Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

27 июля 2022 г.

– Пожалуй, главное событие нынешнего лета – празднование 600-летия обретения мощей святого преподобного Сергия Радонежского. Жил этот русский святой более семи веков назад, а любовь к нему в русском народе только прибывает. С чем связано такое почитание?

Вы абсолютно правы, я уверен, что нет ни одного человека в России, кто никогда бы не слышал о преподобном Сергии. Хотя этот святой  на протяжении всей своей жизни абсолютно не стремился ни к славе, ни к известности, а, наоборот, всячески старался избегать этого и на этом строил всю свою жизнь. У Бога ничто не может остаться тайным, светильник, согласно евангельским словам, под спудом не спрячешь, поэтому слава о преподобном, богоносном отце распространилась по всей нашей земле на долгие-долгие годы. Мы до сих пор с особым вниманием и чувством относимся к праздничным дням, связанным с его памятью. Преподобный Сергий жил в XIV веке. Кажется, это было так давно, что непонятно, как его жизнь может быть тесно связана с нашей нынешней, но если внимательно изучить житие святого, то окажется, что многие моменты чрезвычайно близки для нас и перекликаются с острыми и актуальными моментами современности.

Родился Сергий, в миру Варфоломей, в семье достаточно приличной. Родители Сергия Радонежского, преподобные Кирилл и Мария, тоже святые люди, мы почитаем их память в церкви, и это очень важно, потому что доброе древо дает добрый плод. Было бы странно, если бы святой человек рождался в семье не праведников, и мы видим, сколько людям нужно потрудиться, чтобы в их роду родился такой удивительный светоч человек, особо посвященный Богу и обладающий от Него божественными талантами.

Варфоломей растет послушным, добрым, тихим, скромным мальчиком, и, казалось бы, чудеса должны начинаться с младенчества; так и есть, но есть и проблемы: помимо чудес Варфоломею никак не дается учеба. Об этом знают почти все, кто сталкивался с этой фигурой. То, что происходит дальше  восстановление обители, великие чудеса в бытность его игуменом, это многим людям уже не так знакомо. Но благодаря нашим художникам и тем, кто широко описывал это в литературе, знают практически все, что по молитвам отрока было ему дивное видение, в котором старец даровал ему особый хлеб просфору, и, съев ее, Варфоломей почувствовал в себе мощь, силы и тягу к знаниям.

Проблема, с которой он столкнулся и отчего печалились его родители, была решена. Почему-то так это упало на сердце нашим русским людям, что по сию пору люди, даже не знающие, чем Сергий Радонежский знаменит, почитают его покровителем учащихся, и его иконки можно встретить у школьников и студентов, молебны о здравии подаются людьми, которые каким-то образом переживают за свои успехи в науке, в собственном развитии. Возможно, это еще и потому, что со временем на той земле, на которую пришел спасаться Сергий и спасать души других, теперь стоит не просто лавра, то есть крупный монастырь, но еще и духовная академия, которая вот уже несколько веков находится в этом месте памяти и духовного самосовершенствования, что очень тесно связано с духовным образованием. Это позиционируется не только как возвеличивание ума, но и в тесной связи с воспитанием в духе православной веры приносит плоды, ради которых это учебное заведение и задумано.

– Хочется еще напомнить о том, что в Новосибирске одно из лучших средних учебных заведений России, которое входит в десятку лучших заведений, – это православная гимназия во имя святого Сергия Радонежского.

Находится она в Академгородке, многие выпускники которой поступают в Новосибирский государственный университет, и преподаватели его отмечают, что одни из самых воспитанных, трудолюбивых, старательных учеников это воспитанники православной гимназии Сергия Радонежского. Действительно, эта связь сохраняется, но мы чтим не это чудо в жизни Варфоломея и не за то прославляем его в лике святых, нам важно, что происходило впоследствии, когда, достигнув определенного возраста, Варфоломей вместе со своим братом Стефаном ушел из родительского дома, чтобы подвизаться на монашеской стезе. Это был осознанный выбор молодого человека, и для современного поколения это тоже определенная веха, потому что часто сейчас мы говорим, мол, человек молодой, ему нужно подождать, подрасти, чтобы сделать серьезный, важный выбор. Но молодой человек должен уметь делать важный выбор это семейный статус, обучение в каком-то учебном заведении, выбор работы… Но, к сожалению, сейчас преобладает инфантилизм.

Мы видим пример, когда молодой человек, воспитанный в духе своих сверстников, делает очень серьезный шаг и еще зовет к этому своего старшего брата. Они покидают дом не для того, чтобы найти приключения на свою голову, они сознательно бегут от мира, чтобы спасти свою душу, и такое четкое религиозное ощущение это пример для множества молодых людей, для кого, возможно, вера является «наследством» от их родителей, которые упорно заставляли их ходить в храм, принуждали приступать к таинствам, советовали изучать житийную литературу, читать Священное Писание. Здесь мы видим выбор личности, в этом проявляется путь самоопределения, и в качестве места пребывания избирается Маковецкий холм Радонежского бора, место, которое сейчас очень известно, а тогда это был просто лес. Там Варфоломей устраивает пустынь. Пустынь в церковнославянском языке и в церковном значении слова это не пустыня, речь не о ландшафте, а о людях. Пустынь там, где пусто, где никого нет, никто не ходит, и в этом месте уединения первым делом братья ставят деревянную церковь во имя Святой Троицы. Это очень важный и значимый шаг, потому что мы знаем, как в нашей стране люди относятся к Господу, мы понимаем особую любовь русского человека к Пречистой Матери Божией, но особо возвеличил имя Святой Троицы преподобный Сергий. Он возвеличил Источник  всяких благ жизни Пресвятую Троицу, храм построил, вокруг которого основалась обитель, и путем своей жизни реализовал те заветы и задачи, что перед всем миром ставил Господь, создавая этот мир.

Стефан не выдержал такой отшельнической жизни и ушел в один из крупных монастырей. Единственным насельником своей обители оставался Варфоломей, и в двадцать три года он принял монашеский постриг. Он желал уединенной, стесненной жизни, но люди, узнав о нем, приходя и общаясь с этим человеком, со временем захотели избрать такой же образ жизни, и спустя годы вокруг Сергия появилось множество учеников. Обитель самоорганизовалась по такому духовному древнему принципу, когда есть старец, которому подчиняешься и которого слушаешься; нет никакого принципа по возрасту, то есть необязательно это должен быть седовласый человек. Все видели, насколько глубоко проживает Сергий свою задачу монаха и как мудро справляется с задачей руководителя.

Стоит отдельного упоминания то, что Сергий с трепетом принимает каждое свое новое послушание, священный сан, особенно игуменство. Многие чудеса происходят тогда, когда он уже несет на себе ответственность за всю братию, это пример для многих нынешних руководителей. Человек может думать: «Ну кто я? Помощник менеджера». Нет, каждый из нас обладает определенной долей власти, и даже если человек не находится на высокой руководящей должности, он глава своей семьи, он начальник своим детям, он, может, как-то сурово разговаривает со своими пожилыми родителями. То есть каждый из нас обладает какой-то маленькой властью, и мы знаем, как тяжело бывает с ней порой справиться, потому что бывает раздражение, желание, чтобы нас все понимали, и человек зачастую обращает власть не во благо другому, а пользуется отрицательными ее сторонами.

Когда мы взираем на руководство игуменом Сергием своим монастырем (и не одним, он организовал их несколько), мы всегда видим четко: несмотря на то, что он выступает как руководитель, который должен организовать и обеспечить, собственно, всем необходимым свою братию, он остается христианином, остается рабом Бога, пресвитером Церкви. Он это делает настолько по-человечески, настолько внимательно обращаясь к сердечным нуждам братии, что очень тяжело в этом увидеть какую-то надменность, горделивость, самость или тщеславие. Здесь очередной пример, который должен современный человек перенимать от преподобного Сергия, потому что не всегда нам хочется, чтобы нас ставили на руководящие должности. Тот, кто познал в себе это, знает, насколько это тяжело, и преподобный Сергий может здесь быть не только покровителем учащихся, но и покровителем тех, кому выпала нелегкая доля руководить чем-либо (от самого малого до самого великого).

Преподобный Сергий, при своей, казалось бы, отстраненности от мира, становится важной и весомой политической фигурой. Удивительно, монах, который в юности сбежал от мира, посвятил всю свою жизнь служению Богу, внезапно становится фигурой российской истории, попадает в учебники, и это чрезвычайно важная мысль. Помимо всем известного благословения на Куликовскую битву, которую возглавлял князь Дмитрий Донской, он пообещал князю свои молитвы и помощь Неба. Он деятельно помог князю тем, что отправил ему двух своих иноков, которые до принятия монашества были весьма искусны в ратных подвигах. Это Ослябя и Пересвет, они выступили и как участники в битве от монашествующих Церкви, которая встала вместе с остальными русскими людьми на защиту Родины.

Но не только в этом заслуга преподобного Сергия. Русь находилась в очень непростой ситуации, раздробленность княжеств сильно тяготила. Она мает и современного человека, когда люди начинают выступать: «Давайте разделимся. Почему мы должны кормить Москву? Давайте будем обеспечивать себя сами».

Враг рода человеческого искушает людей мнимыми свободами, достижениями. Но всем известна притча о венике: целиком переломить его очень сложно, а если его развязать и ломать каждый прутик по очереди, то со временем весь веник можно спокойно переломать. Это очень хорошо иллюстрирует то, что происходит со страной в наше время. Мы становимся свидетелями многочисленных попыток влиятельных западных людей, организаций и государств развалить нашу страну и расстроить наши отношения с дружественными странами, потому что с одиночкой всегда справиться легче.

В то время люди поддались искушению: каждый крупный город хотел быть самостоятельным, был готов бороться до конца за свои права и свободы. Но Сергий, будучи человеком духовным, видел в этом не только грехи и слабость падшего человека, но и великую опасность для всего государства.

У нас очень часто укоряют Церковь: «Какое ваше дело, что происходит вокруг? Зайдите в свои храмы, зажгите свечи и молитесь, пожалуйста, там. Вы отделены от государства, нас не трогайте!» Конечно, Церковь в разные периоды церковно-государственных отношений занимала разную позицию, но никогда не первенствовала, не хотела особой власти над всеми.

И Сергий мог бы сказать: «Да кто я? Просто игумен крошечного монастыря». (Особой славы, как сейчас, у Троице-Сергиевой лавры тогда не было.) Но он берет на себя добровольную обязанность примирить всех князей, ездит, общается с ними. Хотя, казалось бы, и сейчас очень тяжело простому человеку пробиться к чиновнику. Возможно, из уважения к священному, монашескому сану, к странничеству его принимают. И преподобный Сергий являет собой пример риторства, дипломатии и внимательного отношения к нуждам человека. Талантами, данными ему от Бога, деятельной, пламенной любовью к своему Отечеству он умудряется усмирить горделивый нрав князей. Сергий способствует сохранению того, что называется у нас таким важным и громким словом: государственность.

Это лишь малая часть того, что можно рассказать о преподобном. Если раскрыть житие и  почитать внимательнее о связанных с личностью преподобного чудесах, которые происходили внутри монастыря и за его пределами, то, я уверен, ни один человек не останется равнодушным. Преподобного Сергия, игумена Радонежского, еще очень часто зовут игуменом земли Русской, потому что мы видим, как процвели его труды и как из века в век крепло духовное наследие, которое он оставил своим ученикам.

Сергий Радонежский был прославлен в лике святых. В эти дни мы торжественно отмечаем 600-летие обретения его мощей. Как оно произошло?

Действительно, шесть веков прошло с той поры, когда были обретены мощи святого. «Обретение» фактически значит «находка», то есть они были найдены. Это событие тесно связано с историей нашего государства. Дело в том, что святой очень хотел быть похороненным на братском кладбище – там, где хоронят простых монахов. Несмотря на то, что он был очень известен, он не стремился никоим образом выделяться и хотел быть вместе со своей братией даже после смерти. Но случилось иначе. Правящий митрополит посчитал, что это негоже для столь значимого человека, и честные останки преподобного погребли в Троицком храме, возведенном его руками и тесно связанном с его именем. Многие люди притекали к честным мощам до той поры, пока не случилась катастрофа и монголо-татарское иго не захватило монастырь и всю землю, связанную с ним. Пылая ненавистью, враги сожгли Троицкую церковь дотла, и многие люди очень переживали, понимая, что потеряли последнюю связь со святым.

Стоит сказать, что братия понимала, чем грозит это нашествие. По церковному Преданию, преподобный Сергий явился Никону Радонежскому, который был вторым после него игуменом монастыря, и предупредил его о том, что случится, но укрепил в вере. Он сказал не расстраиваться о том, что от обители не останется и следа, потому что она возродится в такой славе, которой не бывало прежде. Поэтому иноки захватили с собой все, что могли: иконы, кресты, святыни, книги (в том числе труды Сергия Радонежского), – и попрятались в лесах до той поры, пока не появится возможность вернуться обратно и возобновить монашескую жизнь.

Ближе к середине XV века, когда эта возможность появилась, случилось следующее. У людей возникло горячее желание возвести вновь храм Святой Троицы, но уже не деревянный, а каменный, чтобы таких событий больше никогда не происходило (конечно, каменный храм выражает больше почтения и любви к святому, в честь которого создается). Благочестивому мирянину явился преподобный Сергий и спросил у него: «Сколько вы еще будете держать меня под спудом? Доколе мое тело будет под землею теснимо водой?» Когда стали раскапывать фундамент на том же месте под новый Троицкий храм, действительно обнаружили стоящие в воде мощи. На удивление, не только телесные останки, но и одежды, в которых преподобный Сергий был погребен, были нетронутыми. Это удивительное чудо.

К радости людей, узнавших, что мощи остались невредимы, стоит присовокупить особое выражение их любви: каждый раз, когда мощи куда-либо перемещались (а это было не так часто), там устраивалась церковь. Когда их торжественно вынесли к людям для поклонения, на том месте построили церковь Сошествия Святого Духа. В определенное время также нужно было вынести мощи из Троицкого собора – там появилась часовня. Такое трепетное отношение к святым останкам значимо для русского человека и показывает нашу деятельную любовь к игумену земли Русской.

Мощи святого радостно почитались людьми, и со временем статус самой обители тоже возрастал. К царю Иоанну Грозному обратился игумен монастыря, а также и прочие с просьбой помочь позаботиться о великой святыне. Стали строить Успенский собор, игумену дали титул архимандрита, и со временем статус монастыря стал возвышаться. Сын Грозного, царь Федор Иоаннович, особым образом выделял святых, известных на то время, своей царской милостью и жертвой. Он созидал из серебра красивейшие раки, и мощи Сергия Радонежского тоже были облечены в удивительную серебряную раку.

Мы видим, как со временем вокруг мощей собирается множество людей, как когда-то вокруг живого преподобного Сергия. Монастырь преображается, становится очень известным. Множество монашествующих и желающих принять монашество стремятся под покров преподобного Сергия. В начале XVIII века обитель получает наименование лавры, что очень значимо.

В начале XIX века туда переносится Московская духовная академия, которая и поныне располагается там. В академии учатся семинаристы – будущие священнослужители. Там есть аспирантура, магистратура, различные формы повышения квалификации; иконописное отделение; регентское отделение, где учат будущих руководителей церковных хоров; золотошвейная мастерская и многое другое. Лавра напоминает собой скорее город, чем монастырь. Но все люди объединены ощущением присутствия Пресвятой Троицы, как чувствовал это преподобный Сергий.

Естественно, роль личности Сергия Радонежского в истории страны и в нашей вере чрезвычайно важна. Все выпускники духовной академии – маститые архимандриты, многие архиереи нашей Русской Церкви, в том числе наш митрополит Новосибирский и Бердский Никодим – помнят и с трепетом вспоминают времена своей семинарской юности. До пандемии соблюдалась традиция: Святейший Патриарх в окружении многочисленного сонма архиереев участвовал в праздничных богослужениях в память преподобного Сергия Радонежского. Значимость Московской духовной академии и в целом Свято-Троицкой Сергиевой лавры сохраняется и по сию пору в самых глубинных местах нашей огромной страны. Люди относятся к этому монастырю как к месту пребывания преподобного Сергия и стремятся посетить его, чтобы припасть к честным мощам святого, ровно шесть веков с обретения которых мы сейчас празднуем.

– Хочется отметить, что в этом году у многих россиян была возможность поклониться святым мощам. Новосибирцы в начале июня могли в течение двух дней прийти в Вознесенский кафедральный собор и поклониться им.

– За этот ограниченный промежуток времени пришло практически пятнадцать тысяч человек, были большие очереди. Люди стремились почтить память преподобного Сергия, что для нашей епархии очень значимо. У нас в рабочем поселке Краснообск существует Сергиево-Казанский храм, где нижний этаж освящен во имя преподобного Сергия. Храм Сергия Радонежского также находится в селе Боровое нашей Новосибирской епархии, так что мы сохраняем тесную связь с игуменом земли Русской. Каждый из священников, кто обучался в Московской академии, из мирян, кто бывал в Троице-Сергиевой лавре в паломнических поездках, да и просто из тех людей, кто дома имеет икону и акафист преподобному, знает, насколько ценно его имя. И сегодняшние дни памяти преподобного Сергия Радонежского все отмечают с особым душевным чувством.

Ведущая Инесса Титова

Записали Максим Заливакин и Анна Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 01 октября: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​