Родное слово. На вопросы отвечает священник Александр Сахненко

26 мая 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Память одного из самых любимых святых в народе – Николая Чудотворца – Церковь чтит 22 мая. За что почитают и не просто почитают, а любят русского святого? О том, какое он имеет отношение к нашему городу Новосибирску (ранее Новониколаевск), давайте поговорим сегодня. И начнем с того, как люди, может быть, не совсем обычные, становятся святыми (на примере святителя Николая Чудотворца).

– На самом деле про святителя Николая более-менее все понятно. Святитель – это тот, кто несет свет православной веры (от слова «святость»). Это человек, который облечен в епископский сан.

У нас в Церкви существуют три чина священства: дьякон, пресвитер и епископ. Епископ (архиерей), если он жил добродетельной, святой жизнью, прославляется Церковью в лике святых и занимает место в чине святителей. То есть тех епископов, которые не просто потрудились на земле во славу Святой Православной Церкви, но еще и делали это, совмещая свое служение со святостью личной жизни. Это очень непросто сделать, потому что задача епископа – следить за чистотой веры на вверенной ему канонической территории. И, конечно, как у любого руководителя, бывает множество сложностей, трудностей. Потому что до всех нужно донести, как делать правильно.

Издавна епископы решают кадровый голод, ведь необходимо найти священников, желающих стать монахами. И по сию пору у архиереев огромная нагрузка. Нам может казаться, что владыка служит и радуется. На самом деле между службами, которые, безусловно, архиереи совершают очень часто, им приходится делать немало работы. В этом архиереям помогает особый штат – служащие епархиальных управлений. Но огромная ответственность лежит напрямую на владыке.

Святитель Николай, о котором мы говорим, тоже был правящим архиереем своей епархии в городе Миры Ликийские. И мы видим, что его административная должность, высокий священный сан ни в коем случае не стали помехой, а, наоборот, помогли ему в том, что его жизнь украсилась такой святостью, что мы до сих пор его вспоминаем.

Как Вы очень тонко заметили, он русский святой. На самом деле святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, никаким образом не связан с Россией, с Русью и даже, наверное, не знал в течение своей жизни, что когда-то русы, русские люди, будут так его почитать и любить. К слову, не только русские, очень многие, даже язычники порой почитают святителя Николая за своего или за русского Бога – настолько популярность этого святого распространилась по миру. А почему – это очень интересный вопрос.

Мне кажется, прежде всего нужно смотреть на личные поступки, дела. В одной из прошлых передач в канун Рождества мы вспоминали подробно житие святителя Николая и говорили о том, что он начал жить добродетельной жизнью еще задолго до своего прославления. И будучи простым священником, и до того, как принять священный сан, он уже делал много добрых дел.

Есть люди, которые связывают себя обязательствами: социальные работники, те, кто работает по уходу за больными людьми. Здесь видно, что человек делает целью своей жизни служение тем, кто в этом нуждается. А Николай, будучи еще простым человеком, а потом и священником, не мог пройти равнодушно мимо горя и беды другого человека.

Будучи очень ответственным священником, действительно настоящим пастырем Церкви, он не мог просто совершать службу и уходить домой. Он внимательно изучал свою паству и знал, у кого какие беды и сложности, и старался по мере своих сил (где-то из своего кармана, где-то обладая своей властью и кого-то привлекая) помогать людям. Мне кажется, от этого и пошла настоящая, искренняя любовь к нему. Ведь чувствуется, когда тебе оказывают помощь ради галочки, ради какого-то благодарственного письма, чтобы где-то потом засветиться, или делают это от чистого сердца.

Сейчас страшно упасть с инфарктом в людном месте. Упадешь лицом в лужу, и через тебя просто перешагнут, потому что скажут: наркоман или психически больной, а может, просто пьяный. И пострашатся подойти помочь. Разве что какой-нибудь увечный, больной, страдающий недугами человек побежит поднимать, потому что знает на своем собственном опыте, как это тяжело.

Может быть, этому стоит нам поучиться у святителя, который, став епископом Церкви, не прекратил помогать людям. И делал это настолько часто и трогательно, что это не только в житии, но и во множестве историй сохранилось и стало причиной, по которой люди полюбили святого. Конечно, многие ноты, которые есть в его житии (случаи на корабле или когда он помог торговцу), стали направляющими. И люди, связанные с торговлей, с корабельным делом, решили, что святой Николай – их покровитель.

Когда мы распределяем святых по ролям, делаем это потому, что так привыкли, нам так проще. Мы приходим в учреждение и знаем, что в каждом кабинете есть специальный человек, который за какую-то тему отвечает. Но святые – не менеджеры по направлениям: этот за учебу отвечает, этот – за торговлю, этот – покровитель дев, этот – отвечает за брак. Это мы так проще говорим, потому что понимаем: Церковь молится целителю Пантелеимону, например, потому, что он в своей жизни был врачом (и кто, как не он, прекрасно знает нужду и боль страдающего человека?)

Мы знаем, что преподобный Сергий Радонежский сам имел в детстве нужду в помощи в учении. Ему никак не давалась наука, и лишь с помощью Божественной благодати случилось чудо: он стал познавать науки гораздо легче и опередил всех своих товарищей по учебе. Поэтому мы тоже стараемся свои молитвы принести к этому святому не для того, чтобы он какой-то своей магией помог, а чтобы вместе с нами направил свою молитву к Господу. Ведь мы верим, что его, как святого, Господь быстрее услышит и призрит на наше смирение, дарует нам просимое. 

Так и святителя Николая записали себе в покровители мореплаватели и торговцы. Но со временем и эта грань очень сильно размылась. Мы знаем, что какой бы сейчас новый храм ни ставился, в каком бы городе или селе он ни был, человек придет и спросит: «Где тут Николай Чудотворец?» И мы до сих пор видим, что действительно в каждом храме, в каждом доме есть икона этого удивительного подвижника.

Мы сталкиваемся даже с его народным прозвищем – Николай Угодник. Он угодник Божий, поэтому человек и пытается какие-то свои чаяния и сложности возложить на крепкие плечи святителя Николая. И он оказывает помощь даже русскому человеку, не в его пастве находящемуся. Он открыт для всех.

Поэтому неудивительно, что мы с Вами, находясь в городе, который был создан при непосредственном участии последнего российского императора Николая Александровича и назван в честь его небесного покровителя – святителя Николая Чудотворца, считаем этот день особым для себя. Это не просто день очередной памяти святителя Николая, а важный день для одного из приделов нашего кафедрального собора – престольный праздник. Конечно, для всего нашего города это важная и значимая дата.

– Да, многие знают, что святитель Николай Чудотворец является небесным покровителем Новосибирска. Кому мы обязаны такой поддержкой?

– Совершенно верно. Традиция у русских людей была такой: называть города не в честь человека, который этот город устроил, а в честь его небесного покровителя. Например, святой покровитель града Санкт-Петербург – апостол Петр. Хотя, безусловно, все понимали, что император называл город в честь себя. Но призывание поддержки и молитвенной помощи обращалось к апостолу Петру. То же самое случилось и с нашим градом. Он назван в честь святителя Николая Чудотворца, потому что именно он являлся небесным покровителем тогда еще цесаревича, а затем и императора Николая Александровича.

Со временем и сам Николай II стал святым. Поэтому он также является покровителем нашего города. Установлен памятник ему и его сыну, царевичу Алексею. Этот памятник стоит у собора Александра Невского, который сегодня является центром мероприятий, посвященных 800-летию Александра Невского. Это наш юбилейный год.

– Та же часовня в центре города является визитной карточкой Новосибирска.

– Совершенно верно. Никольская часовня была географическим центром Российской империи. Правда, сейчас, к сожалению, она немного отстоит от своего исторического места, но мы и не в империи живем. Все равно осталась память о тесной связи истории, культуры и веры. Это действительно наша радость и наша гордость.

– Несколько храмов построены во имя святителя Николая Чудотворца, есть памятник в Колывани. А в Новосибирске?

– Мы очень ждем и надеемся, что уже готовый памятник святителю Николаю обретет достойное место для почитания и прославления памяти святого покровителя нашего стольного сибирского града.

– И станет украшением нашего города.

– Вы абсолютно правы. Дай-то Бог!

– Вы уже упомянули, что мы встречались с Вами в декабре, когда отмечали Николу зимнего, а сейчас Никола летний, как говорят в народе.

 – Есть такое суеверие. Говорят, что икона, где святитель Николай изображен в митре, –зимняя, потому что ему холодно, а если Николай без шапки – значит, летний. Но мы не будем непросвещенными, будем народом Божиим, царственным священством. И будем понимать, что любое изображение святителя Николая – в митре или нет, с панагией или без нее, в рост или по пояс – дает нам возможность приложиться к святыне, молитвенно почитая святого вне зависимости от того, когда празднуется его память. Для нас это лишний повод в светлый и радостный майский день вспомнить о небесном покровителе нашего града и великом чудотворце не только Русской земли, но и всего мира.

– Мы привыкли воспринимать святителя Николая Чудотворца добрым старцем, который всем помогает, приносит добро. Но ведь он был еще ярым защитником веры.

– Во-первых, он не всегда был старцем, об этом тоже очень важно помнить. Когда мы вспоминаем Матрону Московскую, Серафима Саровского в их дни, нужно помнить, что хотя мы их и запечатлели в образе старости, все-таки святость – это не одномоментное дело. Она хранит в себе весь опыт и путь, который человек прошел от своего младенчества, отрочества к Богу (или когда он пришел к Богу). Когда мы говорим о святителе Николае, понятно, что нам близок образ седовласого старца, но многие свои дела и чудеса он сотворил, когда был достаточно молодым человеком или человеком зрелого возраста.

И Вы абсолютно правы. Когда вопрос касался отстаивания веры – это был очень тонкий момент. В то время были распространены еретические учения, люди очень неравнодушно относились к вере и старались дойти до истины своим умом. К сожалению, мозг человека достаточно ограничен. Он, может быть, и хранит в себе множество загадок и тайн, но даже ученые говорят, что мы пользуемся мозгом на самое малое количество процентов. Поэтому человек не может во всей полноте мимоходом разобраться в Божественных вещах.

А во времена святителя Николая люди на рынке, помимо того, какую рыбу выбрать, рассуждали, сколько природ во Христе, Кто от Кого исходит. Такие тонкие и сложные богословские моменты, которые хранят чистоту веры, нуждались в защите. Святитель Николай отстаивал чистоту своей веры, порой ему приходилось делать это разными и неоднозначными путями. Но голос его всегда был громкий и четкий. Это тоже может быть для нас  примером, когда мы видим, что при нас наша вера хулится, над ней смеются. Можно промолчать и проглотить это, сказав, что надо подставить вторую щеку, мы же должны быть смиренными, Бог заповедал всех любить. Но у нас есть однозначный пример, когда мы должны порой уметь дать отпор. Ведь здесь попирается не наша личность, а то, что дорого нам: имя Господа Бога, Его святых угодников и святая православная вера.

– Празднование Пасхи продолжается, но уже завтра Церковь предлагает нам вспомнить историю об исцелении расслабленного. В чем значимость этой истории?

– Эта тема тоже связана с Пасхой. Если мы обратим внимание, то случай, который произошел с расслабленным, когда его увидел Спаситель, случился как раз в дни еврейской пасхи (почему, собственно, Спаситель и пришел в Иерусалим). Это была обязанность любого правоверного иудея – приходить на великие праздники в град, где есть храм. Храм был всего один.

Это сейчас мы привыкли, что храм есть не только в каждом городе, но и в каждом районе и микрорайоне. Слава Богу, пусть будет так. Но в то время храм был единственным местом общения с Богом, принесения жертв. А в остальных местах были синагоги (сейчас мы бы их назвали воскресными школами) по изучению, разбору, толкованию Священного Писания, где можно было его почитать, вдохновиться, помолиться. Но это не было богослужебным актом, религиозным действием. Поэтому любой, кто считал себя верующим человеком, должен был, где бы ни жил (а были и прозелиты – иудеи по вере, но из далеких стран), приехать в эти дни в храм. Можно себе представить многолюдство, которое было в это время в Иерусалиме.

Пришедший Спаситель проходит мимо Иерусалимского храма. Неподалеку были ворота, которые были названы Овчими, потому что через них прогоняли барашков. Это были агнцы для жертвы, они омывались в специальной купели, а затем уже чистыми приносились Богу в жертву. Эта Овчая купель по-еврейски называлась Вифезда (что означает «дом милосердия»).

Люди заметили очень интересное явление в этой купели. Это была купель с пятью притворами (подходами), и вода, которая в ней находилась, была совершенно обычной. И лишь один день в году случался такой момент, когда сходил ангел Господень и возмущал ее, как говорит евангелист, то есть вода закипала. И в этот момент тот, кто первый успевал опуститься в воду, получал полное исцеление от своих болезней.

Конечно, стоит ли говорить, что множество желающих – слепых, больных, хромых и прочих, чающих движения воды, как говорит нам Евангелие, стояли, сидели и даже лежали рядом, потому что не было у них земной надежды. Ничего не могла сказать современная им медицина, не помогало народное лечение, и у людей оставался единственный источник веры.

Спаситель обращает внимание на человека, который лежит (у него сооружена целая постель) у этой купели, и начинает с ним разговор; выясняется, что это расслабленный. То есть человек не может сам подняться из-за проблем с опорно-двигательным аппаратом, он парализованный. Выясняется, что он болеет уже тридцать восемь лет.

Давайте задумаемся, в наше время можно ли вытерпеть столько лет в такой тяжелой болезни? Мы сталкиваемся с тем, что у нас сейчас офицеры стреляются и родители маленьких детей из окон выходят, потому что им очень тяжело. А тут человек без всякой помощи. Иисус спрашивает у него: «Хочешь быть здоровым?» Он говорит: «Я-то хочу, но нет человека, кто может мне помочь».

Я бы, наверное, остановился на этих словах, которые Господь в праздник пасхи показывает нам. Понятно, у него, может быть, не было денег на сиделку, думаем мы. Но речь-то о другом. О человеке, который в назначенный день сможет помочь ему спуститься к воде. Он говорит, что каждый раз, как пытался переползти, покатиться, – кто-то опережал его на один шаг. И мы говорим не о каком-то месте на краю города, как может показаться. Мы говорим о центре административной, общественной и религиозной жизни того времени – Иерусалимском храме, где собраны не просто верующие люди, а священство – люди, сами призывающие быть милосердными, милостивыми по отношению к другим. И в этом святом месте не находится ни одного человека, который может помочь этому расслабленному, не просто год или два, а почти сорок лет.

Может быть, поэтому, как говорят толкователи Священного Писания, Бог стал Человеком, чтобы помочь и этому человеку, до которого не было дела другим людям. Может быть, эти пять притворов купели символизируют пять ран Спасителя, которые Он за нас на Кресте претерпел. И, конечно же, мы не можем не замечать символ кипящей воды, что это прообраз вод Иорданских, которые тоже меняют ход, свое существо, суть от того, что в воды попадает Творец всего мира и всея земли.

Это дивное событие, когда Христос исцеляет расслабленного человека, лишний раз нам показывает, готовы ли мы терпеть какие-то маленькие мелочи, которые нас отделяют от идеального существования: зубную боль, недомогание. Не ноем ли мы по пустякам? А тут человек с такой болезнью смиренно ждал, почитал себя большим из грешников. Он справедливо понимал, что, конечно, будет пытаться до конца, но даже мыслей о ропоте не было в его голове.

А мог бы и «наехать», сказать: «Ты меня дразнишь, что ли? Я уже сорок лет пытаюсь оказаться впереди, возьми да помоги. Что ты встал-то, такой деловой?» Ведь можно было нарваться и на это. Но Христос видит сердце человека, и за это сердце, о котором псалмопевец Давид пишет в 50-м псалме: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», – человек и получает исцеление.

Более того, когда он получает исцеление, мы видим, что Иисус говорит: «Возьми одр свой и ходи». Зачем? Грязный, вонючий, потный, тяжелый скарб человек должен за собой таскать? А чтобы показать это торжество. Одно дело, когда был больной, помылся – и новый человек. Нет, нельзя забывать о тех почти сорока годах, которые ты провел, чтобы получить то, чего так долго ждал.

Наверное, в завершение обсуждения этого необычного действа, которое происходит на наших глазах через напоминание евангелиста, поговорим о том, как расслабленный вновь встречает Спасителя в храме, так же неожиданно и внезапно. Он идет в храм. Много куда человек расслабленный, болеющий мог пойти: и плясать, и всячески услаждать свое тело, измученное за эти годы, но он идет в храм. Он помнил о Боге, когда ему было максимально плохо, и сейчас, когда ему очень хорошо, он тоже помнит о Боге. Это живой пример для всех нас, называющих себя верующими.

– Он благодарный человек, получается?

– И это награждается Богом. Идя туда, Он встречает живого Бога. Там происходит встреча с Иисусом Христом, Который предупреждает: выздоровел, теперь больше не греши. Сейчас нет Вифезды с пятью притворами, зато есть множество храмов. Это тоже дома милосердия, в притвор которых можно войти и тоже встретить там живого Бога. Он дает нам Самого Себя в Теле и Крови, Святым Духом касаясь нашей души, умиряя скорби, утешая болезни и вдохновляя нас на радостную дальнейшую жизнь. Ведь христианство – это не про плач и скорбь вселенскую, это про великую радость. Апостол и евангелист Матфей говорит: «Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». И мы, христиане, с радостью носящие имя Христово, должны радоваться возможности, что у нас есть столько шансов поменять свою жизнь прямо сейчас.

Нельзя не обратить внимание на то, что исцелялось множество людей с помощью воды. Мы освящаем воду не только на Великом освящении, говорим не только об агиасме – крещенской святой воде. Часто вода освящается по нужде: перед престольными праздниками, когда необходимо совершать крестный ход с окроплением верующих водой, в определенные дни церковного календаря. Да и просто когда верующие просят, совершается водосвятный молебен.

Мы просим Бога о том, чтобы Он тоже нам даровал воду, может быть, не столь чудодейственную, что только от одного прикосновения к ней выздоравливают, но по вере нашей дарующую исцеление и помогающую нам в нужде. Это очень важно помнить. Святая вода есть во всех храмах, но она без веры и молитвы не работает. Это не просто таблетка, которую можно выпить – и голова перестанет болеть.

Святая вода – удивительный образ милости Бога к нам и нашей надежды. Господь из любви к человеку изменяет чин естества там, где хочет. То есть даже обычная вода, которой человек напивается, может утолить не только жажду. Если человек будет стараться делать добрые дела, жить по заповедям Христа, тогда многочисленные святыни (артос, антидоры – богослужебные и простые просфоры и святая вода, которая должна храниться в доме у каждого человека) могут послужить благодатной помощью христианину в его жизни. Но эти святыни сами по себе не являются универсальным лекарством от всего. Для человека верующего все возможно: он и горы сможет двигать, и вода может его исцелить. И даже без воды, если мы будем прибегать к единственному источнику благодати – Господу Богу, мы сможем получить прощение, исцеление и благословение на всю нашу, дай Бог, долгую жизнь.

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 08 декабря: 05:30
  • Суббота, 11 декабря: 09:05
  • Среда, 15 декабря: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​