоже видим угрозу. Мы видим видеозаписи, в которых Сергей (Романов) призывает фактически к свержению государственного строя, он выступает против лидера страны, подрывая его авторитет; выступает против Патриарха, против своего священноначалия, которое пытается его вразумить. Надо отдать должное епархиальной власти. Достаточно долго терпели и не сразу лишили его сана: был период, данный для покаяния, для вразумления, был перенесен суд, хотя, на мой взгляд, можно было принимать решение гораздо быстрее (это было бы более правильным), но я могу в этом смысле ошибаться. Тем не менее мы видим один назначенный срок суда, другой назначенный срок суда – дается время для вразумления, для покаяния, для исправления.

– Этого не произошло?

– Этого не произошло, да и произойти, видимо, уже не могло, потому что человек настолько погряз в своем заблуждении… Есть очень четкое определение для такого духовного состояния подобных людей – прелесть. Человек находится в прелести. Он так обуян сатаной, что ничего не видит, почитает только себя, считает себя истиной в последней инстанции. Кроме того, и люди, которые из него делают бога, к этому имеют определенное отношение. Если человек духовно слаб, он ведется на эти льстивые слова.

– Жалко людей.

– Вы совершенно правильно подметили то, что происходит сейчас в этом монастыре и вообще с этими людьми, которые пошли за ним. Мне (да и многим зрителям, наверное) приходилось видеть в интернет-пространстве мнения некоторых священников, достаточно известных людей, по отношению к этому бывшему схиигумену: «Жалко, был человек…» А почему не сказать, что жалко тех людей, которые заблудились на пути своего спасения, пойдя за ним и доверив свою душу в руки этого человека.

– Они стоят насмерть, они его защищают…

– Это не просто десятки, это сотни, тысячи людей, которые подсели, как на наркотик, на это так называемое «старчество», которые действительно в нем, а не во Христе видят спасение, которые Церкви без него не мыслят… Но это же самая настоящая ересь! То есть то, что он сделал для них, называется душепагубным. Поэтому я его и называю душегубом. И в этом смысле мне людей жалко больше, чем его. Он сознательно избрал этот путь и в большей степени за все это в ответе. С людей, конечно, тоже ответственность не снимается.

Часто задают вопрос: «При каких условиях человек попадает в лапы сектантских проповедников, лжестарцев?» Чтобы любой человек (подчеркиваю, любой!) попал в сети секты или подобных персонажей, необходимы два условия.

Во-первых, сектантская «наживка», соответствующая интересам человека. Мы видим, как некоторые люди бегают от одного духовника к другому. Подходит человек к священнику на исповеди, просит совета, получает его, и ответ ему не нравится. «Я буду искать другого священника, который скажет слова, приятные мне».

Во-вторых, стрессовое состояние человека на данный момент. Кризис в обществе, семье, смерть или тяжелая болезнь близкого, ряд других условий, снижающих планку критического мышления.

По первому пункту есть слова апостола Павла. Чтобы не быть обличенным в том, что я все выдумываю, прочитаю. Второе послание апостола Павла к Тимофею, глава 4, стих 3: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Вот все, что, как мы видим, сейчас и происходит. Он себя обрел в этой группе. Ему там комфортно.

По второму пункту, чтобы не попасть в лапы подобного рода организации, можно предложить наличие двух условий. Иммунитет лучше у людей, которые имеют навык здравого смысла и хорошее критическое мышление.

Есть еще третья категория людей – суперленивые. Им лень читать литературу. И они не полностью защищены от попадания в подобные структуры. Сейчас, в период коронавируса, когда ограничение в личных контактах, многие сектантские проповедники и вербовщики действуют через Интернет, делая очень аппетитные, вкусные, яркие и заманчивые предложения.

Лень подскажет: «Зачем ходить лично отдавать деньги? Кнопку нажму – деньги уйдут в эту организацию, и мне пришлют шикарный рецепт личного счастья».

– А что предлагают?

– Прежде всего – здоровье, благополучие. Предлагают обладать неким тайным знанием, которое известно только этому старцу, гуру. Когда ты будешь обладать этим знанием, у тебя будет полное счастье.

Хочешь переселиться на планету Нибиру? Пожалуйста! Тебе помогут. Для этого, правда, нужно цианид принять, чтобы быстрее туда перекочевать. Без проблем! Хочешь получить власть во всем мире? Пожалуйста! Иди в ИГИЛ головы режь. Или отрезай себе части тела, которые считаешь лишними. Хочешь реализовать себя в каких-то дурных наклонностях? Есть секты и на этот вкус. Они предоставят тебе любые утехи, только плати. Главное – отстегнуть ум и заглушить совесть. Тебе скажут: «Будешь как сыр в масле кататься».

– Страшные дела происходят. Люди попадают в секты. Кто-то старается выйти. Им на помощь приходит только Русская Православная Церковь. При вашем соборе во имя Александра Невского осуществляется реабилитация бывших сектантов. Как это происходит? Возможно ли человеку вернуться к нормальной жизни?

– Не только в Новосибирске есть информационный центр по вопросам сектантства. Существует Российская ассоциация центров изучения религий и сект (РАЦИРС), которую возглавляет профессор Александр Леонидович Дворкин, замечательный специалист в области сектоведения. Центры, входящие в РАЦИРС, есть и в других епархиях. Слава Богу, их немало, хотя не так много, как хотелось бы. Мои коллеги работают в этом же направлении.

Это все непросто. Очень сложно пробиться к трезвомыслию человека с измененным сознанием. Если его несколько лет прокачивали в определенном направлении, у него в голове искаженная картина мира, он белое воспринимает как черное, и с ним говорить практически невозможно. Необходим определенный период ремиссии. Когда человек проходит реабилитационный процесс, приходит хоть немножко в себя, начинает соображать, тогда можно работать с его душой.

Российский государственный институт судебной психиатрии выпустил пособие для врачей о психических заболеваниях человека, связанных с его религиозностью, в котором вводятся термины «сектоман», «сектомафия», «сектозащитники».

Сектомания, как и наркомания, – весьма заразная вещь.Как и в работе с наркоманом, необходим определенный период, чтобы человек начал трезво воспринимать жизнь, окружающий мир. Этот период может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Нужно готовиться серьезно работать с этим человеком в течение продолжительного времени, потому что весь его мир исковеркан, психическое состояние оставляет желать лучшего. Эта работа сложная, но спасительная.

Помочь попавшему в сектантский капкан – великое благо, потому что помогаешь человеку спасти его бессмертную душу.

– О сектах мало говорится. Для многих Ваш фильм «Рядом с нами» стал откровением. Вы выступили в качестве и режиссера, и сценариста. Фильм получил большой резонанс не только в нашей стране, но и за рубежом. Что говорят и пишут зрители?

– Мнения самые разные. Я покривил бы душой, если бы сказал, что был убежден: фильм будет принят на ура всеми слоями нашего общества. Конечно, есть и критические оценки. Если они конструктивные, я очень благодарен, потому что и сам прекрасно вижу огрехи, которые были допущены в процессе съемок, монтажа, озвучивания, написания сценария.

Все писалось по живым историям, с которыми я сталкивался. Повторюсь, отзывы разные. Есть и слова благодарности, и просьбы разрешить показы фильма. Кстати, вчера был звонок из Твери. Попросили дать разрешение показывать фильм в учебных заведениях в профилактических целях.

Неоднократно благодарили из нашей знаменитой Бауманки, где показывают и первый мой фильм – «Меня это не касается», и второй – «Рядом с нами» для первокурсников в качестве профилактики. У них есть клубы, волонтерские движения по противодействию наркомании и прочим деструктивным течениям. Они не только смотрят эти фильмы, но и обсуждают их.

В прошлом году в Новосибирском педагогическом университете вышло эссе на двухстах с лишним страницах, собранное из сочинений студентов после просмотра фильма «Меня это не касается» (их размышления на тему негативных зависимостей). Мне подарили экземпляр. Очень приятно.

Учителя из разных регионов присылали копии сочинений гимназистов, школьников, написанных после просмотра фильмов. Это очень радует не потому, что удовлетворяет самолюбие, а потому, что наш труд – киноработы – востребован. Великое счастье для любого художника – востребованность его творения.

Мы снимали фильм для того, чтобы им пользовались: кто предупрежден – тот вооружен. Чтобы не просто посмотрели и вышли со словами: «Да, занимательно»; или «Фу, какая гадость!», а чтобы это оставляло след.

Зернышко, брошенное в землю, должно сначала умереть, чтобы дать росток. Так и здесь. Фильм, может быть, на данном этапе не произведет впечатления, но через некоторое время в какой-то ситуации человек вспомнит, возьмет из него что-то полезное.

Мы беседуем с бывшими или настоящими сектозависимыми не из расчета вразумить их сейчас и вывести оттуда. Если это произойдет – замечательно! Но, по крайней мере, любой разговор, как семечко, брошенное в землю, в свое время даст плоды. И это будет благом. Я считаю, с этой точки зрения наш проект сработал на сто процентов.

– Батюшка, планируете ли Вы еще снимать кино?

– Это частый вопрос. После первых документальных фильмов я сказал: «Ни за что!» Пришлось снять фильм. После второго я сказал: «Да никогда!» И все равно пришлось снимать. Поэтому сейчас отрицать не буду.

Все зависит от нескольких условий: во-первых, наличия средств, которые необходимы для создания любой серьезной киноработы; во-вторых, здоровья. И если матушка благословит. Она о моем здоровье очень серьезно печется. Ее одобрение нужно, потому что потом ей со мной возиться.

– Будем надеяться, что все это сможет исполниться.

– На все воля Божия.

– Я благодарю Вас, отец Александр. Мы очень ждали этой встречи. Спасибо Вам большое.

Ведущая Инесса Титова

Записали Елена Чурина и Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать