Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

29 сентября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– В эти дни мы отмечаем Рождество Пресвятой Богородицы. Как произошло чудо Ее рождения и как начинался земной путь будущей Богоматери?

– На прошлой неделе весь православный мир был озарен первым двунадесятым праздником в наступившем церковном году. Наверное, не случайно этот праздник первый, хотя исторически его празднование возникло самым последним. Первый он потому, что открывает двери не только нового церковного года, но и двери Нового Завета.

Нам кажется, что Новый Завет наступил с приходом в мир Иисуса Христа. Но это не совсем так. Богочеловек не смог бы воплотиться и вочеловечиться, если бы не было Той самой чистой девушки, через Которую Он мог бы это сделать. Ведь там, где есть Сам Бог, нет места грязному, нечистому и скверному. Поэтому Новый Завет начинается с прихода в этот мир Пресвятой Богородицы, самой лучшей представительницы человеческого рода.

Когда мы говорим о Христе, мы всегда учитываем: несмотря на то, что Он совершеннейший Человек, Он и совершеннейший Бог. А Пречистая Матерь Божия не имела Божественного рождения, но была земной. При этом Она показывает нам высоту Своего служения и реальность достижения нами того же, чего достигла и Она.

На стыке Ветхого и Нового Заветов мы видим всплеск религиозного движения людей к Богу: люди ожидают Мессию, очень хотят, чтобы Он родился, мечтают о том, чтобы Бог простил человеческий род и помог ему. Действительно, евреи того времени  были очень набожными, верующими. Так как каждый хотел, чтобы Спаситель родился именно в его семье, то самыми почетными и уважаемыми были многодетные семьи. Если у тебя много детей, значит – Господь смотрит на тебя с улыбкой, Он благословил тебя Своей рукой. Наверняка в одной из таких семей и родится Тот Самый ожидаемый Мессия, Спаситель мира.

По этой же логике на людей, не имеющих детей, смотрели с сочувствием, состраданием и понимали: наверное, что-то греховное сделал этот человек, что Бог не хочет рождаться в его роде. Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна были очень уважаемыми людьми своего времени. Бог их благословил богатством. У нас сейчас считается, что чистый, светлый человек должен быть бедным, а все богатство неправедно нажито (только представители коррумпированной власти и бандиты могут быть богатыми), оно обществом осуждается. Хотя на самом деле мы видим реальные примеры, когда человек своим трудом может заработать на счастливую жизнь себе и своей семье. А в то время, если человек был бедный, это означало, что он с какими-то проблемами, если богатый – значит, Господь посетил его милостью.

Иоаким и Анна были очень благочестивыми людьми и своим богатством пользовались не только по назначению, но и регулярно приносили жертву в храм, заботились о малоимущих, помогали тем, кто в этом нуждался. Однако у них не было детей, поэтому люди, которые уважали их за морально-нравственный облик, ценили их дела и видели, что Господь посетил их богатством, не могли об этом молчать. Если сначала это было просто чье-то мнение, со временем это превратилось в шепот людской молвы. И когда возраст Иоакима и Анны стал показывать, что последний шанс родить ребенка уже прошел, люди стали смелеть и говорить об этом вслух.

Толчок к рождению Пресвятой Богородицы произошел в один из моментов, когда Иоаким принес очередную жертву в храм, а первосвященник не принял ее и сказал: «Если ты в таком возрасте и Господь не дал тебе детей, значит, ты сделал что-то плохое, Господь гневается на тебя. Я не могу принять от тебя жертву». Это было сделано наверняка с определенной степенью злорадства при огромном стечении людей. То есть это было прилюдное очень серьезное унижение, и справиться с ним Иоаким просто так не мог. Поэтому он не вернулся домой, а пошел это оплакивать. Анна не дождалась своего мужа из Иерусалима, но достаточно быстро узнала о происшедшем, потому что люди умеют передавать друг другу информацию со скоростью света. И плакали они оба очень искренно не потому, что их обидели, а потому, что раз сам первосвященник это сказал, значит, действительно есть что-то такое, что нужно немедленно исправлять, менять.

Услышав эту чистую и сердечную молитву, Господь начал совершать чудо. Им обоим в одно время явился ангел, который их вдохновил, подбодрил и пообещал, что все будет хорошо, родится ребенок. Но очень интересно подметить, что это произошло после того, как Анна, уже отчаявшись в молитвах (а она молилась не первый раз о ребенке), приняла решение: «Дай мне, Господи, хоть ненадолго насладиться материнством, и я Тебе Твое отдам, посвящу ребенка Богу». И получила исполнение желаемого.

Заручившись поддержкой Небесных Сил, Иоаким осмелился вернуться домой, и они с Анной, радостные от такой высокой и важной вести, стали готовиться к тому, чтобы в их доме действительно появился ребенок. Спустя девять месяцев родилась Пречистая Владычица Богородица. Но такой Она еще должна была стать, а пока это была просто девочка, которая появилась в атмосфере большой и очень дружной семьи (их семья была очень богата родственниками). Ее рождение, естественно, было праздником для местных жителей. Все родственники пришли со своими семьями, и Иоаким накрыл столы не только для своих, но и для всех, кто пожелал возрадоваться этому дню. Это было событие городского значения. Конечно, теперь злые языки уверились в том, что благословение Божие пребывает над семьей Иоакима и Анны.

Мы знаем, что пройдет всего три года, и Иоаким и Анна должны будут отдать своего ребенка на служение Богу в Иерусалимский храм. Но пока это праздник любви, радости, рождения у очень пожилых людей ребенка, радость материнства и отцовства. Рождается и Новый Завет, потому что становится возможным пребывание в мире среди страстей и пороков, грязи и нечистоты чего-то ценного и святого, через что Господь может соединиться с миром.

Недаром в ветхозаветных текстах очень часто встречаются определенные образы Пресвятой Богородицы. Один из таких образов – лестница Иакова. Именно этой теме посвящена первая паремия (отрывок из Ветхого Завета), которую мы читали на празднике Рождества Пресвятой  Богородицы на вечернем богослужении. Потому что Пресвятая Владычица есть та самая лестница, основание которой стоит на земле, а верхняя часть приставлена к небу, и ангелы Божии имеют возможность снисходить по ней и восходить. Эта тесная связь Приснодевы Марии с земным миром и миром небесным дает нам возможность обращаться к ней молитвой, которой мы не обращаемся ко всем остальным святым. Мы их просим: «Моли Бога о нас», а Пресвятой Богородице говорим: «Спаси нас». Именно за счет Ее очень необычного положения: не просто материнства, но и внутренней чистоты, в которой Она является примером для каждого из нас.

Когда мы совершаем богослужение Богородичных праздников, мы видим, что священнослужители облачены в одежды голубого цвета. Этот цвет, казалось бы, совершенно не связан с чистотой, гораздо логичнее было бы взять одежды белого цвета. Но святые отцы указывают на цвет неба. У Нее была не просто чистота, прозрачность, а Она была такая же ясная, как небо. Поэтому этот цвет небесной чистоты мы используем на богослужебных праздниках.

У нас нет возможности прочитать в Священном Писании о событиях праздника, мы читаем классические для богослужебных дней, посвященных Пресвятой Богородице, два зачала из Евангелия от Луки – четвертое и пятьдесят четвертое. В одном говорится о том, как Мария пришла после Благовещения к Своей родственнице Елисавете, которая носила в то время во чреве Иоанна Предтечу. И младенец, услышав приветствие Марии, возрадовался.

А второе чтение, казалось бы, вообще никакого отношения не имеет к Матери Божией, потому что рассказывает о том, как Иисус Христос пошел в гости к Своим друзьям Марфе, Марии и Лазарю и, пребывая у них в доме, наставлял их. Марфа очень много заботилась о бытовых вещах, ей важно было, чтобы был накрыт стол, все гости смогли разместиться. И она очень изумлялась, почему ее сестра все это внезапно бросила, села у ног Иисуса и стала Его слушать. Марфа даже попыталась пожаловаться Господу, чтобы Он замотивировал Марию заняться чем-то земным, а не только слушать духовное. Господь не принизил значение дел Марфы, не сказал ей, что она занимается ерундой, но отметил, что все-таки Мария избрала благую часть, задумалась прежде всего о том, что будет всегда, вне зависимости от того, что происходит сейчас.

Но данный отрывок читается не из-за этого. Мы видим, что за Господом ходили многие люди, и даже простой поход в гости не мог быть скрыт. Пока Христос шел в дом, за Ним пошли люди. Заходить в дом они, конечно, постеснялись, но остались у дома и через открытые окна слушали, о чем идет разговор. И когда людей стало уже очень много, одна из женщин, восхитившись учением Спасителя, крикнула ему: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и грудь, которая Тебя кормила». Естественно, это восклицание о Матери Божией, что лишний раз показывает, что имени Ее она не знала, иначе она прокричала бы, что благословенна Мария из дома Иоакима.

Господь услышал похвалу от этой женщины и ответил на нее очень странно: Темже убо блажени слышащие слово Божие и хранящие е (Лк. 11, 28). Он как бы перевел на то, что прежде всего блаженны те, кто слышит слово Божие и хранит его, но словом «темже» подчеркнул, что это блаженство становится возможным благодаря рождению Пресвятой Владычицы Богородицы. Ведь если бы не родилась Она, не родился бы Спаситель мира.

Он не только возвестил людям, как им спастись от скверны и сохранить себя человеком; это помогали сделать и оградительные ветхозаветные заповеди, позволяющие лишь сохранить образ Божий в себе. Если человек будет убивать, красть, врать, то перестанет быть человеком, оскотинится. Но Господь показал нам новый вектор. Он сказал, что делать, если мы хотим быть счастливыми (блаженными), и привел целый список: нужно быть нищим духом, таким же борцом за правду, как и голодный, когда он ищет хлеба, нужно быть миротворцем. Об этом и говорит Христос, что блаженны слышащие слово Божие и хранящие его.

Нам, взирая на великое событие Рождества Пресвятой Богородицы, сделавшее возможным наше спасение, нужно брать с Нее пример и следовать словам Спасителя, чтобы тоже разделить блаженство в Его Небесном Царстве.

– Какими добродетелями обладала Богородица? Почему именно на Нее сошел Дух Святой?

– Иоаким сделал введение во храм Пресвятой Богородицы праздником, хотя, казалось бы, для родителей отдать своего ребенка – это огромная трагедия. Но для него это было большим событием, он пригласил всех родственников, и это было удивительное торжество.

Есть свидетельства, что Пресвятая Богородица очень быстро влилась в коллектив храма, хотя была домашней девочкой. У Нее была удивительная способность абсолютного послушания. Мы не знаем никаких преданий о том, что у Нее были какие-то проблемы с воспитателями, как будто Она действительно была призвана для высокого служения.

Но мы не можем говорить о том, что за Нее уже всё решили и у Нее не было никакого выбора в будущем. Все решилось именно тогда, когда случилось Благовещение. Ведь Архангел Гавриил не просто поставил Ее перед фактом, он спрашивал Ее согласия. И от Ее ответа зависело все наше дальнейшее существование. Пресвятая Владычица долго не могла поверить в то, что происходит. Очень красиво канон Благовещения показывает это, когда в течение девяти песен общаются между собой ангел и Дева. Будущая Богородица задает много уточняющих вопросов: как это будет, если Она мужа не знает, как сойдет Дух Святой, что скажут люди, почему именно таким образом это будет?

Вся красота праздника Благовещения открывается в том, что ему предшествовали годы Ее подготовки к этому событию. Из предания мы знаем, что Мария была очень юной, когда к Ней пришел архангел возвестить новость. Но если Она с трех лет жила при храме, то больше десяти лет точно прошло до этого момента. Это количество дней, проведенное в Иерусалимском храме, пошло Ей только на пользу. Она научилась читать, причем сразу Священное Писание, и делала это с большой любовью и удовольствием. Она научилась трудиться и делала это очень качественно, что позволило Ей сразу стать одной из лучших учениц. Мы неоднократно вспоминаем об этом Ее удивительном таланте, ведь это Она сшила хитон Спасителю, и Он носил его при жизни.

Ее кротость, смирение, чувство меры Святая Церковь показывает нам практически во всех праздниках, связанных с Ее именем. Все эти качества не могут не быть для нас примером. Во многих песнопениях и молитвах они выражены. Именно поэтому любовь к Пресвятой Богородице выражается в народном почитании. Я часто говорю, что нет ни одного дома, где не было бы иконы Пресвятой Богородицы; нет епархии, где не было бы храма, посвященного событиям Ее земной жизни или чудотворным иконам Ее имени. Огромное количество икон именно Пресвятой Богородицы необычным образом появилось (или они имеют какую-то необычную историю), совершаются чудеса мироточения и кровотечения от икон (это страшные, но удивительные вещи).

Пресвятая Владычица действительно не оставляет нас без Своего покрова. Отдельный праздник мы будем праздновать уже в октябре – Покров Пресвятой Владычицы. Русские люди верят, что над Россией Матушка Богородица держит часть Своего облачения – длинный плат, омофор, который как бы покрывает нашу страну от всяких бед, невзгод и проблем. Эта вера издавна есть в нашем народе, и по сей день она не прекращается: мы по-прежнему именно так и предпочитаем верить.

– Из Евангелия мы знаем, что первое чудо Господь совершил по просьбе Своей Матери. А как проходила жизнь Пресвятой Богородицы?

– Вас, наверное, больше интересует, как проходила Ее жизнь после рождения Сына и Его выхода на общественную проповедь. Понятно, что детство прошло в Иерусалимском храме вместе с остальными девочками, которые были отданы из каких-то неблагополучных, неполных семей и тоже были посвящены Богу. Девочек старались выдавать замуж, и к моменту полового взросления они уже покидали Иерусалимский храм. Этот момент был тесно связан с ветхозаветным учением о чистоте. То есть никакого понятия о нечистоте не могло быть даже рядом с Иерусалимским храмом.

Но с юной Марией возникла проблема, она наотрез отказалась выходить замуж. И это было втройне непонятно, ведь все девушки ожидали родить Спасителя. Первосвященники знали об этом, поражались Ее решению, ходили с Ней разговаривать, убеждали Ее, что Ей обязательно нужно выйти замуж, ведь, может быть, именно в Ее семье родится Спаситель. Когда они так говорили, возможно, относились к этому как к обычным словам и сами не очень в это верили. Они оказались правы, но не ожидали, что именно таким образом это все случится.

Мария, понимая всю необычность ситуации, наотрез отказалась выходить замуж и поставила в тупик своих наставников. Им пришлось срочно что-то делать, потому что годы шли, на улицу Ее не выгонишь, но в то же время и замуж не отдашь. И тогда совет старейшин решил выбрать благочестивого, в престарелых летах мужа, чтобы это не было классической брачной связью, но чтобы он был Ей нареченным мужем. Таким образом, Ее как бы пристраивали под опеку мужчины, который обладает жизненным опытом, может постоять за Нее, прокормить и защитить Ее.

После того как Мария была отдана Иосифу, Она жила в его доме. У него были уже взрослые дети, его первая жена умерла, и весь классический женский быт не минул и Марию, Которая стирала, убиралась в доме, кормила Своего мужа и названых детей. А затем случилось необычное событие, когда оказалось, что она беременна. Естественно, очень сложно было объяснить Иосифу то чудо, которое происходило с Марией. Ему очень сложно было это принять, потому что он понимал, что скажут люди. Сам он точно не мог быть отцом, значит – не уследил. Из-за страха он сначала хотел даже тайно отпустить Ее, чтобы смягчить этот якобы грех, спрятать Ее.

Мы знаем, что когда была перепись населения, Иосиф с Марией, которая была на последнем сроке беременности, вынуждены были путешествовать в соседний город, где и случилось чудо рождества Спасителя в хлеву. А затем, как только окрепли Младенец и Сама Мать, они вернулись в Назарет к Его нареченным братьям и сестрам. Там продолжалась их земная жизнь.

Мы не знаем особых подробностей, но и не знаем чего-то неординарного из этой жизни. У Марии была обычная жизнь в послушании Своему мужу и Богу. Она была человеком благоговейным, молитвы совершались Ею не только дома, были и какие-то общественные молитвы. Очень значимо Ее жизнь изменилась, когда Сын вырос и ушел на общественную проповедь. Именно тогда, когда Мать сопровождала Своего Сына, ходила вместе с другими женщинами за Ним, Она стала Матерью не только для Него, но и для всех апостолов. Это была непростая жизнь.

Когда Спаситель был схвачен, осужден, умучен, распят, умер и воскрес, именно на Ее плечи легло тяжелое бремя похорон Сына, вокруг Нее сплотились все апостолы и ученики Спасителя. Впоследствии они разошлись по разным местам. Сама Владычица Богородица тоже хотела принять в этом участие, даже выбрала жребий, но не было на то воли Божией. Она оставалась в Иерусалиме до тех пор, пока Сам Господь не пришел забрать Ее пречистую душу.

Русские женщины видят в Пресвятой Богородице образец не только духовной, но и земной жизни. Именно поэтому они так усердно молятся, читают каноны, акафисты, совершают молебны перед чудотворными и обычными образами Богородицы. Потому что видят некий пример и неравнодушие, знают, что Сама Пречистая Владычица проходила через трудности быта, сложности семейных отношений, неурядицы с воспитанием детей (хотя Иисус, безусловно, был послушным ребенком, но ведь были еще Его названые братья и сестры, которые росли вместе с Ним). И в каких-то житейских вещах христиане не пренебрегают обращаться за помощью к Владычице Богородице, зная, что для Господа это будет в меньшей степени актуально.

Она плоть от плоти и кровь от крови человеческого рода. Мы так и говорим: «Матушка Богородица, понимаем, что по ерунде Тебя дергаем, но помоги нам и здесь, и тут». Наверное, не обращался бы народ к Ней, если бы не получал многократно чудесную помощь даже в самых заурядных, бытовых нуждах.

Действительно, в эти уникальные дни, когда мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы, мы задумываемся в целом и об освящении Богом рождения детей. Эта тема актуальна и для нашего государства, и для современного мира, где традиционные ценности все больше отходят на задний план. Будем дальше продолжать молиться Пресвятой Владычице, чтобы Она не забирала Свой омофор, который держит над нашей страной. Чтобы Она по-прежнему служила примером для наших молодых девушек и семей и чтобы по Ее молитвам Господь хранил нашу страну, наш город и нас, грешных.

– Наверное, в эти праздничные дни стоит вспомнить и о наших матерях, и о детях (о том, как мы их воспитываем и по какому пути они пойдут).

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 04 декабря: 11:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​