Родное слово. На вопросы отвечает протоиерей Андрей Фёдоров

8 июля 2020 г.

 – Седьмого июля Церковь чтит память святого пророка Иоанна Предтечи, его Рождество. Почему на Руси так почитается этот праздник?

– Это действительно один из величайших праздников, которые установила Православная Церковь. Можно сказать, что главный праздник и центр нашей жизни – это Пасха Христова, Воскресение. Следом за Пасхой идут двенадцать (они называются двунадесятыми) самых больших праздников, которые связаны с жизнью Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери Девы Марии. За ними следует пять великих праздников, и связаны они уже большей частью с событиями Нового Завета и нашей более поздней истории. Рождество Иоанна Крестителя относится к этим праздникам.

С одной стороны, рождество Иоанна Крестителя позволяет нам точно установить хронологию событий. Когда ангел явился его отцу Захарии, тот совершал свою череду в Иерусалимском храме, и благодаря этим сведениям можно точно установить буквально день, месяц и год, когда начали совершаться события Священной истории. Через девять месяцев после этого родился Иоанн Креститель. В шестой месяц беременности Елизаветы, супруги Захарии, Архангел Гавриил был послан от Бога в Назарет к Деве, Которую звали Мариам (то есть к Деве Марии), для благовещения. Через девять месяцев родился Господь Иисус Христос, и мы уже празднуем Рождество Христово. То есть это те события, благодаря которым мы можем установить евангельскую хронологию.

В то же самое время Иоанн Креститель – это особенный святой, его место в небесной иерархии мы можем установить благодаря нашему взгляду, например, на иконостасы, которые находятся в церкви.

Вспомним, что когда Господь шел в Иерусалим на страдания, мучения и смерть, апостолы не слышали Его слов об этом, они уже делили места поближе к Нему, надеясь, что вот сейчас Царствие наступит, Мессия воцарится; и чем ближе они будут, тем больше им достанется. Апостолы Иаков и Иоанн подошли к Христу (как уточняет Евангелие, еще и мать их, кланяясь, подошла к Христу) и стали просить: «Господи, сделай так, чтобы мы были справа и слева от Тебя». И мать их просила: «Господи, сделай так, чтобы мои сыновья были по правую и по левую сторону от Тебя». На что Христос сказал: «Кому быть справа и слева, определяется не вами и не вашим желанием, но Отец Мой Небесный определяет».

Когда мы смотрим на иконостас, на деисисный чин, видим, что в центре находится Господь, Спас в силах, справа от Него – Божия Матерь, а слева, ближайший к Нему, – Иоанн Креститель.

– Его называют величайшим из рожденных женами.

– Да, это евангельские слова. Но еще нужно обратить внимание на то, в чем это величие состоит. Ведь Иоанн Креститель не совершил никакого чуда, он никого не воскресил из мертвых, никого не исцелил. Более того, он кого-то обличал. Но, как мы читаем в Евангелии от Луки, он разными словами старался утешить приходящих к нему людей. И он называется так не только за утешение, но, самое главное, за свое смирение. Когда его спрашивали: «Не ты ли тот Мессия, Которого ожидает весь Израиль?», он о себе сказал, что он только Предтеча и недостоин развязать ремень обуви Его.

Вот это смирение Иоанн Креститель выражал и в словах, и в поступках, и даже в отношении к своим ученикам. Когда они, видя, что Христос приобретает все больше учеников и ученики Христа все больше крестят людей, они пришли к Иоанну Крестителю и сказали: «Ты теряешь почитание в народе. Люди уже не к тебе, а к Нему идут». Но он совершенно спокойно сказал: «Мне нужно умаляться, а Тому, о Ком я сказал, нужно расти».

Именно такой смиренный, то есть мирный, взгляд на происходящие события давал ему, кстати, определенную душевную крепость. Потому что он не убоялся обличить Ирода в его беззакониях. Нам кажется, что смиренный человек – это какой-то забитый, несчастный. Но мы видим, что Иоанн Креститель, будучи смиренным человеком, обличил Ирода в его неправедной жизни, за что поплатился тем, что ему даже отсекли голову. Он проявил незаурядное мужество, чтобы окружающие люди увидели соответствие его жизни его проповеди.

– Да, кончина его была праведной и мученической.

–  Кроме этого, монашествующие считают Иоанна Крестителя своим основоположником и первым монахом, первым иноком, потому что он не женился, не было у него стремления произвести потомство. Мы знаем, что среди евреев бездетность считалась наказанием Божиим. Каждый из них думал, что чем больше у него детей, тем больше шансов, возможностей породниться с Мессией, быть ближе к Мессии, чтобы получить какие-то привилегии. Иоанн Креститель (зная, что Мессия уже родился) не женился, а делом своей жизни считал то, что было поручено ему от Бога: приготовить людей к приходу Мессии. Смысл этой подготовки заключается в слове «покаяние». Когда мы это слово переводим с греческого на русский язык, мы узнаем, что оно означает: это «изменение, перемена ума, перемена жизни».

То есть для того, чтобы увидеть этот мир таким, каким его задумал, создал Бог, нужно измениться нам самим. Для того чтобы познать Бога, нужно измениться нам самим. Бог неизменен, а вот нам нужно задаться вопросом: что мешает нам быть ближе к Богу? Если это наши грехи, ошибки, то нужно исправляться, изменяться, каяться, чтобы нам был открыт Божий замысел об этом мире и о нас самих.

– В русском народе этот день называют днем Ивана Купалы, и с ним связаны различные обряды и традиции, которые зачастую не очень цивилизованно выглядят. Как искоренить эти языческие корни?

– Их нужно искоренять прежде всего в себе, в своей душе, в своем отношении к Богу и к миру. Ведь Бог предлагает нам не такие отношения, какие язычники строят со своими богами. Язычники живут по принципу «ты – мне, я – тебе»: я тебе дам какие-нибудь приношения, я для тебя что-нибудь сделаю, а ты устроишь мою жизнь. В этом смысл языческих жертв.

К сожалению, очень часто в этом смысл и нашего прихода в церковь. Мы приходим к Богу потому, что что-то в нашей жизни пошло не так, как нам хотелось бы, или не произошло что-то, чего, как нам кажется, мы достойны; и мы хотим каких-то изменений, перемен. Тогда даже последний безбожник, последний язычник знает, что надо прийти в церковь, знает, каким святым и по какому поводу надо поставить свечки.

Но смысл обращения к Богу в другом. Бог есть Любовь, и любовь состоит не в приобретении, не в захвате чего-то, а в самопожертвовании, в сочувствии, сострадании предмету своей любви. Ведь когда мы женимся, мы не стремимся к тому, чтобы объект нашей любви был самым красивым в мире. Конечно, это ненормально, когда сейчас ищут богатых, сильных или еще каких-то женихов. Он будет и самым богатым, и самым сильным, и самым-самым в том случае, если будет любимым.

Любовь заключается не в том, чтобы получить какие-то несметные богатства, какое-то необъятное здоровье или какую-то все затмевающую вокруг красоту. Смысл в том, чтобы вместе идти по жизненному пути, вместе разделять и радость, и горе. Радость, разделенная с другом или подругой, станет больше, а горе, разделенное с другом или подругой, станет меньше.

В этом смысл прихода Господа нашего Иисуса Христа в нашу жизнь. Он пришел не для того, чтобы нас построить и командовать нами, Он пришел для того, чтобы разделить наши радости и горести. Он был и на свадьбе и разделил с людьми радость, даже претворил воду в вино, чтобы радость за свадебным столом не иссякла. Господь пришел для того, чтобы исцелить нас от немощей и болезней, показать, что этот мир задуман не ущербным, не болезненным; он задуман, можно сказать, для реализации каких-то положительных идей.

В то же самое время мы должны знать, что в духовном мире существует не только плюс, но и минус – есть не только Бог, но и бесы. В одной из передач я ошибся, когда говорил, что в раю Бог Адама учил всему: и хорошему, и плохому. Бог плохому, конечно, никого не учил: ни Адама, ни Еву, никого из нас. Бог учил Адама и нас учит различать хорошее и плохое. Бог дает нам силы следовать хорошему и уклоняться от зла.

Но в то же самое время есть противник нашего спасения, есть завистник, которого мы называем «дьявол», и его слуги – бесы. Они стремятся извратить, испортить и тот мир, который создал Господь, и нас. Но можно сказать, что, с одной стороны, их усилия тщетны, потому что, как мы говорили в предыдущих передачах, все многообразие греховного мира – не более 200 или 250 каких-то возможностей, которые открываются перед нами. Почему я так говорю? Потому, что опытные духовники на исповеди называют примерно такое количество грехов... Но добродетелей почти в два раза больше: более 500, около 600.

Опять же любая медаль имеет две стороны, и любой предмет в этом мире может быть использован как для хорошего, так и для плохого. Например, нож: можно ножом резать хлеб и кормить голодных людей, а кто-то может использовать нож как орудие убийства другого человека. Телевизор сам по себе не хорош и не плох: мы можем использовать его для расширения своего кругозора, для обучения, для некоторого общения, но в то же самое время можем использовать его и в каких-то греховных отношениях. То же самое можно сказать об Интернете, компьютерах, телефонах, обо всех предметах в этом мире.

Языческое и христианское отношение к миру в этом и проявляется. Христианин смотрит на этот мир как на творение Божие, и должен быть сотрудником и соработником Богу, он должен понимать Божий замысел и не портить тот мир, в котором живет. Язычники же, наоборот: живут, с одной стороны, с желанием подмять этот мир под себя, с другой стороны, живут в страхе, что из этого получится.

Сам Господь установил все так, чтобы мы определяли течение времени. Земля вращается вокруг своей оси, вокруг Земли вращается Луна, и все это является инструментами, при помощи которых мы можем определять время и сроки. Для нас важно летнее и зимнее солнцестояние, важны смены времен года, когда сажать урожай, когда его собирать. Но если мы начинаем этими элементами пользоваться не как Божиим творением, а как чем-то таким, что ценно само по себе, то отсюда и возникают суеверия и предрассудки.

Например, что такое знаки Зодиака? Это просто небесная сфера разделена на двенадцать частей (точно так же, как циферблат наших часов разделен на двенадцать частей), и эти двенадцать секторов обозначены именами созвездий, которые мы видим в этих частях неба. Но мы должны знать, что на самом деле это узкий взгляд, это видно только с Земли, с орбиты нашей планеты. Из другой точки пространства звезды уже не образуются в эти фигуры, и никаких мистических свойств тем участкам пространства, который они занимают, не придают.

Очень хорошо астрологию критиковал Василий Великий. Он критиковал ее так, как должны это делать современные физики. Василий Великий 1700 лет назад писал, что мы даже длину стола измеряем с определенной погрешностью. Если бы мы знали, какова погрешность измерения расстояния от Земли до звезд, тогда Земля – это точка в этой погрешности. А если Земля – это точка, то в одно мгновение родившиеся люди должны иметь одинаковую судьбу. Но двух одинаковых судеб нет, значит, и этой зависимости нет. Правильная, не сбитая логика дает человеку возможность правильно определять свое положение в этом мире.

Какое было представление об устройстве космоса во времена Василия Великого? Земля – это блин; земля держится на слонах, слоны – на китах, киты плавают в море, а дальше уже фантазия заканчивается. Василий Великий, исходя только из логических построений, говорил, что более глупого взгляда на устройство мира быть не может, потому что всегда возникает вопрос: а дальше что на чем? Поэтому он говорил, что правильный ответ на вопрос, на чем покоится Земля: ни на чем. Что Земля – это не блин, а шар, никем и ничем, кроме силы Божией, не удерживаемый в пространстве; что Солнце, Луна, звезды – это такие же шары, которые двигаются друг относительно друга по определенным, Богом данным законам.

Вернемся к языческому и христианскому взгляду на мир... Язычники смотрят на этот мир как на что-то самое ценное, это взгляд не логический, а какой-то безумный, глупый. И те глупости, которые люди творят, только об этом и свидетельствуют. Например, обливают друг друга водой, бросают что-то на дорогу… Поэтому правая вера в Бога освобождает нас от таких страхов и глупостей. А отсутствие веры влечет и толкает нас к совершению таких глупостей, безумств, которые приводят к авариям, катастрофам, человеческим жертвам.

– День Рождества Иоанна Предтечи всегда выпадает на Петров пост. К чему готовит нас этот пост?

– Петров пост – это очень хороший повод для каждого, кто считает себя христианином, обязательно исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Напомню, что Петров пост установлен в память о трудах святых апостолов; не только Петра и Павла, но и других миссионеров, которые, проповедуя слово Божие, терпели и зной, и холод, и жажду, и голод. Что только они не претерпевали!

Более того, мы знаем, что все двенадцать апостолов окончили свою жизнь мученически. Кто-то был распят на кресте, с кого-то живьем содрали кожу, кому-то отсекли голову мечом. Исключение составляет только Иоанн Богослов, но это уже по особому Божьему замыслу. Кому интересно, может почитать житие Иоанна Богослова и узнать, какая удивительная была у него кончина (и была ли она вообще) и как его личность связана с Апокалипсисом, с окончанием мировой истории, с приходом антихриста и с особой ролью, которую уготовил Господь ему и Илии Пророку в этих будущих событиях.

– Святые апостолы Петр и Павел: что объединяет этих людей? Почему их память празднуется в один день? И почему они так почитаются на Руси?

– Петр и Павел свой земной путь окончили в один и тот же день в Риме. Иногда исследователи думают, что это было с разницей в год, иногда думают, что это было в один и тот же день одного и того же года.

Апостол Петр был первоверховным апостолом еще во время земной жизни Господа Иисуса Христа. Мы знаем, что Петр отрекся от Христа, смалодушествовал. Что его к этому подвигло? Самость, надежда на себя больше, чем на Бога. Но Господь его восстановил в апостольском служении, в апостольских правах, и он вместе с остальными апостолами проповедовал воскресение Христово среди многих народов. Господь очень часто в лице Петра обращался ко всем апостолам. И Петр действительно среди апостолов был, как мы говорим, старший среди равных.

Апостол Павел более других потрудился на ниве проповеди Христовой. Книга Деяний апостольских рассказывает нам о миссионерских путешествиях апостола Павла, которые были по множеству стран и продолжались много лет. Если мы откроем Священное Писание Нового Завета, то увидим, что до нашего времени сохранилось четырнадцать Посланий апостола Павла, в которых он назидает различные Поместные Церкви, различных людей, и это является, можно сказать, жемчужиной во всем церковном учении.

Самое главное для нас – это рассказ о том, как учение Господа Иисуса Христа распространялось, как зарождалось христианство в первые годы апостольской проповеди.

Кончина апостолов Петра и Павла в один и тот же день является и днем их прославления, и в память об их апостольских трудах мы совершаем апостольский пост. В евангельском чтении первого воскресного дня этого поста говорится, что мы должны быть соработниками у Бога. То есть на этот мир мы должны смотреть не как на ресурс, который мы можем истребить и потратить, а как на тот дар Божий, который Господь заповедал нам хранить и возделывать.

Ведущая Лилия Ткаченко

Записали Таисия Зыкова и Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 30 сентября: 05:30
  • Суббота, 03 октября: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​