Родное слово. Священник Александр Сахненко отвечает на вопросы

24 ноября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
– На этой неделе мы отметили праздник, который особенно значим для Вас как настоятеля храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца и Ваших прихожан. Но само событие, которое вспоминается в этот день, очень страшное, даже спустя века.

– Да, совершенно верно. Я хотел бы объяснить нашим зрителям, что помимо 6 мая – дня кончины святого великомученика Георгия, есть его память в ноябре, причем сразу два раза. Одна память – наша русская, вторая – грузинская. 16 ноября празднуется память обновления храма в Лидде, а 23 ноября – это празднование Грузинской Церкви (в нашем православном календаре оно стоит с пометкой, что оно грузинское).

Прежде хочу рассказать об обновлении храма. История следующая. В Лидде стоял храм, посвященный святому великомученику Георгию, где были его честные мощи. Понятно, что за такое количество времени всякое бывает: и войны, и передряги, и разного рода неверующие люди, которые стоят у власти. Поэтому храм из-за различных исторических моментов практически был разрушен, очень плохо сохранился. Где-то в начале XVIII века иерусалимский патриарх Кирилл II обратился к кавалерам ордена Георгия Победоносца.

Хотел бы отметить, что сейчас у нас, в Русской Православной Церкви, возрождается эта система. В голове среднестатистического человека орден – это красивая медалька, которая висит на груди. На самом деле это знак принадлежности к обществу, единению людей (как монашеский орден в Католической Церкви или орден рыцарей). И сейчас те люди, которые награждаются высшими церковными наградами, тоже должны представлять собой общество людей. У них есть орденский храм, флаг, они заботятся о каких-то вещах, за что и были награждены. То есть у каждого ордена свои интересы.

Орден Георгия Победоносца существовал, у него были российские подданные, поэтому все было организовано таким образом, что правительство России выделило деньги на восстановление этого храма. И уже 3 ноября по старому стилю (16 ноября по новому) в 1872 году состоялось торжественное освящение этого храма. А у Русской Православной Церкви появился свой отдельный праздник.

Понятно, что множество древних храмов восстанавливается и освящается, и не каждый из них стоит отдельной памяти. Но из-за огромной человеческой любви к святому великомученику Георгию, очень необычному и значимому святому, особое значение имело и восстановление его храма.

– А почему он так любим в народе?

– Третий век – это эпоха гонений на христиан. Безусловно, есть люди, которые рождаются в церковных семьях, вырастают в христианской атмосфере, когда родители принимают крещение и соответствующе воспитывают своих детей. Будущему святому великомученику Георгию очень повезло родиться в такой семье. Его отец и мать были христианами. Отец пострадал за исповедание своей веры, а мать старалась изо всех сил воспитать сына благочестивым на примерах Священного Писания. И это дало свои плоды не только в плане религии, но и в плане классического воспитания.

Юноша вырос очень неравнодушный, горячий, пламенный, его рано заинтересовала военная служба, он быстро этому научился. И в силу талантов, дарованных Господом, и своего неравнодушия, желания возрастать над собой он очень быстро достиг колоссальных успехов. Начал одну за другой занимать весомые, значимые офицерские должности. Естественно, на такого  молодого человека обратили внимание начальники и стали ему поручать все больше и больше дел.

Собственно, это была бы замечательная и красивая история, если бы не одно «но»: императору пришла в голову идея усилить гонения на христиан, по-новому завести эту гибельную машину убийства. И сам святой великомученик должен был служить орудием этой машины. Но вместо того, чтобы мучить своих собратьев по вере, он их, наоборот, прикрывал, давал возможность спастись. Естественно, это очень быстро вскрылось. И молодой человек, у которого на чаше весов стояла карьера, семья, свое будущее, не побоялся высказать в лицо и военному совету, и императору, что он не согласен с его решением, что христиане не могут быть гонимы, потому что ничего плохого и противоправного для своей власти, страны и отечества не делают.

Естественно, это была великая дерзость. Любой военный человек знает, что не надо обращать внимание на недостатки начальства, потому что в армейской среде есть очень жесткая иерархия. У нас так принято – молчать. А в принципиальных моментах порой молчать не получается. Именно за принципиальность, которая зиждется на горячей вере в Бога, и случилось с Георгием то, что случилось.

Почему мы говорим «великомученик»? Потому, что он испытал великие мучения. Были мученики, которых страшно мучили, и они очень быстро отдавали Богу душу. В житиях не так много святых, которых мучили неделями и никак не могли придумать какой-нибудь настолько изощренный способ убийства, чтобы это было для всех зримо (ведь толпа хочет зрелищ и хлеба) и чтобы действительно случилась смерть. Господь обычно хранил Своих великомучеников: раз за разом, как мы читаем в житиях, и меч гнулся, которым пытались усечь голову, и кипящая смола остужалась.

С великомучеником Георгием тоже что только не делали, в конце концов произошло одно из самых значимых мучений, что и отмечает Грузинская Церковь, – это колесование великомученика Георгия. Это огромное колесо с шипами, к которым привязывался человек. И получалось так, что раз за разом это колесо крутили, и человека должны были протыкать огромные гвозди. Естественно, два-три раза мучители провернут колесо, и человек умрет, иначе невозможно. Но великомученик Георгий почему-то никак не умирал. Его хранила Божественная благодать. И это противление законам естества лишний раз показывало людям, которые являлись свидетелями этого события, великую милость и благодать Божию, что Господь хранит верных Своих.

Удивительно, но у нас практически нет таких празднований, это небольшое исключение. Мы празднуем смерть, какие-то события, связанные с переносом мощей, с освящением храмов, но чтобы празднованием было мучение... У нас в храме так получилось, что между двумя празднованиями в честь Георгия Победоносца почему-то стали отмечать именно колесование. Приход только организовывался, не успели вовремя собраться, и с тех пор из года в год празднуем именно 23 ноября.

Каждый год приходят люди и спрашивают: «Как вы это празднуете? Чему радуетесь? Вашего святого мучают на колесе, а вы стоите счастливые». Если с такой стороны посмотреть, у нас вообще много странного в Церкви. Мы радуемся, когда человек умирает, хороним его на территории храма, если он был значимый священник, архиерей (бывает, прямо в храме хороним), целуем мощи святых, радуемся, когда отмечаем память какого-то святого. Но память – это день смерти. День рождения святых праздновать практически не принято, кроме рождения Господа и Его Пречистой Матери.

Недавно стал очень популярен праздник Рождества Николая Чудотворца, а дни рождения остальных святых не празднуются. Празднуется день их смерти, то есть рождения в вечную жизнь. Это тоже очень значимый показатель, потому что у христиан совершенно другое восприятие. Мы воспринимаем смерть как избавление от мучений, бед, как возможность человеку достичь того, о чем он мечтал всю эту жизнь. Для христианина смерть – это не потеря, а приобретение.

Поэтому в такой необычный день и таким необычным способом мы почитаем память удивительного святого, который известен каждому в огромном количестве стран. У нас он до сих пор изображен на маленьких монетках в виде копейщика. Мы знаем, что Георгий Победоносец изображен на гербе нашей столицы – города Москвы. С ним ассоциируется наша воинская мощь, он является покровителем воинов и земледельцев, как это повелось с древности. Не только в нашей стране, но и в Грузии, Англии считают этого святого своим небесным покровителем, национальным святым. Зная о том, что этот святой так любим, Церковь дает нам несколько дней, когда мы можем припасть к раке мощей или, если нет такой возможности, к иконе великомученика Георгия Победоносца и испросить у Господа, по его молитвам, стране нашей – укрепления, мира, воинам – мудрости и крепости, а нам всем – благочестивого жития во славу имени Христова.

– Мы часто обращаемся с молитвой за помощью к святым. Но есть у нас и еще незримые помощники, с которыми мы идем по жизни и даже по ее окончании, – ангелы. Как они входят в нашу жизнь и ведут нас по ней?

– Действительно, для христианина очень важно помнить о том, что существует не только мир земной, но и мир духовный. Человек, который живет только земными интересами, лишает себя возможности жизни вечной. Он похож на человека, который знает, что ему нужно будет куда-то ехать, но никак не собирает чемодан. То есть он откладывает это на последний момент… Мы часто смеемся над людьми, которые собираются куда-то ехать только через полгода, а уже копят вещи. Но они лучше всех приспособлены в отпуске или командировке. Такой пример для духовной жизни очень значим.

Мы боимся в миру говорить о смерти, думать о ней, потому что духовная жизнь начнется вроде как потом. И многие люди даже говорят: «Сейчас я поживу, все устрою детям, внукам, а там уж можно и Богу помолиться». Где же, человече, конец твоей жизни? Как ты можешь знать, что доживешь до ста или восьмидесяти лет? Никто не знает, когда оборвется его жизнь и придется перед Богом дать ответ за все свои деяния. Поэтому человеку очень полезно думать о духовном мире. И Церковь помогает, делает это первостепенной, самой значимой мыслью для человека, напоминая ему каждый раз о смерти, о его душе. Потому что ничего из материального, накопленного за время земной жизни, человек не сможет забрать с собой. Только добрые привычки души – умение прощать, любить, делиться, терпеть – чрезвычайно помогут человеку в жизни вечной, бесконечной.

Когда мы говорим о духовном мире, мы не можем не говорить о небожителях, о тех, кто живет на небесах, в том мире. Я говорю не только о Господе и Его Пречистой Матери,  многочисленных святых угодниках Божиих начиная с Ветхого Завета до новомучеников и исповедников Церкви Русской, пребывающих в Его Божественном свете, но и о служителях Божиих, созданных ранее, чем весь человеческий род – ангелах, Небесных Силах.

Господь создал небесный мир еще до появления человека и всего мира. И ангелы были сотворены Им такими же разумными и обладающими свободной волей. Конечно, они бестелесны по сравнению с человеком, но называть их напрямую бестелесными святые отцы опасаются. Потому что, по сравнению с Богом, определенной телесностью они обладают. Но для нас они невидимы, они есть духи, и мы находимся с ними в разных мирах. Поэтому не можем ощущать, видеть их.

Само наименование «ангелы» переводится как «вестники» и указывает на особенность их служения. Если мы увидим икону любого ангела (или даже просто картинку в Библии), то заметим, что традиционно ангелов изображают с крыльями. Это не потому, что они какие-то особенные существа с крыльями, просто крылья – это способ подчеркнуть быстроту реакции ангела на задание, данное Богом.

Многие дети любят смотреть мультик «Лунтик». Там очень интересная заставка: лунная пчела рождается на Луне и попадает потом на Землю, где дружит с букашками и прочими насекомыми. На Луне открывается яйцо, из которого вылупляется Лунтик, и он говорит: «Я родился». Этот момент самоосознания, определенного катарсиса человеку изначально неведом. Ребенок не говорит сразу после родов: «Привет, папа, я твой сын. Мама, спасибо, что родила меня». Ему нужно прожить несколько лет, прежде чем он начнет сам осознавать себя и научится коммуницировать с окружающим его миром. А ангелы, будучи существами, которых создал Господь, моментально, в одну секунду осознали, что их только что не было, а теперь они существуют.

– А как они появляются?

– Творение Божие. Господь сотворил их из ничего, Своим повелением, единожды. То есть они не продолжают каким-то образом размножаться, нет на небесах никаких браков.

Церковное слово, которое я сейчас употреблю, очень прочно утвердилось в жизни обычных людей. Мало кто задумывается, что оно церковное. Это слово – «иерархия». Если дословно переводить его с греческого, это «священноначалие». Мы привыкли под иерархией понимать четкую, строгую систему вертикальной власти, когда один подчиняется другому. Совершенно верно, так и есть. Именно таким образом Господь устроил жизнь ангелов. То есть сама идея, что кто-то над кем-то властвует, а кто-то кому-то подчиняется и его слушает, – это мысль, заложенная Богом в строение ангельского небесного мира. Оттуда она перетекла уже и в земную жизнь, потому что так благословлено Богом.

Про ангелов очень сложно говорить точно и конкретно, потому что не так много людей их видело. Даже в Священном Писании о них не так подробно рассказывается. Во-первых, все учение о сотворении ангелов содержится в первом же предложении Библии: В начале сотворил Бог небо и землю. В этих словах подразумевается не небо и земля, а мир небесный и мир земной. И только потом, в каких-то редких моментах, мы видим имена ангелов, какое-то их служение. В основном это вестники каких-либо новостей от Бога.

Люди Ветхого Завета боялись, когда видели ангелов, потому что скорее всего это означало, что кто-то что-то натворил и его ждет смерть. Именно поэтому они очень волновались. И Захария, когда к нему явился ангел в храме возвещать о том, что у него родится сын, тоже испугался. Людей пугало это соприкосновение с миром духовным, с которым обычно нет тесной связи, и заставляло задуматься об ином мире.

По учению Церкви, во многом почерпнутому из творений святого Дионисия Ареопагита, ангелы делятся на три ветви иерархии: высшие, средние, низшие. Девять ангельских чинов мы начинаем считать сверху, от Самого Господа Бога. То есть самые близкие к Господу ангелы – это серафимы, потом идут херувимы, престолы, господства, силы, власти, начала, архангелы и ангелы. Эти наименования небесных чинов церковный человек, регулярно ходящий в храм, периодически слышит, потому что они часто употребляются в богослужениях, особенно на всенощном бдении и вечернем богослужении.

Каждый из этих чинов имеет свое служение. Серафимы – наиболее близкие к Господу. Это название нам известно, есть даже такое имя (мужское и женское) – Серафим, переводится как «пламенный», «огненный». Оно подчеркивает, что именно эти ангелы пламенеют любовью к Богу; и не просто сами горят, но и побуждают других так же пламенно и искренне любить своего Господа и Творца.

Следующие ангелы – это херувимы. О них мы тоже слышим, потому что поем в молитве Пресвятой Богородице, что Она есть «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», то есть превыше самых высоких ангельских чинов. А херувимы действительно значимы, потому что их имя переводится как «премудрость, просвещение». И через них посылается Богом в земной мир просвещение для истинного познания Бога.

Мы привыкли употреблять эти слова – «херувимы», «серафимы». Но на самом деле они взяты из еврейского языка, и окончание «им» указывает на множественное число. Если переводить на русский, правильно было бы сказать, что это херувы и серафы, потому что «херувим» обозначает, что их уже много. Но так уж повелось в русском языке, и мы это уже не меняем, потому что для нашего уха будет непривычно такое наименование.

Престолы своим названием подчеркивают суть своего служения. Богоносные по благодати, данной им от Господа, они необъяснимо, непонятно для нас носят Бога, служат Его правосудию, также пребывают рядом с Ним. Это высшая иерархия ангелов, которые пребывают с Господом непрестанно.

Господства, как следует из их наименования, господствуют, владычествуют над второй иерархией ангелов и начальствуют над чинами последующими – силами и властями. Господства наставляют поставленных от Бога властителей в мире. Мы говорим, что нет власти не от Бога. И если Господь на земле поставил кого-то из начальников, то именно господства являются их покровителями. Потому что побуждают к мудрому управлению, учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духом, стараться работать над собой, побеждать искушения, господствовать над своей волей.

А силы имеют интересное толкование. Мы часто даже желаем друг другу сил на несение какого-то послушания, на преодоление трудностей. Действительно, силы исполняют волю Божию, творят чудеса и ниспосылают Божественную благодать чудотворения, помогают людям в несении послушаний, укрепляют их в терпении, даруют духовную мудрость и мужество для преодоления различных невзгод.

Власти имеют власть укрощать дьявола. То есть отражают от людей различные бесовские нападки, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе со злыми помыслами и какими-то проявлениями зла в мире земном.

Последняя, младшая часть воинства небесного – это начала, архангелы и ангелы. Начала как начальники стоят над архангелами и ангелами, направляя их к исполнению Божиих поручений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, племена. По нашей вере у каждого народа, страны существует свой ангел-хранитель. Он наставляет людей воздавать каждому честь, подобающую его званию, учит начальствующих исполнять должностные обязанности не потому, что так надо  ради своего блага, каких-то почестей, а ради своего служения, ради чести Божией и пользы ближних.

Когда мы говорим об архангелах как младших ангелах, мы говорим о них как о начальниках над ангелами, благовествующих о великом и преславном, открывающих тайны веры, пророчества, разумения воли Божией. Архангелы укрепляют в людях веру, просветляют их ум светом Евангелия.

А вот ангелы наиболее близки к людям. Мы часто о них говорим, когда желаем кому-то: «ангела за трапезой», «ангела-хранителя», «ангела на сон». Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной жизни, хранят всех верующих, удерживают их от каких-то жизненных падений, восставляют падших, никогда их не оставляют и всегда готовы прийти на помощь, оказать поддержку. Мы верим, что у каждого верующего человека-христианина, принявшего крещение, есть свой ангел-хранитель, который сопровождает его, помогает ему, наставляет в вере.

Но ангелов мы называем святыми, молимся им утром и вечером. И здесь – как с человеком. Можно говорить: «Я человека люблю», но не звонить, не писать ему, не поздравлять с днем рождения и удивляться, почему у нас с ним плохие отношения. Так и тут. Нельзя надеяться, что у нас ангел сильный и нас хранит. А помним ли мы о своем ангеле, молимся ли ему, обращаемся ли к нему с поддержкой? Или мы своими делами так его запугали, что он давно уже ушел, в уголке где-нибудь спрятался и плачет, рыдает о том, что наша душа гибнет, а он ничего не может сделать.

Когда мы говорим об архангелах, тут есть некоторая путаница в чинопоследовании. Потому что есть архангелы, которые стоят над ангелами, а есть архангелы как старшие вообще из всех чинов ангельских. Например, празднование, которое грядет 21 ноября, – Собор Архистратига Божия Михаила, как раз подчеркивает празднование всех бесплотных сил, о которых мы только что сказали, и старших над ними, начальствующих.

Старшего из них знают все. Это Михаил (Микаэль, по-еврейски) – архангел с огненным мечом, вышедший со стороны Небесных Сил навстречу Деннице, который возгордился среди ангелов и захотел занять место Бога, кричал Ему: «Мой престол будет выше Твоего». Архангел Михаил абсолютно законным образом возмутился, сказал: «Ты что такое говоришь? Кто может быть как Бог?» И поэтому мы почитаем его как первого среди всех остальных ангелов. Мы называем его архистратигом. Это греческое слово, которое говорит об очень высоком армейском чине.

Но помимо Михаила, известного всем и чтимого в этот день как первого среди остальных, существуют и другие архангелы. Гавриил – «крепость, сила Божия», провозвестник и служитель Божественного всемогущества. Мы знаем о нем, именно он возвещал Пречистой Владычице Богородице о рождении Спасителя мира. Рафаил – «врачевание Божие», целитель человеческих недугов. Уриил – «огонь и свет Божий», просветитель. Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий весь человеческий и ангельский род к молитве. Иегудиил – «славящий Бога», укрепляющий труждающихся во славу Его, ходатайствующий и о наградах за их высокие заслуги. Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела (когда мы проявляем какую-то милость, здесь покровительствует именно он, призывает милость Божию на нас). И Иеремиил – «возвышение к Богу».

Редко, когда мы вспоминаем имена этих святых архангелов, редко, когда обращаемся к ним конкретно, но в этот день Святая Церковь чтит всю полноту небесного чина Небесной Церкви. Восхваляя Михаила как главного над небесными чинами, вместе со всеми перечисленными серафимами, херувимами, господствами мы поднимаем сами себя гораздо выше, стараемся задумываться о горнем мире и о том, что он действительно существует. Каждый может привести множество примеров, когда его спасал, выручал, защищал ангел-хранитель. Как красиво звучит на литургии, что  мы «горе имеем сердца», то есть возвышаем свои мысли и уповаем на Господа... Святые Небесные Силы бесплотные, молите Бога о нас!

Ведущая Инесса Титова

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 19 января: 05:30
  • Суббота, 22 января: 09:05
  • Среда, 26 января: 05:30

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​