Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

28 апреля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
В пятницу закончилась святая Четыредесятница, Великий пост подошел к своему завершению. Впереди Страстная неделя. На этих выходных мы отмечаем два важных события. Сегодня – Лазарева суббота, воскресение праведного Лазаря. В чем важность этого события и как оно связано с последними днями земной жизни Христа?

– Вы абсолютно правы, и я радуюсь, что именно с этого начали программу, потому что у многих православных возникает некоторый диссонанс: «Как это пост закончился? Теперь мясо можно есть?» Говорят: пост до субботы. Тут абсолютно разные вещи. Действительно, Вы сказали верно: святой Великий пост подошел к своему завершению, минувшая пятница была его последним днем. День сегодняшний и день завтрашний отстоят от времени поста, это два праздничных дня – Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим, праздник, который мы называем по традиции Вербным воскресеньем.

Следующая седмица называется Страстной. Если весь Великий пост мы внимательно смотрели на себя, следили за своим собственным уровнем духовной жизни, соблюдением нами заповедей, сравнивали себя, как с калькой, с Евангелием, жизнеописанием Спасителя и Его святых угодников, достойны ли мы носить звание христианина, упорно и усердно работали над собой, то теперь пришла пора поднять наши очи и взирать на те события, которые происходят с Господом нашим Иисусом Христом (начиная с первого дня этой седмицы).

Евангельские события повествуют достаточно подробно о том, как проходил каждый день этой недели после того, как торжественно Иисус Христос вошел на осле в Иерусалим вместе со Своими учениками. Эта пора, конечно, не может быть порой не постной, когда мы взираем на непонимание окружающей толпы, вспоминаем о предательстве Иуды, говорим о Тайной Вечере с учениками, видим, что Христос молится до пота и крови в Гефсиманском саду, от Него убегают ученики, а до этого засыпают во время Его молитвы.  Все это, как в конечном итоге Его страшные страдания, избиение, мучение на Кресте и смерть, не может в нас не вызывать сопереживания Христу, и мы стараемся усиленно, сугубо поститься. И если мы действительно через наше сердце будем пропускать каждое событие, каждое Его слово, нам и не захочется лишний кусок класть в рот.

Пока все это впереди. А ныне мы радостно провожаем святой Великий пост до следующего года, если нас сподобит Господь до него дожить. И радостно отмечаем воскрешение праведного Лазаря. Во времена земной жизни Христа не было способов мобильной связи, не было даже телеграфа – из уст в уста передавались новости. Иисусу сообщили, что Его друг заболел. Лазарь был Его другом, Христос показывает нам пример дружбы с этой замечательной семьей – двумя сестрами Марфой и Марией и братом Лазарем. Несколько раз в Евангелиях об этом упоминается. Мы видим, что Христос был у них в гостях, общался с ними, беседовал, трапезничал. Мы видим, что Он горячо любил этих людей. Когда до Него доходит новость о болезни Лазаря, мы видим, что Он не вскакивает с места, не бежит поймать какую-нибудь повозку. Он воспринимает эту информацию и продолжает дальше заниматься Своим делом проповеди. Конечно, я думаю, что Самому Иисусу было важно (как Человеку) тоже попрощаться с Лазарем, но Он прекрасно знал и понимал, чему может послужить смерть Его друга, поэтому специально не торопился. Его уже начали торопить ученики: «Пойдем скорее, не успеем попрощаться. Мы придем, а гроб будет закрыт».

Но Иисус успокаивает учеников, говорит им: «Лазарь уснул». Они сначала этого не понимают, а когда понимают, приходят в ужас, опечаливаются. Когда все-таки Спаситель с учениками собирается в дорогу и приходит в то место, где жили Его друзья (эта святая семья), мы видим, что Его встречают сестры Лазаря; безусловно, опечаленные, рыдающие. В Евангелии видно, что они по очереди говорят одни и те же слова. Это, наверное, не упрек, не обида, не та истерика, когда девушка стучит кулаками по груди мужчины. Это скорбная боль, которая перемешалась с горячей верой. Они говорят: «Господи, если бы Ты здесь был, он бы не умер». Это удивительная вера, о которой мы забываем. Мы так не умеем, не можем, нам часто кажется в жизни, что все получается неправильно. Сегодня я опоздал, значит – все плохо: не пришло вовремя такси, не подъехала маршрутка, последний троллейбус ушел… Мы готовы клясть на чем свет стоит и водителя, и транспортное бюро, но никак не можем понять: все всегда совершается ко благу. (Мы на прошлых передачах вспоминали Авраама, который приносил Исаака в жертву, понимая, что Бог плохого не сможет сделать. Даже если он убьет своего сына Исаака, Бог его тут же воскресит.)

Христос отвечает сестрам удивительными словами. Он напоминает о том, что Он есть «Воскресение и живот». (Мы поем в песнопениях погребения, отпевания: «Я – Воскресение и жизнь».) Они в это верят. Мы видим, что Иисус приходит к ним домой, и наверняка это замечают многочисленные родные, которые собрались. Они недоумевают: Он опоздал, хотя мог бы прийти раньше…

И собралось огромное количество родных и близких; естественно, и зевак. У нас сейчас отошла традиция похорон во дворе. Раньше, я помню по своей юности, детству, старшее поколение хоронили еще с оркестрами, которые внезапно канули в Лету (что, однако, хорошо, потому что не тот мотив был у этих погребальных песнопений). Помимо родных и близких собиралось много любопытствующих, потому что похороны связаны с какой-то милостыней, бесплатными конфетами, еще что-то раздают. Зеваки подходят…

Спасителя ведут ко гробу. Вся многочисленная толпа движется следом, приходят на место, которое бы сейчас назвали кладбищем, стоят у гроба. Здесь очень важно вспомнить о самом коротком стихе Евангелия: «Иисус прослезился». Это очень трогательный, душевный момент. Господу Богочеловеку не чуждо ничто человеческое. Он так же, как мы, голодал, страдал, переживал, и, конечно, смерть близкого друга для Него тоже повод для грусти. Мы понимаем, что на похоронах и проводах близких неестественно и невозможно не плакать. Но плакать нужно не о себе («закатилось солнце ясное, на кого ты нас покинул?»). Мы должны плакать об усопшем, что он не успел со всеми попрощаться, не успел, возможно, принести должного покаяния, не сделал еще чего-то доброго и святого не земле. Иисус  призывает отодвинуть камень от двери гроба – тяжелый, большой камень, нужны физические силы. Главное, никто не понимает: для чего? Приложиться к телу, посмотреть? Лица уже не увидишь. В то время очень серьезно относились к захоронениям, тело усопшего бальзамировали.

– Прошло уже четыре дня.

– Конечно. Люди смутились; даже родные. Об этом не принято говорить, но даже на иконах изображаются люди, которые закрыли нос рукой. Почему? «Господи, уже смердит». То есть Иисус дождался такого момента, когда тело человека не просто окончательно охладеет и окоченеет, а когда его возьмет тлен. Когда тело уже начнет потихоньку разлагаться. Его предостерегают, однако Господа не может смутить такая мелочь, и Он молится. Конечно, Иисус Христос как Второе Лицо Святой Троицы мог сделать это только лишь Своей силой, но принципиально важно, чтобы люди увидели, что Он обращается к Богу, Творцу всего мира, к Тому, Кто над всем и знает все.

Он каждый раз, творя чудо, дает нам пример всегда думать о Боге, когда нам кажется, что мы всесильны, со всем справимся, все сделаем. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в них нет спасения». Христос показывает нам пример – всегда обращаться к Богу. Он обращается к Богу с молитвой, а затем обращается к Лазарю с очень странными, жесткими, но прямыми словами: «Лазарь, иди вон из гроба». И эта картина, когда мертвый, тлеющий человек, уже весь затянутый плотно бинтами, начинает шевелиться, пытается подняться на ноги, – ужас и шок для всех людей.

Когда задумываешься, какое чудо должен совершить Господь, чтобы в Него все поверили, приходится задумываться крепко. Воскрес мертвый – медики скажут, что это был летаргический сон, явиться вживую – скажут, что это самозванец. Если небо разверзнется и из него огненные языки пойдут, то нам обязательно объяснят, что это массовый психоз.

 А тут чудо, с которым очень трудно поспорить, когда уже разлагающийся, закрытый, запертый в гробе, бездыханный человек поднимается от одного слова Спасителя. Конечно, здесь плач, рыдание, визг, ужас, шок. И неимоверная радость, которая настигает не только близких и родных, но всю огромную толпу. Это было самым крупным, массовым финальным чудом общественного служения Спасителя. Именно из-за этого чуда в одночасье по всей местности разошлась эта новость, многие колебавшиеся поверили в Иисуса Христа как в Сына Божия, Спасителя мира.

Именно из-за этого чуда фарисеи ополчились на Него окончательно и задумали Его убить. Именно из-за этого чуда Его будут встречать как Спасителя мира, Царя Иудейского, потому что непонятно, в честь чего Иерусалим, который не так часто Иисус Христос посещал, внезапно  будет скандировать: «Осанна Сыну Давидову». Будут снимать с себя одежду и бросать под ноги ослу, сдирать с деревьев ветки и устилать ими дорогу, потому что это чудо, наверное, самых последних скептиков обезоружило.

…Это праздничный день, хотя и не такой, как Вход Господень в Иерусалим. Устав диктует совершать богослужение в белых, светлых, радостных облачениях, а на трапезе разрешается рыбная икра. Как и яйцо, которое совсем скоро будем красить и готовить к освящению, – символ жизни (скорлупка раскалывается – Гроб Господень разрушается,  воскресает Христос), так и рыбная икра. Вкушая ее с радостью, благодаря Господа, мы вспоминаем уникального человека, дважды рождавшегося и умиравшего. Предание говорит, что святой праведный Лазарь по воскресении старался всегда молчать и ел сладкое, потому что временное тление повлияло и на внутреннее его устроение. Эти интересные истории оживляют восприятие Священного Писания, которое обращается к нашей душе.

Святой Лазарь немало послужил Церкви Христовой, он стал епископом, проповедовал Евангелие многим верующим.

– Сегодня вечером в храмах уже начнут освящать вербу и готовиться к завтрашнему празднику – Входу Господню в Иерусалим. В чем его радость и печаль?

– Да, одно вытекает из другого. Наверное, этот единственный момент общего признания Иисуса Христа – малая доля справедливости, потому что никто не видел в Нем ни пророка, ни великого человека, ни того, кто должен научить чему-то светлому. Я уже молчу о том, чтобы признать Его за Сына Божия, Царя Иудейского в прямом смысле слова. Из Назарета может ли быть что доброе? – спрашивает Нафанаил. Что ожидать от человека, который родился в Вифлееме, не в богатых царских палатах, а в пещере (и кормушка для скота была колыбелью), который учился от отца плотничеству, как у нас принято переводить (а вообще архитектон – это строитель, необязательно плотник)? Это была уважаемая профессия, как и сейчас, несмотря на повальное увлечение высшим образованием, но все-таки Он не учился в школе, собрал вокруг Себя очень странных людей, не философов или богословов, а рыбаков, общался с теми, с кем это было не принято: с представительницами древнейшей профессии среди женщин, со сборщиками налогов в пользу захватчиков – людьми, не любимыми обществом, выбирал грешников между праведниками. Все это не давало живущим в то время увидеть вочеловечение, воплощение Бога Слова, пришествие в мир Богочеловека, Который становится Спасителем, открывает новую жизнь…

Христос предпочел пойти в Иерусалим пешком, лишь недалеко от города пересаживается на осла. Это очень интересный момент, потому что существовало такое пророчество, и люди знали, читали его, но каким-то образом у них не сложились в голове эти пазлы. По пророчеству, действительно Мессия должен был войти на осле в главный город иудейского народа. Иисус въезжает не на белом коне, не на позлащенной колеснице, а на бедном ослике. У людей радость, они высыпают из домов встречать Того, о Ком давно слышали, но кто-то, возможно, не верил в Него, не задумывался над Его учением, не имел нужды ходить за Ним. Теперь же они с легкостью и радостью выбегают навстречу и оказывают честь Тому, Кто, на их взгляд, достоин править ими. Кто-то встречает Мессию, кто-то царя, пророка, великого человека. Мало кто остался равнодушным.

Почему мы празднуем это событие? Потому, что Христос прекрасно понимал его значение. Если для учеников, возможно, это было повторением Фавора, некоего преображения Спасителя, то для Иисуса Христа это первая ступень к Голгофе, смертным страданиям. Он одновременно радуется, видя искреннюю на тот момент народную любовь, но и сожалеет, потому что, в отличие от учеников, эти же люди через несколько дней будут кричать: Распни, распни Его! А сейчас они ликуют, кричат слова из псалмов, восхваляют Его как своего правителя, царя.

Эта великая радость предваряет собой Страстную неделю – так мы ее называем, потому что страдать Иисус начал много ранее креста. По уставу у Пасхи нет предпразднства, которое бывает у двунадесятых праздников. Некоторые литургисты говорят, что Вход Господень в Иерусалим можно назвать ее предпразднством, потому что именно с него начинается Крестный путь Спасителя.

Есть замечательная добрая шутка. Почему ослик на иконе Входа улыбается? Ведь несет тяжелого человека. Он улыбается потому, что думает, что это ему подкладывают одежду, ветки, и радуется. Очень важно предостеречь себя от того, чтобы не стать осликами, не подумать, что мы святые, великие, пост выдержали, столько хорошего сделали – сейчас Пасху встретим так встретим… Надо всегда помнить о Боге, о том, что христианин служит Ему. Пост, молитва, духовное делание, аскеза нужны для того, чтобы нашу жизнь изменить.

В Палестине срывают пальмовые ветви, а мы – то, что в этот момент начинает цвести, распускаться, – вербу. Освящаем ее не для того, чтобы она обладала какими-то магическими, лечебными свойствами или чтобы заваривать из нее целебный чай, в бане веником париться. Нет, это символ того, что мы тоже готовы встречать Христа. Если человек просто купил или нарвал вербу, поставил дома – это не то. С ней нужно прийти в храм, услышать евангельское чтение, с духовенством и хором повеличать Христа, помазаться освященным маслом и, конечно, приступить к таинствам Исповеди и Причастия.

В двунадесятый праздник, предваряющий Страстную седмицу, каждый христианин должен участвовать в богослужении, литургии, соединяясь вокруг Евхаристической чаши с братьями и сестрами по вере, становясь фактически Телом и Кровью Самого Господа Иисуса Христа. На следующей неделе, в Великий Четверг, мы будем вспоминать, как совершилась первая литургия и как Христос заповедовал Своим ученикам (следовательно, и нам) творить ее в Его воспоминание.

В Вербное воскресенье мы вкушаем рыбу, пост закончился, мы должны подкрепиться перед Страстной седмицей. Главное – помнить, что послабление в еде не должно стать объедением, камнем преткновения. Можно долго спорить, каким именно способом приготовить рыбу, и так и не решить, остаться голодным, а можно чуть-чуть подкрепить свой организм и все силы употребить на подготовку к тяжелой, но очень важной неделе, когда вспоминаются события последних дней земной жизни Господа и мы сострадаем Ему, распинаемся с Ним и воскресаем в жизнь вечную.

Всех поздравляю с окончанием Великого поста, с праздниками Лазарева воскрешения и Входа Господня в Иерусалим! Пусть Господь поможет нам в Страстную седмицу и даст силы достойно встретить Его Светлое Воскресение!

Ведущая Инесса Титова

Записала Людмила Кедысь

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 19 июня: 09:05
  • Среда, 23 июня: 05:30
  • Суббота, 26 июня: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​