Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

31 августа 2022 г.

– Завершается лето, пост и церковный год праздником Успения Пресвятой Богородицы. Прежде чем поговорить непосредственно об этом празднике, расскажите о том, в чем заключался жизненный подвиг Пресвятой Богородицы.

– Безусловно, для каждого верующего человека очень близка евангельская повестка дня, которая говорит о том, что Христос приходит спасать каждого из нас. То есть настолько Бог возлюбил человека, что ради него не пожалел Своего Единородного Сына. И речь идет о свойстве Второго Лица Святой Троицы – о непрекращающемся рождении, когда Христос рождается от Бога Отца.

Но Иисус Христос как Спаситель, конечно, должен был появиться как-то на этой земле. В отличие от многих других религиозных мифов, сказаний мы не видим в христианстве ни слова о том, что это было какое-то сошествие, заселение в чью-то оболочку, что Господь решил Себя явить в виде кого-то. Мы сталкиваемся с удивительнейшим событием, что для того, чтобы спасти человека, Богу необходимо Самому стать Человеком. Это значит принизить Себя, во всех смыслах этого слова. Автор, Творец всех законов природы, Который их продумал, теперь Сам становится одним из винтиков в этой огромной машине бытия мира.

Тот, Кто ничем не может быть ограничен в принципе, сознательно ограничивает Себя и становится в прямом смысле зависимым, как младенец, от тепла Матери, Ее молока, Ее внимания и заботы. И это очень важно: рождаясь как полноценный Человек, не имея отца (потому что Его Отцом является Сам Бог), Он имеет Мать. Это важное богословское размышление, что действительно должна быть какая-то лестница, как иносказательно говорят богословы, по которой Бог должен сойти на землю. Нижний край этой лестницы будет стоять на земле, а верхний – касаться небес. Это должен быть какой-то очень чистый, светлый, необычный человек.

Прошло немало земных лет, пока не родилась Дева Мария, Которая смогла вместить в Себя великое служение носителя не просто благодати Божией, но Самого Бога. Которая за Свою чистоту помыслов в жизни, за Свою преданность и любовь к Богу, за горячее желание быть Его слугой и рабой до конца сподобилась великой и необычайной чести – стать Матерью Того, Кто нам всем является Отцом. Конечно, Ее жизненный подвиг – это что-то непередаваемо важное для каждого верующего человека.

Потому что мы знаем, как мы привыкли в нашей жизни относиться к матерям. Да, во многом жизнь человека зависит от отца. Не было бы начала у нашей жизни без отца. Отец – это глава рода, глава семьи; человек получает фамилию и отчество от своего отца. Хоть в современном мире это мало востребовано, но по традиции очень часто переходит не только имущество, но и какое-то семейное дело, профессия, традиция от отца к детям. Но при этом, несмотря на такой весомый рост в общественном мнении и общественных правилах роли отца, все равно в быту, в жизни преобладает материнский авторитет.

Все знают, что ребенок воспитан благодаря матери. Он накормлен, здоровый, у него сделаны все прививки, он красиво одет, потому что есть человек, который всю свою жизнь отдает новому существу. Поразительно, но действительно слова апостола о том, что женщина спасается чадородием, очень глубоки. Потому что это прямая заповедь Спасителя: друг друга тяготы носите (Гал. 6, 2). Женщина-мать фактически откладывает свою жизнь, она уже не может жить в поле своих интересов, развлечений, повышения квалификации, каких-то личных моментов. Она от самого момента беременности и до взросления детей живет их переживаниями и заботами, положив на этот святой алтарь всю себя, все свое здоровье, силы, средства.

Поэтому, естественно, говоря даже о Спасителе мира Иисусе Христе, мы не можем не возвеличивать память Той, Которая была Его Матерью, выносила Его и родила, пусть не обычным способом, оставаясь при этом Девой, но Он явился на свет благодаря Ей. И первые дни, месяцы, годы жизни Он был воспитан на Ее руках, научаем и наставляем Ею, был послушным Сыном (как об этом свидетельствует церковное Предание) Своего названного отца и родной и любящей Матери.

Мы видим, как много сил у Пречистой Богородицы занимает служение Своему Сыну. Она не похожа на современных матерей, которые рассуждают так: вырос – иди теперь своей дорогой. В этом много замечательных моментов, когда человек имеет самостоятельность, но дальше продолжать жить жизнью этого человека, особенно если ему это нужно, может не каждая мать. А у Богородицы было очень четкое различие: Она видела в Нем Своего Сына, но прекрасно понимала, что это есть Бог. И поэтому сделала все необходимые вещи для Него в младенчестве как Мать, а затем не просто имела к Нему материнскую любовь, но еще и безмерное уважение, признательность и преклонение как перед Богом.

Поэтому Она была в числе Его святых учеников, ходила за Ним, после Его Божественной кончины и воскресения осталась в числе апостольской общины. Она получила дары Духа Святого, которые сошли и на Нее в том числе, порывалась использовать данную Ей возможность и участвовала в жеребьевке между апостолами, чтобы тоже послужить делу благовествования Евангелия. Но была остановлена Божественной рукой, Ей было поручено оставаться в Иерусалиме. И там Она провела остаток Своей жизни, будучи передана Своим Божественным Сыном на кресте в руки апостола Иоанна Богослова, который обязан был теперь за Ней ухаживать и заботиться как о своей любимой матери.

Она пребывала в послушании и молитве, по-прежнему посещала место страданий Христа на Голгофе, место, где лежало Его пречистое тело до момента воскресения (я говорю о Гробе Господнем). Не только в этих, но и в других местах Она молилась пламенной молитвой, обращаясь к Богу со Своими внутренними прошениями. Это действительно поражает, потому что очень часто матери не могут различить в своем ребенке личность, они видят продолжение себя, имеют какие-то виды на будущее ребенка, говорят: «Нет, ты будешь носить эту одежду, ты будешь музыкантом, ты приведешь такую девушку домой, которую я нашла». Редко когда у любящей и мудрой матери хватает сил где-то уступить, понять, что ребенок должен сделать и свои ошибки. Я говорю это уже вне темы о Христе, говорю в целом о материнстве, что это тоже очень важный дар, когда мать умеет разглядеть в сыне выросшего мужчину.

А когда мы говорим о Пресвятой Богородице, здесь все понятно. Представьте себе, как трудно сочетать внутри отношение ко Христу как к Сыну и как к Богу. Порой это встречается в семьях, в которых человек стал монахом, а его родители, дяди и тети никак это не могут принять. Или в семьях священников, когда они утром видят его в храме в полном облачении и причащаются из его рук Тела и Крови Христовых, а вечером идут с ним на пляж или вместе проводят время, когда он уже в обычной одежде. И у многих людей возникает какой-то дискомфорт: как обращаться с ним, как себя вести, как искусно разделить, что здесь он батюшка, а тут уже не батюшка. Люди очень удивляются, когда священник говорит, что он везде батюшка. И даже если он выглядит как-то по-другому или занимается не только божественными делами, он при этом остается священником.

А тут Сам Бог, Который тебя создал, слышит все твои молитвы и нужды, вершит все судьбы на земле, но является еще и твоим Сыном. Это невозможное ощущение у Пресвятой Богородицы не вызывало никаких проблем. И Она смогла внутренне это так грамотно разделить, что была и великолепной Матерью, воспитав чудесного Человека, и самой преданной послушницей, рабой Божией. Искусно исполнив повеление Бога, Она продолжила Свою духовную жизнь, видя явившегося в этот земной мир Спасителя в результате Ее трудов. Поэтому и почитаем особым образом любые события, связанные с земной жизнью Богородицы: не только Ее рождение и Вхождение во храм, но и многие другие, ставшие праздниками. Потому что для нас Она уже не просто родственник Иисуса Христа, а в прямом смысле участник в том числе и нашего спасения.

– А известно, сколько лет земной жизни было отведено Пресвятой Богородице и как проходили Ее последние дни?

– Мы не говорим о строгих датах и количестве лет, потому что это все сохранилось лишь в Предании. Какие-то источники вообще между собой спорят о том, когда конкретно родилась Богородица, сколько Ей было лет, когда Она зачала (кто-то говорит, что четырнадцать, кто-то – шестнадцать, а кто-то утверждает, что восемнадцать). Поэтому здесь о годах очень тяжело говорить. Но если мне не изменяет память, примерно около полувека Ей было: не глубокая старость, но и не ранняя юность, а средний, золотой цвет жизни.

Последние месяцы Богородица непрестанно пребывала в молитве (это было одним из важных Ее житейских дел). Но Она в очередной раз встретилась со Своим духовным другом и наставником Архангелом Гавриилом, который немало посещал Ее в раннем детстве и юности, поддерживал и подбадривал, когда Она пребывала в Иерусалимском храме, научалась там всему и молилась во Святая святых. И ныне Ее верный небесный наставник приходит уже с новой новостью, что скоро будет Ее земная кончина. Конечно, видя Ее переживания, волнения, он успокоил Ее, сказал, что Сам Господь Иисус Христос вместе со всеми Небесными Силами заберет Ее к Себе, Она будет вместе с Ним вечно царствовать в Его Небесном Царстве.

В знак подтверждения своих слов, чтобы менее болезненно и страшно происходил разрыв с земной жизнью у Богородицы, он вручил Ей ветвь райского дерева (по Преданию, это была финиковая пальма), чтобы Ей было не так страшно, а захотелось туда попасть. Эту ветвь было заповедано нести впереди гроба, когда Ее будут хоронить. Тут же Пречистая Дева стала готовиться. История праздника Успения гласит, что Она с таким усердием готовилась, как люди, наверное, и к свадьбе не готовились. Весь дом был украшен, ложе было украшено цветами, были созваны гости. То есть это был настоящий праздник, хотя, казалось бы, человеку сообщили о смерти.

Но Она не думала о смерти так, как мы о ней сейчас думаем. Она ждала будущего, и, видя, что заканчиваются Ее земные дни, молилась Господу, потому что Ей очень хотелось попрощаться с теми людьми, кто стал Ей чрезвычайно дорог, – с учениками Ее Божественного Сына. Они все были очень далеко, потому что выполняли Богом данную задачу и в самых разных странах проповедовали Его святое имя. А Богородица была в Иерусалиме.

Но Господь услышал молитву Матери Божией, все апостолы во мгновение ока оказались в горнице, видя Пречистую Деву Марию, поклонились Ей, возрадовались, услышали новость о Ее приближающейся смерти, опечалились, поплакали, потом вместе стали готовиться к этому дню. Сумев проститься со всеми, в молитве Богородица испустила Свой дух, предала душу Своему Божественному Сыну.

Церемония прощания была такой торжественной, которую по торжеству можно сравнить со входом Иисуса Христа в Иерусалим. Как тогда событие всколыхнуло общественное сознание, так было и сейчас. Это была торжественная процессия. По всему городу люди выходили из своих домов и присоединялись к похоронной процессии. Впереди шел апостол Иоанн с ветвью райского дерева.

Конечно, об этом тут же узнали первосвященники. И понимая, насколько это отрицательно влияет и на существующую религию, и возвышает культ еретика, по их мнению, Иисуса, Который выдумал что-то Свое, они попытались прекратить это. Но у них ничего не получилось. Один из особо рьяных первосвященников Афония попытался сам, если уж стража не могла, своими руками опрокинуть гроб Богородицы. Но только он схватился с этим намерением за Ее гроб, по Преданию, ангел Божий отсек ему руки. То есть он моментально, ничего не понимая и не видя, оказался без рук, которые повисли на гробнице. И ему этого хватило, чтобы осознать весь ужас своего положения.

Это тоже очень важный жизненный урок, когда человек, напрямую столкнувшись с действием Божественной благодати, в ту же секунду громогласно принес покаяние, оплакивая свой грех, и получил исцеление. Руки вернулись, а он открыто исповедовал себя христианином. Вот с такими чудесами была связана церемония проводов Пресвятой Богородицы. И затем Она была погребена в том же склепе, где лежали Ее благочестивые родители Иоаким и Анна, где был похоронен Ее нареченный супруг Иосиф.

По Преданию, через три дня Господь воскресил душу и тело Своей Пречистой Матери. Мы не имеем возможности поклониться Ее мощам, но видим в этом тоже особый Промысл Божий о Его Пречистой Матери. На иконах праздника это очень красиво изображается, когда во гробе лежит Пречистая Матерь, но рядом стоит Христос, Который держит на руках младенчика женского пола. Так символически изображают душу Пречистой Божией Матери, которую Господь Сам забирает к Себе. И мы знаем, что теперь Она вместе с Ним в Его Небесном Царствии царствует и оттуда помогает и нам, грешным. Пресвятая Богородица единственная среди всех святых, к Которой мы обращаемся с молитвой: «спаси нас». Это вызывает некоторое смущение у людей, обладающих пытливым умом. Они говорят: «Как же это так? Спасать нас может только Сам Бог. Какое Богородица имеет отношение к делу спасения?»

Мы уже сегодня говорили о роли матери. Мы помним о том, почему и каким образом совершилось первое земное чудо Иисуса Христа на браке в Кане Галилейской, где только с подачи Своей Пречистой Матери Иисус Христос решил явить чудо и превратил воду, находившуюся в сосудах, в вино высокого качества, которое порадовало всех гостей. И мы понимаем, что, исполняя Свою материнскую роль и по сию пору, Пречистая Владычица может по каким-то нашим земным просьбам и молитвам умолить Своего Пречистого Сына чуть более милостиво отнестись к нашей проблеме, печали, беде, даже если порой нужна строгость.

Мы знаем, что так происходит и в наших семьях. Родителю с ремнем может помешать плачущая мама, которая может сказать: «Подожди, давай попробуем дать ребенку последний шанс». Вовсе не значит, что это очень полезная деталь в воспитании, но она присутствует. Из-за этой Ее женской, материнской составляющей очень часто обращаются к Пресвятой Владычице Богородице абсолютно все люди, потому что они сами либо родители, либо дети, либо проходят период, когда их воспитывают или они сами воспитывают. Каждый из нас по-своему обращается с горячей молитвой к Пречистой Владычице, зная, что Она, как любящая Мать Господа, как Царица всего земного человеческого рода, услышит, поймет и вознесет святые молитвы к Своему Божественному Сыну.

– Примечательно и то, что мы, современные христиане, тоже не воспринимаем этот день как день скорби, а воспринимаем как праздник. Более того, этот праздник очень любим в народе. О чем следует задуматься всем нам в этот день?

– Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – не смерть, не день кончины. Красивое слово «успение» означает сон до той самой поры, пока не придет время Страшного Суда, когда случится общее воскресение и каждый определится, с Богом он или без Него. А до той поры то, что мы называем смертью, – это временный сон этого тела. И то, что земной человек видит как катастрофу, окончание всех его надежд, планов, работы (он больше не может обнимать своих близких, вкушать вкусную еду, расти и развиваться – его нет), для христианина и верующего человека это не так. Мы верим в жизнь вечную и в жизнь за гробом. Поэтому понимаем, что смерть – это переход от жизни временной к жизни вечной.

Есть замечательная песенная притча о двух близнецах, которые в материнской утробе спорят. Один говорит, что мама существует, а другой говорит, что никакой мамы нет. Эта притча тонкая и замечательная, потому что в уста младенца вложены серьезные аргументы. Он говорит: «Как это – нет мамы? Кто же нас тогда гладит по вечерам и потихоньку поет? Это же мама». – «Ой, да тебе все это кажется. С чего ты решил, что там что-то есть? Оттуда еще никто не возвращался. Если бы кто-то вернулся, рассказал бы и нам». Ведь для младенца, который там, в утробе, питается от матери, находится в самом теплом, уютном и защищенном месте, рождаться в новый мир – это катастрофа. Его слепит свет, громкие крики, чужие люди, этот мир полон болезней, страданий, болен грехом. Ребенку надо будет по утрам вставать, ходить в школу, что-то учить, сдавать, заниматься спортом, слушаться родителей, собирать игрушки – это все так тяжело и плохо. Конечно, это смешно звучит, а для младенца в утробе это действительно серьезный шаг.

И наш мир – это тоже определенным образом утроба, которую страшно покидать, потому что мы по-человечески боимся неизвестности, которая грядет. И нам кажется, что все самое драгоценное находится здесь. Мы вцепились в нашу пуповину до костяшек и не хотим ее отпускать; и не знаем, какой прекрасный и чудесный мир, из которого тоже никто не возвращался, ждет нас впереди. Но мы хотим этой связи и ждем ее.

Мы знаем, что смерть неминуемо будет. Даже если о ней не разговаривать, как это принято в современном обществе, не думать, она наступит все равно. И христианин должен жить каждый день, помня о своей смерти. Тогда он в своей жизни очень многое поменяет. Если бы мы знали, что у нас осталось два дня, мы бы поменяли свое поведение: раздали бы вещи, деньги, сходили бы в церковь, покаялись, потому что испугались бы. А пока нам кажется, что мы будем жить вечно, то мы делаем то, что делаем.

Смерть вызывает страх и ужас, потому что ломает все планы человека. И в современном мире принято со смертью ассоциировать все самое грустное, плохое, жуткое, потому что смерть – это страшно, плохо, больно. Человек замыкается в этом ощущении, не смотрит вперед. Именно поэтому у нас сложились традиции: когда кто-то умирает, нужно срочно переодеться в черное.

Расхристанный Запад внушил нам традицию траура, что нужно всем показать, что ты страдаешь. И это доходит до каких-то абсолютно некрасивых вещей. Но на самом-то деле, если мы придем в православный храм и увидим, как христиане провожают своих умерших, мы очень удивимся. Потому что все стоят в белом, священник одет в белые одежды. Для христиан это не проводы жизни, а встреча жизни вечной. И люди стараются даже не плакать на похоронах, потому что понимают, что человек идет туда, где хорошо и тепло, как сказано в церковных текстах, где нет ни болезней, ни печалей, ни каких-то земных проблем, где не болит голова о чем-то, то есть у человека там нет проблем. Он идет туда, где ему хорошо и радостно, где его ждет Создатель и Творец.

Если в этом смысле смотреть на смерть, то она может вдохновлять человека. У нас в епархии два храма освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, причем один располагается на правом берегу реки, а другой – на левом. В этих храмах пройдут очень значимые богослужения в этот день. Можете их посетить, потому что будет особая радость в этих приходах – престольный праздник. А для каждого христианина это повод задуматься о своей смерти вновь и вновь, сказать: «Господи, готов ли я предстать пред Тобой? Насколько моя душа сейчас готова отойти в жизнь вечную? Или она привязана к земным делам и я продолжаю огромной иглой и толстой ниткой пришивать ее к этой земле?»

Мы очень похожи на людей, которых отправили в длительную командировку и у них на руках есть обратный билет. Кто-то даже чемоданы не распакует, скажет, что он здесь временно. Да, ему нужно знать этот язык, обычаи, но у него есть обратный билет. А кому-то так нравится эта жизнь, что он, несмотря на обратный билет, даже не помнит, что ему нужно будет уезжать. И в последнюю минуту начинает собирать какие-то вещи, теряет этот билет. Мы живем в этой временной жизни именно так, всю жизнь крутимся, чтобы обеспечить свои сиюминутные интересы: поесть, где-то приклонить голову на ночь, получить образование, воспитать ребенка. Все силы человек тратит на то, что, как прах, сгорит в одну секунду.

Что ценно? Все говорят: здоровье. Сегодня оно есть, а завтра – рак в терминальной стадии. Сегодня есть родственник, завтра он умер, сегодня есть друг – завтра он предал, сегодня есть доллары – завтра это бумажки. Сегодня есть квартира, а завтра в ней потоп. То есть все, во что вкладывает свои усилия современный человек, – это все тлен и прах, если посмотреть на это с глобальной точки зрения. И человек может спастись единственным образом, начав вкладывать в вечное, в будущую жизнь, приучать свою душу терпеть, любить, смиряться, доверять, радоваться радости других и сопереживать печали и горю другого человека. Именно поэтому праздник Успения чрезвычайно важен и учит нас помнить о том, что и наше успение тоже скоро будет. И нам пришла пора изменить свою жизнь прямо сейчас, несмотря на то, что Успенский пост завтра подходит к концу.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 20 апреля: 09:05
  • Среда, 24 апреля: 05:30
  • Суббота, 27 апреля: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать