Родное слово. На вопросы отвечает священник Борис Левитан

29 декабря 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– В конце года все подводят итоги, в Новосибирской епархии тоже. Вы возглавляете спортивный отдел. Каким был для вас этот год?

– Замечательным. У нас все происходило вопреки. Не хочется впадать в рассуждения о печальных реальностях современной данности, поэтому буду их всячески избегать. Все происходило как обычно. Все, что было запланировано в плане миссионерской работы со спортсменами, с Божией помощью удалось. Что удивительно, мы перевыполнили план. Если бы мы жили лет двадцать назад, это прозвучало бы громкими заголовками в газетах. У нас прошло несколько спортивных мероприятий, которые инициировали сами спортсмены, и это красноречиво говорит о том, что уже появляются плоды наших стараний, а мы только их созерцаем и с удовольствием поддерживаем.

– Что это за спортсмены?

– К нам обратился всем известный Сергей Сергеевич Шевкунов, который сейчас возглавляет Центр зимних видов спорта, с желанием провести среди детишек чемпионат по хоккею с мячом на кубок имени святого князя Александра Невского. Несколько лет назад мы проводили подобный турнир, но в ином формате, не так ярко. В этом году все было по-другому. На открытие был приглашен наш владыка, Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Новосибирский и Бердский. Хотя турнир не обладал каким-то чрезвычайным масштабом, это был обычный городской турнир. Но в спорте очень важен иногда не масштаб, а как все организовано. Сергей Сергеевич так постарался, что с виду можно было предположить, что турнир как минимум региональный. Во-первых, были вручены подарки детям, было награждение за предыдущие заслуги, и все это делал владыка Никодим. Для детей это особая радость. Само открытие стало праздником. Всегда на турнирах присутствуют еще и другие люди, для которых это стало очевидным примером, как можно в рамках своих федераций проводить нечто подобное с таким же успехом и таким же интересом.

Самое главное событие, которое происходит у нас уже много лет в конце года, в декабре, – всероссийский турнир по смешанному боевому единоборству ММА. Турнир, который начинался семь лет назад с маленького, незаметного городского турнира, за это время, с помощью Божией и молитвами святого князя Александра Невского, стал самым крупным за Уралом мастерским турниром. За первое и второе места победители получают норматив мастера спорта России.

В этом году совершенно иной уровень. Во-первых, другая и технически оснащенная площадка – «Локомотив-Арена». Это площадка высочайшего уровня. Там все по европейскому стандарту: и оснащение, и аппаратура, и акустика. Надо понимать, что все это стоит достаточно недешево. Бюджет турнира о многом говорит – значит, турнир растет, турнир интересен. Никто не будет давать большие деньги на то, что неинтересно. А этот турнир интересен.

С федерацией ММА у нас сложились теплые отношения. Больше всего спортсменов из этой федерации находятся в церковной ограде, многие из них окормляются непосредственно у меня. Главный тренер сборной, президент областной федерации, вице-президент и члены руководства федерации – наши прихожане. Именно по этому виду спорта турнир достиг больших масштабов. Не хочу сказать, что другие турниры плетутся где-то в хвосте, но именно в этом виде спорта все проходит ярко и успешно...

– Хочу подтвердить популярность последнего турнира. В субботу, когда открывался турнир, я зашла в пекарню рядом с домом. За прилавком никого не было, а за перегородкой было слышно, как комментатор говорит про кубок святого благоверного князя Александра Невского. Молодые парни-продавцы, забыв о покупателях, смотрели трансляцию в одной из социальных сетей. Это, наверное, тоже показатель.

– Это один из показателей. И для всех в этом турнире одним из долгожданных моментов было приветственное слово владыки. Владыка открывал турнир, первое приветственное слово было предоставлено ему. Владыка очень хорошо сказал, всех коснулось его слово. Говорю это потому, что слышал это лично от спортсменов.

– Церковь и спорт: на первый взгляд, совсем несовместимые вещи...

– Мы уже несколько лет пытаемся разрушить этот стереотип, потому что он в корне неправильный. Так может считать только человек, который в школе получал двойки по истории. Если же ты историю любил и изучал, то с детства есть понимание, что вся история нашей великой страны – бесконечные войны. Наша территория, во-первых, огромная, Россию невозможно описать в двух словах ни по масштабу, ни по величию. И наши замечательные соседи всегда хотели что-то у нас отхватить, завоевать, отнять. Мы всегда должны были отстаивать право жить на этой прекрасной земле, и отстаивать приходилось чаще всего силой.

Поэтому русский человек вынужден быть воином, в любой момент способным отложить в сторону плуг или лопату, взять оружие и доказать, что не случайно на этой земле живет. Так было тысячу лет. Сейчас поменялось оружие, может быть, способы ведения борьбы, но необходимость быть воином не отпала, не исчезла. Только война сейчас иная. Быть крепким, уметь отстоять свою точку зрения, иногда применяя даже физическую силу, необходимо.

Еще стоит отметить тот факт, что мы не всегда воевали за себя, очень часто мы воевали за других, кто просил помощи. Это тоже данность нашей истории. Даже если у нас в стране было все спокойно, мы помогали в Афганистане, в Сирии. Мы всем помогаем, не отказываемся. А как это делать, если ты не готов?.. Воин – это то, что определяет русского человека, и воин должен быть тренированным.

Мы ведем диалог в том числе со своими собратьями, которые не всегда понимают, для чего православному человеку нужна физическая подготовка. Но православный человек после учебы в школе через какое-то время станет защитником, пойдет в армию. Чем он в армии будет заниматься? Там будет спортивная подготовка, в том числе боевая подготовка, единоборства. К этому надо готовиться заранее, чтобы не выглядеть блекло на фоне остальных. В некоторых подразделениях армии единоборства – вообще жизненно необходимый навык. Поэтому как не поддерживать спорт?

Церковь всегда поддерживала и благословляла спорт. Сергий Радонежский не только благословил Димитрия Донского на битву, которая явилась поворотной в истории, но дал еще двух схимонахов; не для того, чтобы они там молились, а для того, чтобы они секли монголо-татар. И мы помним, чем закончился поединок Пересвета – победой, триумфом. Причем дело не только в физической силе; это был поединок в духовности. Все это наша история.

– Через несколько дней начнутся новогодние рождественские каникулы. Семьи соберутся дома, многие не будут работать. Как провести это время душеполезно для всей семьи?

– Учитывая, что идет Рождественский пост, вполне очевидно, что времяпрепровождение должно быть сопряжено с какими-то духовными упражнениями. Очевидно, что определенные ограничения в трапезе не являются определяющими во время поста. Сейчас мы живем в парадигме двух противоположных точек зрения на пост, которые транслируются.

Первая точка зрения – крайняя жесткость в посте. Иногда слышишь проповеди, высказывания, в которых тот или иной человек, даже наделенный священным саном, начинает рассказывать про свои подвиги поста, полное воздержание, следование уставам древних подвижников. И возникает вопрос: для чего это? Господь сказал о наших подвигах, чтобы мы делали их тайно, и Господь, видящий тайное, воздаст тебе явно. Во-вторых, все люди разные. Зачем то, что может один, проецировать на людей, к этому не совсем готовых? А некоторые люди смущаются и пытаются, видя такой пример, применить это в своей жизни. Ведь говорится, что надо всем соблюдать такой строгий устав. Люди смущаются и зачастую впадают в уныние.

Противоположная точка зрения, с которой, к сожалению, мы часто сталкиваемся, – что фактически не так важны какие-то ограничения в пище, главное – людей не есть. Это тоже расслабляет. Люди решают, что можно все кушать. Самое интересное, когда перестаешь поститься как положено, то расслабляешься и в другом. Я еще не видел примеров, чтобы тот, кто не постился как положено, достиг высоких духовных результатов.

– Все-таки связь есть.

– Связь очевидна. Если бы не было связи, не постился бы Сергий Радонежский, не постился бы Серафим Саровский. Здесь очень важно соразмерить свои возможности, свой духовный опыт с мерой поста. Самое правильное – посоветоваться с духовником. Очень часто, беседуя с людьми, выясняешь печалящую данность, что люди не имеют духовников и пытаются свою духовную жизнь, свой духовный путь определить самостоятельно. Из-за этого ошибки, срывы, тупики в духовной жизни. Гораздо проще так, как в спорте: все спортсмены, которые хотят добиться результатов, имеют тренера. Так и в духовной жизни: нужен «тренер», который сможет подсказать, помочь, поддержать, определить меру поста, меру подвига. Тогда все будет успешно и хорошо.

Мое пожелание нашим замечательным слушателям, кто еще не определился с духовным наставником, сделать это – и сразу будет гораздо легче. И тогда вопрос, кому что сделать, получит разрешение применительно к каждому человеку в отдельности. Кому-то, может быть, стоит в храм сходить, а кому-то – съездить в дом престарелых. Ведь добрые дела – тоже духовный подвиг: это насилие над собой, над своей ленью и прочими несовершенствами, которые мешают приблизиться к Господу.

– Мы не случайно пригласили Вас для участия в этой программе. Сегодня отмечается большой праздник – день памяти святителя и чудотворца Спиридона Тримифунтского. Вы, наверное, как никто другой, связаны с ним невидимой связью, очень хорошо знаете его житие и духовное наследие.

– Трудно о себе говорить, тем более причислять себя к каким-то знатокам. Если только исчислять количеством прочитанных акафистов за единицу времени... Потому что в течение уже восьми лет каждую среду мы читаем акафист двум святителям – Спиридону Тримифунтскому и Николаю Чудотворцу. Чтение каждого акафиста – это молитвенное обращение, и оно, конечно, сближает всех, кто находится в соборной молитве.

Что удивительно, создается впечатление, что уже знаешь житие святителя, но это иллюзия, которая рушится при каждом чтении акафиста. Всегда появляется что-то новое, открываются какие-то черты его характера. Если живого человека мы познаём долго, то не бывает так, чтобы святителя, святого, к которому обращаемся, мы сразу узнали и поняли. Нет. Это то же самое общение с живым человеком. У Бога все живы. Чем больше ты обращаешься к нему в молитвах, чем больше с ним разговариваешь, тем больше о нем узнаешь.

Город Корфу, полуостров Корфу – место, где находятся мощи святителя Спиридона. Там все происходит быстро, ярко, с пугающей очевидностью для человека, который даже не предполагал о существовании такого святого. Человек знакомится со святителем Спиридоном в его храме, и он надолго входит в его жизнь как друг, покровитель, святой, с которым можно поговорить обо всем. Что и делают жители города Корфу.

– Наверное, они и не предполагают, что в далекой Сибири каждую среду на протяжении уже восьми лет служатся акафисты святому...

– Я Вас удивлю – они знают об этом. Дело в том, что напротив храма стоит целый ряд церковных магазинов, сотрудниками которых являются русские люди. Они знают нас, мы поддерживаем с ними общение, некоторые из них непосредственно участвовали в том чуде (по-другому не могу сказать), когда нашей епархии был торжественно передан башмачок с ноги святителя Спиридона.

– Расскажите об этом подробнее.

– Если кратко, то все происходило таким образом. Мы приехали на Корфу, чтобы получить частичку мощей святителя Спиридона, даже не предполагая, с чем хотим обратиться. Когда мы оказались уже в самом храме, из первого разговора стало очевидно, что это невозможно будет сделать ни под каким предлогом, они не прикасаются к мощам святителя. Единственная потенциальная, но очень отдаленная возможность – получить башмачок с ноги святителя. Башмачки время от времени меняют: снимают износившиеся, облачают новые, а износившиеся, как великую святыню, передают по церквям по всему миру. Надо понимать, какая существует очередь. Мы (послушник и иеромонах), приехав из Сибири, без всякой очереди, вероломно хотели получить что-то. Было большое удивление и у сотрудников храма, и у священнослужителей, и у сотрудников церковных магазинов, как мы осмелились так сразу претендовать на такую милость.

А произошло именно то, что и должно было произойти: святитель Спиридон сам захотел к нам приехать своей святыней. И это было удивительное чудо, что без всяких очередей и каких-то сложных переговоров настоятель храма передал нам башмачок, предназначенный для Элладской Церкви, объяснив, что они, мол, находятся рядом, подождут немножко, а мы далеко, нам нужнее. Это настолько шокировало всех окружающих, что они заинтересовались, что это за два сибирских человека приехали и почему у них так все произошло. Поэтому они начали за нами приглядывать. А мы им рассказывали, как у нас появился киот, как появилось особое место в храме, где находится чудесная икона святителя Спиридона,  как появилась традиция каждую среду читать акафисты двум святителям.

– Два года назад в Новосибирск привозили частичку мощей святого. Какие длинные были очереди! И как это объединяло всех людей, когда они шли помолиться и поклониться мощам!..

– Это удивительная радость! Еще несколько лет назад о святителе Спиридоне знали очень мало. Хотя исторически он являлся покровителем дома Романовых, на Руси он очень почитался. В народе была даже такая поговорка, народная мудрость: кто Спиридона не почитает, тому Николай не помогает. Но, к сожалению, известные события XX века почитание святителя Спиридона немножечко рассеяли, я бы сказал. А сейчас почитание снова возобновилось. Примерно одинаковое количество молебнов заказывают святителю Николаю и святителю Спиридону. Они были современниками, знали друг друга. Когда привозят мощи святителя, это целое событие для верующих людей. Количество верующих очевидно демонстрирует, как любят люди этого святого угодника Божьего.

– Можем ли мы, современные люди, хоть чуть-чуть стать похожими на святых? Например, на святителя Спиридона?

– Неправильно поставлен вопрос. Мы должны и призваны Самим Господом подражать Ему. Святые – это те, у которых это получилось. Для нас просто этот пример ближе и доступнее. Может быть, когда-то у нас будет возможность поговорить о святителе Спиридоне подробнее. Каждый эпизод его жизни – это пример для верующих людей, как нужно в своей жизни применять евангельские истины. Никаких больших сложностей в этом нет, просто нужна решимость и пример человека, у которого это получилось.

Так и в любом роде человеческой деятельности, будь то спорт, музыка или литература: чей-то пример вдохновляет и очевидно показывает, что можно всего добиться, нет никаких преград, было бы только желание, решимость, а главное – молитва к Господу с просьбой помочь в реализации своего решения.

Лучшего примера в том, что святитель Спиридон показывает своей жизнью, не придумаешь. Самое главное – его милосердие, доброта. Есть разные лики святых: мученики засвидетельствовали свою веру через мучения. Великомученики пошли на мучения, которые не укладываются в нашем сознании. Есть учителя Церкви, которые объяснили нам нашу веру, и их богословские труды тоже приводят в оцепенение: их прочитать-то трудно, не то что написать. Есть люди, которые были награждены от Бога даром говорить проповеди, и для нас их прекрасные проповеди остались как наследие.

От святителя Спиридона не осталось ни проповедей, ни каких-то богословских трудов, ни подвигов мученичества. Тем не менее это один из самых почитаемых святых. В чем же секрет? Все дело в доброте, любви, милосердии, кротости, смирении – все это реализовалось в его жизни. И это настолько притягивает людей, настолько вдохновляет, вселяет надежду, что почитание после его блаженной кончины умножается тысячекратно.

Ведущая Инесса Титова

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 21 мая: 09:05
  • Среда, 25 мая: 05:30
  • Суббота, 28 мая: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​