– О помощи бездомным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, будем говорить сегодня в нашей программе. Я представляю гостей – иерея Бориса Левитана, духовника Епархиального комплексного центра помощи нуждающимся, и Владимира Кискина, помощника управляющего ЕКЦ.
Церковь в первую очередь существует для того, чтобы люди приходили к Богу. Это очевидно, понятно, видно. А почему Церковь помогает алкоголикам, наркоманам, бездомным?
Иерей Борис Левитан:
– Это исторически главное служение Церкви, ибо в Священном Писании мы находим момент Страшного суда, о котором Сам Господь говорит. Суд будет проходить на основании именно оказания или неоказания помощи нуждающимся. Господь говорит: алкал Я, и вы накормили Меня, жаждал, и вы напоили Меня, был болен, и вы пришли ко Мне, был в темнице, и вы навестили Меня. А для людей, которые не оказали такой помощи своим близким, участь печальная, для них врата Царства Небесного закрыты. С самых первых веков помощь тем, кто находится в темницах, болеет, кто просто нуждается, была одним из основных служений апостолов, а потом и всех, кто принимал христианскую веру. Поэтому данное служение исторически одно из первых и, возможно, самое важное.
– Давайте вспомним, с чего начиналась помощь нуждающимся в Новосибирской епархии.
– Начиналось с простых вещей. Хотя Церковь и не главный социальный институт, который должен помогать в современном обществе людям обездоленным, у кого нет крова, жилья, элементарных средств к существованию, но поскольку в этом была необходимость, настоятелем нашего собора было принято решение, при поддержке правящего архиерея, выезжать в места скопления бездомных и просто их кормить. И оказывать какую-то элементарную медицинскую помощь. Эта деятельность вызвала такой бурный спрос и интерес, в том числе у властей города, что было принято решение перевести ее в иной контекст. Ведь людям негде жить. Они не только голодные, холодные, больные, но им просто негде жить. И встал вопрос: не можем ли мы их где-то разместить? Вместе с городскими властями этот вопрос был решен следующим образом. Новосибирской епархии были переданы два здания. Здания были разрушенные, на них даже смотреть было страшно. Они были без окон, без дверей, но, по крайней мере, это были капитальные здания. Новосибирская епархия дружно взялась за это благое дело. Два центра в Восточном поселке и на улице Полярной были приведены в хорошее состояние. В скором времени там появились первые насельники, которым оказывалась комплексная помощь. Поэтому центр называется: Епархиальный комплексный центр. Там и жилье, и еда, и условия, а самое главное, людям восстанавливали документы, про которые они уже давно забыли. У них появлялась возможность устроиться на работу – это одна из конечных целей. Вначале помочь, обогреть, накормить, а потом вывести в социум, социализировать человека, чтобы он вспомнил, что он полноправный гражданин и может не только просить милостыню, а работать и приносить пользу обществу. С того времени прошло уже 12 лет.
– Еще хотелось бы, чтобы Вы рассказали об автобусах спасения. Приближается зима, и, наверное, автобусы действительно спасение для многих таких людей.
– Этот проект появился чуть позже. Кто-то пожертвовал интересный автобус. Он очень похож на тот, на котором Глеб Жеглов и Владимир Шарапов ловили преступников. Он удлиненный, утепленный, поедающий огромные порции бензина, но на нем можно было ездить. Было принято решение оборудовать его как автобус спасения, в котором вместе с волонтерами выезжали медработники в те самые места скопления бездомных, где их кормили, осматривали, кому-то оказывали помощь на месте, а кого-то забирали с собой, чтобы поселить в этом замечательном комплексном центре, где многие потом оставались.
– Можно посчитать, сколько спасенных жизней было за это время?
– Спасенные жизни – это громко сказано, мы к себе такие слова редко применяем.
– Почему? Морозы, немного дольше остался на улице и замерз.
– Может, на самом деле и так. Мы просто оказываем помощь. Если посчитать, то счет уже в тысячах, потому что каждый день к нам кто-то поступает. Центр был задуман как центр временного пребывания, то есть человек там не поселяется навсегда. Получает первые услуги, восстанавливает документы, начинает работать и дальше уходит в свободное плавание, устраивается на работу, снимает себе какое-то жилье. Многие в наших центрах построили молодые семьи. Но среди насельников есть и те, кто остается, просто не хочет уходить. Мы этому сильно не сопротивляемся. Кто-то переходит в разряд волонтеров или сотрудников этого центра. Поэтому зафиксированного количества спасенных нет, но точно скажу, что это уже измеряется в тысячах за 12 лет.
– В Новосибирске был создан Православный центр помощи нуждающимся «Фавор». Как он развивается?
Владимир Сергеевич Кискин:
– Хорошо, динамично, спрос есть, и он растет. События влияют на это. Люди все равно теряются, освобождаются, получают какие-то увечья, возвращаются со специальной военной операции. Бывает такое, что идти некуда. Вообще спрос большой и на данный момент.
– А что сегодня из себя представляет центр?
– Это большие учреждения с современным ремонтом, с хорошей доступностью, хорошей локацией. Где-то есть учреждения, что называется, на природе, где созданы благоприятные условия.
– Сегодня в Новосибирске десять учреждений?
– Да, десять учреждений и пять адаптационных квартир.
– На сколько человек рассчитано, сколько всего сейчас пребывает?
– Сейчас это около 600 человек единовременно. Начались холода, и количество растет.
– К зиме, наверное, еще больше увеличится?
– Да. Сегодня буквально решался вопрос: человек на коляске, одна рука только работает, находится в каком-то непонятном общежитии. Позвонила дочь из другого города, забрать его не может. Попросила, чтобы мы его забрали, приютили, потому что в том общежитии его все обижают, ничего не получает, кроме подзатыльников. Вот забираем.
– Скажите, как выстраиваются отношения в ваших центрах? Это люди непростой судьбы. Как вы общаетесь со своими подопечными, мягко, строго?
– Это большая совместная работа с отцом Борисом. Он и психолог, и соцзащитник. По-разному бывает. Люди всякие попадаются: и с характером, и с гонором. Слава Богу, что батюшка у нас тоже сильный и духом, и физически. Он нам с людьми помогает работать и сам с людьми общается. И они, видя его и нас вместе с ним, ведут себя по-другому.
Иерей Борис Левитан:
– Я добавлю немного. Самый строгий в этой сложной системе – именно этот батюшка. По большей части с любовью действует, но где-то приходится и со строгостью. Люди иногда не воспринимают доброе отношение правильно, воспринимают как некую слабость и возможность на этом спекулировать. Поэтому строгая, крепкая рука – это правильный метод в нашем деле; в сочетании, конечно, с любовью. Эти методы я применяю не только к насельникам, но и к руководству наших центров. Им иногда от меня достается, но через это мы становимся крепче, более дружными. С Божией помощью все созидается. Что касается самих подопечных, у нас же в двух центрах храмы. В Восточном поселке храм святителя Иоанна Шанхайского, на Полярной храм святителя Спиридона Тримифунтского. Это прямая возможность для насельников, даже не выходя из центра, просто побыть на богослужении. Кому-то приступить к таинствам, попросить у Бога прощения за свои грехи, причаститься в первый раз в жизни Святых Христовых Таин. Это дает людям главное – свет в туннеле. Беда большинства наших подопечных – потеря смысла жизни, опущенные руки, безысходность. И здесь даже не столько новые условия жизни, чистое постельное белье, тепло и еда, а именно общение с Богом кардинально меняет точки опоры в жизни. Люди просыпаются, можно так сказать, в себя приходят. Как блудный сын, который после своего падения пришел в себя, вспомнил, что есть где-то далеко его любимый отец. Вот так у нас люди вспоминают, что есть Господь Бог, Милостивый, Любящий, есть Божия Матерь, наша Заступница, поэтому в жизни многое меняется.
– А вы замечаете, чувствуете, что это не наносное?
– Я повторюсь, что многие наши нынешние сотрудники – это те, кто когда-то попал к нам в центр именно с потухшими глазами и опущенными руками. Перемены не просто заметны глазом, они очевидны, потому что эти люди сейчас сами оказывают помощь, имея опыт падения и опыт преодоления этого падения. Они очень легко и доступно новым поступающим объясняют, как с этим можно справиться, как прийти в себя.
– Епархиальный центр: это не говорит о том, что принимают только православных, только верующих людей. Вы принимаете всех?
– Конечно, у нас нет никаких разделений по конфессии или национальности, мы принимаем абсолютно всех.
– А с чего вы начинаете разговор?
– Чаще все начинается не с разговора, а с трапезной. Потому что надо дать человеку то, что он ждет в первую очередь. Это самые насущные потребности. Человека надо накормить, переодеть, человеку надо иногда просто выспаться, а потом уже с ним разговаривать. Это наша стандартная схема. Разработаны алгоритмы, которые много лет уже соблюдаются, они выверены. Мы составляем анкету, а дальше начинается процесс реанимации, можно сказать. Реанимация документов, реанимация каких-то связей, потому что истории самые разные. Бывает, что люди просто потерялись. У них есть родственники, которые хотели бы с ними общаться, но просто утрачены, потеряны все связи. Мы их иногда восстанавливаем, происходит воссоединение. Очень много историй, о которых можно целую передачу записывать, и тут бы все обливались слезами. А для нас это будни, потому что таких людей много. Наша задача вернуть документы, связи, то есть максимально подставить человеку плечо, чтобы он мог опереться и дальше уже самостоятельно себя в жизни реализовать.
– Бывает так, что пришел человек, отлежался, отъелся и ушел?
Владимир Сергеевич Кискин:
– Конечно, бывает. И таких случаев много. Приходят, уходят, приходят, уходят.
– Принимаете?
– Ну конечно, человек обращается, как отказать?
– А почему уходят?
Иерей Борис Левитан:
– Иногда нам задают вопрос: какие у вас статьи расходов? Это один из самых высокобюджетных видов деятельности. Мы же не просто человека принимаем, мы не спрашиваем, сколько он здесь пробудет. Никто не скажет. Наша задача – оказать помощь. Пришел человек, он грязный. Мы с вами люди взрослые, понимаем, что некоторые приходят даже с паразитами, насекомыми... Поэтому их одежда сразу идет в печь, чтобы это не спровоцировало вспышку болезней.
– Карантин какой-то есть?
– Карантин, конечно, есть. Это данность, это необходимость. Во-первых, если описывать все поэтапно, человек должен пройти первое медицинское обследование, флюорографию, сдать какие-то анализы, чтобы мы и наш медработник могли убедиться, что человека можно пустить в наш небольшой коллектив. Что касается одежды, мы переодеваем человека, кормим, а дальше он может спокойно, пару дней отлежавшись, придя в себя, встать и уйти. Мы никого не держим – это его воля. Другой вопрос, что через какое-то время они вновь потрепанные снова к нам возвращаются. Это наши будни, и это статья расходов. Мы где-то находим одежду, кто-то нам жертвует, кто-то помогает, но всегда существует необходимость, особенно в мужской одежде. Этот поток, так скажем, бесконечный.
– Владимир, побывав в нескольких ваших центрах, я обратила внимание на идеальную чистоту. Это одно из условий пребывания в доме?
– Да, мы очень следим за этим. Все подключены к этому процессу, потому что, как правило, люди не приучены к этому. Они не то что не хотят, многие даже забыли, как это делается, потому что проживание на улице, в подворотнях, в колодцах не требует того, что там надо что-то подметать, мыть, протирать. Здесь это происходит ежедневно, на постоянной основе, по нескольку раз в день. Проводим субботники в специально выделенные дни, в специально выделенное время, ведь если мы не будем к этому прибегать, то эти маленькие насекомые пробираются, заводятся, и потом это доставляет очень много проблем.
– Какие законы пребывания, проживания существуют в таких центрах? Они ведь существуют?
– Безусловно, для всех трезвость, порядок и чтоб не было никаких конфликтов. Стараемся их тушить сразу на месте.
– Такое может быть с человеком, который попадает к вам: может быть, у него какие-то свои проблемы, то, что его мучит, и он не хочет ни с кем общаться… Но так же невозможно жить?
– Бывает, конечно. У нас, бывает, создаются и семьи, люди встречают своих половинок.
– Что вы можете дать своим подопечным и что дать сложнее всего?
– Первое, что мы даем, это самое насущное – тепло, одежду, еду, без чего человек не может существовать дальше. Когда человек немножко в себя пришел, начинается более сложная работа. Наша задача для начала дать хотя бы какие-то первые представления о Боге, чтобы они у человека появились, но в конечном итоге – чтобы человек стал православным. Для этого тратится очень много сил. У нас, наверное, это первый опыт в России, когда в нашей большой системе, которая подразумевает очень большой штат руководителей, помощников руководителей, людей, сопутствующих в этой работе, мы создали школу православных кураторов. Выделены дни в нашем замечательном Доме молодежи, где священник отец Александр Сахненко проводит занятия, на которых появляются первые представления у кураторов… У нас утвержденный учебный план. Понятно, что он простой, но позволяет получить основные знания о православии и потом транслировать их уже подопечным.
Такое количество центров и подопечных, к сожалению, сложно для охвата священниками, у которых много послушаний, поэтому мы стараемся создавать себе, так скажем, палочки-выручалочки в виде вот таких кураторов, которых мы обучаем, они нам помогают. Но где-то без помощи священника не обойтись, тогда уже личные встречи. В каждом центре есть мой телефон, поэтому каждый, без каких-то посредников, без сложных процедур, может напрямую позвонить мне, задать вопрос, поговорить, пожаловаться, иногда даже поругаться. Мы это принимаем, перерабатываем... Сложнее всего, конечно, сделать человека счастливым.
– Кого вы принимаете в эти центры? Какие категории граждан?
– Я вам буду просто перечислять с небольшими комментариями. Первое – это отдельно существующий дом милосердия, где у нас инвалиды. Одноэтажное здание, где люди без ног, без рук, парализованные, тяжелые, просто лежачие больные; организован волонтерский медицинский уход. Второе направление – дом матери и ребенка, где у нас несчастные мамы, брошенные, оказавшиеся в сложных жизненных ситуациях с детьми. Это тоже очень важное направление, по-своему живущее, функционирующее, со своим режимом, своими алгоритмами. Самое широкое – это люди, оказавшиеся в трудных жизненных обстоятельствах, пенсионеры, просто люди, попавшиеся на уловки мошенников. Много историй. Далее у нас соглашение с ГУ ФСИН. Все освобождающиеся из колоний Новосибирской области, даже из других городов, минуя возможные негативные жизненные стечения обстоятельств, попадают к нам и проходят у нас реабилитацию, адаптацию.
Новая для нас история, мы на ней учимся, понимаем, как с этим быть: те, кто возвращается со специальной военной операции. Они не только с физическими увечьями возвращаются, увечья бывают и духовного характера – это война, это ужас. Эти люди также у нас находят приют. Категорий очень и очень много. Из больниц забираем. Если у человека нет документов, то по закону ему могут несколько дней оказывать помощь, а дальше больница должна его куда-то выписать. И до этого выписывали либо в никуда, либо они попадали в какие-то секты, где потом над ними издевались. Сейчас у нас подписано соглашение с Минздравом, что каждая больница Новосибирска с нами взаимодействует, и мы вот таких людей принимаем. С вокзалами тоже отдельное соглашение. Это же была беда для города – бездомные на вокзалах. Сейчас все выдохнули, потому что эти бездомные переселяются к нам. У нас, кстати говоря, при вокзале существует центр обогрева, центр отдыха. Это целое помещение, куда может любой прийти поесть, просто погреться, посмотреть телевизор, новости, помыться. Это на территории привокзальной площади, а дальше уже много вариантов: или к нам, или вернуться…
– То есть адрес они знают, куда можно пойти?
– Адрес знают, но все контакты, которыми можно воспользоваться, чтобы попасть в нашу чудесную организацию, можно узнать у Владимира Сергеевича.
– Мы видим сейчас на экранах номера телефонов +7(913) 917-00-94; 8-800-250-31-61, по которым могут позвонить заинтересованные в этом люди. Проблема бездомности очень болезненная для общества. Этих людей презирают, зачастую не понимают, говорят, что они сами виноваты в своей жизни. И очень важно, наверное, поменять отношение к этому.
– Это основа христианства: поменять отношение к своему близкому. Это неотъемлемый закон, который был, есть и будет. Как только ты кого-то осудил, вынес кому-то свою оценку, свой суд, не сомневайся: скоро сам вкусишь то же, а может быть, и хуже. Мы эти истории видим уже в действии, как они реализуются. Многие, кто вчера смеялся над пьяницей, лежащим в беспамятстве под забором, через короткое время сам оказывался без жилья и без средств и, поджав хвост, приходил к нам. Мы принимаем всех, не исследуя причины, почему так произошло. Наша задача оказать помощь и, отмотав жизненную пленку назад, показать, с чего все началось, как ты смеялся, как указывал своим перстом в этого человека и что произошло. На этих очень очевидных примерах мы сами учимся и имеем все основания рассказывать другим эти истории. Никогда не суди. Это наш христианский закон – не суди, и не будешь осужден. Наоборот, оправдывай, применяя к человеку самое главное – милосердие, и тогда Господь Милостивый всегда будет рядом, всегда будет помогать, наделять тебя силами, о которых ты даже не подозревал, и возможностями, способностями, которых у тебя сроду не было.
Ведущая Инесса Титова
Записал Максим Заливакин
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
СОЛЬБА: ОБИТЕЛЬ НЕУНЫВАЮЩИХ. Беседа с игуменией Еротиидой (Гажу). 6 часть
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Выставка мастеров
ВДОХНОВЕНИЕ: Сольбинские чтения. Вера Казарина
У книжной полки. Татьяна Грудкина. Тайна русского духа. Книга об удивительных людях
Всенощное бдение 14 декабря 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!