Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

27 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– На этой неделе мы торжественно отметили очень значимый праздник. Кто-то пришел в храм на богослужение, кто-то с раннего утра отстоял большую очередь, чтобы окунуться в прорубь, кто-то просто, зайдя в церковь, поставил свечки и помолился о своем. Огромное количество людей пришло в храмы за святой крещенской водой. Батюшка, что в этот день происходит с водой? Какое чудо являет нам Господь в виде агиасмы?

– Большое спасибо за вопрос. Действительно, по-гречески святая вода называется агиасмой, то есть святыней. Она освящается в великий двунадесятый праздник Крещения Господня (Богоявления). Мы бережно к ней относимся.

Чин великого освящения воды на Крещение совершается дважды. Первый раз – в навечерие праздника, то есть в сочельник (18 января по новому стилю). Второй раз – в день Богоявления.

Мы совершаем два чина освящения воды исторически не так давно, с XVII века. Раньше ее освящали в навечерие. Освящать воду второй раз (в день праздника) стали в подражание Иерусалимской Церкви, которая в этот день традиционно выходила на реку Иордан, где совершилось крещение Иисуса Христа пророком и Предтечей Иоанном. Там освящали воду в воспоминание этого события. Сейчас данная традиция нашла отражение и в наших реалиях. Если рядом с храмом есть источник, где обустроена купель, принято освящать его воду 19 января.

В чем святость этой воды? Это не живая вода из сказок. Святая вода, освященная в церкви молитвой священника или архиерея, не обладает чудодейственными свойствами: не воскрешает мертвых, не делает больных моментально здоровыми. Но мы верим, что по нашей молитве Господу больной человек может выздороветь, страдающий духовными недугами – обрести мир и покой.

Вода, освящаемая в этот день в храмах, является святыней. Мы храним ее в течение всего года обязательно в самом святом месте дома, где располагаются иконы, священные книги. Многие замечают, что святая вода целый год (а порой и больше) не портится. Она не меняет своих свойств, ни в чем не уступает свеженабранной. Это ее особенность, но она называется святой не поэтому.

Вовсе необязательно, что святая вода никогда не испортится. Ее главная задача – показать человеку, что Господь его не забывает и дарует ему Свою благодать.

– Через воду.

– Да. Человек так устроен: нам нужно вещественным образом получить Божественное благословение и благодать. Сам Господь, видя это, дал нам совершать таинство Евхаристии (Причащения) через хлеб и вино, которые претворяются в Тело и Кровь Господни. Мы совершаем таинство Крещения в воде. В таинстве Венчания задействована чаша с вином. При совершении чина погребения мы сыпем землю, в таинстве Соборования помазываем маслом.

Мы видим, что Господь не забывает нас. Чаще мы забываем о Нем. Вы очень четко подметили, что на Крещение большинство людей вспоминают о Боге и приходят в храм за святой водой. Это, безусловно, не самое главное. Важно наполнить Божественной благодатью сосуды души. Но, может быть, приходя в храм за святыней и затем в течение года благоговейно ее употребляя, наши соотечественники, братья и сестры по вере чуть больше, чем обычно, уделяют времени Господу.

Как употреблять святую воду, сказано в чине великого освящения. Мы просим благословения всем причащающимся, то есть употребляющим ее. Она нужна и для окропления жилищ. По благочестивой традиции, сложившейся в Русской Церкви, святую воду принято употреблять ежедневно натощак (обычно вместе с просфорой), читая специальную молитву.

Если человек плохо себя чувствует, он может с молитвой испить крещенской воды и не натощак. Но из благоговения мы употребляем ее прежде всякого пития или пищи.

– Многие люди приходят за крещенской водой с саночками. Кто-то тащит тяжелые сумки. Набирают очень много святой воды. Они говорят, что поливают ею рассаду (чтобы урожай был лучше), цветы, добавляют в воду для мытья пола. Можно ли так делать?

– Агиасма – не единственная святая вода, которая есть в Церкви. Мы говорим о чине великого освящения воды, который совершается  два раза в год: в сочельник и в день праздника Богоявления. Именно эта вода называется богоявленской, или крещенской. Есть распространенное суеверие, что богоявленская и крещенская вода имеет разные свойства. Ни в коем случае! Это одна и та же вода, потому что чин освящения один и тот же.

Из благочестивых соображений (подчеркиваю, не из магических в надежде, что «сейчас выпью чай со святой водой – и сразу во мне все изменится: пойду сдам на пятерку экзамен, закрою рабочий проект, воспитаю хорошего ребенка») допускается добавлять святую воду в пищу. Можно окроплять ею огород, поливать рассаду, цветы. Но мыть пол святой водой излишне: все-таки мы ходим по полу в грязной обуви. Необходимо иметь благоговение к святыне.

Вода, которая употребляется для вышеуказанных бытовых целей, называется водой малого освящения. Малое освящение воды бывает в престольный праздник, в день Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. На приходах водосвятные молебны совершают регулярно. Можно прийти в храм и подать записочку, чтобы священник послужил молебен с освящением воды.

Вода малого освящения дается верующим для более частого употребления. Ее можно пить не только натощак, что не умаляет ее святости.

– Святитель Лука, архиепископ, врач, профессор, говорил о том, что нет лучшего лекарства для человека, чем святая вода. Батюшка, поясните, что это означает.

– Я бы сказал, что все возможно верующему. Тексты богослужений говорят: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин» (то есть «изменяется», «делается другим»). На Крещение мы поем, что «Иордан возвратися вспять» (потек в другую сторону). Насколько факт крещения Господа поразил даже речные воды!

Так же с исцелением. Если оно нам необходимо (мы этого горячо желаем и просим у Бога), то по нашей вере Господь нас исцеляет. Видимым подкреплением, лекарством является святая вода. Но она лечит только по вере. Если мы будем относиться к ней как к лекарству (15 раз в день принимать по чайной ложке натощак), но без веры, у нас ничего не получится.

Вопрос веры очень тонок. В Священном Писании говорится: если вы будете иметь веру хоть с горчичное зерно, то передвинете горы. Трудно сказать, что с помощью святой воды можно на сто процентов исцелиться. Но любому болящему полезно принимать ее с верой в облегчение болезни, изменение собственного состояния.

Ведь свою болезнь каждый воспринимает по-разному. Можно относиться к ней как к бичу Божьему, проклятию или напасти, а можно видеть в болезни Божественную руку, Промысл, время для изменения жизни и принимать все, что нам говорят врачи и близкие, со смирением.

– Наверное, если бы не было веры в это, люди не приходили бы каждый год в таком количестве за святой водой и не приносили бы ее домой.

– Про веру и количество воды стоит сказать. Люди, идущие за святой водой с канистрами, вызывают умилительные улыбки. Это излишне. Когда агиасма заканчивается, мы спокойно разбавляем ею простую воду, с молитвой вливая святую воду крестом. И радостно продолжаем ею пользоваться: пить, мазаться, кропить жилище и людей. Поэтому вполне возможно вернуться домой с небольшим количеством воды. Другое дело, если нужно раздать воду всем родственникам. Но если берете агиасму только для себя, не стоит бояться разбавления.

– Святую воду мы ставим, как Вы уже сказали, к иконам, нашим святыням. Что значат иконы для православного человека?

– У наших предков долгое время существовало понятие «красный угол» («святой уголок»). Сейчас редко можно найти дома целый иконостас. Дай Бог, чтобы вообще в жилище стояли иконы. Но раньше было принято, когда заходишь в дом, сразу, сняв шапку (если мужчина), перекреститься на образа в красном углу, поклониться, а затем уже поклониться  хозяевам. Наличием красного угла показывалось, что человек во главу своей жизни ставит Бога и самое лучшее место в доме выделяет для Него. Туда традиционно ставились святые иконы.

Почему мы называем иконы святыми? Почему обращаемся к ним? Почему у нас вообще есть такое понятие, как «изображение»? Можно молиться и без него. Если мы находимся в дороге, поездке, не имеем возможности посмотреть на лик святого, это не мешает нам молиться. Мы не можем сказать: «Нет икон – я теперь перестану разговаривать с Богом».

Иконы помогают нам сосредоточиться на внутренних прошениях к Богу или святым. В богословии есть сложная для понимания, но очень легкая в объяснении формулировка: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу». Мы не молимся на доски, деревяшки, оргалит, бумагу, на которых напечатана или написана икона. Мы, взирая на изображение, обращаемся к тому, кто изображен.

Самый популярный пример – фотография. Понятно, что сейчас все в телефоне. Но совсем недавно мы постоянно печатали фотографии. Дома у всех были бумажные фотоальбомы, чтобы можно было их посмотреть, показать. Многие носили (и продолжают носить) фотографии своих близких в кошельках, у груди.

Когда человек находится далеко, мы можем достать его фотографию, вспомнить, поговорить о нем, даже поцеловать фото в порыве чувств. Но это не значит, что мы глупенькие люди, которые целуют бумагу. Это выражение наших эмоций.

Мы так же относимся к иконам. В порыве молитвенных чувств, обращаясь к Богу, Пречистой Богоматери, угодникам Божиим, мы чтим иконы, кадим им кадилом, в котором содержится фимиам, кланяемся им, с благоговением целуем изображения святых. Поэтому мы называем иконы святыми. Тем более что каждую из них мы освящаем специальным чином с призыванием имени Божьего.

Можно вспомнить об особенных иконах, которые мы называем чудотворными. Их, конечно, не такое огромное количество. Чтимые иконы есть в каждом храме. Где-то это икона, написанная дорогими красками. Где-то икона, на которую собирали средства всем миром; которую привезли со Святой Земли.

Но есть иконы, молясь перед которыми, люди получают исцеление. Случаются великие чудеса. Такие иконы называются чудотворными. Бывает, они мироточат: на них появляются капельки святого мира – необычного, приятно пахнущего вещества. Иногда иконы кровоточат, плачут. К этому Церковь относится с особым вниманием. У нас существует специальная комиссия, которая занимается этими вопросами.

В нашей епархии также есть чудотворные иконы.

– Расскажите о них.

– Иверская икона Божией Матери – очень известный святой образ с Горы Афон. В богоборческое время люди думали, что иконы – неверное проявление религиозного чувства (к ним стали относиться как к идолам), поэтому старались уничтожить их, сжечь, изломать.

К одной благочестивой женщине ворвались помощники императора, воины с целью проверки ее дома на наличие икон. Увидев Иверскую икону, один из воинов бросил в нее свое копье, которое попало в ланиту Богоматери. Внезапно из места прободения иконы полилась кровь. Воины испугались, упали ниц, а женщина не стала ждать, пока с иконой сделают что-то плохое. Она пустила ее по реке. Икона доплыла до Святой Горы, где до сих пор хранится.

Списки этой иконы очень популярны, в том числе и в русских селениях. Один из них хранится в храме иконы Божией Матери «Скоропослушница» на станции Мочище и известен как одна из главных святынь Новосибирской епархии, митрополии. Были изданы специальные книги со свидетельствами об исцелениях, чудесах. Каждый имеет возможность приехать в этот – пока еще небольшой – храм (большой храм достраивается). Совсем скоро мы сможем перенести эту великую святыню в более достойные чертоги.

Также у нас есть святой источник в Ложке (это уже не наш район, но наша митрополия).

– Наша область.

– Туда можно совершить паломничество. Я знаю, многие семьи (как воцерковленные, так и не очень) стараются съездить к источнику в выходные дни. Кто-то окунается (даже в зимнее время), кто-то набирает воду.

– Много воды вычерпывают.

– Но она прибавляется.

Как появился источник? В новейшей истории Русской Церкви источники стали бить в тех местах, где остались тела новомучеников. В нашей стране был непростой период богоборчества. Для того чтобы распрощаться с жизнью, было достаточно просто признаться, что ты верующий человек. Особенно доставалось священнослужителям.

На месте источника в Ложке устроили трудовой лагерь, где погибло огромное количество безвинных людей. Они были умучены за исповедование своей веры. Погибли многие священнослужители. Господь Своим необычным чудом показывает святость этого места, значимость нашей веры: здесь забил источник. Люди отмечают необыкновенный вкус этой воды.

– Многие стремятся посетить святые места: Афон, Дивеево, Кипр, Крит... Можно поехать в паломничество и по нашей области. В последнее время стало возможным поклониться мощам, которые очень часто привозят в нашу епархию. Люди готовы часами стоять в очередях, чтобы помолиться у святыни. Это тоже особое почитание?

– Мощи – это останки святых людей. Мы особо почитаем нетленные мощи. По велению Божьему человеческое тело не разложилось, как ему полагается по физической природе, а осталось целым. Но бывают тленные останки.

Почему мы почитаем мощи святых? Казалось бы, мертвое тело… Многих людей это смущает: как можно поклоняться ему, целовать его?

– Разделять.

– Да. Я сейчас попробую кратко изложить свои соображения по поводу того, откуда это пошло. Нужно вспомнить о зарождении христианства. Все было гладко только в самом начале. В эпоху гонений христиане были вынуждены бежать в катакомбы. Что такое катакомбы? Это фактически кладбища.

Римляне, как и мы, старались жить не рядом с кладбищем, а перенести его за город. Они хоронили не так, как принято у нас: складывали тела в ниши специальных подземных ущелий, коридоров. Христиане прятались в этих местах, зная, что даже римские воины лишний раз не побегут их там искать. Римляне считали: негоже тревожить предков. Зачем там ходить, нарушать покой костей?

А христиане обосновались в катакомбах, стали там жить, молиться. Им приходилось привыкать к мертвым телам не только чужих, но и своих людей. Первые христиане имели совершенно другое представление о вере. Сейчас за то, что мы христиане, нас никто не тронет, может быть, даже похвалят: «Молодец! Сохраняешь традиционные ценности». А в то время только за исповедование веры (например, за ношение крестика) можно было попрощаться с жизнью.

Христиане жили одной семьей (потому и братья и сестры). В церковном чине мы говорим: «Святая святым» (то есть Святые Дары – святым людям). По богослужебному чину мы названы святыми, но, отвечая «един Господь, Иисус Христос», понимаем, что Церковь оставляет нам определенную святость, потому что мы призваны к этому.

Первые христиане понимали, что сегодня они с человеком бок о бок молятся, а завтра его схватят, распнут или отдадут на растерзание львам. Сегодня ты с ним молился, а завтра будешь омывать его тело и воздавать ему честь.

Мы считаем, что для наших покойников огромной честью является приношение цветов, возложение венков, установка красивых надгробий. Для первых христиан воздаванием чести являлась молитва и служение Евхаристии на надгробиях. Для Чаши и дискоса (это специальное блюдо для агнца – предуготовленного хлеба, который употребляется для Причастия) необходима ровная поверхность.

С той поры в каждом храме вместо минсы (плиты, которая закрывала надгробие) употребляется антиминс («вместопрестолие»), который лежит на престоле. В нем находится частичка святых мощей. Любую Божественную литургию мы совершаем на мощах. Этой традиции огромное количество лет. Мы видим в этом не мертвые тела, а живую связь: Церковь – не только люди, живущие на земле, но и те, кто отошел в мир иной, и ангелы Божии. Когда у нас есть возможность поклониться мощам святых угодников, поцеловать их, мы этим не пренебрегаем.

Сейчас мало кто может посетить Святую Землю, местопребывание мощей своих небесных покровителей из-за пандемии. Поэтому как нельзя кстати вспомнить о мощах в своих храмах. Придите в ближайший храм, спросите: «Есть ли у вас святые мощи, чтимые иконы?» Я уверен, что наших телезрителей ждет большое удивление. Может оказаться, что для поклонения Матроне Московской необязательно ехать в Москву.

Если в храме нет мощей особо чтимых угодников, это не значит, что он какой-то неправильный. Он, может быть, еще очень молодой. Или в нем есть нечто другое, в чем заключается его особенность.

Я хотел бы подчеркнуть, что мы не ниспровергаем святость мощей, святой воды, но это все внешнее. Необходимо прежде всего думать о внутреннем, духовной жизни. Мало просто поцеловать мощи, чтобы быть счастливым. Надо начать что-то менять в себе. Прочитать житие святого, чьи мощи мы поцеловали, подумать: «Смог бы я, как этот святой, что-то поменять не только в своей жизни, но и в жизни других?» Стремиться следовать его советам, традициям, которые он соблюдал. Через это сохраняется живая связь поколений Святой Христовой Церкви.

Ведущая Инесса Титова

Записала Светлана Волкова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 06 марта: 09:05
  • Среда, 10 марта: 05:30
  • Суббота, 13 марта: 09:05

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​